Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Рабочая программа
учебного курса ОРКСЭ
модуль ОПК
Составитель: учитель ОРКСЭ Гугучкина Е.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Рекомендована
методическим объединением Утверждена приказом
учителей обществознания МБОУ Сокольниковской СОШ
протокол № 1 от 27.08.18 г от 30.08.18 № 400
Рабочая программа
учебного курса ОРКСЭ
модуль ОПК
для 4 класса
Составитель: учитель ОРКСЭ Гугучкина Е.А..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ
МОДУЛЬ ОПК
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.
5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.
7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающиеся получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая обучающимся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.
3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
В дополнении к поурочным учебным заданиям предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.
5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.
6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Особенности предметного содержания:
1. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.
Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.
2. Возможности для формирования УУД.
Обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания. включением в учебный процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.
Универсальные учебные действия (УУД).
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); привлечение родителей к совместной деятельност
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей.
Учебный модуль «ОПК», являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание модуля «ОПК» организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.
Изучая курс, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Россия – наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Культура и религия. Бог и человек в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Как христианство пришло на Русь. Крещение Руси. Понятие «толерантность». Подвиг. Заповеди блаженства. Добро и зло. Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов).
Отношение христианина к природе. Христианская семья. Христианин в труде. Первые русские святые. Грех и преступление. Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Эвристические беседы Использование информационно- коммуникационных технологий |
Основы религиозных культур и светской этики. | 16 | Беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, разработка творческого проекта. | Урок – экскурсия Использование информационно- коммуникационных технологий Исследовательский метод кроссворды викторины |
Основы религиозных культур и светской этики. | 12 | Беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, первичная разработка творческого проекта. | Викторины и Использование информационно- коммуникационных технологий |
Духовные традиции многонационального народа России. | 5 | Беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, разработка творческого проекта. | Проектирование Творческие мастерские Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ |
Утверждено приказом
МБОУ Сокольниковская СОШ
от .08. №
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса
2019-2020 уч.год.
№ у р о к а | Тема урока | Кол- во час. | Календар ные сроки | Факти ческие сроки |
Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 час |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. | 1 | 4.09. | |
Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики. 16 часов |
2. | Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. | 1 | 11.09 | |
3. | Человек и Бог в православии. | 1 | 18.09 | |
4. | Православная молитва. | 1 | 25.09 | |
5. | Библия и Евангелие. | 1 | 2.10 | |
6. | Проповедь Христа. | 1 | 16.10 | |
7. | Христос и Его крест. | 1 | 23.10 | |
8. | Пасха. | 1 | 30.10 | |
9. | Православное учение о человеке. | 1 | 06.11 | |
10. | Совесть и раскаяние. | 1 | 13 11 | |
11. | Заповеди. | 1 | 27.11 | |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | 4.12 | |
13. | Золотое правило этики | 1 | 11.12 | |
14-15. | Храм | 2 | 18.12 25.12 | |
16. | Икона | 1 | 15.01 | |
17. | Подведение итогов | 1 | 22.01 | |
18. | Как христианство пришло на Русь | 1 | 29.01 | |
19. | Подвиг | 1 | 05.02 | |
20. | Заповеди блаженств | 1 | 12.02 | |
21. | Зачем творить добро? | 1 | 26.02 | |
22. | Чудо в жизни христианина | 1 | 4.03 | |
23. | Православие о Божием суде | 1 | 11.03 | |
24. | Таинство причастия | 1 | 18.03 | |
25. | Монастырь | 1 | 25.03 | |
26. | Отношение христианина к природе | 1 | 1.04 | |
27. | Христианская семья | 1 | 15.04 | |
28. | Защита Отечества | 1 | 22.04 | |
29. | Христианин в труде | 1 | 29.04 | |
30. | Духовные традиции многонационального народа России Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 6.05 | |
31. | Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди». | 1 | 13.05 | |
32. | Урок повторения «Основы православной культуры». | 1 | 20.05 | |
33. 34-35. | Мировые религии Мой мир, Мое Отечество | 1 2 | 20.05 27.05 | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническое обеспечение курса
Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература;
Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения(компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет,
• экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.