СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Окружающему природному миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«ктп 2кл готово»

1 четверть

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

План

Фактически

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету, форме, величине.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название овощей, осуществлять классификацию овощей

Обладать практическими умениями по выращиванию некоторых овощей и уходу за ними

2.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по вкусу.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

3.

Сад: яблоко, груша. Называние, различение по цвету, форме, величине.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название фруктов, осуществлять классификацию фруктов

Обладать практическими умениями по выращиванию некоторых фруктов и уходу за ними

4.

Сад: яблоко, груша. Называние, различение по вкусу.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

5.

Экскурсия по теме: «Осень». Наблюдения за сезонными изменениями в природе.




Слушание объяснений учителя. Наблюдение

Учащиеся должны знать признаки осени

Уметь наблюдать за сезонными изменениями в природе.

6.

Экскурсия по теме: «Осень». Листопад.





7.

Домашние животные: кошка, собака. Внешний вид, питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название домашних животных (кошка, собака)

Обладать практическими умениями по уходу за Животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы

8.

Птицы: голубь. Внешний вид. Питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название птиц(голубь)

Обладать практическими умениями по уходу за птицами

9.

Овощи. Лук, морковь. Называние, различение по цвету.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название овощей, осуществлять классификацию овощей

Обладать практическими умениями по выращиванию некоторых овощей и уходу за ними

10.

Овощи. Лук, морковь. Называние, различение по цвету.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

11.

Овощи. Лук, морковь. Называние, различение по форме.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

12.

Овощи. Лук, морковь. Называние, различение по форме.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

13.

Овощи. Лук, морковь. Называние, различение по величине.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

14.

Овощи. Лук, морковь. Называние, различение по вкусу.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

15.

Обобщающий урок по теме: «Овощи».




Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

16.

Коллективная аппликация «Овощи в банке»




Слушание объяснений учителя. Работа с аппликацией

17.

Сад. Слива, вишня. Называние, различение по цвету и форме.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название фруктов, осуществлять классификацию фруктов

Обладать практическими умениями по выращиванию некоторых фруктов и уходу за ними

18.

Сад. Слива, вишня. Называние, различение по цвету и форме.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

2 четверть

№ п п

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности


Планируемые результаты

План

Фактически

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Сад. Слива, вишня. Называние, различение по величине.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название фруктов, осуществлять классификацию фруктов

Обладать практическими умениями по выращиванию некоторых фруктов и уходу за ними

2

Сад. Слива, вишня. Называние, различение по вкусу.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

3

Обобщающий урок по теме: «Сад».




Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

4

Представления о растениях. Дерево, куст, трава.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: виды растений, осуществлять классификацию растений

Обладать практическими умениями по выращиванию некоторых растений и уходу за ними

5.

Деревья. Береза, ель. Называние, сходства и отличия.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

6.

Деревья. Береза, ель. Называние, сходства и отличия.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

7.

Обобщающий урок по теме: «Деревья».




Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

8.

Рисование по точкам «Ель».




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

9.

Комнатные растения: герань. Название. Распознавание по внешнему виду.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: виды комнатных растений, осуществлять классификацию растений

Обладать практическими умениями по выращиванию некоторых комнатных растений и уходу за ними

10.

Комнатные растения: герань. Название. Распознавание по внешнему виду.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.



11

Комнатные растения: герань. Значение в жизни человека.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

12.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.




Слушание объяснений учителя. Практическая работа

13.

Домашние животные: корова. Внешний вид, питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название домашних животных (корова, лошадь)

Обладать практическими умениями по уходу за Животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы

14.

Домашние животные: лошадь Внешний вид. Питание.



.

Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

3 четверть

№ п п

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

План

Фактически

1.

Домашние животные. Какую приносят пользу человеку.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название домашних животных (корова, лошадь)

Обладать практическими умениями по уходу за Животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы

2.

Обобщающий урок по теме: «Домашние животные»




Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

3.

Домашние птицы. Курица. Петух. Внешний вид. Питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название домашних птиц (курица, петух)

Обладать практическими умениями по уходу за птицами, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы

4.

Домашние птицы. Курица. Петух. Внешний вид. Питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

5.

Домашние птицы. Курица, петух. Сравнение.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

6

Домашние птицы. Курица, петух. Польза для человека



.

Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

7

Обобщающий урок по теме: «Домашние птицы».




Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

8

Птицы. Ворона. Внешний вид. Питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название диких птиц (ворона, воробей)

Обладать практическими умениями по уходу за птицами

9

Птицы. Воробей. Внешний вид. Питание




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.


10

Птицы. Воробей, ворона. Сравнение. Различия.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

11

Наблюдение за птицами на пришкольном участке, в парке.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за птицами

12

Обобщающий урок по теме: «Птицы».




Слушание объяснений учителя.. Работа с раздаточным материалом.

13

Обобщающий урок по теме: «Птицы».







14

Дикие животные. Лиса. Внешний вид, питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название диких животных (лиса, заяц)

Обладать практическими умениями по уходу за Животными, которых можно содержать в зоопарке

15

Дикие животные. Заяц. Внешний вид, питание.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

16

Дикие животные. Лиса, заяц. Сравнение.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

17

Обобщающий урок по теме: «Дикие животные».




Слушание объяснений учителя.. Работа с раздаточным материалом.



18

Обобщающий урок по теме: «Дикие животные».







19

Насекомые. Бабочка, стрекоза. Называние. Внешний вид.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны знать: название насекомых (бабочка, стрекоза)

Обладать практическими умениями по уходу за насекомыми

20

Насекомые(бабочка, стрекоза). Сходства и различия.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

4 четверть

№ п п

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

План

Фактически

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1.

Представление о почве.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны иметь представления о почве, воде, огне, реке, земле и небе

Учащиеся должны иметь представления об отличительных признаках почвы, воды, огня, реки, земли и неба

2.

Представление о воде.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

3.

Представление об огне.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

4.

Представление о воздухе.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

5.

Представление о земле и небе.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

6.

Представление о реке.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

7.

Экскурсия по теме: «Весна».




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за рекой.

Учащиеся должны иметь представления об экскурсии

Учащиеся должны уметь совершать экскурсию с учителем

8.

Экскурсия по теме: «Потепление. Сосульки».




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за сосульками

9.

Наблюдение. Таяние снега на пришкольном участке.



Слушание объяснений учителя. Наблюдения за таянием снега

Учащиеся должны иметь представления о таяние снега

10.

Экскурсия по теме: «Весна Распускание почек»




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за распусканием почек

Учащиеся должны иметь представления о распускании почек на растениях

11.

Практическая работа в живом уголке. Посадка в ящик зеленого лука, наблюдение за его ростом.




Слушание объяснений учителя. Посадка лука в ящик

Учащиеся должны иметь представления о посадке в ящик зеленого лука

Учащиеся должны уметь посадить в ящик зеленый лук, и наблюдать за его ростом

12.

Труд взрослых, связанный с сезонными изменениями в природе.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за демонстрациями учителя. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся должны иметь представления о труде взрослых, связанный с сезонными изменениями в природе.


13.

Чистка дорожек от мусора.




Слушание объяснений учителя. Чистка дорожек

Учащиеся должны иметь представления о чистке дорожек от мусора.

Учащиеся должны уметь чистить дорожки от мусора

14.

Уборка на пришкольном участке




Слушание объяснений учителя. Уборка участка

Учащиеся должны иметь представления об уборке на пришкольном участке

Учащиеся должны уметь делать уборку на пришкольном участе

15.

Экскурсия к цветнику.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за школьным цветником

Учащиеся должны иметь представления об экскурсии к цветнику.

Учащиеся должны уметь совершать экскурсию к цветнику

16.

Экскурсия в лес.




Слушание объяснений учителя. Наблюдения за лесом

Учащиеся должны иметь представления об экскурсии в лес.

Учащиеся должны уметь совершать экскурсию в лес





Просмотр содержимого документа
«пояснительная готово»

Пояснительная записка

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью и с МНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

На занятиях по предмету «Окружающий природный мир», дети учатся наблюдать, слышать, «впитывать» информацию, выделать и актуализировать себя из общего, расширяя и углубляя свои представления об окружающем мире, явлениях живой и неживой природы.

Целесообразно проводить уроки в виде экскурсий, практических работ, где детей знакомят с элементарными представлениями о природе и окружающем мире на доступном материале по различным темам (овощи и фрукты; животные; времена года и т.д.) наблюдения, беседы, практические работы и экскурсии расширяют кругозор детей, систематизируют их практический опыт и развивают речь.


Цель обучения – пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

  1. формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

  2. формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами:

«Растительный мир»

«Животный мир»

«Временные представления»

«Объекты неживой природы»


Общая характеристика учебного предмета

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему».

Описание места предмета в учебном плане


Учебный предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области «Окружающий мир», на его изучение отводится в год следующее количество часов:

1 час в неделю

В тематическом планировании курса «Окружающий природный мир» предусмотрены уроки:

  • вводные;

  • комбинированные;

  • изучение нового материала;

  • обобщение.

  • экскурсии

На всех занятиях предусмотрены игры и игровые моменты


Предметные результаты

По данной программе не предусматривается выставление оценок учащимся, контроль за уровнем освоения программы выполняется в ходе индивидуального и фронтального опроса учащихся на уроках, в зависимости от уровня их психофизического развития и глубины дефекта, при этом также необходимо учитывать:

  • Правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

  • Самостоятельность ответа;

  • Степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

В связи с этим можно запланировать следующие результаты:

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

 Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

 Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

 Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

 Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

 Интерес к объектам живой природы.

 Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

 Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

 Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3) Элементарные представления о течении времени.

 Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.  Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Данные наблюдений фиксируются педагогом в карте отслеживания уровня усвоения программы учащимися.

Достаточный уровень:

1) знает о предметах и явлениях окружающего мира и умеет наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

2) знает простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между миром живой и неживой природы и умеет их устанавливать;

3) владеет доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов.

4) знает о природе, о взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде;

5) имеет начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека;

6) обладает практическими умениями по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;

7)использует усвоенные знания и умения в повседневной жизни для решения практико- ориентированных задач.

Минимальный уровень:

1)ученик не достаточно знает об изучаемых понятиях, о предметах и явлениях окружающего мира

2) с помощью учителя устанавливает простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между миром живой и неживой природы;

3) затрудняется отвечать на вопросы педагога

4)практическую работу выполняет с помощью учителя

5)правила поведения в природе соблюдает только под контролем учителя.

6)затрудняется в использование (или не использует) усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико - ориентированных задач.


Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»


Растительный мир

Деревья. Деревья и кустарники осенью. Лес. Сад. Огород. Беседа по картине« Сбор урожая». Фрукты. Яблоко и груша. Различение по величине, цвету. вкусу. Ролевая Игра «Собираем урожай». Практическая работа. Что растет в огороде? Раскрашивание яблока и груши в рабочей тетради. Практическая работа «Фруктовый и овощной салат» Растительный мир. Разнообразие растений. Весенняя работа на огороде. Садовые цветы. Разрисовка садовых цветов в рабочей тетради. Практическая работа. Садим рассаду садового цветка астра. Рассматривание и различение овощей. Рассматривание и различение фруктов. Наблюдение за деревьями. Сбор семян, цветов, листьев. Сбор ягод для подкормки птиц зимой. Экскурсия к овощной палатке. Работа осенью в саду, огороде.

Экскурсия в парк. Рассматривание веток деревьев. Комнатные растения, уход за ними. Посадка лука в ящики. Высадка рассады на пришкольный огород. Рассматривание веток дерева и кустарника. Работа в саду, огороде весной. Полевые цветы. Рассматривание весенних цветов. Растения нашего края. Деревья. Дуб и тополь. Сравнение. Части дерева. Корни, ствол, листья, деревья. Листья и почки. Практическая работа. Рассматривание веточки с листьями. Составление предложений. Раскрашивание веточки с листьями. Комнатные растения. Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Полевые цветы. Одуванчик и ромашка. Сходство и различие. Собирание разрезных картинок на тему «Цветы». Игра «Найди цветок». Практическая работа. Работа в школьном саду.

Практическая работа. Техника безопасности при работе с садовым инвентарем. Практическая работа Первые весенние цветы. Высаживание рассады. Практическая работа. Наблюдение за распусканием почек на деревьях. Раскрашивание картинок весеннего леса по воображению. Экскурсия в школьный сад. Сбор сухих листьев. Растения. Виды растений. Сравнение растений. Экскурсия. Части растений: корни, стебли, листья, цветы, плоды, семена. Лесное сообщество. Виды лесных ягод: съедобные и несъедобные. Виды грибов: съедобные и несъедобные. Разнообразие трав Южного Урала.

Проверочная работа по теме: «Растения». Растительный мир в зимнее, весеннее, летнее время года. Лес. Экскурсия «Путешествие в зимний лес». Растения леса. Грибы. Луг. Луговые травы. Растения болот. Культурные растения. Экскурсия «Растения – спутники человека». Экскурсия «Выращивание культурных растений» Экскурсия «Путешествие в царство трав» Практическая работа на пришкольном участке «Культурные растения» Парки Природа нашей местности, вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк; почва; воздух, которым мы дышим; вода в природе, свойства воды, значение воды, осадки). Мир растений и его разнообразие (лиственные, хвойные деревья, кустарники, травы, цветковые растения, мхи, грибы, водоросли т.д.). Комнатные растения: бегония, кактус, герань, фиалка. Наблюдение и уход за ними. Органы растений: корень, стебель, лист, цветок, плод. Проращивание растений из семян, наблюдение за появлением корня, листьев и цветков. Сравнение листьев по форме, цвету, величине.

Наблюдение за набуханием почек в природе и на ветках, поставленных в воду. Цветковые растения: полевые цветы и садовые цветы. Части цветковых растений, их сравнение, дифференциация. Растения огорода: овощи (капуста, картофель, морковь и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, лягушки и др.). Враги (гусеницы, личинки насекомых, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес и др.). Растения луга: клевер, колокольчик, ромашка, мятлик, тимофеевка и др. Растения водоемов: водоросли, кувшинка, рогоз и др. Растения леса: лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, травы, грибы. Растения сада: плодовые деревья, ягодные кустарники, декоративные растения (весенние: тюльпаны, нарциссы; летние: розы, гладиолусы, пионы; осенние: астры, хризантемы). Практическая работа по уходу и выращиванию комнатных растений.

Участие в работах на пришкольном участке. Экскурсии в парк, огород, поле, лес.

Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих, цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Животный мир

Домашние животные: кошка и собака. Беседа «Чем питаются домашние животные». Разрисовка котенка и щенка в рабочей тетради. Ролевая игра «Мой котенок (щенок)». Животный мир. Разнообразие животных. Птицы. Птицы дикие и домашние. Голубь. Внешний вид. Птицы нашего края. Практическая работа. Рассматривание птицы в школьном дворе. Лепка птицы из пластилина. Курочка и петушок. Сходство и различие. Слушание сказки «Петушок и курочка». Практическая работа. Кто гуляет во дворе? Экскурсия в парк. Составление рассказа «Птицы клюют семечки». Экскурсия в террариум. Насекомые в нашей жизни. Практическая работа. Рассматривание бабочки. Разнообразие насекомых. Наблюдение за насекомыми и птицами. Как птицы готовятся к зиме. Как животные готовятся к зиме. Рассматривание иллюстраций. Рыбы. Наблюдение за рыбами. Птицы. Наблюдение за птицами. Вывешивание кормушек, насыпание корма для птиц. Дикие животные. Части тела, где живет, чем питается, детеныши волка, медведя, лисицы. Дикие животные (белка, заяц). Домашние животные (собака, кошка). Домашние животные (корова, свинья, овца). Птицы нашего города. Части тела, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Домашние птицы (курица, петух, утка). Домашние птицы (индюк, гусь). Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели». Беседа о жизни птиц зимой. Беседа о жизни животных весной. Насекомые (пчела, оса, шмель). Насекомые (гусеница, бабочка). Домашние животные. Корова и лошадь. Сходство и различие. Польза домашних животных. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду. Ролевая игра «Кто пасется на лугу?» «Вышло стадо на луг» Охрана животных. Дикие животные. Еж и белка. Сравнение диких животных с домашними. Составление рассказа по сюжетной картинке «Еж и белка» Разнообразие животных. Пища диких животных. Игра ролевая «Кормим животных. Птицы нашего края. Воробей, ворона, грач. Сравнение описание по внешнему виду. Образ жизни вороны, воробья, грача. Зимующие птицы. Птицы нашего края. Просмотр фильма о весне перелетных птицах. Раскрашивание птицы по выбору. Насекомые. Стрекоза и бабочка. Сравнение по внешнему виду. Животный мир в разные времена года в лесу. Животные Южного Урала. Дикие животные. Лось и его детеныши. Дикие животные. Кабан и его детеныши. Дикие животные. Заяц и его детеныши. Домашние животные. Корова и его детеныши. Домашние животные. Свинья и его детеныши. Домашние животные. Кролики и его детеныши. Различительные признаки свиньи и кабана. Различительные признаки кролика и зайца. Разнообразие птиц на Южном Урале. Строение птиц. Перелетные птицы Южного Урала. Зимующие птицы Южного Урала. Хищные птицы Южного Урала. Певчие птицы Южного Урала. Сутки в жизни растений и животных. Многообразие живых организмов. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Животный мир луга. Птицы болот. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред. Экскурсия «Удивительный мир водоема» рядом с нами. Дикие животные: лось, кабан, заяц. Домашние животные: корова, свинья, кролики. Различение свиньи и кабана. Различение кролика и зайца. Птицы. Части тела птиц. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Хищные птицы. Певчие птицы. Домашние животные: лошадь, корова, свинья, овца. Забота человека о домашних животных. Водоплавающие птицы: утка, гусь, лебедь. Дикие птицы. Лото «Животные»

Разнообразие животного мира (по способам питания и месту обитания). Домашние животные (корова, лошадь, кошка, собака, домашние птицы, аквариумные рыбки и т.д.), детеныши животных, чем питаются, как за ними ухаживать. Дикие животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, олень, лось). Сравнение диких и домашних животных, их классификация по способу питания (травоядные, хищные, всеядные). Экскурсии в природу: наблюдение за животными в лесу, поле, болоте, водоеме и т.д. Экскурсия в зоопарк. Практическая работа по уходу за животными в уголке живой природы. Разнообразие животного мира (по способам питания и месту обитания). Насекомые, части тела насекомых, сравнение их по форме, размеру, цвету. Сравнение и классификация насекомых и птиц. Обитатели леса (звери, птицы, насекомые).Обитатели водоемов (рыбы, лягушки, жабы). Друзья и вредители огородных растений. Экскурсии в природу: наблюдение за животными в лесу, поле, болоте, водоеме и т.д. Экскурсия в зоопарк.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение ) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы

Наш дом-Земля. Беседа. «Что нас окружает? Воздух, вода, земля. Практическая работа. Земля и вода. Воздух. Небо. Облака. Беседа «Как идет дождь» Погода. Погодные сезонные изменения. Составление рассказа «Какая погода сегодня за окном». Осень, зима, весна, лето. Сезонные изменения погоды. Термометр. Погодные сезонные изменения. Планеты. Солнечная система. Наша планета: Земля. Звездное небо. Страны света. Глобус (ознакомительно). Практическая работа. Работа с глобусом. Вода и земля. Моря и океаны, суша и острова. Игра «Путешествие капитана». Скалы и равнины. Горы. Уральские горы.

Полезные ископаемые Урала. Круговорот воды в природе. Влияние солнца на смену времен года. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: заморозки, вьюга, метель. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: оттепель, ледоход, жаркие дни. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: радуга, холодный – тёплый ветер (экскурсия). Ветер. Вода в воздухе. Осадки. Экскурсия «Формы земной поверхности». Экскурсия «Почвы». Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Вода на Земле. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Ветер. Экскурсия. Направления ветра. Практическая работа «Определять стороны горизонта: север, юг. запад, восток». Почва. Песок. Глина, камни. Рельеф. Экскурсия «Сезонные изменения в неживой природе. Почва». Рельеф – горы, холмы, равнины, овраги. Планеты нашей системы: солнце. Зачем нужно солнце? Ветер. Экскурсия. Направления ветра. Практическая работа «Определять стороны горизонта: север, юг, запад, восток».Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Узнавание почвы. Знание свойств почвы. Знание значения почвы в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит, торф, гранит, известняк, песок, глина, алюминий, медь, золото). Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Знание значения огня в жизни человека. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Знание способов добычи полезных ископаемых. Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Соблюдение правил обращения с огнем. Временные представления.

Смена времен года. Сезонные наблюдения за природой. Изменение продолжительности дня и ночи. Названия месяцев. Календарь природы. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Осенние, весенние, зимние, летние месяцы.

Календарь: виды, значение и работа с календарем. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.).

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года Узнавание/различение календарей (настенный, настольный и др.).Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).

Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня.


Региональный компонент

Знакомство с творчеством писателей родного края, расширение знаний по природоведению и географии Южного Урала. Воспитание патриотов малой родины на материалах экскурсий по родным местам.


Система оценивания

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

 что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


Материально – техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир»

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

муляжи овощей, фруктов;

различные календари;

изображения сезонных изменений в природе;

рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

обучающие презентации, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

аудио- и видеоматериалы.

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.).

В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.