СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР (Вариант 5.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР (Вариант 5.2)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 202»


Рассмотрено на заседании МО

Согласовано

Утверждаю

Директор школы Душтакова С.К.


Рук-ль МО Захарова И.В.

Зам.директора Тихонова Э.В.






Рабочая программа Обучающихся с ТНР (Вариант 5.2.)

Предмет: окружающий мир

ОО: «Обществознание и естествознание»

Класс: 1 дополнительный

Егорова И.А












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР.

Цель курса: поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах (использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности), используя материал курса «Окружающий мир»; формирование целостной картины мира, осознание места в нем человека; осмысление ребенком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи:

  • развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, давать характеристику объектам окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни.

В процессе изучения данного курса в классе для детей с ТНР необходимо ставить и специальные коррекционные задачи:

  • развитие и обогащение словарного запаса на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них;

  • формирование умения планировать связное высказывание; анализировать ситуации; выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

  • развитие совершенствование грамматического оформления речи.


Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея целостности мира;

  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, ру­котворному миру, культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках, через проектную деятельность. Это способствует формированию представлений о природе родного края, воспитывает любовь к малой родине, формирует уважительное отношение к истории и культуре родного края, других народов.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» на 1 дополнительный класс— 66 часов (33 учебные недели).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей.

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • адекватная самооценка;

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интереса к изучению курса «Окружающий мир», к речевой деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • осознание себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну и свой язык.

Предметные

Обучающиеся научатся на минимальном уровне:

  • уважительно относиться к природе нашей страны;

  • понимать целостность окружающего мира;

  • выполнять элементарные правила нравственного поведения в мире природы, нормы поведения в природной среде;

  • изучать природу доступными способами;

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре.

Обучающиеся научатся на достаточном уровне:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • самостоятельно сделать необходимые выводы;

  • составлять устные рассказы (3—5 предложений);

  • самостоятельно формулировать вопросы;

  • устно сообщать (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни, о событиях в школе и дома, о сведениях, полученных из календаря погоды, на экскурсии; высказываться по сюжету, предложенному учителем.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся на минимальном уровне:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам проверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем, адекватно воспринимать оценку учителя;

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

  • находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания).

Обучающиеся научатся на достаточном уровне:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя);

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные

Обучающиеся научатся на минимальном уровне:

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Обучающиеся научатся на достаточном уровне:

  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся на минимальном уровне:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Обучающиеся научатся на достаточном уровне:

  • выражать свои мысли в соответствии возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение;

  • формулировать свои собственные затруднения, свою собственную позицию;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.

Содержание коррекционной работы

Развитие сенсорно-перцептивных функций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.

Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью.










Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Деятельность учителя

деятельность учащихся

Домашнее задание

1 раздел «Что и кто?» 40 часов


1-2. Что такое Родина?


Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать герб и флаг России;

отвечать на итоговые вопросы.



3-4.Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

отвечать на итоговые вопросы.



5-6.Что мы знаем о Москве?


Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

узнавать достопримечательности столицы;



7-8.Проект «Моя малая Родина»


Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины;

находить в семейном фото архиве соответствующий материал;

составлять устный рассказ;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей



9-10.Что у нас над головой?


Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звезды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем;

моделировать форму Солнца;



11-12.Что у нас под ногами?


Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



13-14.Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа в группе:

находить у растений их части, показывать и отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



15-16. Что растет на подоконнике?


Наиболее распространенные комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

различать изученные растения;

приводить примеры комнатных растений;



17-18. Что растет на клумбе?


Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

наблюдать растения клумбы и дачного участ­ка и узнавать их по рисункам;



19-20. Что это за листья?


Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях;

сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам;

практическая работа: определять деревья по листьям;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;



21-22. Что такое хвоинки?


Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­ненные листья. Распознавание хвойных деревьев


Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

различать лиственные и хвойные деревья;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево.



23-24. Кто такие насекомые?


Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на­секомых

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;



25-26. Кто такие рыбы?


Рыбы — водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуей. Морские и речные рыбы


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить; рассматривать иллюстрации учебника,

узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

описывать рыбу

приводить примеры речных и морских рыб



27-28 Кто такие птицы?


Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья — главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;



29-30. Кто такие звери?


Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детенышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

узнавать зверей на рисун­ке, определять зверей

отвечать на итоговые вопросы и



31-32 Что окружает нас дома?


Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

характеризовать назначение бытовых предметов;

находить на рисунке предметы определенных групп;

приводить примеры предметов разных групп;



33-34 Что умеет компьютер?


Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

определять составные части компьютера;

обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

моделировать устройство компьютера;

соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;



35-36 Что вокруг нас может быть опасным?


Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного движения


выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых пред­метов;

моделировать устройство светофора;

оценивать свое обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге;



37-38 На что похожа наша планета?


Первоначальные сведения о форме Земли и ее движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус — модель Земли

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с фор­мой нашей планеты;

моделировать форму Земли;



39-.40 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»


Моя малая Родина».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;




Раздел «Как, откуда и куда?» 26 ч


41,42,43. Как живет семья? Проект «Моя семья»


Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты


Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей



44-45. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнен­ной воды;

практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



46-47. Откуда в наш дом приходит электричество?


Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



48-49. Как путешествует письмо?


Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



50-51. Куда текут реки?


Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде


сравнивать реку и море;

практическая работа: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



52-53. Откуда берутся снег и лед?


Снег и лед. Исследование свойств снега и льда

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



54-55. Как живут растения?


Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее.

формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений;

практическая работа ухаживать за комнатными растениями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



56-57. Как живут животные?


Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях;

оценивать свои достижения на уроке



58-59. Как зимой помочь птицам?


Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

практическая работа изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

запомнить правила подкормки птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



50-61. Откуда берётся и куда девается мусор?


Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся ее выполнить;

определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



62-63. Откуда в снежках грязь?


Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты ее от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

практическая работа исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



64,65,66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья»


Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

оценивать свои достижения и достижения других обучающихся