МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РУСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО: ______/Бабанян Т.А../ Протокол № 1 от 30.08.2020г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____/ЖданкинаИ.Е./ | «ПРИНЯТО» Педагогческим советом школы Протокол № от 31.08.2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________ /Новокрещенов М.И./ Приказ № от 31.08.2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предмет окружающий мир____________________________________
Учитель Бабанян Таисия Александровна
Класс___3____________________________________________________
Количество часов в неделю___2_________________________________
Учебник(название)___Окружающий мир __________________________
Автор учебника__ Плешаков А.А._________________________________
Издательство_ «Просвещение»_2013_________________________________
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по_окружающему миру__________, на основе авторской программы по __ окружающему миру под руководством _Плешакова А.А.
село Русаново – 2020 год.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Ученик должен знать и уметь
– описывать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, в деятельности людей; твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества, свойства изученных тел и веществ, строение и функционирование органов растения, человека; цикл развития цветкового растения, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий), старинный город, старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда, уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников и их детей;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их существенные признаки, сходства и различия;
– объяснять причины круговорота воды в природе, природных явлений и сезонных изменений в неживой и живой природе; взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; роль факторов неживой природыи живых организмов в создании почвы, роль растений на
Земле, для животных, человека; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проведённые наблюдения и опыты, называя их цели, условия проведения и полученные результаты; устройство и назначение изученных приборов, старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйствен ной деятельности людей на окружающую среду и необходимость её защиты;
– приводить примеры природных и социальных явлений, се зонных явлений в неживой природе и изменений, происходящих в жизни живых организмов; стадий развития животных; тел, веществ, их свойств и превращений; использования свойств воздуха, воды, почвы, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье; исторических источников, археологических находок, изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;
– наблюдать природные явления, сезонные изменения в природе и в жизни человека с целью выявления их причин, условий, последовательности и особенностей их протекания; систематически вести фенологические наблюдения и отражать их в дневнике наблюдений; за ростом и развитием растений и животных; исторические памятники, старинные предметы, сравнивать их с современными изделиями человека, описывать их особенности;
– экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, почвы, снега, льда; для наблюдения за последовательностью развития цветкового растения; проводить измерения температуры воздуха, воды, тела человека, пульса; исследовать с помощью лупы строение семени и его проростка, поверхность кожи человека;
– осуществлять поиск учебной информации в источниках разного типа (рассказ учителя, иллюстрация, модель, учебный, научно-популярный, художественный текст, словарь, СМИ, видеофильм, диафильм, схема, таблица, собственные наблюдения, эксперимент);
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, участвуя в дидактической и ролевой играх);
– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, во время чрезвычайных погодных явлений, нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, сообщения с использованием дополнительных и интересных фактов); – оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;
– определения местных климатических условий, опасных природных явлений; сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, наиболее распространённых в своей местности растений, животных и их приспособляемости к смене сезонов; исторических памятников родного края;
экологических проблем своего края и способов их решения;
– освоения способов познания окружающего мира (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования), измерения величин с помощью приборов;
– использования фенологических наблюдений, умения очищать воду, сохранять плодородие почвы, умения оказывать первую помощь себе и окружающим в своей практической и природоохранной деятельности;
– ухода за растениями, домашними животными;
– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);
– соблюдения правил личной гигиены и укрепления своего здоровья, безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; необходимых мер в случае природных стихийных бедствий, профилактики простудных, инфекционных заболеваний и травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха;
– оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
лабор. раб. | практ. раб. | сочинен. | контр. раб. |
1. | Как устроен мир | 6 | | | | |
2. | Эта удивительная природа | 18 | | 7 | | |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | | 2 | | |
4 | Наша безопасность | 7 | | | | |
5 | Чему учит экономика | 12 | | | | |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | | | | |
| итого | 68 | | | | |
Виды деятельности на уроках изобразительного искусства:
- декоративное рисование;
- беседы об изобразительном искусстве;
- рисование с натуры;
- рисование на темы.
Формы обучения:
Фронтальная форма, по характеру совместно-индивидуальная (предполагает, что все ученики работают в одном темпе по одинаковым заданиям);
Парная(организация учебно-познавательной деятельности по парам, которые имеют определенную основу, учебные, индивидуальные возможности учеников);
Групповая (состав учеников делится на группы, бригады, звенья; каждая группа имеет свое задание, задания равноценные по содержанию и сложности);
Индивидуальная(самостоятельная работа каждого ученика по личному заданию и по самостоятельно выбранному темпу, которые зависят от учебных возможностей и психологических особенностей);
Индивидуально-групповая (предусматривает включение отдельных учеников в работу над оригинальным заданием при выполнении основным составом класса общего задания).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема Урока | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Раздел «Как устроен мир» (6 часов) |
1 | Природа. | 04.09 | | |
2 | Человек. | 06.09 | | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 11.09 | | |
4 | Общество. | 13.09 | | |
5 | Что такое экология. | 18.09 | | |
6 | Природа в опасности! | 20.09 | | |
Эта удивительная природа - (18 часов) |
7 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа «Тела, вещества,частицы». | 25.09 | | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | 27.09 | | |
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа «Свойства воздуха». | 02.10 | | |
10 | Вода. Практическая работа «Свойства воды». | 04.10 | | |
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа «Круговорот воды в природе». | 09.10 | | |
12 | Берегите воду! | 11.10 | | |
13 | Как разрушаются камни. | 16.10 | | |
14 | Что такое почва. Практическая работа «Состав почвы». | 18.10 | | |
15 | Разнообразие растений. | 23.10 | | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 25.10 | | |
17 | Размножение и развитие растений. Проверочная работа по теме «Охрана растений» | 30.10 | | |
18 | Охрана растений. Практическая работа «Размножение и развитие растений». | 01.11 | | |
19 | Разнообразие животных. | 13.11 | | |
20 | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | 15.11 | | |
21 | Размножение и развитие животных. | 20.11. | | |
22 | Охрана животных. | 22.11 | | |
23 | В царстве грибов. | 27.11 | | |
24 | Великий круговорот жизни. | 29.11 | | |
«Мы и наше здоровье» (10 часов) |
25 | Организм человека. | 04.12 | | |
26 | Органы чувств. | 06.12 | | |
27 | Надёжная защита организма. Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи». | 11.12 | | |
28 | Опора тела и движение. | 13.12 | | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 18.12 | | |
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа «Подсчет ударов пульса». | 20.12 | | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 25.12 | | |
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 27.12 | | |
33 | Умей предупреждать болезни. | 15-01 | | |
34 | Здоровый образ жизни. | 17-01 | | |
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) |
35 | Огонь, вода и газ. | 22-01 | | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 24-01 | | |
37 | Дорожные знаки. | 29-01 | | |
38 | Проект «Кто нас защищает». | 31-01 | | |
39 | Опасные места. | 05-02 | | |
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа по теме «Природа и безопасность». | 07-02 | | |
41 | Экологическая безопасность. | 12-02 | | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
42 | Для чего нужна экономика. | 14-02 | | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 19-02 | | |
44 | Полезные ископаемые. | 21-02 | | |
45 | Растениеводство | 26-02 | | |
46 | Животноводство. | 28-02 | | |
47 | Какая бывает промышленность. | 05-03 | | |
48 | Проект «Экономика родного края». | 07-03 | | |
49 | Что такое деньги. | 12-03 | | |
50 | Государственный бюджет. | 14-03 | | |
51 | Семейный бюджет. | 19-03 | | |
52 | Экономика и экология. | 21-03 | | |
53 | Экономика и экология. | 02-04 | | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) |
54 | Золотое кольцо России. | 04-04 | | |
55 | Золотое кольцо России. | 09-04 | | |
56 | Золотое кольцо России. | 11-04 | | |
57 | Проект «Музей путешествий». | 16-04 | | |
58 | Наши ближайшие соседи. | 18-04 | | |
59 | На севере Европы. | 23-04 | | |
60 | Что такое Бенилюкс. | 25-04 | | |
61 | В центре Европы. | 30-04 | | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция). | 07-05 | | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 14-05 | | |
64 | На юге Европы. | 16-07 | | |
65 | По знаменитым местам мира. | 21-05 | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения | 23-05 | | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | | | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | | | |