Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2011. – 95с.: ил.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении.
2. Доступность. Содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий).
3. Принцип культуросообразности. В содержании модуля прослеживается взаимосвязь гражданской и церковной истории России.
В соответствии с Примерным учебным планом начального общего образования и учебным планом школы на изучение учебного модуля «Основы православной культуры» для 4 класса отводится 1 час в неделю, общий объём изучения модуля – 34 часа в год.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события.
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Проекты.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Проекты.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока/форма проведения/ форма контроля | Содержание урока | Материалы, оборудование, ЦОР | УУД | Формы организации учебной деятельности | Дата |
| | | | | | личностностные | метапредметные | предметные | | |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Урок изучения нового учебного материала. Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции | Учебник, листы с текстом для исследовательской работы | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи, какие ценности лежат в основе своей семьи, о празднике День народного единства (4 ноября). | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
2 | Культура и религия. | 1 | Урок изучения нового учебного материала. Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся | Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. | Учебник, презентация, проект 1:1 | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Выражать слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
3 | Во что верят православные христиане. Человек и Бог в православии. | 1 | Урок изучения нового учебного материала. | Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. | Учебник, листы для работы в группе | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Понимать и уметь рассказать, как вера влияет на поступки человека. | работа в малых группах | |
4 | Православная молитва. | 1 | Урок изучения нового учебного материала. | Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. | Учебник, листы с продуктивным заданием. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом, работа в паре | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | Урок изучения нового учебного материала. Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся. | Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. | Учебник, Библия, Евангелие, презентация, проект 1:1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного. | Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. | презентация | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события | Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
7 | Христос и Его крест. | 1 | Урок изучения нового учебного материала. | Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. | иллюстративный ряд, проект 1:1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Рассказать о Рождестве Христове. Объяснять, что такое Боговоплощение. почему Христос не уклонился от распятия. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
8 | Пасха. | 1 | Урок изучения нового учебного материала. | Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. | иллюстративный ряд, проект 1:1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна; в чём состоит смысл христианского поста. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Урок- путешествие в историю сотворения мира и человека (Библия, Ветхий Завет). | Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души | Учебник, листы для работы в группе | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Объяснять выражение «внутренний мир» человека. Составлять рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». | работа в малых группах | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся. Изучение нового учебного материала, а также целевое применение усвоенного. | Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. | Учебник, листы с текстом для исследовательской работы | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события | Понимать смысл понятий: добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние; Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | работа в малых группах | |
11 | Заповеди. | 1 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного. | Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. | Учебник, презентация, проект 1:1 | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея», что общего у воровства и убийства. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся. Изучение нового учебного материала, а также целевое применение усвоенного. | Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня | Учебник, листы для работы в группе | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным; какие существуют дела милосердия. | работа в малых группах | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного. | Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». | Учебник, листы с продуктивным заданием. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
14 | Храм. Урок-экскурсия | 1 | Урок-экскурсия | Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно- славянский язык». | | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Рассказать, как устроен православный храм; что такое иконостас. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. | экскурсия | |
15 | Икона. Заочная экскурсия | 1 | Заочная экскурсия | В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. | презентация | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события | Объяснять, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве; почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». | заочная экскурсия | |
16 | Творческие работы учащихся | 1 | Подготовка творческих работ учащихся. | Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. | иллюстративный ряд, проект 1:1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. | проектные задания | |
17 | Подведение итогов. Урок-конкурс | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. Это может быть выставка творческих работ, конкурс | Из чего складывается оценка творческой работы. | иллюстративный ряд, проект 1:1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | презентация проекта | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Урок- путешествие в прошлое | Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. | Учебник, листы с текстом для исследовательской работы | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и Крещения Руси. | элементы исторической игры | |
19 | Подвиг в православной традиции | 1 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного | Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. | Учебник, презентация, проект 1:1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Объяснить слова «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о христианском герое. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
20 | Заповеди блаженств. | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. | Учебник, листы для работы в группе | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Понимать текст Заповедей Блаженства; приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | работа в малых группах | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | Урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного | В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые. | Учебник, листы с продуктивным заданием. | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного. | В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. | Учебник, Библия, Евангелие, презентация, проект 1:1 | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события | Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. | работа в малых группах | |
23 | Православие о Божием суде. | 1 | Урок изучения нового учебного материала | В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. | презентация | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислять мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | ведение «диалога с автором» | |
24 | Таинство Причастия. | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. | иллюстративный ряд, проект 1:1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
25 | Монастырь. | 1 | Урок- путешествие | Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. | иллюстративный ряд, проект 1:1 | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | заочное путешествие | |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | Урок формирования умений и навыков целевого применения усвоенного | Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. | Учебник, листы с текстом для исследовательской работы | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
27 | Христианская семья. | 1 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного | Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами Что означает обручальное кольцо. | Учебник, презентация, проект 1:1 | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | элементы игровой деятельности | |
28 | Защита Отечества. | 1 | Урок - заочная экскурсия. | Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. | Учебник, листы для работы в группе | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | работа в малых группах | |
29 | Христианин в труде. | 1 | Урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного | Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину | Учебник, листы с продуктивным заданием. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события | : Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». | продуктивные задания | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм Многонационального и многоконфессио- нального народа России | 1 | Урок-экскурсия. | Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. | Учебник, Библия, Евангелие, презентация, проект 1:1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | проблемный диалог, исследовательская работа с текстом | |
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | Подготовка творческих проектов учащихся | Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют | презентация | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | проектная деятельность | |
32 33 | Конференция творческих проектов «Православная культура» | 2 | Конференция | Презентация проектов | иллюстративный ряд, проект 1:1 | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения | работа над проектами | |
34 | Смотр знаний | 1 | Урок обобщения. | Основные понятия курса | иллюстративный ряд, проект 1:1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий | Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | презентация проектов | |
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение 2011.