Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6» с. Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), на основе авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики Т.Д. Шапошниковой, К. В. Савченко и др.,
Место курса «Основы религиозных культур и светской этики
(модуль светская этика)» в учебном плане
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) ориентирована на учащихся 4-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) Т.Д. Шапошниковой и К. В. Савченко, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиознвых культур и светской этики. 4кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/авт. - сост. Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко. - М.: Дрофа, 2012, с.1-50).
В системе предметов общеобразовательной школы курс основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) представлен в предметной области «Основы духовно_нравственной культуры народов России».
Назначение предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» в начальной школе состоит в том, чтобы создавать условия для развития у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Изучение основ религиозных культур и светской этики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Для достижения поставленных целей в 4 классе необходимо решение следующих задач:
ознакомить учащихся с основами светской этики (интеллектуальная компетентность);
развить у младших подростков представление о нравственных нормах (интеллектуальная компетентность);
формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие истории и культуры (интеллектуальная и личностная компетентность);
воспитание этнической, религиозной и социальной толерантности (социальная, общекультурная компетентность);
знакомство с основными жизненными ценностями интеллектуальная компетентность);
укрепление преемственности поколений (социальная, общекультурная компетентность).
Для обучения основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) выбрана содержательная линия УМК по основам религиозных культур и светской этики Т. Д. Шапошниковой, К. В. Савченко и др. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по основам религиозных культур и светской этики состоят в том, что они в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) в 4 классе в УМК имеются учебник и электронное учебное издание:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова; под ред.Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012.
Планируемые результаты освоения программы
по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) к концу 4 класса
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Познавательные
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать и сопереживать чувствам других людей.
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
иметь первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
иметь общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознавать ценности человеческой жизни.
Основное содержание программы (34часа)
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 часа)
Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 часа)
Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 часов)
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)
Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)
Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире.
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (4часов)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам: «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Знакомство с новым предметом | 2 |
2 | Знакомство с основами этики | 2 |
3 | Этические учения о добродетелях | 4 |
4 | Этика о нравственном выборе | 6 |
5 | Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве | 3 |
6 | Нравственный закон человеческой жизни | 4 |
7 | Этика об отношении людей друг к другу | 5 |
8 | Как сегодня жить по нравственным законам | 8 |
| | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование в 4 классе
(1 ч. в неделю – 34 ч.)
№ п/п | № по теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание |
план | факт |
1 четверть | |
Знакомство с новым предметом (2 ч) | |
1 | 1 | «Россия — наша Родина» | с. 8,з.1, мини-проект -задание 4,с. 8 | | | |
2 | 2 | «Духовные ценности человечества. Культура. Религия» | с.9-16, | | | |
Знакомство с основами этики (2 ч) | |
3 | 1 | Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике | с. 18-23, придумать философский рассказ, | | | |
4 | 2 | Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этикете. Мораль и нравственность | с. 24-28, з.4 проект | | | |
Этические учения о добродетелях (4 ч) | |
5 | 1 | Что такое добродетель | с.30-32, з. 5, | | | |
6 | 2 | Учение Аристотеля о добродетелях | с. 33-35, индивидуаль-ный проект | | | |
7 | 3 | Нравственные качества | с.36-39, в 5, продолжение работы над проектом | | | |
8 | 4 | Терпение и терпимость | с.40-44, подготовить вопросы | | | |
Этика о нравственном выборе (6 ч) | |
9 | 1 | Не совсем обычный урок. Суд над Сократом | с.46-49, | | | |
2 четверть | | |
10 | 2 | Убеждения | с.50-52, з.4,5, | | | |
11 | 3 | Нравственный выбор | с.53-56, з.2, | | | |
12 | 4 | Совесть. Долг | с.57-60, з.4, чтение сказки | | | |
13 | 5 | Ответственность | с.61-65, з.4, | | | |
14 | 6 | Этика о воспитании самого себя | с.66-68, з.4,5, подготовить вопросы | | | |
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч) | |
15 | 1 | Справедливость | с.70-73, з. 3,4, | | | |
16 | 2 | Государство, основанное на справедливости | с.74-78, | | | |
3 четверть | | |
17 | 3 | Государство. Светская этика | с.79-84, подготовьте сообщение | | | |
Нравственный закон человеческой жизни (4 ч) | |
18 | 1 | Нравственный закон. Десять заповедей | с.86-89, з.4 прочитайте информацию | | | |
19 | 2 | Заповеди любви | с.90-93, придумайте вопросы | | | |
| | | | | | |
20 | 3 | Любовь-основа жизни | с.94-97, | | | |
21 | 4 | Прощение | с.98-100, з.4, | | | |
Этика об отношении людей друг к другу (5 ч) | |
22 | 1 | Древнегреческие мыслители о дружбе | с.102-105, продолжение работы над проектом | | | |
23 | 2 | Этика об отношении к другим людям и самому себе | с.106-110, з.4 | | | |
24 | 3 | Мысли и поступки. Слова и речь | с.111-115, з.3,4 устно. | | | |
25 | 4 | Милосердие | с.116-120, работа над проектами | | | |
26 | 5 | «Золотое правило нравственности» | с.121-124, работа над проектами, | | | |
4 четверть Как сегодня жить по нравственным законам ( 8 ч) | |
27 | 1 | Нравственные законы в современном мире | с.121-124, подготовьте доклад | | | |
28 | 2 | Альберт Швейцер | с.130-134, работа над проектом | | | |
29 | 3 | Этическое увлечение Л.Н.Толстого | с.135-138, | | | |
30 | 4 | Не совсем обычный урок «Идти дорогою добра» | с.139-143, з.6. | | | |
31-34 | 1-4 | Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся | подготовка итоговых проектов | | | |