Аксурская средняя общеобразовательная школа
филиал МАОУ Дубровинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора школы
от «01» сентября 2021 года
№ 118-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Уровень образования (класс): Начальное образование, 1 – 3 класс
Количество часов: 202 ч.
Программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), М.: Просвещение 2011г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу.
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
п
ервоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности;
по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
человек — часть природы и общества;
тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе;
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту);
распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя; различение наиболее распространенных в данной местности растения, животных, съедобных и несъедобных грибов;
проведение наблюдений природных тел и явлений, простейших опытов и практических работ, фиксирование их результатов;
объяснение в пределах требований программы взаимосвязей в природе и между природой и человеком;
выполнение правил личного поведения в природе, обоснование их необходимости; выполнение посильной работы по охране природы;
выполнение правил личной гигиены и безопасности, оказание первой помощи при небольших повреждениях кожи; обращение с бытовым фильтром для очистки воды;
владение элементарными приемами чтения карты;
умение приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс
Введение (1 час)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Что и кто? (20 часов)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды.
Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по
выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их
различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы
светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными
символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда? (12 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов.
Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах
зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по
усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Где и когда? (11 часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 часа)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на
Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти
названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть
руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
2 класс (68 часов)
Где мы живём?
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города.
Что мы называем родным краем (район, область).
Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает.
Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа.
Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.
Наше отношение к окружающему.
Природа.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления).
Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.
Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Жизнь города и села.
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность.
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Общение.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Путешествия.
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.
Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту.
Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
3 класс
«Как устроен мир»
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
«Эта удивительная природа»
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
«Мы и наше здоровье»
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
«Наша безопасность»
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес. Лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержавших загрязняющие вещества.
«Чему учит экономика»
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
«Путешествия по городам и странам»
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
3. Тематическое распределение часов учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс (66 часов)
Рабочая программапо окружающему миру 1 классаразработана для реализации
основной образовательной программы МБОУ «Кирбинская СОШ».
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знанияи даёт обучающемуся материал естественных и социально-
гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.
Знакомство сначалами естественных и социально-гуманитарных наук в их
единстве ивзаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми,
найти своёместо в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных
интересов вгармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в
дальнейшем как своё личное, таки социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»
представляет детямширокую панораму природных и общественных явлений как
компонентов единого мира
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение(1ч.) | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | 1 |
2 | Что и кто? (20ч.) | Что такое Родина? | 1 |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | Проект «Моя малая родина». | 1 |
6 | Что у нас над головой? | 1 |
7 | Что у нас под ногами? | 1 |
8 | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | Что растет на подоконнике? | 1 |
10 | Что растет на клумбе? | 1 |
11 | Что это за листья? | 1 |
12 | Что это за хвоинки? | 1 |
13 | Кто такие насекомые? | 1 |
14 | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | Кто такие птицы? | 1 |
16 | Кто такие звери? | 1 |
17 | Что такое зоопарк? | 1 |
18 | Что нас окружает дома? | 1 |
19 | Чт умеет компьютер? | 1 |
20 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
21 | На что похожа планета? | 1 |
22 | Как, откуда и куда? (12ч.) | Как живет семья? Проект «Моя семья». | 1 |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
25 | Как путешествует письмо? | 1 |
26 | Куда текут реки? | 1 |
27 | Откуда берутся снег и лед? (опыт) | 1 |
28 | Как живут растения? | 1 |
29 | Как живут животные? | 1 |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 |
31 | Откуда берутся шоколад, изюм и мед? | 1 |
32 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 |
33 | Откуда в снежках грязь? | 1 |
34 | Где и когда? (11ч.) | Когда учиться интересно? | 1 |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 |
36 | Когда придет суббота? | 1 |
37 | Когда наступит лето? | 1 |
38 | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | Где живут слоны? | 1 |
40 | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | Когда жили динозавры? | 1 |
42 | Когда появилась одежда? | 1 |
43 | Когда изобрели велосипед? | 1 |
44 | Когда мы станем взрослыми | 1 |
45 | Почему и зачем? (22ч) | Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? | 1 |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 |
48 | Почему звенит звонок? (практическая работа) | 1 |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
54 | Почему их так назвали? | 1 |
55 | Зачем мы спим ночью? | 1 |
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
57 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (практическая работа) | 1 |
58 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
59 | Зачем нужны автомобили? | 1 |
60 | Зачем нужны поезда? | 1 |
61 | Зачем строят корабли? | 1 |
62 | Зачем строят самолеты? | 1 |
63 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
65 | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
66 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
Всего: | | | 66 часов |
2 класс (68 часов)
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
| «Где мы живем» 4 ч | Родная страна | 1 |
| Город и село. | 1 |
| Природа и рукотворный мир | 1 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 1 |
| «Природа» 20 ч | Неживая и живая природа | 1 |
| Явление природы. Практическая работа №1. | 1 |
| Что такое погода. Страничка для любознательных. | 1 |
| В гости к осени. | 1 |
| В гости к осени. | 1 |
| Звёздное небо. Страничка для любознательных. | 1 |
| Загляни в кладовые Земли. Практическая работа №2 | 1 |
| Про воздух… | 1 |
| .…И про воду | 1 |
| Какие бывают растения | 1 |
| Какие бывают животные | 1 |
| Невидимые нити | 1 |
| Дикорастущие и культурные растения. Страничка для любознательных. | 1 |
| Дикие и домашние животные. Страничка для любознательных. | 1 |
| Животные живого уголка.Практическая работа №3 | 1 |
| Комнатные растения. Практическая работа №4 | 1 |
| Про кошек и собак | 1 |
| Красная книга. | 1 |
| Будь природе другом! | 1 |
| Проверим о оценим свои достижения. | 1 |
| «Жизнь города и села» 10 ч | Что такое экономика | 1 |
| Из чего что сделано | 1 |
| Как построить дом | 1 |
| «Какой бывает транспорт» | 1 |
| Культура и образование | 1 |
| Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
| В гости к зиме. | 1 |
| В гости к зиме. | 1 |
| Поверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Тест №1 | 1 |
| Презентация проектов. «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
| «Здоровье и безопасность» | Строение тела человека | 1 |
| Если хочешь быть здоров | 1 |
| Берегись автомобиля | 1 |
| Школа пешехода. Практическая работа №5 | 1 |
| Домашние опасности | 1 |
| Пожар! | 1 |
| На воде и в лесу | 1 |
| Опасные незнакомцы | 1 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 1 |
| «Общение» 7 ч | Наша дружна семья | 1 |
| Проект Родословная | 1 |
| В школе | 1 |
| Правила вежливости | 1 |
| Ты и твои друзья | 1 |
| Мы- зрители и пассажиры | 1 |
| Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
| «Путешествия» 20 ч | Посмотри вокруг | 1 |
| Ориентирование на местности. Страничка для любознательных. | 1 |
| Ориентирование на местности. Практическая работа №5 | 1 |
| Форма земной поверхности | 1 |
| Водные богатства | 1 |
| В гости к весне. | 1 |
| В гости к весне | 1 |
| Россия на карте | 1 |
| Проект города России | 1 |
| Путешествие по Москве | 1 |
| Московский кремль | 1 |
| Город на НЕВЕ | 1 |
| Путешествие по планете | 1 |
| Путешествие по материкам | 1 |
| Страны мира. | 1 |
| Впереди лето | 1 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Тест №2 | 1 |
| Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |
Всего 68 часов |
3 класс
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во час |
| «Как устроен мир» | Природа. Экскурсия «Что нас окружает?» | 1 |
| Человек. | 1 |
| Наши проекты. «Богатства, отданные людям». | 1 |
| Общество | 1 |
| Что такое экология Тест | 1 |
| Природа в опасности! Охрана природы. | 1 |
| Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа. | 1 |
| «Эта удивительная природа» | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | 1 |
| Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | 1 |
| Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | 1 |
| Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | 1 |
| Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | 1 |
| Берегите воду! | 1 |
| Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | 1 |
| Разнообразие растений. Экскурсия. | 1 |
| Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
| Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | 1 |
| Охрана растений. | 1 |
| Разнообразие животных. Экскурсия. | 1 |
| Кто что ест? | 1 |
| Наши проекты «Разнообразие природы родного края». | 1 |
| Размножение и развитие животных. | 1 |
| Охрана животных. | 1 |
| В царстве грибов. | 1 |
| Великий круговорот жизни. | 1 |
| Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 |
| «Мы и наше здоровье» | Организм человека. Тест | 1 |
| Органы чувств. | 1 |
| Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 |
| Опора тела и движение. | 1 |
| Наше питание. | 1 |
| Наши проекты. «Школа кулинаров». | 1 |
| Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». | 1 |
| Умей предупреждать болезни. | 1 |
| Здоровый образ жизни. | 1 |
| Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | 1 |
| «Наша безопасность» | Огонь, вода и газ. | 1 |
| Чтобы путь был счастливым. | 1 |
| Дорожные знаки. Экскурсия «Дорожные знаки в окрестностях школы». | 1 |
| Наши проекты. «Кто нас защищает». | 1 |
| Опасные места. Тест | 1 |
| Природа и наша безопасность. | 1 |
| Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 1 |
| Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 |
| «Чему учит экономика» | Для чего нужна экономика. | 1 |
| Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
| Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». | 1 |
| Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». | 1 |
| Животноводство. | 1 |
| Какая бывает промышленность. | 1 |
| Наши проекты. «Экономика родного края». | 1 |
| Что такое деньги. Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами». | 1 |
| Государственный бюджет. | 1 |
| Семейный бюджет. | 1 |
| Экономика и экология. | 1 |
| Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1 |
| «Путешествие по городам и странам» | Золотое кольцо России. | 1 |
| Золотое кольцо России. | 1 |
| Золотое кольцо России. | 1 |
| Наши проекты. «Музей путешествий». | 1 |
| Наши ближайшие соседи. | 1 |
| На севере Европы. | 1 |
| Что такое Бенилюкс. | 1 |
| В центре Европы. | 1 |
| По Франции и Великобритании. | 1 |
| На юге Европы. | 1 |
| По знаменитым местам мира. | 1 |
| Обобщение знаний. Итоговое тестирование. | 1 |
Всего | | | 68 часов |
СОГЛАСОВАНО:
Методист_________Нурмухаметова Р.С.
26.08.2021г
23