СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная цель изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Учебный план МКОУ «Большезадоевская СОШ» на 2020-2021 учебный год;
Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Москва, «Просвещение», 2019г.);
УМК «Школа России».
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир», 3 класс (в двух частях),
М.: «Просвещение», 2017 год
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основная цель – формирование у обучающихся целостных представлений об окружающей природе, социальной сфере родного края и места человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Республики Дагестан.
Рабочая программа учитывает особенности класса. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: комбинированный, информационно-исследовательский, обобщающий, урок - экскурсия. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учащиеся продвинутого уровня будут вовлекаться в процесс дополнительной подготовки к урокам, к олимпиадам различного уровня, осваивая при этом материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
основам гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
начальным навыкам адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
осознанию личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательному отношению к окружающим, стремлению прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилам поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правилам экологической безопасности в повседневной жизни;
работе на результат, бережному отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлению чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
целостному взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетическим чувствам, впечатлениям через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этическим чувствам и нормам на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и скорректированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Обучающийся получит возможность научиться:
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
планировать свои действия в течение урока с помощью учителя;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Учебно – тематический план курса «Окружающий мир» - 3 класс».
№ раздела
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
|
Раздел 1
| Как устроен мир
| 7 ч.
|
Раздел 2
| Эта удивительная природа
| 19 ч.
|
Раздел 3
| Мы и наше здоровье
| 10 ч.
|
Раздел 4
| Наша безопасность
| 8 ч.
|
Раздел 5
| Чему учит экономика
| 12 ч.
|
Раздел 6
| Путешествия по городам и странам
| 12 ч.
|
ИТОГО: |
| 136 ч.
|
Краткое содержание тем учебного курса «Окружающий мир» - 3 класс».
Раздел 1. «Как устроен мир» (7ч.)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Раздел 2 «Эта удивительная природа» (19 ч.)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Раздел 3 «Мы и наше здоровье» (10ч.)
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.
Раздел 4 «Наша безопасность» (8 ч.)
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. .
Лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержавших загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Раздел 5 «Чему учит экономика» (12ч.)
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Раздел 6 «Путешествия по городам и странам» (12 ч.)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Виды и формы контроля:
диагностические и проверочные работы, тесты
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2019
А.А. Плешаков Окружающий мир. Учебник. 3 класс (в двух частях), – М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс (в двух частях), – М.: Просвещение, 2019.
Диск с электронным приложением к учебнику А.А. Плешаков «Окружающий мир»,
3 класс.
И. Ф. Яценко. Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 3 класс – М.: ВАКО, 2019
Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир, 3 класс: – М.: ВАКО, 2018
http://school-collection.edu.ru Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Примечание | ||||||
План. | Факт. | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Раздел «Как устроен мир» (7 часов) | ||||||||||
1 |
|
| Природа. Экскурсия «Что нас окружает?»
| -познакомятся с разнообразием природы; - выделять признаки живых существ; -раскрывать ценность природы для людей. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока. Познавательные УУД: -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | -формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.
|
| |||
2 |
|
| Человек. | знать, чем человек отличается от других живых существ; -различать внешность человека и его внутренний мир; -перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение).
| Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе); Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.
|
| |||
3 |
|
| Наши проекты. «Богатства, отданные людям». | -объяснять смысл названия проекта «Богатства, отданные людям»; -называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям.
| Регулятивные УУД: -определять цель проекта, его этапы и сроки; Познавательные УУД: - распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу). Коммуникативные УУД: -выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом работы. | -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.
|
| |||
4 |
|
| Общество | -определять место человека в окружающем мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; - описывать по фотографиям достопримечательности разных стран. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: -сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире; Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; -формулировать выводы из изученного материала. | -осознавать ценность каждого человека в обществе; -проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны.
|
| |||
5 |
|
| Что такое экология | -обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; -изображать экологические связи с помощью моделей. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: -сравнивать окружающую среду разных организмов; -анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком; -классифицировать экологические связи. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | -осознавать необходимость бережного отношения к природе. |
| |||
6 |
|
| Природа в опасности! Охрана природы. | -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; -приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | -осознавать необходимость ответственного отношения к природе. |
| |||
7 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа. | -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. -умение структурировать знания. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | -формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.
|
| |||
Раздел «Эта удивительная природа» (19 часов) | ||||||||||
8 |
|
| Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | -раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. | Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: - классифицировать тела и вещества; -выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | Проявлять интерес к познанию природы. |
| |||
9 |
|
| Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | -раскрыть понятие «химия»; -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование
| Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: -различать вещества по характерным признакам; -использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей.
|
| |||
10 |
|
| Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».
| -исследовать с помощью опытов свойства воздуха. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - извлекать из текста информацию в соответствии с заданием. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; -высказывать предложения, делать выводы. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
| |||
11 |
|
| Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | -исследовать с помощью опытов свойства воды | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды; -доказывать предложения Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей.
|
| |||
12 |
|
| Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | -моделировать круговорот воды в природе. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды в природе; -анализировать рисунок-схему Коммуникативные УУД: -высказывать предложения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. |
| |||
13 |
|
| Берегите воду!
| -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -извлекать из текста информацию в соответствии с заданием; -моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; -рассказывать о загрязнении воды с помощью модели Коммуникативные УУД: - высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. |
| |||
14 |
|
| Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы».
| Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему связей почвы и растения; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Коммуникативные УУД: -высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям. |
| |||
15 |
|
| Разнообразие растений. Экскурсия. | -приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; -классифицировать растения из предложенного списка. Коммуникативные УУД: - подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
| |||
16 |
|
| Солнце, растения и мы с вами. | Обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. |
| |||
17 |
|
| Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | -объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Регулятивные УУД: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные УУД: -наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений Коммуникативные УУД: - Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем. |
| |||
18 |
|
| Охрана растений.
| Объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; - приводить примеры растений из Красной книги России. | Регулятивные УУД: - планировать свои действия в течение урока. Познавательные УУД: - актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
| |||
19 |
|
| Разнообразие животных. Экскурсия.
| -Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе. | Регулятивные УУД: -умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы ; -оценивать достижения на уроке; - принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, Познавательные УУД: -классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. -работать с электронным приложением к учебнику. Коммуникативные УУД: -обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
| |||
20 |
|
| Кто что ест? | -классифицировать животных по типу пищи. - составлять цепи питания. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные УУД: -Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников. Коммуникативные УУД: -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
| |||
21 |
|
| Наши проекты «Разнообразие природы родного края». | -находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Определять цель и этапы работы. Познавательные УУД: - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации, презентовать полученную информацию Коммуникативные УУД: -распределять обязанности в работе над проектом. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
| |||
22 |
|
| Размножение и развитие животных. | Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные УУД: -Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников. Коммуникативные УУД: -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
| |||
23 |
|
| Охрана животных. | Объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе. | Регулятивные УУД: -Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. - Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные УУД: -С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников. Коммуникативные УУД: - Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
| |||
24 |
|
| В царстве грибов. | Объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. -Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. - узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Коммуникативные УУД: -обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». - строить понятные для партнёра высказывания. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
| |||
25 |
|
| Великий круговорот жизни. | Объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ. | Регулятивные УУД: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные УУД: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные УУД: -Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | Формировать представление о взаимосвязях в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. |
| |||
26 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа».
Проверочная работа. | -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.
-умение структурировать знания. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать
способность к решению моральных проблем. |
| |||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | ||||||||||
27 |
|
| Организм человека. | Объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём Коммуникативные УУД: - Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе. | -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире.
|
| |||
28 |
|
| Органы чувств. | Рассказывать об органах чувств по плану. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -работать с терминологическим словарём. -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы. Коммуникативные УУД: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
| |||
29 |
|
| Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи».
| Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. -Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи. Коммуникативные УУД: Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовит рассказ об уходе за кожей. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь. |
| |||
30 |
|
| Опора тела и движение. | Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку. | Регулятивные УУД: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его. Познавательные УУД: -Находить упражнения для формирования правильной осанки. -Работать с терминологическим словарем. Коммуникативные УУД: работать со взрослыми, слушать собеседника. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики. |
| |||
31 |
|
| Наше питание. | -объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. Коммуникативные УУД: -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. | Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. |
| |||
32 |
|
| Наши проекты. «Школа кулинаров». | -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. -умение структурировать знания. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: - составлять меню здорового питания. -Готовиться к выполнению проекта. | Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. |
| |||
33 |
|
| Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». | -Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем. -измерять пульс. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. -формулировать выводы по теме урока. -отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: - Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи. Коммуникативные УУД Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме. | -Ориентироваться на выполнение моральных норм. -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
| |||
34 |
|
| Умей предупреждать болезни. | Закаливать организм, предупреждать болезни. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. -находить дополнительный материал о профилактике заболеваний. - осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; Коммуникативные УУД: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. | -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. -Проводить закаливание своего организма. |
| |||
35 |
|
| Здоровый образ жизни. | Сформулировать правила ЗОЖ, научиться их выполнять. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. - оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Познавательные УУД: -Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье. - работать с терминологическим словарём. Коммуникативные УУД: -Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. -Работать в паре, составлять памятку. | -Ориентироваться на выполнение моральных норм. -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
| |||
36 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | выполнять тесты с выбором ответа. | Регулятивные УУД: -Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Познавательные УУД: Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. Коммуникативные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми. | Определять границы собственного знания и незнания. |
| |||
Раздел «Наша безопасность» (8 часов) | ||||||||||
37 |
|
| Огонь, вода и газ. | выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: -моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры. -работать с терминологическим словариком. Коммуникативные УУД: -Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. -Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. | Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. |
| |||
38 |
|
| Чтобы путь был счастливым. | Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - изучать материалы учебника. -выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; -готовить сообщения Коммуникативные УУД: Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил. | Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья. |
| |||
39 |
|
| Дорожные знаки. Экскурсия «Дорожные знаки в окрестностях школы». | Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. -моделировать в виде схемы путь от школы домой. Коммуникативные УУД: Обсуждать, как помогают знаки пешеходам. | соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. |
| |||
40 |
|
| Наши проекты. «Кто нас защищает». | Подготовка к выполнению проекта. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу. -Формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Находить в Интернете информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда. Коммуникативные УУД: Брать интервью у ветеранов войны, презентовать свой проект. | Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников. |
| |||
41 |
|
| Опасные места. | Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. Коммуникативные УУД: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. | Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. |
| |||
42 |
|
| Природа и наша безопасность. | Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: -Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. Коммуникативные УУД: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными. | Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. |
| |||
43 |
|
| Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарём. -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Коммуникативные УУД: - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. |
| |||
44 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. | -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. -умение структурировать знания. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | Определять границы собственного знания и незнания. |
| |||
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | ||||||||||
45 |
|
| Для чего нужна экономика. | Раскрывать роль экономики в нашей жизни. -объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги. | Регулятивные УУД: -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; Коммуникативные УУД: -работать со взрослыми; - рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. |
| |||
46 |
|
| Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные УУД: - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. Коммуникативные УУД: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий. |
| |||
47 |
|
| Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». | Различать важнейшие полезные ископаемые. -объяснять их значение в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: -Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. |
| |||
48 |
|
| Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».
| Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. -Выявить связь растениеводства и промышленности. -Исследовать, какие продукты используются в семье. Коммуникативные УУД: -Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. -Рассказывать о роли выращивания культурных растений. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
| |||
49 |
|
| Животноводство. | Объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. | Регулятивные УУД: -Актуализировать знания, полученные во 2 классе. - принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные УУД: -Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных. -работать с терминологическим словарем. -Выявлять связь животноводства и растениеводства. Коммуникативные УУД: -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
| |||
50 |
|
| Какая бывает промышленность. | Различать отрасли промышленности. -обнаруживать взаимосвязи между ними. -различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Коммуникативные УУД: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. |
| |||
51 |
|
| Наши проекты. «Экономика родного края». | -раскрывать роль экономики в жизни родного края; -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | Регулятивные УУД: -Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании. Познавательные УУД: Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации. Коммуникативные УУД: -презентовать проект, выступать перед одноклассниками. - Коллективно создавать книгу « Экономика родного края». | -Формировать установку на выполнение моральных норм. |
| |||
52 |
|
| Что такое деньги. Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами». | -понимать роль денег. -объяснять, что такое деньги. -различать денежные единицы некоторых стран. | Регулятивные УУД: -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -Раскрывать роль денег в экономике. -Характеризовать виды обмена товарами. -Находить информацию об истории денег в других источниках. Коммуникативные УУД: -Работа в паре, сравнение монет разных стран. -практическая работа по различению денежных единиц. | Определять границы собственного знания и незнания. - мотивация учебной деятельности; -принимать мнение других членов коллектива. |
| |||
53 |
|
| Государственный бюджет. | -объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: -Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем. - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач Коммуникативные УУД: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. |
| |||
54 |
|
| Семейный бюджет. | Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. Коммуникативные УУД: Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные. | Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию. |
| |||
55 |
|
| Экономика и экология. | Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы. - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | Регулятивные УУД: Актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные УУД: -Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Моделировать экологические прогнозы. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе. Коммуникативные УУД: -Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. - осуществлять сотрудничество со взрослыми. | -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. |
| |||
56 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа.
| -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. -умение структурировать знания. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | Определять границы собственного знания и незнания. |
| |||
Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 часов) | ||||||||||
57 |
|
| Золотое кольцо России. | Находить на карте города Золотого кольца России. -приводить примеры достопримечательностей этих городов.
| Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте. Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. | Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. |
| |||
58 |
|
| Золотое кольцо России. | Находить на карте города Золотого кольца России. -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.
| Регулятивные УУД: - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры. Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. |
| |||
59 |
|
| Золотое кольцо России. | Находить на карте города Золотого кольца России. приводить примеры достопримечательностей этих городов.
| Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. -прослеживать маршрут путешествия по карте. | -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. |
| |||
60 |
|
| Наши проекты. «Музей путешествий». | -Находить на карте города. - приводить примеры достопримечательностей этих городов. -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные УУД: Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: -Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. |
| |||
61 |
|
| Наши ближайшие соседи. | -находить и показывать на карте страны и их столицы. -приводить примеры достопримечательностей разных стран. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. –Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: -С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах. - работать с терминологическим словарем. Коммуникативные УУД: -обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. | -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. |
| |||
62 |
|
| На севере Европы. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. - формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД: Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника. -Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля. |
| |||
63 |
|
| Что такое Бенилюкс. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Принимать мнение других членов группы. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. Коммуникативные УУД: -работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности. - Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.
|
| |||
64 |
|
| В центре Европы. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать страны центра Европы. -Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем. |
| |||
65 |
|
| По Франции и Великобритании. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. -Адекватно оценивать своих товарищей. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать достопримечательности Франции, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.
|
| |||
66 |
|
| На юге Европы. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. | Регулятивные УУД: -Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: -Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране -Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. Коммуникативные УУД: Работать в группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. |
| |||
67 |
|
| По знаменитым местам мира.
| Ценить памятники истории и культуры. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: -Находить в дополнительной литературе сведения о знаменитых памятниках стран. -Описывать по фотографиям памятники. Коммуникативные УУД: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. | Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем. |
| |||
68 |
|
| Обобщение знаний. Итоговое тестирование. | Выполнять тесты с выбором ответа, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Регулятивные УУД: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа. - сотрудничать со взрослыми.
| Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. |
|
34