Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Рабочая программа по «Основам православной культуры» - одна из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2010 года и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А. Тишков и авторской учебной программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В 4 классе на уроки по ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в классе).
| | | Издательство, год выпуска |
| | | М.: «Просвещение», 2020г. |
Планируемые результаты курса
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю. Всего 34 часа за год
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию.
Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православие в России.
Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 |
3. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 13 |
4. | Духовные традиции многонационального народа России | 4 |
| Итого | 34 |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия.
Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности.
Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена
подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (34ч)
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть (9 часов) |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | | |
2 | Культура и религия. | 1 | | |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | | |
4 | Православная молитва. | 1 | | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | | |
7 | Христос и Его крест. | 1 | . | |
8 | Пасха. | 1 | | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | | |
2 четверть (7 часов) |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | | |
11 | Заповеди. | 1 | | |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | | |
14 | Храм. | 1 | | |
15 | Икона. | 1 | | |
16 | Творческие работы учащихся (сообщения). | 1 | . | |
3 четверть (10 часов) |
17 | Подведение итогов. | 1 | | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | | |
19 | Подвиг. | 1 | | |
20 | Заповеди блаженств. | 1 | | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | | |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | | |
23 | Православие о Божием суде. | 1 | | |
24 | Таинство Причастия. | 1 | | |
25 | Монастырь. | 1 | | |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | | |
4 четверть (8 часов) |
27 | Христианская семья. | 1 | | |
28 | Защита Отечества. | 1 | | |
29 | Христианин в труде. | 1 | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | | |
31 | Подготовка творческих проектов учащихся. | 1 | . | |
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами. | 1 | | |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами. Проектная работа (в рамках промежуточной аттестации). | 1 | | |
34 | Презентация творческих проектов. | 1 | | |