СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствуют варианту авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) Т.Д. Шапошниковой и К. В. Савченко,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6» с. Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), на основе авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики Т.Д. Шапошниковой, К. В. Савченко и др.,

Место курса «Основы религиозных культур и светской этики

(модуль светская этика)» в учебном плане

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) ориентирована на учащихся 4-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) Т.Д. Шапошниковой и К. В. Савченко, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиознвых культур и светской этики. 4кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/авт. - сост. Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко. - М.: Дрофа, 2012, с.1-50).

В системе предметов общеобразовательной школы курс основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) представлен в предметной области «Основы духовно_нравственной культуры народов России».

Назначение предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» в начальной школе состоит в том, чтобы создавать условия для развития у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Изучение основ религиозных культур и светской этики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Для достижения поставленных целей в 4 классе необходимо решение следующих задач:

  1. ознакомить учащихся с основами светской этики (интеллектуальная компетентность);

  2. развить у младших подростков представление о нравственных нормах (интеллектуальная компетентность);

  3. формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие истории и культуры (интеллектуальная и личностная компетентность);

  4. воспитание этнической, религиозной и социальной толерантности (социальная, общекультурная компетентность);

  5. знакомство с основными жизненными ценностями интеллектуальная компетентность);

  6. укрепление преемственности поколений (социальная, общекультурная компетентность).

Для обучения основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) выбрана содержательная линия УМК по основам религиозных культур и светской этики Т. Д. Шапошниковой, К. В. Савченко и др. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по основам религиозных культур и светской этики состоят в том, что они в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

Для выполнения всех видов обучающих работ по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) в 4 классе в УМК имеются учебник и электронное учебное издание:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова; под ред.Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012.

Планируемые результаты освоения программы

по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) к концу 4 класса

Личностные результаты.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,

  • строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;

  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,

  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • понимать и сопереживать чувствам других людей.

  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Регулятивные

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;

  • вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок

  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  • осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

Предметные результаты:

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • иметь первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • иметь общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознавать ценности человеческой жизни.

Основное содержание программы (34часа)

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ ми­рового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные цен­ности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и бо­гах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, ре­лигиозные обряды, религиозное искусство. Священ­ные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 часа)

Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художествен­ные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя челове­чества. Аристотель. Происхожде­ние слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 часа)

Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновен­ный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о доброде­телях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через по­ступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная доброде­тель в совместной жизни людей. Нравственные качества и до­бродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о чест­ности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседнев­ной жизни. Древнеиндийская притча «Прости лю­дей». Восточная притча «О гвоздях».

Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 часов)

Жизнь древнегреческого фи­лософа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жиз­ни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравствен­ный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказы­вание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Ма­ленький принц». Положительные и отрицательные качества и при­вычки человека. Эпиктет о путях самосовершенст­вования. Самовоспитание.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)

Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человече­ского общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Уче­ние Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфу­ция о государстве и правителе. Сравнение государст­ва с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Кон­фуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия — госу­дарство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обя­занности граждан. Обязанности государства по отношению к граж­данам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)

Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и са­мому себе. Заповеди о мыслях и желаниях челове­ка. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления люб­ви. Проявление любви в поступках. Любовь и нрав­ственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Прит­ча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)

Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская друж­ба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в тради­ции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к лю­дям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоот­ношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотноше­ний. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отраже­ние его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Место благотворительности в системе ценностей иудаиз­ма. Помощь ближнему и милосердие в мусульман­ской традиции. Сострадание и жертвенность как ос­нова христианской этики. Милосердие и сострада­ние — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире.

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)

Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции мило­сердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повсе­дневной жизни. Жизнь по нравственным за­конам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение по­святить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой — выдающий­ся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необ­ходимость борьбы человека с негативными мысля­ми, чувствами и обстоятельствами. Представле­ния о свободе человека. Необходимость самосовер­шенствования для преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Бла­годарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Пись­ма о добром и прекрасном».

Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (4часов)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам: «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)


Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Знакомство с новым предметом

2

2

Знакомство с основами этики

2

3

Этические учения о добродетелях

4

4

Этика о нравственном выборе

6

5

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

3

6

Нравственный закон человеческой жизни

4

7

Этика об отношении людей друг к другу

5

8

Как сегодня жить по нравственным законам

8



34 часа





Календарно – тематическое планирование в 4 классе

(1 ч. в неделю – 34 ч.)

п/п

по теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть


Знакомство с новым предметом (2 ч)


1

1

«Россия — наша Родина»


с. 8,з.1, мини-проект -задание 4,с. 8




2

2

«Духовные ценности человечества. Культура. Религия»

с.9-16,




Знакомство с основами этики (2 ч)


3

1

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике

с. 18-23,

придумать философский рассказ,




4

2

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этикете. Мораль и нравственность

с. 24-28, з.4 проект




Этические учения о добродетелях (4 ч)


5

1

Что такое добродетель

с.30-32, з. 5,




6

2

Учение Аристотеля о добродетелях

с. 33-35, индивидуаль-ный проект




7

3

Нравственные качества

с.36-39, в 5,

продолжение

работы над

проектом




8

4

Терпение и терпимость

с.40-44, подготовить вопросы




Этика о нравственном выборе (6 ч)


9

1

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом


с.46-49,




2 четверть



10

2

Убеждения

с.50-52, з.4,5,




11

3

Нравственный выбор

с.53-56, з.2,




12

4

Совесть. Долг

с.57-60, з.4, чтение сказки




13

5

Ответственность

с.61-65, з.4,




14

6

Этика о воспитании самого себя

с.66-68, з.4,5, подготовить вопросы




Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч)


15

1

Справедливость

с.70-73, з. 3,4,




16

2

Государство, основанное на справедливости

с.74-78,




3 четверть



17

3

Государство. Светская этика

с.79-84, подготовьте сообщение




Нравственный закон человеческой жизни (4 ч)


18

1

Нравственный закон. Десять заповедей

с.86-89, з.4 прочитайте

информацию




19

2

Заповеди любви

с.90-93, придумайте вопросы












20

3

Любовь-основа жизни

с.94-97,




21

4

Прощение

с.98-100, з.4,




Этика об отношении людей друг к другу (5 ч)


22

1

Древнегреческие мыслители о дружбе

с.102-105, продолжение

работы над

проектом





23

2

Этика об отношении к другим людям и самому себе

с.106-110, з.4




24

3

Мысли и поступки. Слова и речь

с.111-115, з.3,4 устно.




25

4

Милосердие

с.116-120, работа над

проектами




26

5

«Золотое правило нравственности»

с.121-124, работа над

проектами,




4 четверть

Как сегодня жить по нравственным законам ( 8 ч)


27

1

Нравственные законы в современном мире

с.121-124, подготовьте доклад




28

2

Альберт Швейцер

с.130-134, работа над

проектом




29

3

Этическое увлечение Л.Н.Толстого

с.135-138,




30

4

Не совсем обычный урок «Идти дорогою добра»

с.139-143, з.6.




31-34

1-4

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

подготовка итоговых проектов