СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №54
с. Новый Егорлык имени Е.И. Игнатенко.
Рассмотрена на заседании МО начальных классов пр.№ 1 от 25.08.2022г руководитель МО______________ (Шиянова Н.С.) Согласована Утверждена
| Согласована зам. директора по УВР
__________________ (Краснокутская Н.И.) | Утверждена приказом № 145 от 31.08.2022 г. директор МБОУООШ №54 с. Новый Егорлык имени Е. И. Игнатенко _____________ (Демченко Н.И.)
|
|
Рассмотрена на заседании педсовета протокол № 1 от 29.08.2022 г.
|
|
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Солодовникова Н. В.
Раздел 1. Пояснительная записка
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Цели обучения
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий:
обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного
компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;
формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
получение элементарных экономических знаний;
формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» формируется с учетом рабочей программы воспитания и реализуется через инвариативный воспитательный модуль «Школьный урок».
Реализация воспитательного потенциала урока окружающего мира предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Данная программ реализуется через организацию образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» формируется с учетом рабочей программы воспитания и реализуется через инвариативный воспитательный модуль «Школьный урок».
Реализация воспитательного потенциала урока окружающего мира предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Данная программ реализуется через организацию образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Настоящая рабочая программа на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ №54 с.Новый Егорлык имени Е.И.Игнатенко, на основе примерной программы по окружающему миру А.А.Плешакова « Окружающий мир», М.:«Просвещение» 2011г. учебник А.А.Плешаков « Окружающий мир» М.:«Просвещение» 2018 г
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в начальной школе в 3 классе отводится 68 часов. (2 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом МБОУ ООШ №54 с.Новый Егорлык имени Е.И.Игнатенко на 2022-2023 учебный год, в соответствии с расписанием учебных занятий и государственными праздниками данная рабочая программа составлена на 68 часов.
Количество часов по четвертям:
Количество часов в год – 68 ч.
Количество часов в неделю – 2 ч.
1 четверть: 17 ч.
2 четверть: 14 ч.
3 четверть: 20 ч.
4 четверть: 17 ч.
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся научатся:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Раздел 3. Содержание учебного курса
Элементы содержания раздела | Характеристика основных содержательных линий | Контроль |
КАК УСТРОЕН МИР 6 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник» отличия живых существ от элементов неживой природы; царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы; государственные символы России; меры, принимаемые для охраны природы; 2-3 названия исчезнувших животных; некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России;
Обучающиеся должны понимать: отличие человека от других живых существ; взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы; значение природы для человека; что такое общество; основные экологические проблемы природы и современного общества.
Обучающиеся должны уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком; различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры экологических связей; соблюдать правила поведения в природе; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта
| Проект «Богатства, отданные людям» «Разнообразие природы родного края»,
Тест |
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА 18 час | Обучающиеся должны знать: понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота», «крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот», «почва», «плодородие», «ботаника», «вид», «опыление», «ботанический сад», «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники», «млекопитающие», «цепь питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка», «малек», «головастик», «грибница», «производители», «потребители», «разрушители»; как обнаружить крахмал в продуктах питания; состав воздуха, воды, почвы; свойства воздуха, воды; значение воздуха, воды для живых организмов; отчего загрязняется воздух, вода; что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым; три состояния воды; главное свойство почвы; значение растений и животных для природы и человека; группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; отличительные признаки этих групп растений; как распространяются семена и плоды растений; какие условия нужны для прорастания семян; причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор букетов, вытаптывание, неправильный сбор лекарственных трав; несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России; причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей; группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные; как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; строение гриба; какие грибы относятся к съедобным, а какие – несъедобные; правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь грибы, не разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы возле шоссейных дорог, предприятий, в городских скверах; Обучающиеся должны понимать: что тела состоят из веществ; что вещества состоят из частиц; почему с кислотами нужно обращаться осторожно; почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении сжимаются; как происходит круговорот воды в природе; как происходит разрушение твердых горных пород; как живые существа влияют на плодородие почвы; как образуется почва; как перегной превращается в соли; как происходит процесс дыхания и питания растений; как происходит опыление; как развивается растение из семени; как грибы связаны с деревьями; какое значение для леса имеют грибы; процесс круговорота веществ в природе;
Обучающиеся должны уметь: очищать воду с помощью фильтра; строить схемы цепей и сетей питания; строить схемы экологических пирамид; по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы; выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость; в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
| Тесты |
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ 10 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «органы», «система органов», нервная система», «анатомия», «физиология», «обоняние», «осязание», «ушиб», «ожог», «обмораживание», «опорно-двигательная система», «скелет», «мышцы», «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия», «здоровый образ жизни»; названия внутренних органов человека; что изучает науки анатомия и физиология; органы чувств и их роль в жизни человека; из каких частей состоит скелет человека: череп, позвоночник, ребра, кости рук, кости ног; строение пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник; строение дыхательной системы: носовая полость, трахея, бронхи, легкие; строение кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды; некоторые виды инфекционных заболеваний и как уберечься от инфекции.
Обучающиеся должны понимать: что деятельностью организма управляет нервная система; значение кожи для тела человека; значение скелета, как опоры тела человека и защиты внутренних органов от повреждений; роль мышц для тела; значение правильной осанки для здоровья человека; процесс переваривания пищи в организме; процесс дыхания; роль крови в организме;
Обучающиеся должны уметь: соблюдать правила охраны зрения; ухаживать за кожей: мыться с мыло и мочалкой не реже 1 раза в неделю, мыть руки перед едой и вытирать их личным полотенцем, пользоваться детским кремом; оказывать первую помощь при небольших ранках, при ушибах, ожогах, обморожениях; закаливать свой организм; вырабатывать правильную осанку; определять наличие питательных веществ в продуктах, изучив этикетку; правильно питаться; определять пульс; вести здоровый образ жизни; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
| Проект «Школа кулинаров» Тесты |
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ 7 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «диспетчер», «сервис», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»; номера телефонов экстренных служб; места расположения вентилей, перекрывающих воду (дома); основные дорожные знаки и их назначение; основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;
Обучающиеся должны понимать: что деятельностью организма управляет нервная система; значение кожи для тела человека: защита от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать правила пожарной безопасности; быстро эвакуироваться из здания школы; перекрывать вентили с горячей и холодной водой; перекрывать газ в газовой плите; соблюдать правила дорожного движения; соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду; уберечься от удара молнии; оказать первую помощь, если укусила змея; соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
| Проект «Кто нас защищает» Тесты |
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА 12 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство», «зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «стипендия», «пенсия», «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»; 7-8 названий полезных ископаемых (железная руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ); способы добычи полезных ископаемых; представителей различных групп культурных растений; представителей различных групп домашних животных; отрасли промышленности;
Обучающиеся должны понимать: в чем состоит главная задача экономики; от чего зависит успех труда в экономике; значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей; как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность; какую продукцию производит каждая отрасль промышленности; от чего зависит цена товара; зачем нужен государственный бюджет; из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете; зачем нужен семейный бюджет; из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете; взаимосвязь экономики и экологии. Обучающиеся должны уметь: коротко описать «рождение» какого-либо предмета; определить название предложенного образца полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое); давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение; определять лицевую и оборотную сторону монеты; составлять простые экологические прогнозы; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта; | Проект « Экономика родного края» Тесты |
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ 15 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «финифть», «сухопутная граница», «морская граница» ; города Золотого кольца России; государства, имеющие с Россией морскую границу; государства, имеющие с Россией сухопутную границу; главные достопримечательности государств, граничащих с Россией;
Обучающиеся должны понимать: отличие физической и политической карты;
Обучающиеся должны уметь: «читать» карту: находить и показывать страну на карте, ее столицу; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;
|
Проект «Музей путешествий» Итоговая работа за год Тесты Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
Раздел 4. Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы | Количество часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Предметные результаты освоения раздела |
1 | Как устроен мир? | 6 ч |
Воспитание нравственных и гражданских качеств. Формирование чувства гордости и любви к Родине, развитие активного интереса к её прошлому и настоящему. Воспитание интереса к учению, процессу познания.
| Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
|
2 | Эта удивительная природа | 18 ч | Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты, переживание чувства красоты в природе, гармонии, стремление к идеалу, описание многообразия и общих признаков цветковых растений Приморского края. Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Работа с Красной книгой России и Приморского края. Объяснение мира с точки зрения предмета: – объяснение строения и жизнедеятельности растений, животного и природного сообщества России и Приморского края. -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся). Формирование основ экологической грамотности тесно связано усвоение правил нравственного поведения в мире природы и людей. Рассмотрение биологических процессов в развитии и приведение примеров приспособления организмов к среде обитания и объяснение их значений. Выявление эстетических достоинств представителей растительного и животного мира и наиболее, опасных растения для человека. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ. | Сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
|
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч | Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Использование знаний биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
|
4 | Наша безопасность | 7 ч | Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Использование знаний биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат. | Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
|
5 | Чему учит экономика? | 12 ч | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Формирование семейных ценностей, доброго отношения ко всем членам семьи, взаимопомощи, взаимоуважения. Принятие новой роли - ученик, положительное отношение к школе. Умение организовывать самостоятельную работу учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места, безопасность в быту.) Формирование навыков здорового, безопасного ОЖ, соблюдения ПДД. | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
|
6 | Путешествие по городам и странам | 15ч | Использование знаний биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания. Формирование основных мировоззренческих понятий (отношение к домашним животным, растительному миру, строению солнечной системы и т.д.) | Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. Прослеживать маршрут путешествия по карте. Узнавать города по фото. . |
| Итого: | 68 ч |
|
|
Раздел 5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Опыты и наблюдения
| Элементы содержания | Универсальная учебная деятельность | Стра ницы учебника | ||||||
І четверть | |||||||||||||||
Как устроен мир (6 ч) | |||||||||||||||
1 | 1 четв. 02.09 | 1час | Природа. Значение природы для людей.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы. | Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
| Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Стр4-9 | ||||||
2 | 07.09 | 1 час | Человек. Ступеньки познания.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. | Наблюдения над процессами памяти. | Стр. 10-15 | ||||||||
3 | 09.09 | 1 час | Проект «Богатства, отданные людям» |
|
|
| Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. | Стр.16-17 | |||||||
4 | 14.09 | 1 час | Общество.
| Изучение нового мате-риала
| Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. | Пронаблюдать своё генеалогическое дерево.
| Стр. 18-23 | ||||||||
5 | 16.09 | 1 час | Мир глазами эколога.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. | Наблюдение над связями каждой группы в природе. | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. | Стр.24-28 | |||||||
6 | 21.09 | 1 час | Природа в опасности. Охрана природы.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.
| «Моделирование влияния человека на природу» |
| Стр.29-34 | |||||||
Эта удивительная природа(18 ч) | |||||||||||||||
7 | 23.09 | 1 час | Тела, вещества, частицы. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица,классифицировать тела и вещества. Приводить примеры. | «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух –смесь газообразных веществ , легко определяемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира
и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Стр.36-40 | ||||||
8 | 28.09 | 1 час | Разнообразие веществ.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. | Соль, сахар, крахмал, кислота Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах.
| Стр.41-45 | ||||||||
9 | 30.09 | 1час | Воздух и его охрана.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | Опыт «Расширение воздуха» |
|
Стр.46-50 | |||||||
10 | 05.10 | 1 час | Вода и жизнь. Свойства воды.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. | «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. | Стр. 51-54 | |||||||
11 | 07.10 | 1час | Превращения и круговорот воды в природе. | Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.
| Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. |
| Стр.55-58 | |||||||
1 2 | 12.10 | 1час | Берегите воду!
| Комби-ниро- ванный
| Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
| Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. | Использование воды человеком. Меры поохране чистоты воды и ее экономному использованию. | Стр.59-63 | |||||||
1 3
| 14.10 | 1час | Как разрушаются камни! Что такое почва?
|
Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. | Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Опыт: «Состав почвы». | Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия. Почва, ее значение для живой природы .Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. |
Стр. 64 - 68
| |||||||
1 4 | 19.10 | 1час | Разнообразие растений. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения . | «Рассматривание живых и гербарных растений» | Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях. |
| Стр.69-73 | ||||||
1 5 | 21.10 | 1час | Солнце, растения и мы с вами.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. | Опыт «Испарение воды листьями» Определение органов растений, сравнение органов различных растений» | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | Стр. 74-77 | |||||||
1 6 | 26.10 | 1час | Размножение и развитие растений.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.
| «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Стр.78-81 | |||||||
1 7 | 28.10 | 1час | Охрана растений. | Изуче-ние нового мате-риала
| Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. | Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям |
| Стр.82-86 | ||||||
18 | 2 четв. 09.11 | 1час | Разнообразие животных. | Комби-ниро- ван- ный | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания | Моделирование | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных. | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Стр.87-93 | ||||||
19 | 11.11 | 1час | Кто что ест? Проект «Разнообра- зие природы родного края» | Изуче-ние нового мате-риала
| Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания. | «Моделирование цепей питания» | Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. | Стр.94-99 | |||||||
20 | 16.11 | 1час | Невидимая сеть и невидимая пирамида.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знать обитателей дубовых лесов. | Наблюдение цепей питания в природе. |
| ||||||||
21 | 18.11 | 1 час | Размножение и развитие животных. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать способы размножения животных. | «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» | Стр.100-105 | ||||||||
22 | 23.11 | 1 час | Охрана животных. | Комби-ниро- ванный
| Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. | Наблюдение в природе причин исчезновения животных. | Стр.106-111 | ||||||||
23 | 25.11 | 1час | В царстве грибов.
|
Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. | Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. | Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев.
|
| Стр.112 -117 | ||||||
24 | 30.11 | 1 час | Великий круговорот жизни.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. |
Моделирование « Круговорот веществ в природе» | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ
|
| Стр.118-120
| ||||||
Мы и наше здоровье (10 ч) | |||||||||||||||
25 | 02.12 | 1 час | Организм человека. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. |
| Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. | Личностные конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Стр.122-125 | ||||||
26 | 07.12 | 1час | Органы чувств. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств. | Наблюдение за работой органов чувств. | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира | Стр.126-129 | |||||||
27 | 09.12 | 1час | Надёжная защита организма. |
Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | Стр.130-133 | |||||||
28 29 | 14.12 16.12 | 2 часа | Опора тела и движение.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. | Наблюдение за работой различных групп мышц.
| Опорно –двигательная система, ее роль в организме человека.Важность выработки и сохранения правильной осанки.Рль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Стр.134- 137 | |||||||
30 | 21.12 | 1час | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров»
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. |
| Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки. | Стр.138-143 | |||||||
31 | 23.12 | 1час | О дыхании, о движении крови | Изуче-ние ново го мате-риала | Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. | «Подсчет ударов пульса» | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы Пульс и его частота. | Стр.144- 146 | |||||||
32 | 3 четв. 11.01 | 1час | Умей предупреждать болезни | Комби-ниро- ванный
| Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.
| «Моделирование строения организма человека» | Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания |
| Стр. 147-149 | ||||||
33 | 13.01
| 1час | Здоровый образ жизни.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми.
| Понятие о здоровом образе жизни. | Стр.150-153 | |||||||
34 | 18.01 | 1час | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Комби-ниро- ванный | Представление результатов проектной деятельности. |
|
|
|
| ||||||
Наша безопасность (7 ч) | |||||||||||||||
35 | 20.01 | 1час | Огонь, вода и газ. | Комбинированный
| Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. |
| Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа |
Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
| Стр.4-7 | ||||||
36 | 25.01 | 1час | Чтобы путь был счастливым. |
Комбинированный
| Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
| Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте | Стр. 8-13 | |||||||
37
| 27.01 | 1час | Дорожные знаки.
|
Комбинированный
| Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. |
| Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. | Стр.14-17 | |||||||
38 | 01.02 | 1час | Проект «Кто нас защищает» | Комбинированный | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. |
|
| ||||||||
39 | 03.02 | 1 час | Опасные места.
|
Комбинированный | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. |
| Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | Стр.20-24 | |||||||
40
| 08.02 | 1 час | Природа и наша безопасность.
| Комбинированный | Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.
|
| Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)
| Стр.25-30
| |||||||
41
| 10.02 | 1 час | Экологическая безопасность. |
Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. |
| Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности | Стр.31-36 | |||||||
Чему учит экономика (12 ч)
| |||||||||||||||
42 | 15.02 | 1 час | Для чего нужна экономика?
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. |
| Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.
| Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
| Стр.38-41 | ||||||
43 | 17.02 | 1 час | Природные богатства и труд людей – основа экономики.
| Изучение нового материала | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. |
| Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | Стр.42-45 | |||||||
44-45
| 22.02- 01.03 | 2 часа | Полезные ископаемые. | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. |
| Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. | Стр.46-50 | |||||||
46 | 03.03 | 1 час | Растениеводство. | Изучение нового материала
| Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.
|
| Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов.
| Стр.51-55 | |||||||
47 | 10.03 | 1 час | Животноводство. | Изуче-ние нового мате-риала
| Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. |
| Стр.56-59 | ||||||||
48 | 15.03 | 1 час | Какая бывает промышленность? | Изуче-ние нового мате-риала
| Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. |
| Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность
| Стр. 60-63 | |||||||
49 | 17.03 | 1 час | Проект « Экономика родного края» | Комбинированный | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
|
| Презентовать и оценивать результаты своей работы
|
| Дополнитель- ная литература | ||||||
50 | 22.03 | 1 час | Что такое деньги? | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. |
| Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения . |
| Стр. 66-70 | ||||||
51 | 24.03 | 1 час | Государственный бюджет.
| Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. |
| Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.
|
| Стр.70-74 | ||||||
52 | 4 четв. 05.04 | 1 час | Семейный бюджет. | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. |
|
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
|
| Стр. 75-78 | ||||||
53
| 07.04
| 1 час
| Экономика и экология.
| Изучение нового мате-риала | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.
|
|
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.
|
| Стр.79-84 | ||||||
Путешествие по городам и странам (15ч)
|
|
| |||||||||||||
54
55 | 12.04
14.04
| 2 часа | Золотое кольцо России. | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно- стях Коммуникативные:
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Стр.86-97 | |||||||
56 | 19.04
| 1 час | Проект «Музей путешествий» | Изучение нового материала |
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
| Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея
|
| ||||||||
57 | 21.04
| 1 час | Наши ближайшие соседи.
| Изучение нового материала | Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | Государства, граничащие С Россией, их столицы | Стр.100-107 | ||||||||
58-59 | 26.04 28.04 | 2 часа | На севере Европы. | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди | Стр. 108-117 | ||||||||
60 | 03.05 | 1 час | Что такое Бенилюкс? | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. |
| Стр.118-124 | |||||||
61-62
| 05.05 10.05 | 2 часа | В центре Европы. | Изучение нового материала |
Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, ), их столицы, , флаги, достопримечательности, знаменитые люди | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
Коммуникативные:
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Стр.125-131 | |||||||
63
| 12.05 | 1 часа | Путешествие по Франции и Великобритании. | Изучение нового материала |
Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди |
Стр.132-141 | |||||||||
64 | 17.05 | 1 час | На юге Европы.
| Изучение нового материала | Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности. знаменитые люди | Стр. 142-148 | |||||||||
65
66
67 | 19.05
24.05
26.05 | 1 час
1 час
1 час | По знаменитым местам мира.
Итоговая работа за год
По знаменитым местам мира.
| Изучение нового материала | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности | Отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся(Тадж –Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) | Стр.149-153. | ||||||||
68 | 31.05 | 1час | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Комбинированный |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
Окружающий мир: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018
Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир. 2 класс» / Е.М.Тихомирова. – М.: Экзамен, 2012. (приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях)
Коллекция
Набор муляжей грибов
Корзина с муляжами грибов
Приборы, принадлежности
Глобус земли физический
Видеофильмы
Экология. Охрана природы
- тундра
- Белое море – не белое пятно
- Мещерская сторона
Природоведение - 1
- Прошу любить и жаловать ( о кабанах, свиньях)
- Пчелиные истории
- Кто как в лесу живёт
- Тайна старого пруда
- Ящерица без хвоста
- Муравей красная точка
- Рыжик и его родные ( о коровах, бизонах, зубрах)
3 Природоведение -2
- Приметы погоды
- Чей это пень
- О чём шелестели листья
- Лён – ленок голубой цветок
- Болото 2000 – го года
Природоведение – 3
-Тайны зелёного короля
-Чуть левее северного полюса
- Птицы – пересмешники
- Волшебный корень монтесумы.
Таблицы:
Окружающий мир
Погода.
Времена года
Тела природы
Явление природы
Космос
Формы поверхности суши
Изменение форм поверхности суши
Горные породы
Растения – живой организм
Культурные растения
Животное – живой организм ( 1)
Животное – живой организм (2)
Домашние животные и их предки
Население земли
Организм человека ( 1)
Организм человека ( 2)
Размножение, рост и развитие животных
Луг
Лес
Водоём
Пустыня
Арктика
Жизнь древних славян
Чудеса света
Мир чувств человека
Возникновения жизни
Летние и осенние изменения в природе-
Плакаты
- Луг
-Река и озеро
-Лиственные и хвойные растения
- Деревья, кустарники, травы, грибы.
- Лето
-Зимние забавы
Пособие
Времена года ( зима, весна, лето, осень)
Природное сообщество ( луг, лес, водоём)
Карты
Карта полушария -
Физическая карта
ИКТ
Электронное приложение к учебнику « Окружающий мир» для 3 класса
15