СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе Примерной программы НОО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю

1 четверть – 16ч

2 четверть – 16 ч

3 четверть – 20 ч

4 четверть – 16 ч.

Для реализации программного содержания используются:

  • А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

  • А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

  • А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

- воспитание любви к своей малой Родине и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

- названия океанов, материков;

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники России;

- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).


В результате изучения окружающего мира ученик должен

уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся.

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Формы проверки знаний:

  • - устный опрос;

  • - наблюдения;

  • - тесты;

  • - практические работы;

  • - проверочные, самостоятельные работы;

При письменной проверке знаний по предмету «Окружающий мир» используются такие работы, которые не требуют полного обязательного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Это в основном тестовые задания типа:

  • поиск ошибок;

  • выбор ответа

  • продолжение или исправление высказывания.

Проверка знаний осуществляется дифференцированно, что позволяет проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения каждого ученика.

Нормы контроля:

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы ( в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт полные ответы на все вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Перечень учебно – методического обеспечения соответствует требованиям ФГОС НОО:

Учебник «Мир вокруг нас».

Учебник в двух частях.

Москва «Просвещение»

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».

О.И.Дмитриева.

К учебному комплекту

А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой

Москва «Вако», 2009

Окружающий мир. Проверим себя.

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

В двух частях

Издательство «Вита»

Москва, 2009

Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания.

Е.Г.Каткова

Типовые тестовые задания.

Издательство «Экзамен»

Москва, 2010






Структура предмета.

№п\п.

Наименование раздела.

Содержание курса

Всего.

1.

Земля и человечество.

Солнце.

Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния. Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические вре-мена

9.

2.

Природа России.

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы.

11.

3.

Родной край – часть большой страны.

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности. Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика). Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

14.

4.

Страницы всемирной истории.

Человек – часть природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира. Выдающиеся люди разных эпох. Счет лет в истории.

5.

5.

Страницы истории России.

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).

21.

6.

Современная Россия.


Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Государственные праздники (День Победы). Выдающиеся люди разных эпох.

8.

Итого



68




1 четверть.

Практическая работа: «Солнечная система», «Глобус и географическая карта», «Равнины и горы России», «Моря, озёра и реки России», «Леса России».

Тест: «Планеты Солнечной системы», «Мир глазами историка», «Арктика», «Тундра».

Проверочная работа: «Сокровища Земли под охраной».

2 четверть.

Создание проекта: «Экологическое равновесие», «Природное сообщество».

Практическая работа: «Наши подземные богатства».

Тест: «Наши подземные богатства», «Растениеводство нашего края».

Проверочная работа: «Экологическое равновесие».

3 четверть.

Создание проекта: «Историческое прошлое России»

Тест: «Жизнь древних славян»

4 четверть.

Проверочная работа: «Россия XX века», «Путешествие по России».

Тест: «Великая отечественная война», « Мы – граждане России».







Контроль над выполнением практической части программы:


Практическая часть

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4 четверть.

За год

Практическая работа

5

1

0

0

6

Проверочная работа

1

1

0

2

4

Экскурсия

1

2

0

1

4

Тест

4

2

1

2

9

Проект

0

2

1

0

3























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ П Л А Н И Р О В А Н И Е


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Тип урока

Элементы содержания

УУД

сроки

оборудование

Вид контроля

Д\з

примечания


Земля и человечество.

9.









1.

Введение.

Мир глазами астронома. Вселенная.

Солнце.

1

экскурсия

Солнце.

Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете



текущий

Выбрать тему проекта, читать с 4-8, задания с.8


2

Планеты солнечной системы.

Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

1

Комбинированный

Солнце.

Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Практическая работа

С.9-15 читать, зад. С. 15


3.

Звездное небо – великая книга природы.

1

Комбинированный

Солнце.

Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест «Планеты солнечной системы».

Читать с 16-21, зад. С.21


4

Мир глазами географа.

Глобус и географическая карта.

1


Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе

и карте

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Практическая работа

С. 22-28, сочинение на тему «Какой я представляю Землю, глядя на глобус»


5.

Пояса Земли.

1

Практического применения знаний

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Самост. работа

С.30-34, проверь себя с.34


6.

Мир глазами историка.

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест «Мир глазами историка»

С.29-35, зад.с 41


7.

Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница.

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические вре-мена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.42-46, зад.с.46


8.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

Комбинированный

Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.47-53,
зад.с.53


9.

Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщающий урок.

1

Урок-игра

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения

в природе

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу.



Проверочная работа

С.54-62,зад. С.62



Итого

9










Природа России.

11.









10.

Равнины и горы России.

1

Комбинированный

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пласти-лина

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Практическая работа с физической картой

С.64-71, зад. С.70


11.

Моря, озера и реки России.

1

Комбинированный

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Практическая работа с физической картой

С.72-77, зад. С.75


12.

Зона Арктических пустынь.

1

Комбинированный

Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.78-86, зад. С. 85


13.

Тундра.

1

Комбинированный

Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений

и животных тундры


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест «Арктика»

С.87-95,пересказ


14.

Леса России.

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест «Тундра» Практическая работа

С.98-105,пересказ


15.

Лес и человек.

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Экскурсия

С.106-113,зад. С.111


16.

Зона степей.

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Самостоят.

работа

С.114-122,зад. С. 121,122,


17.

Пустыни.

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.122-131,зад. С. 130


18.

У Черного моря.

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.132-140,зад.с. 139-140


19

Экологическое равновесие.

Обобщающий урок.

1

Урок-игра

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения

в природе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения

в природе. Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Проверочная работа

С.141-142,пересказ


20

Создание проекта «Экологическое равновесие»

1










Итого:

11










Родной край – часть большой страны.

14.









21.

Наш край.

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.146,записи в тетр.


22.

Поверхность нашего края.

1

экскурсия

Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Экскурсия

С.147-153,зад.с. 151


23.

Водоёмы нашего края.

1

Комбинированный

Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика)

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря,

реки


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С154, 155-157,зад.с. 157


24-25.

Наши подземные богатства.

2

Комбинированный

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест «Наши подземные богатства» Практическая работа

С.159-163,

С.164-170


26.

Земля – кормилица.

1

Комбинированный

Почва, ее состав

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.171-175,зад.с. 174


27.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.175-182,пересказ


28.

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

Комбинированный


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С. 182-190, пересказ


29

Жизнь пресного водоема.

1

экскурсия


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Экскурсия

С.191-200


30

Создание проекта «природное сообщество»

1









31.

Растениеводство в нашем крае.

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест «Растениеводство в нашем крае».

С.201-207,пересказ


32.

Незаметные защитники урожая.

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение

к животным

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

С.208-213


33.

Животные в нашем крае.


1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий

214-222,пересказ


34.

Обобщающий урок – игра

«Я знаю родной край».

1

Урок-игра

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения

в природе

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять правила поведения в природе


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий




Итого:

14










Страницы всемирной истории.

5.









35.

Начало истории человечества.

1

Комбинированный

Человек – часть природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



36.

Мир древности: далекий и близкий.

1

Комбинированный


Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

Комбинированный


Знать историю средних веков


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей новейшего времени


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий




Итого:

5










Страницы истории Отечества.

21.










40.

Жизнь древних славян.

1

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест по теме.



41.

Во времена Древней Руси.

1

Комбинированный


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



42.

Страна городов.

1

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



44

Создание проекта «Историческое прошлое России»

1









45

Трудные времена на Русской земле.

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России,



Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



46.

Русь расправляет крылья.

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской

битвы


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Самостоят. работа



47.

Куликовская битва.

1

Комбинированный


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику




48.

Иван III.

1

Комбинированный


Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



49.

Мастера печатных дел.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



50.

Патриоты России.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



51.

Петр Великий.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Самостоят. работа



52.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю развития образования на Руси


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



53.

Екатерина Великая.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать реформы Екатерины Великой


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



54.

Отечественная война 1812 года.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



55.

Страницы истории XIX.

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



56.

Россия вступает в XX век.


1

Проверка знаний

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Проверочная работа



57.

Страницы истории 20-30 годов.

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



58.

Великая война и Великая Победа.

1

Комбинированный

Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест по теме. Экскурсия



59.

Страна, открывшая путь в космос.

1


Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



60.

Обобщающий урок по разделу

«Страницы истории Отечества».

1

Урок-игра

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий




Итого:

21










Современная Россия.

8









61.

Основной закон России и права человека.

1

Комбинированный

Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



62.

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

1

Комбинированный

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)



Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



63.

Мы – граждане России.

1

Комбинированный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Тест по теме.



64.

Славные символы России.

1

Комбинированный

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



65.

Такие разные праздники.

1

Комбинированный

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

текущий



66

Путешествие по России.


1

Проверка знаний

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий).

Охрана памятников истории и культуры


Учебник «Мир вокруг нас», эл. прил. к учебнику

Проверочная работа



67-68.

Изучаем правила дорожного движения.

2

Урок-игра








Итого:

8










Итого за год:

68















































27