Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по организации воспитательной работы с детьми среднего возраста»

Содержание
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
Пояснительная записка
1. Направленность программы
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей, исследуются возможности интеграции в обществе. Об этом свидетельствует типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, попадающие в специальные коррекционные учреждения, страдают нарушениями интеллекта, речи, поведения, деятельности и всей личности. Но, несмотря на тяжелую патологию этих детей А.Р. Маллер считает, что у них имеются потенциальные способности к учебной деятельности и возможности интеграции в общество при правильно образованном коррекционном обучении и воспитании.
Развивающее образование предполагает в первую очередь саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, научить жить в мире реальности и т.п. – все это возможно при условии четкого построения воспитательного процесса.
Данная программа составлена на основании пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», авторами которой являются – Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю. и Титова В.В. А также на основе методического пособия «система воспитательной работы в коррекционном учреждении», автор-составитель Карлина Р.П.
Программа определяет основные направления работы с детьми среднего школьного возраста ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» в группе «Альфа» на 2017-2018 учебный год.
Цель рабочей программы: разработать систему воспитательной работы, направленную на воспитание личностно-значимых качеств воспитанников.
Задачи: создание условий для воспитания социально-адаптированной личности; рационализация досуговой деятельности; развитие воспитательного потенциала интерната, с целью обеспечения самореализации воспитанников.
2. Пути реализации (по направлениям воспитательной работы):
Личностное развитие
Основы профессионального самоопределения и трудового воспитания
Основы гражданского самосознания
Развитие творческого воображения
Основы безопасности и жизнедеятельности
Эстетическое воспитание
Экологическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Физическое развитие и охрана здоровья
Направления воспитательной работы
Направление | задачи |
Личностное развитие, основы социализации и общения | - развитие основ личностной самооценки; - формирование навыков общения; - диагностика уровня воспитанности |
Охрана здоровья и физическое развитие | - формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков; - профилактика вредных привычек; - профилактика ЗОЖ |
Основы профессионального самоопределения и трудового воспитания | - помощь в профессиональном самоопределении, развитие способности конструировать возможные варианты будущего; - осмысление необходимости трудовой деятельности. |
Развитие творческого воображения | - развитие чувства прекрасного на основе восприятия окружающего мира; - развитие самостоятельного творческого мышления; - создание условий для реализации творческого потенциала |
Основы гражданского самосознания | - закладывание основ правового воспитания, экономического просвещения; - осмысление статуса гражданина |
Основы безопасности и жизнедеятельности | - развитие умений ориентироваться в ЧС; - оценивать опасность вредных привычек; - пользоваться доступными (разрешенными) средствами самозащиты |
Эстетическое воспитание | - эстетическое освоение окружающего пространства; - формирование эстетического вкуса |
Экологическое воспитание | - корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей средой |
Духовно-нравственное воспитание | - нормализация и обогащение отношений с окружающим миром; - компенсация пробелов и недостатков в духовном мире |
Программа реализуется путем проведения ежедневных воспитательских часов по направлениям, продолжительностью 30-35 минут. Отдельно воспитательский час в субботу и в воскресенье не проводится, так как на эти дни запланирована подготовка детей к школе: стирка, глажка, мелкий ремонт белья, посещение душа, генеральная уборка комнат, а также на другой выходной день выходит Клуб выходного дня, где проводятся школьные мероприятия.
3. Формы и методы проведения занятий
Беседа-дискуссия
Откровенный разговор
Аналитическая беседа
Тестирование
Работа с анкетой
Игровые ситуации. Анализ
Игры. Конкурсы
Сюжетно-ролевые игры
Элементы игры
Шуточные олимпиады
Спортивные состязания
Моделирование ситуаций
Инструктаж
Практические
4. Нормативно-правовая база программы
Федеральный закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Локальные акты ОУ;
Конвенция о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
Конституция РФ;
Семейный кодекс
Уголовный кодекс
5. Прогнозируемый результат
6. Период реализации
2017-2018 учебный год
Сентябрь |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| Общешкольный праздник «День знаний» | «Влияние окружающей среды на здоровье человека» | Рисование «Давайте помечтаем» | Беседа «Права и обязанности детей» | «Что означают наши имена» | «Мои вещи» |
| «Я – ученик» | «Мой режим дня» | Экскурсия «Краски осени» | «Правила и нормы поведения» | Что такое «Бабье лето» | «В стране чистюль» |
Неделя диагностики | Определение уровня воспитанности детей |
| Чему я должен научиться в этом году? | «Что надо знать о пище и режиме питания» | Изготовление открыток ко Дню учителя | Нас много, но все мы живем на планете Земля | Праздник урожая «Осенние посиделки» | трудовой десант «Поможем пожилым людям» |
Октябрь |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| «Хороший ли я друг?» | Личная гигиена | Общешкольное внеклассное мероприятие «День учителя» | «Я люблю тебя, Россия» | «Лес наше богатство» | Операция «Уют» |
| «Я еще ребенок или уже взрослый?» | «Кто я: хозяин или квартирант?» | «Дары осени» изготовление поделок из природных материалов | «Москва – столица нашей Родины» | «Село в котором я живу» | «Я аккуратный» |
| «Наша группа – единая команда» | «Моя домашняя аптечка» | «Как деревья готовятся к зиме?» Аппликация | «Человек в обществе» | «Покров – праздник храмовый, престольный» | «Беспорядок – волнует ли он меня?» |
Неделя правил пожарной безопасности | Не шути с огнем | Правила пользования электробытовыми приборами | Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам | Как правильно пользоваться огнетушителем | Первичные средства пожаротушения и их применение | Обобщающее внеклассное занятие по ППБ |
| Хорошо ли мы знаем друг друга? | Влияние окружающей среды на здоровье человека | Один карандаш на двоих | | | |
Ноябрь |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| | | «Во саду ли в огороде» Аппликация | Игра-диспут «Современное ли чувство любовь?» | «В сумерках ноября» | «уборка комнаты – удовольствие или тяжкий труд» |
Неделя семьи | «Очень трудно быть матерью» | «Моя семья» | «Что такое счастье?» | Беседа «Моя родословная» | «Дружная семейка» | Обобщающее внеклассное занятие «Семья» |
| Надо ли быть вежливым? | «Учреждения здравоохранения, правила их посещения» | «Кормушки для пернатых» | «Царство закон, царство Беззаконие» | «Белокурая березка – символ Родины моей» | Трудовой десант. Утепление оконных рам |
| Сочувствие и жестокость | Больное и здоровое тело | Рисование «Краски осени» | Поговорим об ответственности | «Улетели журавли…» | |
Декабрь |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| Я - лидер | Кожа и уход за ней | | | | |
| Мое, чужое, общее | Здоровый сон | Рисование «Нет наркотикам» | «Непосильное задание» | «В студеном декабре» | «Аккуратность – это важно» |
| «Щедрость, справедливость, скупость и жадность» | В паре с вредной привычкой | Аппликация «На лесной опушке» | Новогодние развлечения и их безопасность | Откуда пришел обычай украшать елку на Новый год? | Трудовой десант. Уборка территории от снега |
Неделя подготовки к празднованию Нового года | Мастерская Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза |
Январь |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| «Мы выбираем» | «От лени болеют, от труда здоровеют» | Творческое рисование «Мои зимние каникулы» | «Жили-были» | «Старый Новый год» - традиции и обряды | «Мы умелые хозяева» |
| «Нас выбирают» | Прогулка на свежем воздухе | Самоделки из пластилина | «как поступить правильно» | Январь - перезимье | Операция – «ну, мусор, ну, погоди» |
Неделя правового воспитания | Путешествие по стране Права человека | «Гимн, герб и флаг России» игровое занятие | Оформление уголка по правам и обязанностям | Конституция РФ | Я и мои права | Обобщающее внеклассное занятие по правам |
| Обсуждаем, но не осуждаем | Алкоголь и закон | Работа с бумагой. Оригами | Право на любовь | | |
Февраль |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| | | | Кривое зеркало | «Три девицы вечерком…» Посиделки – что это такое? | «Терпение и труд – все перетрут» |
| Хочу поделиться | Крепкие зубы – здоровью любы | Работа с бумагой. Модульное оригами. | Что такое взаимопомощь? | «Мы читаем земляка – Самуила Маршака» | Трудовой десант. Уборка территории от снега. Операция «Снежок» |
| Гражданка - агрессия | Как надо питаться? | День зимних именинников | Береги свою планету | «Февраль – бокогрей» | «Что значит быть трудолюбивым? |
Неделя русских обрядов и традиций «Масленница» | Понедельник - встреча | Вторник - заигрыш | Среда - лакомка | Четверг – широкий разгуляй | Пятница – тещины вечерки | Суббота – заловкины посиделки, Воскресенье – прощенный день |
| Думаю, знаю, но не скажу | Инфекционные заболевания и их профилактика | Работа с бумагой. Модульное оригами. | Родина – это часть тебя | | |
март |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| | | | Что такое цель в жизни? | Наш Пушкин | Где чистота – там здоровье! |
| Что, когда и как надо сказать | Что такое витамины? | Рисование к 8 марта «Волшебные пальчики» | Взаимоотношения с родителями | Эти чудесные сказки | Наведем в шкафу порядок |
Неделя профилактики здорового образа жизни | На воздухе полезны всегда бег, движенья, игры, ходьба | Беседа «Профессия врача» | Первая медицинская помощь при травмах | На открытом воздухе нам весело играть | КВН «За здоровый образ жизни» | Обобщающее внеклассное занятие по профилактики ЗОЖ |
| Подчиниться или не согласиться | Путешествие в страну доброго здоровья - Спортландию | Работа с соленым тестом | Газеты, журналы, телевизор | Март - протальник | Мы труд воспеваем и сами работаем |
апрель |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| Причины и виды конфликтов | Волосы и уход за ними | Праздник птиц | Что значит быть принципиальным? | Как мне мила музыка родной природы | Трудовой десант. Уборка территории |
| Твоя – моя проблема | Игра-испытание «Школа разведчиков» | Аппликация «Ракета» | Праздник космоса | Апрель-капельник | На прогулку в чистый двор |
| Ты и я – одной крови | Взаимосвязь здоровья и образа жизни | Рисование «Ветка вербы» | История празднования 1 мая | Пасха – христово воскресенье | Чистка и сушка зимней одежды, ее уборка на хранение |
Неделя правил дорожного движения | Безопасность на улице. Виды транспортных средств | Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле | Знакомство с дорожными знаками | Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов | Предназначение и задачи ГИБДД | Обобщающее внеклассное занятие по ПДД |
| Понять и принять | Прогулка на свежем воздухе | | | | |
май |
Дата | Личностное развитие, основы социализации и общения | Физическое развитие и охрана здоровья | Творческое развитие | Основы гражданского и патриотического воспитания | Знакомство с истоками национальной культуры | Трудовое воспитание |
| | Подвижные игры на свежем воздухе | Весенние цветы. Аппликация | По страницам любимых книг | Май - травень | Работа на пришкольном участке |
Неделя «Вахта памяти» | В жизни всегда есть место подвигу | Твой подвиг бессмертен, солдат | Аппликация к 9 мая | России доблестной сыны | А песня ходит на войну | Обобщающее внеклассное занятие по Вахте Памяти |
Неделя диагностики | Методика по сказке М. Пляцковского «Ежик» | Тест «Два домика» | Проба Де Греефе | Тест «Добро, Зло и Я» | Лесенка | Определение уровня воспитанности детей |
| Я - в радости | Подвижные игры на свежем воздухе | День весенних именинников | Вот и стали мы на год взрослее | Последний звонок | Работа на пришкольном участке |
| Работа на пришкольном участке | Работа на пришкольном участке | Работа на пришкольном участке | | | |
7. Список литературы
Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.
Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2005.
Толстых Т.В., Хайдукова А.В. Играем, празднуем, соревнуемся. – Волгоград: Учитель, 2008.
Науменко Ю.В. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактике вич/спида у подростков к школе. – М.: Глобус, 2010.
Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классные, классные дела. – М., 2005.
Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. М.: ВАКО, 2005.
Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современные праздники в начальной школе. М., 2004.
Гончарова Н.И., Дыбань Л.С. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. – Волгоград: Учитель, 2007.
Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классные, классные дела. Выпуск 2. – М., 2004.
Харитончик Т.А. Правовое воспитание. – Волгоград: Учитель, 2008.
Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2008