Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол от 27.08.2021 г. № 1 | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета, протокол от 30.08.2021 г. № 15 | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора _______ Л.Ф. Бабкина от 31.08.2021 г. № 405 |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 «В» класса
на 2021-2022 учебный год
Учитель: Склярова Татьяна Викторовна
п. Орловский
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями), примерной основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с концепцией развития астрономического образования, концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории – Историко – культурный стандарт «История» , концепцией развития географического образования (в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 года № 637-р. и авторской программой А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (Сборник рабочих программ – М.: Просвещение, 2015).
Выбран учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» для 2-го класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2016 г. (УМК «Школа России»), на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Согласно учебному плану МБОУ ОСОШ №1 на 2021-20202 учебный год на изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели). С учётом календарного учебного графика и расписания занятий на 2021-2022 учебный год программа реализуется в объёме 68 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме.
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В рамках внедрения цифровой образовательной среды на уроках используются электронные материалы:
Контрольно-измерительные материалы составлены на основе УМК Плешакова А.А.
Формы текущего контроля:
Устный контроль:
Письменный контроль:
Специфичность содержания предмета «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных работ, проверочных работ. Контрольные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Проверочные работы в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Общие предметные результаты освоения программы:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Где мы живем. Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир.
Природа. Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо.
Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села. Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность. Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение. Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс |
№ п/п | № урока в теме | Дата | Скорректированная дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 четверть - 17 часов |
Где мы живем | 4 часа | |
1. | 1. | 01.09.2021 | | Родная страна. | 1 | С. 4 -7 |
2. | 2. | 07.09.2021 | | Город и село. Проект «Родное село». | 1 | С.8 - 13 |
3. | 3. | 08.09.2021 | | Природа и рукотворный мир. | 1 | С.14 - 17 |
4. | 4. | 14.09.2021 | | Проверочная работа № 1 по теме «Где мы живем». | 1 | С.18 - 22 |
Природа | 20 часов | |
5. | 1. | 15.09.2021 | | Неживая и живая природа. | 1 | С.24 - 27 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/ РЭШ |
6. | 2. | 21.09.2021 | | Явления природы. | 1 | С. 28 - 31 |
7. | 3. | 22.09.2021 | | Что такое погода. | 1 | С.32 - 35 |
8. | 4. | 28.09.2021 | | В гости к осени (экскурсия). | 1 | С.36 - 39 |
9. | 5. | 29.09.2021 | | В гости к осени. | 1 | С. 36 - 39 |
10. | 6. | 05.10.2021 | | Звёздное небо. | 1 | С.40 - 43 |
11. | 7. | 06.10.2021 | | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | С. 44 - 47 |
12. | 8. | 12.10.2021 | | Про воздух… | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/ С. 48 -51 |
13. | 9. | 13.10.2021 | | …И про воду. | 1 | С. 52 - 55 |
14. | 10. | 19.10.2021 | | Какие бывают растения. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/ С. 56 -59 |
15. | 11. | 20.10.2021 | | Какие бывают животные. | 1 | С. 60 -63 |
16. | 12. | 26.10.2021 | | Невидимые нити. | 1 | С. 64- 67 |
17. | 13. | 27.10.2021 | | Комнатные растения. Дикорастущие и культурные растения. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/ С. 68 - 71 |
2 четверть - 16 часов | | |
18. | 14. | 09.11.2021 | | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | С. 72 - 75 |
19. | 15. | 10.11.2021 | | Дикие и домашние животные. | 1 | С. 76- 79 |
20. | 16. | 16.11.2021 | | Животные живого уголка. | 1 | С.80 - 83 |
21. | 17. | 17.11.2021 | | Про кошек и собак. | 1 | С. 84 -87 |
22. | 18. | 23.11.2021 | | Красная книга. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/ С. 88 - 91 |
23. | 19. | 24.11.2021 | | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | 1 | С. 92 - 97 |
24. | 20. | 30.11.2021 | | Проверочная работа № 2 по разделу «Природа». | 1 | С. 98 - 102 |
Жизнь города и села | 11 часов | |
25. | 1. | 01.12.2021 | | Что такое экономика. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5961/ РЭШ С.104 -107 |
26. | 2. | 07.12.2021 | | Из чего что сделано. | 1 | С. 108 - 111 |
27. | 3. | 08.12.2021 | | Как построить дом. | 1 | С. 112- 115 |
28. | 4. | 14.12.2021 | | Какой бывает транспорт. | 1 | С. 116 -119 |
29. | 5. | 15.12.2021 | | Культура и образование. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/ РЭШ С. 120 - 123 |
30. | 6. | 21.12.2021 | | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | С. 124 - 129 |
31. | 7. | 22.12.2021 | | Контрольная работа № 1 за первое полугодие. | 1 | |
32. | 8. | 28.12.2021 | | Проверочная работа № 3 по разделу «Жизнь города и села». | 1 | С. 134 - 139 |
33. | 9. | 29.12.2021 | | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | С.130 - 133 |
3 четверть - 20 часов | | |
34. | 10. | 11.01.2022 | | В гости к зиме. | 1 | С. 130 - 133 |
35. | 11. | 12.01.2022 | | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | |
Здоровье и безопасность | 9 часов | |
36. | 1. | 18.01.2022 | | Строение тела человека. | 1 | С.4- 7 |
37. | 2. | 19.01.2022 | | Если хочешь быть здоров. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/ РЭШ С.8 - 11 |
38. | 3. | 25.01.2022 | | Берегись автомобиля! | 1 | С. 12 - 13 |
39. | 4. | 26.01.2022 | | Школа пешехода. | 1 | С. 14 - 17 |
40. | 5. | 01.02.2022 | | Домашние опасности. | 1 | С. 18 - 21 |
41. | 6. | 02.02.2022 | | Пожар! | 1 | С. 22 - 25 |
42. | 7. | 08.02.2022 | | На воде и в лесу. | 1 | С.26 - 29 |
43. | 8. | 09.02.2022 | | Опасные незнакомцы. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/ РЭШ С.30 -35 |
44. | 9. | 15.02.2022 | | Проверочная работа № 4 по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | С.36 - 40 |
Общение | 7 часов | |
45. | 1. | 16.02.2022 | | Наша дружная семья. | 1 | С. 42 -45 |
46. | 2. | 22.02.2022 | | Проект «Родословная». | 1 | С.46 -47 |
47. | 3. | 01.03.2022 | | В школе. | 1 | С. 48 -51 |
48. | 4. | 02.03.2022 | | Правила вежливости. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/ РЭШ С. 52- 55 |
49. | 5. | 09.03.2022 | | Ты и твои друзья. | 1 | С. 56 - 59 |
50. | 6. | 15.03.2022 | | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | С. 60 -63 |
51. | 7. | 16.03.2022 | | Проверочная работа № 5 по разделу «Общение». | 1 | С.64 -68 |
| | | | Путешествия | 17 часов | |
52. | 1. | 22.03.2022 | | Посмотри вокруг… | 1 | С.70 - 73 |
53. | 2. | 23.03.2022 | | Ориентирование на местности. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/ РЭШ С.74 - 75 |
4 четверть - 15 часов | | |
54. | 3. | 05.04.2022 | | Ориентирование на местности. | 1 | С.76 -77 |
55. | 4. | 06.04.2022 | | Формы земной поверхности. | 1 | С. 78 - 81 |
56. | 5. | 12.04.2022 | | Водные богатства. | 1 | С. 82 - 85 |
57. | 6. | 13.04.2022 | | В гости к весне. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/ РЭШ С. 86-89 |
58. | 7. | 19.04.2022 | | Россия на карте. | 1 | С.90 - 95 |
59. | 8. | 20.04.2022 | | Проект «Города России». | 1 | С. 96 -97 |
60. | 9. | 26.04.2022 | | Путешествие по Москве. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/ РЭШ С. 98 - 101 |
61. | 10. | 27.04.2022 | | Московский Кремль | 1 | С.102- 107 |
62. | 11. | 04.05.2022 | | Город на Неве. | 1 | С.108 - 113 |
63. | 12. | 11.05.2022 | | Путешествие по планете. | 1 | С.114 -117 |
64. | 13. | 17.05.2022 | | Путешествие по материкам. | 1 | С. 118 -124 |
65. | 14. | 18.05.2022 | | Контрольная работа № 2 за второе полугодие. | 1 | |
66. | 15. | 20.05.2022 | | Экскурсия «Достопримечательности родного поселка». | 1 | |
67. | 16. | 24.05.2022 | | Проверочная работа № 6 по разделу «Путешествия». | 1 | С.134 -139. |
68. | 17. | 25.05.2022 | | Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5964/ РЭШ С.125 -132 |