СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации рабочей программы используется:

1.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2019г.

2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А. И. Шемшурина. — М.: Просвещение, 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 класс.»



Рассмотрено

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № 1

от «30» августа 2021г.

Руководитель МО:

______________



________________

_______


____________________

Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск

_______________

Приказ № от «31» августа 2021 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР ______________














Рабочая программа

по предмету «Основы религиозных

культур и светской этики»

для 4-А класса

1 час в неделю (всего 34 часа)





Учитель Могильчак Любовь Михайловна






2020 - 2021 учебный год

           




Пояснительная записка

   

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования (от 08.04.2015 г.), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск.

Для реализации рабочей программы используется:

1.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2019г.

2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А. И. Шемшурина. — М.: Просвещение, 2017г.























Планируемые результаты изучения учебного предмета

  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио- нальнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей её достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;

4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

5) осознание ценности человеческой жизни.

В результате изучения модуля

Выпускник научится:
выделять основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.







Критерии оценивания


Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.

  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль.

  • Фронтальный контроль.

  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Безотметочная система обучения. В конце учебного года в графу «отметка» выставляется запись: зачёт/незачёт



Содержание учебного предмета


 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

 Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»


Основное содержание курса (34 часа)


Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч)

Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.

Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.

Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.

Раздел 1. Этика общения (4 ч)

Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей (1 ч) Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики.

Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.

Основные понятия: добро, зло.

Тема 2. Правила общения для всех (1 ч)

Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.

Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.

Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.

Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки

(1 ч)

Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.

Основные понятия: доброта, красота.

Тема 4. Каждый интересен (1 ч)

Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

Раздел 2. Этикет (4 ч)

Тема 1. Премудрости этикета (1 ч)

Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание.

Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.

Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.

Тема 2. Красота этикета (1 ч)

Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета.

Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.

Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч)

Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.

Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.

Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи (1 ч)

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь», и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.

Основные понятия: слово, речь, образ.

Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)

Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души (1 ч)

Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях

«душа», «дух», «духовность». Пути творения души.

Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.

Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию (1 ч)

Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.

Основные понятия: природа, жизнь, человек.

Тема 3. Чувство Родины (1 ч)

Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной.

Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм».

Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм. Тема 4. Жизнь протекает среди людей (1 ч) Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми.

Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)

Тема 1. Чтобы быть коллективом… (1 ч)

Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе.

Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.

Тема 2. Коллектив начинается с меня (1 ч) Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.

Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.

Тема 3. Мой класс — мои друзья (1 ч)

Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.

Основные понятия: помощь, поддержка, участие.

Тема 4. Скажи себе сам.

Итоговое творческое сочинение (1 ч)

Второе полугодие (17 часов)

Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч)

Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности.

Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.

Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч)

Тема 1. Жизнь священна (1 ч)

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности.

Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.

Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.

Тема 2. Человек рождён для добра (1 ч)

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.

Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

Тема 3. Милосердие — закон жизни (1 ч)

Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие».

Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.

Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.

Тема 4. Жить во благо себе и другим (1 ч) Конфликтные ситуации и их благоприятное решение.

Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.

Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.

Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)

Тема 1. Следовать нравственной установке (1 ч) Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках.

Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.

Тема 2. Достойно жить среди людей (1 ч)

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.

Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека.

Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых.

Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.

Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.

Тема 3. Уметь понять и простить (1 ч)

Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений.

Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.

Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.

Тема 4. Простая этика поступков (1 ч)

Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.

Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)

Тема 1. Общение и источники преодоления обид (1 ч) Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?

Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению.

Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.

Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения (1 ч) Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руко- водствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.

Тема 3. Доброте сопутствует терпение (1 ч)

Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.

Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.

Тема 4. Действия с приставкой «со» (1 ч)

Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.

Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.

Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч)

Тема 1. С чего начинается Родина… (1 ч)

Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.

Значение лада в семье. Простые правила его сохранения.

Вековой опыт человечества.

Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.

Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин (1 ч)

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник.

Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.

Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.

Тема 3. Человек — чело века

Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека.

Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.

Тема 4. Слово, обращённое к себе Итоговое творческое сочинение (1 ч)
















Тематическое планирование

п/п

Дата

Количество часов

Наименование тем

план

факт

Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч)

1.



1

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Раздел 1 Этика общения (4 часа)

2.



1

Добрым жить на свете веселей.

3.



1

Правила общения для всех.

4.



1

От добрых правил – добрые слова и поступки.

5.



1

Каждый интересен.

Раздел 2 Этикет (4 часа)

6.



1

Премудрости этикета.

7.



1

Красота этикета.

8.



1

Простые школьные и домашние правила этикета.

9.



1

Чистый ручеёк нашей речи.

Раздел 3 Этика человеческих отношений (4 часа)

10.



1

В развитии добрых чувств – творение души.

11.



1

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

12.



1

Чувство Родины.

13.



1

Жизнь протекает среди людей.

Раздел 4 Этика отношений в коллективе (4 часа)

14.



1

Чтобы быть коллективом.

15.



1

Коллектив начинается с меня.

16.



1

Мой класс – мои друзья.

17.



1

Скажи себе сам. Итоговое творческое сочинение

Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи (1час)

18.




Ежели душевны вы и к этике не глухи (1час)

Простые нравственные истины (4 часа)

19.



1

Жизнь священна.

20.



1

Человек рождён для добра.

21.



1

Милосердие – закон жизни.

22.



1

Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться (4 часа)

23.



1

Следовать нравственной установке.

24.



1

Достойно жить среди людей.

25.



1

Уметь понять и простить.

26.



1

Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа)

27.



1

Общение и источники преодоления обид.

28.



1

Ростки нравственного опыта поведения.

29.



1

Доброте сопутствует терпение.

30.



1

Действия с приставкой «СО».

Судьба и Родина едины (4 часа)

31.



1

С чего начинается Родина.

32.



1

В тебе рождается патриот и гражданин.

33.



1

Человек – чело века.

34.



1

Слово, обращённое к тебе. Итоговое творческое сочинение.