СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс"Основа православной культуры и светской этики" представляет собой единый комплекс структурно и содержительно связанных друг с другом шести учебных модулей.Учебный модуль"ОПК",являясь частью курса имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области









Рабочая программа

учебного курса ОРКСЭ

модуль ОПК















Составитель: учитель ОРКСЭ Гугучкина Е.А.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области


Рекомендована

методическим объединением Утверждена приказом

учителей обществознания МБОУ Сокольниковской СОШ

протокол № 1 от 27.08.18 г от 30.08.18 № 400






Рабочая программа

учебного курса ОРКСЭ

модуль ОПК

для 4 класса












Составитель: учитель ОРКСЭ Гугучкина Е.А..


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ

МОДУЛЬ ОПК


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

 Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

 Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающиеся получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая обучающимся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

—      знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

—      знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

—      формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

—      осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 Особенности предметного содержания:

1. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.

Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.



2. Возможности для формирования УУД.

Обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания. включением в учебный процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.                    


Универсальные учебные действия (УУД).


Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); привлечение родителей к совместной деятельност

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель­но связанных друг с другом шести учебных модулей.

Учебный модуль «ОПК», являясь частью курса, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание модуля «ОПК» орга­низовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематичес­кого раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29) дифференцируют со­держание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.

Изучая курс, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Культура и религия. Бог и человек в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Как христианство пришло на Русь. Крещение Руси. Понятие «толерантность». Подвиг. Заповеди блаженства. Добро и зло. Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов).

Отношение христианина к природе. Христианская семья. Христианин в труде. Первые русские святые. Грех и преступление. Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во

часов

Вид

деятельности

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

  1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Эвристические беседы

Использование информационно- коммуникационных технологий

  1. Основы религиозных культур и светской этики.

16

Беседа, выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, разработка творческого проекта.

Урок – экскурсия

Использование информационно- коммуникационных технологий

Исследовательский метод кроссворды викторины

  1. Основы религиозных культур и светской этики.

12

Беседа, театрализация, выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, первичная разработка творческого проекта.

Викторины и

Использование информационно- коммуникационных технологий

  1. Духовные традиции многонационального народа России.

5

Беседа, театрализация, выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, разработка творческого проекта.

Проектирование

Творческие мастерские

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ




Утверждено приказом

МБОУ Сокольниковская СОШ

от .08. №



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса

2019-2020 уч.год.



у

р

о

к

а

Тема урока

Кол-

во

час.

Календар

ные сроки

Факти

ческие

сроки

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 час

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина.

1

4.09.


Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики. 16 часов

2.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

1

11.09



3.

Человек и Бог в православии.


1

18.09



4.

Православная молитва.


1

25.09



5.

Библия и Евангелие.


1

2.10



6.

Проповедь Христа.


1

16.10



7.

Христос и Его крест.


1

23.10



8.

Пасха.


1

30.10



9.

Православное учение о человеке.


1

06.11



10.

Совесть и раскаяние.

1

13 11



11.

Заповеди.


1

27.11



12.

Милосердие и сострадание.


1

4.12



13.

Золотое правило этики

1

11.12



14-15.

Храм

2

18.12

25.12


16.

Икона

1

15.01


17.

Подведение итогов

1

22.01



18.

Как христианство пришло на Русь

1

29.01


19.

Подвиг

1

05.02


20.

Заповеди блаженств

1

12.02


21.

Зачем творить добро?

1

26.02



22.

Чудо в жизни христианина

1

4.03


23.

Православие о Божием суде

1

11.03


24.

Таинство причастия

1

18.03



25.

Монастырь

1

25.03



26.

Отношение христианина к природе

1

1.04


27.

Христианская семья

1

15.04



28.

Защита Отечества

1

22.04



29.

Христианин в труде

1

29.04


30.

Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству

1

6.05


31.

Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».

1

13.05


32.



Урок повторения «Основы православной культуры».

1

20.05


33.















34-35.




Мировые религии













Мой мир, Мое Отечество

1















2


20.05










27.05

























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.

  2. Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».

  3. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изуче­ние/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотноше­ния государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего обра­зования основ православной культуры;

- специальные дополнительные пособия для учителей и лите­ратура, предназначенная для оказания им информационной и ме­тодической помощи;

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художест­венных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов историчес­ких письменных источников);

- энциклопедическая и справочная литература;

  1. Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных посо­бий, дидактических материалов и пр., настенные доски для выве­шивания иллюстративного материала;

технические средства обучения(компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспро­изведения аудиокассет,

экранно-звуковые пособия, передающие содержание обра­зования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы ре­лигиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образователь­ные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.