Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
4 четверть – 16 ч.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.
- воспитание любви к своей малой Родине и к Родине.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
При письменной проверке знаний по предмету «Окружающий мир» используются такие работы, которые не требуют полного обязательного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Это в основном тестовые задания типа:
Проверка знаний осуществляется дифференцированно, что позволяет проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения каждого ученика.
Практическая работа: «Солнечная система», «Глобус и географическая карта», «Равнины и горы России», «Моря, озёра и реки России», «Леса России».
Тест: «Планеты Солнечной системы», «Мир глазами историка», «Арктика», «Тундра».
Проверочная работа: «Сокровища Земли под охраной».
Создание проекта: «Экологическое равновесие», «Природное сообщество».
Практическая работа: «Наши подземные богатства».
Тест: «Наши подземные богатства», «Растениеводство нашего края».
Проверочная работа: «Экологическое равновесие».
Проверочная работа: «Россия XX века», «Путешествие по России».
Тест: «Великая отечественная война», « Мы – граждане России».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Тип урока | Элементы содержания | УУД | сроки | оборудование | Вид контроля | Д\з | примечания |
| Земля и человечество. | 9. | | | | | | | | |
1. | Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | 1 | экскурсия | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | | | текущий | Выбрать тему проекта, читать с 4-8, задания с.8 | |
2 | Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Практическая работа | С.9-15 читать, зад. С. 15 | |
3. | Звездное небо – великая книга природы. | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест «Планеты солнечной системы». | Читать с 16-21, зад. С.21 | |
4 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | 1 | | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Практическая работа | С. 22-28, сочинение на тему «Какой я представляю Землю, глядя на глобус» | |
5. | Пояса Земли. | 1 | Практического применения знаний | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Самост. работа | С.30-34, проверь себя с.34 | |
6. | Мир глазами историка. | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест «Мир глазами историка» | С.29-35, зад.с 41 | |
7. | Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница. | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические вре-мена | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.42-46, зад.с.46 | |
8. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | Комбинированный | Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.47-53, зад.с.53 | |
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщающий урок. | 1 | Урок-игра | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | | | Проверочная работа | С.54-62,зад. С.62 | |
| Итого | 9 | | | | | | | | |
| Природа России. | 11. | | | | | | | | |
10. | Равнины и горы России. | 1 | Комбинированный | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пласти-лина | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Практическая работа с физической картой | С.64-71, зад. С.70 | |
11. | Моря, озера и реки России. | 1 | Комбинированный | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Практическая работа с физической картой | С.72-77, зад. С.75 | |
12. | Зона Арктических пустынь. | 1 | Комбинированный | Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.78-86, зад. С. 85 | |
13. | Тундра. | 1 | Комбинированный | Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест «Арктика» | С.87-95,пересказ | |
14. | Леса России. | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест «Тундра» Практическая работа | С.98-105,пересказ | |
15. | Лес и человек. | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Экскурсия | С.106-113,зад. С.111 | |
16. | Зона степей. | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Самостоят. работа | С.114-122,зад. С. 121,122, | |
17. | Пустыни. | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.122-131,зад. С. 130 | |
18. | У Черного моря. | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.132-140,зад.с. 139-140 | |
19 | Экологическое равновесие. Обобщающий урок. | 1 | Урок-игра | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Проверочная работа | С.141-142,пересказ | |
20 | Создание проекта «Экологическое равновесие» | 1 | | | | | | | | |
| Итого: | 11 | | | | | | | | |
| Родной край – часть большой страны. | 14. | | | | | | | | |
21. | Наш край. | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.146,записи в тетр. | |
22. | Поверхность нашего края. | 1 | экскурсия | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Экскурсия | С.147-153,зад.с. 151 | |
23. | Водоёмы нашего края. | 1 | Комбинированный | Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С154, 155-157,зад.с. 157 | |
24-25. | Наши подземные богатства. | 2 | Комбинированный | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест «Наши подземные богатства» Практическая работа | С.159-163, С.164-170 | |
26. | Земля – кормилица. | 1 | Комбинированный | Почва, ее состав | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.171-175,зад.с. 174 | |
27. | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.175-182,пересказ | |
28. | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | Комбинированный | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С. 182-190, пересказ | |
29 | Жизнь пресного водоема. | 1 | экскурсия | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Экскурсия | С.191-200 | |
30 | Создание проекта «природное сообщество» | 1 | | | | | | | | |
31. | Растениеводство в нашем крае. | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест «Растениеводство в нашем крае». | С.201-207,пересказ | |
32. | Незаметные защитники урожая. | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | С.208-213 | |
33. | Животные в нашем крае. | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | 214-222,пересказ | |
34. | Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край». | 1 | Урок-игра | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
| Итого: | 14 | | | | | | | | |
| Страницы всемирной истории. | 5. | | | | | | | | |
35. | Начало истории человечества. | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
36. | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | Комбинированный | | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | Комбинированный | | Знать историю средних веков | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
38. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей новейшего времени | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
| Итого: | 5 | | | | | | | | |
| Страницы истории Отечества. | 21. | | | | | | | | |
40. | Жизнь древних славян. | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест по теме. | | |
41. | Во времена Древней Руси. | 1 | Комбинированный | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
42. | Страна городов. | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
44 | Создание проекта «Историческое прошлое России» | 1 | | | | | | | | |
45 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
46. | Русь расправляет крылья. | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Самостоят. работа | | |
47. | Куликовская битва. | 1 | Комбинированный | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | | | |
48. | Иван III. | 1 | Комбинированный | | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
49. | Мастера печатных дел. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
50. | Патриоты России. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
51. | Петр Великий. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Самостоят. работа | | |
52. | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю развития образования на Руси | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
53. | Екатерина Великая. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
54. | Отечественная война 1812 года. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
55. | Страницы истории XIX. | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
56. | Россия вступает в XX век. | 1 | Проверка знаний | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Проверочная работа | | |
57. | Страницы истории 20-30 годов. | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
58. | Великая война и Великая Победа. | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест по теме. Экскурсия | | |
59. | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
60. | Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества». | 1 | Урок-игра | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
| Итого: | 21 | | | | | | | | |
| Современная Россия. | 8 | | | | | | | | |
61. | Основной закон России и права человека. | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
62. | Дети имеют право на особую заботу и помощь. | 1 | Комбинированный | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
63. | Мы – граждане России. | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Тест по теме. | | |
64. | Славные символы России. | 1 | Комбинированный | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
65. | Такие разные праздники. | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | текущий | | |
66 | Путешествие по России. | 1 | Проверка знаний | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | | Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику | Проверочная работа | | |
67-68. | Изучаем правила дорожного движения. | 2 | Урок-игра | | | | | | |
| Итого: | 8 | | | | | | | | |
| Итого за год: | 68 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |