СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ. 4 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ. 4 КЛАСС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебный модуль «Основы православной культуры»


1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Учебный модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. / под ред. А.Я. Данилюка/ - М. Просвещение, 2012. – 24с.).


Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2011. – 95с.: ил.


2. Общая характеристика учебного модуля.

Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры - модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


Цель учебного модуля «Основы православной культуры» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного модуля:

  • знакомить с важнейшими священными страницами родной истории; именами и нравственными подвигами православного человека;

  • знакомство со всемирно известными памятниками православной культуры;

  • помочь усвоить основные духовно-нравственные понятия: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

  • формировать благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Принципы построения учебного модуля «Основы православной культуры»:

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении.

2. Доступность. Содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий).

3. Принцип культуросообразности. В содержании модуля прослеживается взаимосвязь гражданской и церковной истории России.


Основной формой организации учебного процесса является урок. При проведении уроков используются: проблемно-диалогические методы обучения, проектные методы, элементы игровых технологий, наблюдения, элементы исследовательской деятельности, работа в парах и малых группах, не классно-урочные формы. Организуется работа по проекту «Один ученик – один компьютер» (1:1).


3. Описание места учебного модуля в учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом начального общего образования и учебным планом школы на изучение учебного модуля «Основы православной культуры» для 4 класса отводится 1 час в неделю, общий объём изучения модуля – 34 часа в год.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного модуля.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля.

Учебный модуль «Основы православной культуры» направлен на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события.

Требования к предметным результатам:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

  • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

  • на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.



6. Содержание тем учебного модуля.

Учебно-тематический план.


Название раздела

Количество

часов

1

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества


1

2

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.


16

3

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.


12

4

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России


5


Содержание учебного модуля «Основы православной культуры».


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Проекты.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. 

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Проекты.


7. Тематическое планирование учебного модуля.


п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока/форма проведения/

форма контроля

Содержание урока

Материалы, оборудование,

ЦОР


УУД

Формы организации учебной деятельности

Дата







личностностные

метапредметные

предметные



1

Россия – наша

Родина.

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции


Учебник, листы с текстом для исследовательской работы

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Объяснять, что такое

духовный мир человека.

Рассказать о традициях своей

семьи, какие

ценности лежат в основе своей

семьи, о празднике

День народного единства (4

ноября).


проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


2

Культура и

религия.




1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся


Что такое культура,

и как она создаётся. Что

такое религия. Что такое

православие.

Учебник, презентация, проект 1:1

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Выражать слова

благодарности в разнообразных

формах.

Понимать взаимосвязь

русской культуры и

православия. Рассказать о

традициях русской

православной культуры XVII

века.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


3

Во что верят православные христиане. Человек и Бог

в православии.

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Кого православная

культура называет Творцом.

Какие дары получили от

Творца люди.

Учебник, листы для работы в группе

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Понимать и уметь рассказать, как вера

влияет на поступки человека.

работа в малых группах


4

Православная

молитва.

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Что такое молитва, и

чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит

«благодать». Кто такие святые.


Учебник, листы с продуктивным заданием.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Рассказать, что значит

«молиться», и чем отличается

молитва от магии. Объяснить

слово «искушение», и зачем

людям посылаются испытания в

жизни. Объяснить выражение

«Знать, как «Отче наш».

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом, работа в паре


5

Библия и

Евангелие.




1

Урок изучения

нового учебного

материала. Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.


Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение

Божие.

Учебник, Библия, Евангелие, презентация, проект 1:1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Объяснить, что такое

Священное Писание, и из каких

частей оно состоит. Связь слов Христос – христианство – христианин.

Объяснить, как переводится

слово «Евангелие», и почему

оно так называется. Рассказать

об апостолах Христовых.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


6

Проповедь

Христа.

1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного.

Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

презентация

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события

Объяснить, чему учил

Христос. Объяснить, что

является духовными

сокровищами. Рассказать, какое

богатство христиане считают

истинным и вечным.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


7

Христос и Его

крест.

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Что такое

«воплощение»

(«Боговоплощение»),

Голгофа. Кто такой

Богочеловек.

В чём состояла жертва

Иисуса Христа.

иллюстративный ряд, проект 1:1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Рассказать о Рождестве

Христове. Объяснять, что такое

Боговоплощение. почему Христос не уклонился

от распятия.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


8

Пасха.



1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Что такое Пасха

(Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное

приветствие. Как звучит

пасхальный гимн. Что такое

христианский пост.

иллюстративный ряд, проект 1:1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Объяснять, почему

Иисуса Христа называют

Спасителем. Христа.

Рассказать, в чём состоит смысл

пасхального гимна;

в чём состоит смысл

христианского поста.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


9

Православное

учение о

человеке.

1

Урок-

путешествие в

историю

сотворения

мира и человека

(Библия, Ветхий

Завет).

Чем человек

отличается от животного.

Что такое «внутренний мир»

человека. В чём заключается

свобода для христианина.

Как Библия рассказывает о

происхождении души

Учебник, листы для работы в группе

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Объяснять выражение

«внутренний мир» человека.

Составлять рассказ на тему «Как

Бог подарил человеку душу».


работа в малых группах


10

Совесть и

раскаяние.

1

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Что христиане

считают добром, злом,

грехом, что такое совесть,

раскаяние, покаяние.

Учебник, листы с текстом для исследовательской работы

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события

Понимать смысл понятий: добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние;

Рассказать,

почему покаяние называют

«лекарством души».

работа в малых группах


11

Заповеди.



1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого применения

усвоенного.


Что такое

«заповедь», «скрижали».

Какие заповеди были даны

людям через

пророка Моисея.

Учебник, презентация, проект 1:1

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

рассказать, что такое

«Десять заповедей» или «Закон

Моисея», что

общего у воровства и убийства.

Отличать 10 заповедей

Моисея от заповедей блаженств

Иисуса Христа.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


12

Милосердие и

сострадание.

1

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Кого христиане

называют «ближним». Как

христианин должен

относиться к людям. Что

такое «милосердие»,

«милостыня

Учебник, листы для работы в группе

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Объяснять, можно ли

за милосердную помощь брать

плату, и почему. Рассказать, что

нужно делать человеку, чтобы

стать милосердным;

какие существуют дела

милосердия.

работа в малых группах


13

Золотое

правило этики.

1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного.

Что такое «этика».

Главное правило

человеческих отношений.

Что такое «неосуждение».

Учебник, листы с продуктивным заданием.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Объяснять, почему

главное правило этики

называется «золотое».

Сформулировать своё мнение:

как уберечься от осуждения

других людей. Рассказать по

картине В.Поленова

«Грешница», как Христос

защитил женщину.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


14

Храм. Урок-экскурсия



1

Урок-экскурсия



Для чего людям

нужен храм, что они там

делают. Как устроен

православный храм.

Что такое «алтарь»,

«Царские врата», «икона»,

«иконостас», «канун»,

«поминание»,

«благословение».

Что такое «церковно-

славянский язык».


развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Рассказать, как устроен

православный храм; что такое иконостас. Рассказать, может

ли православный христианин

молиться без иконы. Отличать

на иконе изображение Иисуса

Христа и Божьей Матери.

экскурсия


15

Икона. Заочная экскурсия




1


Заочная экскурсия




В чём состоит

отличие иконы от обычной

живописной картины, и

почему. Зачем христианам

нужны иконы, и как на

иконах изображается

невидимый мир.

презентация

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события

Объяснять, как понятие

света связано с пониманием

Бога в христианстве;

почему христиане

считают возможным

изображать невидимого Бога.

Рассказать, кому молятся

христиане, стоя перед иконой.

Объяснить слова «нимб» и

«лик».

заочная экскурсия


16

Творческие

работы

учащихся

1

Подготовка

творческих

работ учащихся.

Как готовится

творческая работа, какие

существуют виды

творческих работ. Как

пользоваться литературой и

другими источниками

информации, как правильно

отобрать нужную

информацию и сделать

выводы.

иллюстративный ряд, проект 1:1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Искать требующуюся

литературу.

Работать с книгой, со статьей и

другой информацией. Свести

всю найденную информацию в

последовательный общий текст.

Оформить работу в

соответствии с требованиями.

Подготовить устное

выступление.

проектные задания


17

Подведение

итогов. Урок-конкурс

1

Урок контроля

знаний, умений

и навыков. Это

может быть

выставка

творческих

работ, конкурс

Из чего

складывается оценка

творческой работы.

иллюстративный ряд, проект 1:1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Представить свою

творческую работу для

обсуждения. Отстаивать свою

точку зрения. Аргументировать

свой ответ.

презентация проекта


18

Как

христианство

пришло на

Русь.

1

Урок-

путешествие в

прошлое

Что такое

Евангелие, Пасха, храм и

икона. Кто такой Иисус

Христос.

что такое Церковь

и крещение.

Как Русь стала

христианской страной.

Учебник, листы с текстом для исследовательской работы

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Рассказать историю

проникновения христианства в

древнерусские земли и

Крещения Руси.

элементы исторической игры


19

Подвиг в православной традиции

1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного

Что такое подвиг,

что такое жертвенность.

Пример подвижнической

жизни архиепископа Луки

Войно-Ясенецкого.

Учебник, презентация, проект 1:1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Объяснить слова

«подвижник», «жертвенность»

и употреблять их в речи.

Различать ценности, ради

которых люди жертвуют своим

временем, здоровьем, даже

жизнью. Рассказать о христианском герое.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


20

Заповеди

блаженств.




1

Урок изучения

нового учебного

материала




Что такое

«заповедь», «блаженство»,

что делает христианина

счастливым.

Учебник, листы для работы в группе

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Понимать текст Заповедей

Блаженства; приводить

примеры исполнения этих

заповедей христианами.

работа в малых группах


21

Зачем творить

добро?

1

Урок

формирования

умений и

навыков,

целевого

применения

усвоенного

В чём, как и почему

христиане подражают

Христу, чему радуются

святые.

Учебник, листы с продуктивным заданием.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Правильно употреблять в речи

слово «смирение». Объяснить

выражение «Даром приняли –

даром давайте».

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


22

Чудо в жизни христианина.

1

Урок изучения нового учебного материала,

а также целевого

применения усвоенного.

В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое

христианские добродетели

и в чём они проявляются.

Учебник, Библия, Евангелие, презентация, проект 1:1

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события

Отличать на иконе изображение Святой Троицы.

Объяснить связь слов «вера» и

«верность». Рассказать, какие

добродетели видит учащийся в

самом себе и своих

одноклассниках.

работа в малых группах


23

Православие о

Божием суде.

1

Урок изучения

нового учебного

материала

В чём состоит

представление христиан о

Божием суде. Почему

христиане верят в

бессмертие.

презентация

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Рассказать, как вера в

Божий суд влияет на поступки

христиан. Перечислять мотивы,

поощряющие христиан к

творению добра.

ведение «диалога с автором»


24

Таинство

Причастия.

1

Урок изучения

нового учебного

материала

Что такое

Причастие, что такое

церковное Таинство.

Что происходит в храме во

время Литургии.

иллюстративный ряд, проект 1:1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Рассказать, чем

отличается история Ветхого

Завета от истории Нового.

Объяснить, как главная надежда

христиан связана с Литургией.

Рассказать, в чём главное

назначение Церкви

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


25

Монастырь.



1

Урок-

путешествие



Кто такой монах, и

почему люди идут в монахи.

Что представляет собой

монастырь. Какие

монастыри и лавры

существуют на территории

России.

иллюстративный ряд, проект 1:1

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Объяснить, что

приобретает человек, став

монахом, и от чего он

отказывается. Рассказать, какие

крупные и известные

монастыри действуют на

территории России.

заочное путешествие


26

Отношение

христианина к

природе.

1

Урок

формирования

умений и

навыков целевого

применения

усвоенного

Какие качества

делают человека «выше»

природы. Какую

ответственность несёт человек за сохранение

природы. В чём проявляется

милосердное отношение к

животным.

Учебник, листы с текстом для исследовательской работы

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Вести диалог на тему

«Почему человек стал

оказывать губительное

воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем

питомце и о том, как ребёнок

заботится о нём.

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


27

Христианская

семья.

1

Урок изучения

нового учебного

материала,

а также

целевого

применения

усвоенного

Почему заключение

брака в церкви называется

«венчание». Что означает

венец над молодожёнами

Что означает обручальное

кольцо.

Учебник, презентация, проект 1:1

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Рассказать, какие

традиции есть в семье

обучающегося. Объяснить,

какое поведение называется

хамским. Обсудить вопрос:

«Позволяет ли совесть бросать

постаревшего или заболевшего

супруга?»

элементы игровой деятельности


28

Защита

Отечества.

1

Урок - заочная

экскурсия.

Имена и подвиг

святых защитников Родины.

Когда война бывает

справедливой. Когда против

общих недругов России

вместе сражались разные

народы.

Учебник, листы для работы в группе

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Объяснить, какие

поступки недопустимы даже на

войне. Рассказать, какие слова

вдохновили Пересвета и

Ослябю на участие в

Куликовской битве.

работа в малых группах


29

Христианин в

труде.

1

Урок

формирования

умений и

навыков,

целевого

применения

усвоенного

Какие заповеди

получили первые люди от

Творца. Что такое

первородный грех. Что

такое пост, и для чего он

нужен христианину

Учебник, листы с продуктивным заданием.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

овладевание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события

: Рассказать, какие

заповеди получили первые

люди от Творца. Объяснить

выражение «работать на

совесть».

Составить устный

рассказ на тему «Какой труд

вреден для человека».

продуктивные задания


30

Любовь и

уважение к

Отечеству.

Патриотизм

Многонационального и многоконфессио-

нального

народа России

1

Урок-экскурсия.

Главные ценности

для человека, к какой бы

национальности или

религиозной культуре он

себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Учебник, Библия, Евангелие, презентация, проект 1:1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Объяснить выражение

«жизнь положить за други

своя».

Рассказать, какие дела

может совершать человек (даже

ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

проблемный диалог, исследовательская работа с текстом


31

Подготовка

творческих

проектов

учащихся

1

Подготовка

творческих

проектов

учащихся

Как готовится

творческий проект. Какие

виды творческих проектов

существуют

презентация

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Искать нужную

информацию,

систематизировать её, сделать

выводы из проведённого

исследования, разработать

творческий проект.

проектная деятельность


32

33

Конференция творческих проектов «Православная культура»

2


Конференция

Презентация проектов

иллюстративный ряд, проект 1:1

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Владеть красивой,

грамотной речью, уметь

отвечать на поставленные по

теме выступления вопросы,

аргументировать и отстаивать

свою точку зрения

работа над проектами


34

Смотр знаний

1

Урок обобщения.

Основные понятия курса

иллюстративный ряд, проект 1:1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий

Грамотно презентовать

свой творческий проект.

Владеть красивой, грамотной

речью, уметь отвечать на

поставленные по теме

выступления вопросы,

аргументировать и отстаивать

свою точку зрения.

презентация проектов



8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.


Учебно-методическое обеспечение.

Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение 2011.

Список литературы по разделу «Основы православной культуры»:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

  2. Ионина Н.А. Православные святыни. – РООСА, 2009

  3. Русские иконы/ ред. группа: Т. Каширина, Т.Евсеева, Е. Сучкова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011.

Список педагогической литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/М.: Аванта+, 1996.

  2. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. Учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Жил человек… Сборник христианских притч и сказаний/ Сост. О. Клюкина – М.: Никея, 2011.

  4. Детский православный календарь/ Сост. Петрова А.И. – М.: Православный приход храма Святаго Духа, 2012

Электронные ресурсы:

http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал

http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи




Для выполнения программы в классе имеется информационно-техническое обеспечение:

1

Компьютер ученический

(Процессоры / Intel(R) Core(TM) i3-2100 CPU @ 3.10GHz; ОЗУ: 2*DDR3 4ГБ; HDD: SATA 750 ГБ; видеокарта: интегрированная; DVD-ROM; монитор-ЖК Benq E2220HD.

25 проект "1:1"

2

ПК для учителя

Intel Core(TM)2 Duo CPU E-4500 2,2 GHz; OZU 1*DDR2 1Gb; HDD SATA 250 Gb; DVD RW – AD 5200A; монитор LCD DELL – 1710).

1

3

Мультимедийный проектор Benq 630 С

1

4

Доска сенсорная SMART Board (16/9 210х115)

1

5

Принтер Сanon-IRC 4580i (A3)

1


18