МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
140007, Российская Федерация, Московская область, г. Люберцы, ул. Камова, д. 4
Тел. +7 (499) 110-49-43, e-mail: [email protected], www.stemschool.ru
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МОУ
педагогического совета «Инженерно-технологический лицей» Протокол № ___________ А. А. Игнатьев
от августа 2021 г. Приказ №___от августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
Уровень образования (класс): начальное общее образование (2 класс)
Составитель:
Корнюшина Н. В.
г. о. Люберцы
2020 – 2021 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Программа «Школа России»
2 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладеет начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Где мы живем?
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; сравнивать город и село, городской и сельский дома.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Природа
Обучающийся научится:
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе, между природой и человеком;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя; сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осваивать доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- определять стороны света по солнцу и по компасу;
- различать изученные группы растений и животных;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); выполнять правила поведения в природе;
Жизнь города и села
Обучающийся научится:
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования; определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД.
Здоровье и безопасность
Обучающийся научится:
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
Общение
Обучающийся научится:
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; приводить примеры семейных традиций.
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Путешествия
Обучающийся научится:
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
(68 ч, 2 ч в неделю)
Где мы живём? (4 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия города. Строительство в городе.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: наблюдение зимних явлений в природе.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
3. Тематическое планирование
2 класс
№ | Наименования разделов | Количество часов |
1 | Где мы живем. | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия. | 18 |
| Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
2 «И» класс
(68 ч., 2 ч. в нед.)
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата |
| Где мы живем (4 ч). | | |
1/1 | Родная страна. | | |
2/2 | Город и село. Подготовка к проекту « Родной город». | | |
3/3 | Природа и рукотворный мир. | | |
4/4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?». | | |
| Природа (20 ч). | | |
5/1 | Неживая и живая природа. | | |
6/2 | Явления природы. Практическая работа «Знакомство с устройством термометров». | | |
7/3 | Что такое погода. | | |
8/4 | В гости к осени (экскурсия). | | |
9/5 | В гости к осени (урок). | | |
10/6 | Звёздное небо. | | |
11/7 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами». | | |
12/8 | Про воздух. | | |
13/9 | Про воду. Практическая работа «Свойства воды». | | |
14/10 | Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | | |
15/11 | Какие бывают животные. | | |
16/12 | Невидимые нити. | | |
17/13 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | | |
18/14 | Дикие и домашние животные. | | |
19/15 | Комнатные растения. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями». | | |
20/16 | Животные живого уголка. | | |
21/17 | Про кошек и собак. | | |
22/18 | Красная книга. | | |
23/19 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | | |
24/20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | | |
| Жизнь города и села (10 ч). | | |
25/1 | Что такое экономика. | | |
26/2 | Из чего что сделано. | | |
27/3 | Как построить дом. | | |
28/4 | Какой бывает транспорт. | | |
29/5 | Культура и образование. | | |
30/6 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | | |
31/7 | В гости к зиме (экскурсия). | | |
32/8 | В гости к зиме (урок). | | |
33/9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | | |
34/10 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | | |
| Здоровье и безопасность (9 ч). | | |
35/1 | Строение тела человека. | | |
36/2 | Если хочешь быть здоров. | | |
37/3 | Берегись автомобиля! | | |
38/4 | Школа пешехода. Практическая работа «Отработка правил перехода улицы». | | |
39/5 | Домашние опасности. | | |
40/6 | Пожар. | | |
41/7 | На воде и в лесу. | | |
42/8 | Опасные незнакомцы. | | |
43/9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | | |
| Общение (7 ч). | | |
44/1 | Наша дружная семья. | | |
45/2 | Проект «Родословная». | | |
46/3 | В школе. | | |
47/4 | Правила вежливости. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». | | |
48/5 | Ты и твои друзья. | | |
49/6 | Мы – зрители и пассажиры. | | |
50/7 | Проверим себя и оценим сои достижения по разделу «Общение». | | |
| Путешествия (18 ч). | | |
51/1 | Посмотри вокруг. | | |
52/2 | Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». | | |
53/3 | Ориентирование на местности. | | |
54/4 | Формы земной поверхности. | | |
55/5 | Водные богатства. | | |
56/6 | В гости к весне (экскурсия). | | |
57/7 | В гости к весне (урок). | | |
58/8 | Россия на карте. Практическая работа «Основные приемы чтения карты». | | |
59/9 | Путешествие по Москве. | | |
60/10 | Московский Кремль. | | |
61/11 | Город не Неве. Проект «Города России». | | |
62/12 | Итоговая контрольная работа. | | |
63/13 | Путешествие по планете. | | |
64/14 | Путешествие по материкам. | | |
65/15 | Страны мира. Проект «Страны мира». | | |
66/16 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | | |
67/17 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | | |
68/18 | Впереди лето. | | |