СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа по окружающему миру для 1-4  классов разработана на основе  ФГОС НОО , авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру



Уровень общего образования:

Начальная школа 1-4 класс.


Срок реализации 4 года

Количество часов – 272 часов


Составили: ШМО

учителей начальных классов

МОУ СОШ №5 г.Лыткарино
































Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана на основе ФГОС НОО от 06.10.2009 (ред.от 31.12.2015), авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).;


УМК:

А.А.Плешаков Окружающий мир 1 класс

А.А.Плешаков Окружающий мир 2 класс

А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс

А.А.Плешаков Окружающий мир 4 класс

Тетради являются составной частью учебно– методического комплекса для 1-4 классов линия «Просвещение»:

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир рабочая тетрадь 1 класс

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир рабочая тетрадь 2 класс

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир рабочая тетрадь 3 класс

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир рабочая тетрадь 4 класс

В 1-4 классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 276 часов из расчёта 2 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется в 1 классе - 66 часов (из расчета 2 ч. в неделю, 33 учебные недели), в 2-4 классах- по 68 часов (по 2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Основные цели изучения окружающего мира в школе:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально–цен-ностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения

эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» 1-4 класс

Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в

соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Планируемые результаты обучения

1 класс

Введение. – 1 ч.

Ученик научится:

- определять понятие «окружающий мир»

Ученик получит возможность:

- научиться выявлять особенности изучения предмета «Окружающий мир» по сравнению с другими науками.

- познакомиться с содержанием учебника и условными знаками в нём.

Что и кто?-20 ч.

Ученик научится:

- отличать российские государственные символы от символов других стран,

- разделять объекты живой и неживой природы и изделия;

- находить части растений,  различать комнатные и декоративные растения, ухаживать за ними;

-  узнавать листья нескольких пород деревьев, используя сравнения;

- наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание;

-  приводить примеры насекомых; рыб, птиц, зверей;

- группировать предметы домашнего обихода по их назначению;

- познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой;

- правилам безопасной работы на компьютере;

- соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами;

- различать на карте (глобусе) материки и моря, океаны;

- правильно формулировать свои высказывания.

Ученик получит возможность:

-узнать о народах, проживающих на территории России, о столице нашей родины Москве, о своей малой Родине;

-познакомиться с часто встречающимися камнями;

-познакомиться с ролью растений в природе и жизни людей,  с наиболее распространёнными комнатными растениями, декоративными растениями цветника;

-  познакомиться со строением листьев, с группой хвойных деревьев, узнать их характерное отличие от лиственных деревьев;

- узнают о разнообразии подводного мира;

- познакомиться с группами предметов домашнего обихода;

- познакомиться с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями;

-  узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов;

-  узнать о форме Земли, познакомятся с глобусом.

Как, откуда и куда?- 11 ч.

Ученик научится:

- уважать друг друга и приходить на помощь;

- очищать воду с помощью фильтра;

- пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде;

-правильно подписывать конверт;

- отличать реку от моря, речную воду от морской;

- узнать, что снег и лёд - это состояния воды, изучить свойства снега и льда;

- правильно называть детёнышей животных; определять среду обитания животного по его внешнему виду;

- делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц;

- сортировать мусор из разного материала, соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе.

Ученик получит возможность:

- познакомиться с понятием «семья»;

- проследить путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма;

-узнать, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома;

-узнать этапы путешествия письма;

- узнать общие условия, необходимые для жизни растений;

- познакомиться с условиями жизни животных;

- научиться различать наиболее распространенных зимующих птиц;

- усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений.

Где и когда? – 10 ч.

Ученик научится:

- ориентироваться в школьном здании, знать расположение необходимых помещений;

- определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра, знать по порядку все дни недели;

- узнавать время года по характерным признакам;

-находить холодные районы и  районы, где круглый год жарко,

на глобусе и приводить примеры животных этих районов, находить отличия двух похожих объектов;

- бережному отношение к животному миру;

- подбирать одежду по размеру;

- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде, называть и показывать части велосипеда;

- определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.). 

Ученик получит возможность:

- познакомиться с различными школьными помещениями, а также с работниками школы;

-  усвоить, что такое настоящее, прошлое и будущее;

- запомнить, в какой последовательности сменяются времена года;

- усвоить, что на Земле есть очень холодные районы и  районы, где круглый год жарко;

- узнать, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда;

- запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено».

Почему и зачем?- 20 ч.

Ученик научится:

- различать виды дождя и ветра;

- правильно обустраивать уголок для кошки и собаки, соблюдать правила безопасности при общении с чужими домашними животными;

-  объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек , соблюдать

правила поведения на природе;

- правильно вести себя перед сном, выучит правила сохранения и укрепления здоровья;

- приводить примеры овощей и фруктов;

- выучит правила личной гигиены;

- различать по внешнему виду основные группы телефонов и телевизоров;

- соблюдать правила поведения вблизи железной дороги;

- различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле;

- классифицировать самолеты по их назначению;

- соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде, в самолете и на корабле;

- различать естественные и искусственные спутники Земли.

Ученик получит возможность:

- усвоить, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце - ближайшая к Земле звезда, а Луна – спутник Земли;

- научиться объяснять причины возникновения дождя и ветра;

- усвоить, как возникает и распространяется звук;

- познакомиться с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных;

- познакомиться с представителями сообщества «луг», с голосами лесных жителей;

- усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов;

- научиться объяснять назначение телефона и телевизора;

- научиться объяснять назначение автомобилей; узнать о назначении ремня безопасности;

- усвоить различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро;

- познакомиться с основными группами судов;

- познакомиться с устройством самолёта;

- усвоить, почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде, в самолете и на корабле;

- усвоить, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Резерв – 4 ч.


2 класс

Где мы живём – 5 ч.

Ученик научится:

-  различать государственные  символы России от символов других стран; различать национальные языки;

- объяснять характерные особенности городских и сельских поселений;

- собирать информацию для проекта;

- описывать предметы на основе предложенного плана;

- оценивать собственное отношение к окружающему миру;

- различать объекты природы и предметы.

Ученик получит возможность:

- научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, о родном городе;

- научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Природа – 20 ч.

Ученик научится:

- различать объекты живой и неживой природы;

-  измерять температуру воздуха, тела человека;

-  наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха;

- выбирать одежду по погоде;

-  рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой  природе;

- различать изученные созвездия;

-  различать составные части гранита, а также горные породы и минералы;

-  рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды;

-  делить растения и животных по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп;

- находить связи в природе, между природой и человеком;

-  сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных;

- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

- анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.

Ученик получит возможность:

- научиться обнаруживать связи между живой и неживой природой;

- научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану;

-  осознать необходимость бережного отношения к природе;

- научиться выполнять правила безопасного поведения в природе;

- научиться моделировать созвездия;

- составить собственную коллекцию камней;

-  замечать и ценить красоту мира растений и животных;

- изображать связи в природе, между природой и человеком с помощью моделей;

- узнать о разных породах кошек и собак, приводить примеры и различать изученные породы;

- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

- научиться находить новую информацию в тексте, пользоваться дополнительной литературой, делать выводы из изученного материала;

- научиться готовить сообщение;

Жизнь города и села – 7 ч.

Ученик научится:

- объяснять, что такое экономика, и называть её составные части;

- классифицировать предметы по характеру материала, бережно относиться к вещам;

- выявлять характерные особенности возведения  многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов;

- классифицировать транспортные средства;

- запомнят номера телефонов экстренных служб;

-  различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры;

-  определять названия профессий по характеру деятельности.

Ученик получит возможность:

- осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны;

- научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей;

-  использовать свои наблюдения в разных видах деятельности;

-  извлекать из текста необходимую информацию;

- осознавать необходимость посещения культурных учреждений;

- узнать о профессии своих родителей и старших членов семьи;

- научиться обсуждать прочитанное;

- выступать с подготовленным сообщением.

Здоровье и безопасность – 8 ч.

Ученик научится:

-  называть и показывать внешние части тела человека;

- формулировать правила личной гигиены;

- узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают;

-  объяснять потенциальную опасность бытовых предметов;

- вызывать экстренные службы по телефону;

-  избегать опасности на воде и в лесу;

- вести себя при контакте с незнакомцами.

Ученик получит возможность:

- осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня;

- соблюдать и  применять изученные правила дорожного движения;

- научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту;

- запомнить правила предупреждения пожара, поведения во время пожара;

- запомнить и соблюдать правила поведения во время купания;

- научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.

- научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми;

- научиться обсуждать рассказ и делать выводы.

Общение – 6 ч.

Ученик научится:

- объяснять, что  такое культура общения;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-  использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;

-  формулировать правила этикета;

- вести себя в общественных местах.

Ученик получит возможность:

-  осознать ценность традиций своей семьи;

- составить родословное древо своей  семьи;

- осознать себя членами классного коллектива;

- научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе;

- применять правила вежливости на практике;

-  осознать необходимость культурного поведения в гостях, за столом;

- научиться применять полученные правила культурного поведения на практике.

Путешествия – 16 ч.

Ученик научится:

-  различать стороны горизонта и обозначать их на схеме;

-  различать формы земной поверхности;

- называть части реки;

-  приёмам чтения карты;

-  находить Москву и Санкт-Петербург на карте России, называть их основные достопримечательности;

- рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади;

- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

- различать физическую и политическую карты мира;

- показывать на политической карте мира территорию России.

Ученик получит возможность:

- научиться ориентироваться на местности с помощью компаса и по местным признакам;

- научиться работать со схемой, анализировать её;

- оценить воздействие пробуждения природы на человека;

- научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;

-  осознать величие нашей страны;

- научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте;

- узнать новую информацию о городах России;

- научиться описывать достопримечательности Москвы;

- осознать значение Кремля для жителей России;

- составлять и предлагать вопросы по содержанию текста;

- осознать масштабность нашей планеты, а себя – её жителями;

- научиться работать с картой и глобусом;

- научиться собирать информацию,  работать с текстом, готовить сообщения.

Резерв - 6 ч.


3 класс

Как устроен мир – 6 ч.

Ученик научится:

 -знать и различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы;

-различать внешность человека и познавать его внутренний мир;

- определять место человека в окружающем мире;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Ученик получит возможность:

- научиться объяснять взаимосвязь в природе и между природой и человеком;

-осознать необыкновенную сложность внутреннего мира человека;

- узнать, что такое общество, окружающая среда.

Эта удивительная природа- 17 ч.

Ученик научится:

- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

- приводить примеры экологических связей;

- научатся моделировать круговорот воды и веществ в природе.

Ученик получит возможность:

- определить и кратко охарактеризовать место человека в окружающем мире;

- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

- узнать о размножении и развитии растений и животных;

- изображать взаимосвязь в природе и между природой и человеком с помощью схем, моделей и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации.

Мы и наше здоровье – 10 ч.

Ученик научится:

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; 

- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; 

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Ученик получит возможность:

- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

- вырабатывать правильную осанку;

- понять необходимость здорового образа жизни;

- оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог);

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья,

- осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

Наша безопасность – 7 ч.

Ученик научится:

- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

- соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города.

Ученик получит возможность:

- понять, что такое экологическая безопасность;

- научиться соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

- соблюдать правила противопожарной безопасности;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде.

Чему учит экономика – 12 ч.

Ученик научится:

- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

- объяснять, что такое государственный бюджет, семейный бюджет;

- различать полезные ископаемые;

-сравнивать культурные растения и описывать их по плану;

- классифицировать домашних животных, понимать их роль и значение для человека.

Ученик получит возможность:

- осознать значение природных богатств в деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

- узнать, как появилось растениеводство и животноводство;

- познакомиться с разными видами промышленности и связи между ними;

- понимать, как ведётся хозяйство семьи;

- осознать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

- обнаружить связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

- познакомиться с экономикой родного края.

Путешествие по городам и странам- 10 ч.

Ученик научится:

- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

- находить на карте страны — соседей России и их столицы;

- приводить примеры достопримечательностей разных стран,

- различать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- описывать достопримечательности столицы и родного края;

- находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

Ученик получит возможность:

- осознать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников;

- научиться ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.

Резерв -6 ч.



4 класс

Земля и человечество –8 ч.

Ученик научится:

- называть планеты Солнечной системы, созвездия, звезды;

- приемам чтения плана, карты (без масштаба);

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря;

-  описывать отдельные (изученные) события из истории отечества;

- выполнять правила поведения в природе;

-  самостоятельно работать с тестовыми заданиями.

Ученик получит возможность:

- понять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- создавать несложные модели планет и созвездий;

- узнать правила наблюдения звездного неба;  

- познакомиться с историей создания карт в мире и в России; 

- осознать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории;

-  использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу.

Природа России – 11 ч.

Ученик научится:

-  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки , озёра;

- объяснять причины смены природных зон с севера на юг;

-общие необходимые условия для жизни живых организмов.

Ученик получит возможность:

- познакомиться с природными зонами России;

-  определять   по карте природные зоны России;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных различных природных зон.

Родной край – часть большой страны – 10 ч.

Ученик научится:

- показывать на карте родной край, горы, равнины, реки;

- различать объекты природы и изделия, объекты неживой и живой природы;

-  отрасли растениеводства и животноводства в родном крае;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп растений и животных леса, луга, водоёма;

- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).

Ученик получит возможность:

- выполнять основные правила поведения в окружающей среде;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), тексты сообщений, выступать с сообщением в классе.

Страницы всемирной истории – 5 ч.

Ученик научится:

- называть выдающихся людей разных эпох;

- показывать схемы маршрутов морских экспедиций;

- работать с географической картой;

- определять время исторического события по ленте времени.

Ученик получит возможность:

- узнать способы познания окружающего мира;

- осознать необходимость охраны памятников истории и культуры.

Страницы истории России – 21 ч.

Ученик научится:

- использовать ленту времени;

- работать с географической и исторической картам;

- показывать на карте границы России, некоторые города России;

- понимать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Ученик получит возможность:

- узнать  историю России, выдающихся людей страны;

- описывать исторические события, пользуясь исторической картой.

Современная Россия – 7 ч.

Ученик научится:

- называть государственные символы (герб, гимн, флаг), праздники;

- описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию;

- рассказывать о городах России.

Ученик получит возможность:

- узнать об основном законе России и правах человека, 

- познакомиться с историей создания гимна, герба, флага России;

- осознать величие нашей страны.

Резерв – 6 ч.


Содержание программы

1 класс (66 ч.)

Введение. (1 ч.)

Задавайте вопросы.

Кто? и Что? (20 ч.)

Что такое Родина. Что мы знаем о народах России. Что мы знаем о Москве. Кто такие насекомые. Кто такие рыбы. Кто такие птицы. Кто такие звери. Что нас окружает дома. Что вокруг нас может быть опасным.

Проект «Моя малая Родина».

Как, откуда и куда? (11ч.)

Как живёт семья. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Откуда в наш дом приходит электричество. Как путешествует письмо.

Куда текут реки. Как живут растения. Как живут животные. Откуда берётся и куда девается мусор.

Проект «Моя семья».

Где и когда? (10 ч.)

Когда учиться интересно. Когда придет суббота. Когда наступит лето. Где живут белые медведи. Где живут слоны. Где зимуют птицы. Когда появилась одежда. Когда изобрели велосипед. Когда мы станем взрослыми.

Проект «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем? (20 ч.)

Почему солнце светит днём, а звёзды ночью. Почему Луна бывает разной. Почему идёт дождь, дует ветер. Почему мы любим кошек и собак. Почему не нужно рвать цветы, ловить бабочек. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Зачем мы спим ночью. Почему нужно есть много овощей и фруктов. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем нам телефон и телевизор. Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда. Зачем строят корабли. Зачем строят самолёты. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности. Зачем люди осваивают космос.

Проект «Мои домашние питомцы».

Резерв (4 ч.)


2 класс

Где мы живем (5 ч.)

Твой адрес в мире. Что нас окружает. Государственная символика России. Наше отношение к окружающему.

Проект «Родной город».

Природа (20ч.)

Неживая и живая природа. Связь между живой и неживой природы. Явление природы. Как изменяют температуру? Что такое погода? В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух и про воду.

Какие бывают растения? Какие бывают животные? Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.

Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

Жизнь города и села (7 ч.)

Город и село. Что такое экономика? Из чего что сделано? Как построить новый дом? Какой бывает транспорт. За покупками. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.

Проект «Профессии».

Здоровье и безопасность (8 ч.)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях. Берегись автомобиля! Домашние опасности. Пожар! Лесные опасности. Как нужно купаться? Очень подозрительный тип

Общение (6 ч.)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. День рождения. Мы – зрители и пассажиры.

Проект «Родословная».

Путешествия (15 ч.)

Посмотри вокруг. Для чего нужен компас? Формы земной поверхности. Водоемы. В гости к весне. Путешествие по родной стране. Что такое карта и как ее читать? Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Страны мира. Путешествие в космос. Впереди лето.

Проект «Города России», «Страны мира».

Резерв (6 ч.)


3 класс

Как устроен мир (6ч.)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Проект «Богатства, отданные людям».

Эта удивительная природа (17 ч.)

Тема, вещества, частицы. Разнообразие вещества. Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды в природе. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Проект «Разнообразие природы родного края».

Мы и наше здоровье (10 ч.)

Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Проект «Школа кулинаров».

Наша безопасность (7 ч.)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Проект «Кто нас защищает».

Чему учит экономика (12 ч.)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Проект «Экономика родного края».

Путешествие по городам и странам (10 ч.)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Проект «Музей путешествий».

Резерв (6ч.)


4 класс

.

Земля и человечество (8 ч.)

Введение. Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища земли под охраной человечества.

Проект по выбору.

Природа России (11ч.)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Экологическое равновесие.

Проект по выбору.

Родной край - часть большой страны (10 ч.)

Наш край. Наши подземные богатства. Земля кормилица. Леса, луга и пресные водоёмы нашего края. Растениеводство и животноводство в нашем крае.

Проект по выбору.

Страницы всемирной истории (5 ч.)

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проект по выбору.

Страницы истории России (21 ч.)
        1. Жизнь древних славян. Во времена древней Руси. Грудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Путешествие в древнюю Москву. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 г. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20 - 30-х г.г. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Проект по выбору.

Современная Россия (7 ч.)
        1. Основной закон России. Мы - граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
  1. Проект по выбору.

Резерв (6 ч.)


Тематическое планирование 1 класс (66 ч)


№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов на изучение

1.


Введение.


1

2.

Что и кто?

20

3.

Как, откуда и куда?

11

4

Где и когда?

10

5

Почему и зачем?

20

6.

Резерв

4



Тематическое планирование 2 класс (68 ч)



№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов на изучение

1.

Где мы живём.

5

2.

Природа.

20

3

Жизнь города и села.

7

4

Здоровье и безопасность.

8

5

Общение.

6

6

Путешествия.

16

7.

Резерв

6



Тематическое планирование 3 класс (68 ч)


№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов на изучение

1.


Как устроен мир.

6

2.

Эта удивительная природа.

17

3.

Мы и наше здоровье.

10

4

Наша безопасность.

7

5

Чему учит экономика.

12

6

Путешествие по городам и странам.

10

6.

Резерв

6


Тематическое планирование 4 класс (68 ч)


№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов на изучение

1.


Земля и человечество.

8

2.

Природа России.

11

3

Родной край – часть большой страны.

10

4

Страницы всемирной истории.

5

5

Страницы истории России.

21

6

Современная Россия.

7

7

Резерв.

6











Календарно-тематическое планирование по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

в 4 «А»классе, учитель: Логинова Ирина Николаевна


п/п

Дата

Тема урока

Количество часов



1 триместр 19ч




Земля и человечество

8 часов

1

3 сент

Мир глазами астронома.

1 час

2

7

Планеты Солнечной системы.

1 час

3

10

Мир глазами географа.

1 час

4

14

Мир глазами историка.

1 час

5

17

Когда и где?

1 час

6

21

Мир глазами эколога.

1 час

7

24

Наши проекты «Международная Красная книга» (тема 6)

1 час

8

28

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа №1

1 час



Природа России

11 часов

9

1 окт.

Равнины и горы России.

1

10

12

Моря, озёра и реки России.

1

11

15

Природные зоны России.

1 час

12

19

Зона арктических пустынь.

1 час

13

22

Тундра.

1 час

14

26

Леса России.

1 час

15

29

Лес и человек.

1 час

16

2 нояб.

Зона степей.

1 час

17

9

Пустыни.

1 час

18

12

У Чёрного моря.

1 час

19


РЕЗЕРВ


1



2 триместр 25ч.


20

23

Наши проекты «Заповедники и национальные парки России»(тема 4)

Тест № 2 по теме «Природа России»

1 час



Родной край - часть большой страны

10 часов

21

26

Поверхность нашего края.

1 час

22

30

Водные богатства нашего края.

1 час

23

3 дек.

Наши подземные богатства.

1 час

24

7

Земля – кормилица.

1 час

25

10

Жизнь леса.

1 час

26

14

Жизнь луга.

1 час

27

17

Жизнь в пресных водах.

1 час

28

21

Наши проекты «Экологическая обстановка в нашем крае»

1 час

29

24

Обобщение по теме. Проверим себя и оценим свои достижения.

Тест № 3 по теме «Родной край - часть большой страны»

1 час

30


РЕЗЕРВ

1 час



Страницы Всемирной истории

5 часов

31

28

Мир древности: далёкий и близкий.

1 час

32

11 янв

Средние века: время рыцарей и замков.

1 час

33

14

Новое время: встреча Европы и Америки.

1 час

34

18

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1 час

35

21

Проверим себя и оценим свои достижения.

Тест № 4 по теме «Страницы Всемирной истории»

1 час



Страницы истории России

21 часов

36

25

Государство Русь

1 час

37

28

Страна городов.

1 час

38

1 фев.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1 час

39

4

Трудные времена на Русской земле.

1 час

40

8

Русь расправляет крылья.

1 час

41

11

Куликовская битва.

1 час

42

15

Иван Третий.

1 час

43

18

Наши проекты «Правители Руси» (тема 6)

1 час

44


РЕЗЕРВ

1час



3 триместр 24ч.


45

1 марта

Россия в правление царя Ивана Грозного

1 час

46

4

Патриоты России.

1 час

47

11

Пётр Великий.

1 час

48

15

Михаил Васильевич Ломоносов.

1 час

49

18

Екатерина Великая.

1 час

50

22

Отечественная война 1812 года.

1 час

51

25

Страницы истории XIX века.

1 час

52

29

Россия вступает в XX век.

1 час

53

1 апреля

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

1 час

54

12

Великая война и великая Победа.

1 час

55

15

Наши проекты «Великая отечественная война в произведениях литературы»(тема 15)

1 час

56

19

Страна, открывшая путь в космос.

1 час

57

22

Обобщающий урок по разделу.

Тест № 5 по теме «Страницы истории России»

1 час



Современная Россия

7 часов

58

26

Основной закон России и права человека.

1 час

59

29

Мы – граждане России.

1часа

60

6 мая

Славные символы России.

1 час

61

13

Такие разные праздники.

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая диагностическая работа №6

1 час

62

17

Путешествие по России.

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1 час

63

20

Путешествие по России.

(по Уралу, по северу европейской России)

1 час

64

24

Путешествие по России.

(по Волге, по югу России)

1 час

65

27

Наши проекты «Крупнейшие художественные музеи России» (тема 17)


66-68

31

КВН «Береги природу» РЕЗЕРВ

3часа


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

п/п

Дата

по плану

Дата фактически

Тема урока

8

28 сент

28.09

Тест№1 теме «Земля и человечество».

20

23 ноябрь

23.11

Тест № 2 по теме «Природа России»

29

24 декабрь

24.12

Тест № 3 по теме «Родной край - часть большой страны»

35

21 январь

21.01

Тест № 4 по теме «Страницы Всемирной истории»

57

22 апрель


Тест № 5 по теме «Страницы истории России»

61

13 май


Итоговая диагностическая работа №6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!