Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Кезская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании Составлена на основе федерального
методического объединения государственного образовательного
начальных классов стандарта начального
Протокол №______ общего образования.
« » ___________
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №______
« »_____________
Утверждена
Приказ №______
« »___________
Директор: ___________ (Жигалова С.Н.)
Рабочая программа
по ОРКСЭ
модуль "Основы исламской культуры"
4 класс
Составитель: Воронцова Наталья Евгеньевна
2018 – 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным и духовным ценностям:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Выпускник научится:
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Выпускник получит возможность научиться:
Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
Сформируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Определению общей цели и путей её достижения; умению договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.
Сформированию основам российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Содержание программы
Введение (1 час). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Основы исламской культуры (33 часа).
Введение в исламскую духовную традицию. Колыбель ислама. Культура и религия. Пророк Мухаммад – основатель ислама, образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Начало пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Божественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Нравственные ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Ценность и польза образования. Ислам и наука. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Формы контроля
Групповая работа
Работа в парах
Творческие работы учащихся
Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля- защита презентации.
Диагностика достижений результатов
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный)
- письменный опрос (работа по карточкам, тестирование, анкетирование)
- творческая работа ( составление презентации, рефераты)
Календарно-тематическое планирование
Номер урока п/п | Название раздела | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1ч. | Россия – наша Родина. | 1 |
2 | Основы исламской культуры - 33ч. | Колыбель ислама. | 1 |
3 | Пророк Мухаммад - основатель ислама. | 1 |
4 | Начало пророчества. | 1 |
5 | Чудесное путешествие пророка. | 1 |
6 | Хиджра. | 1 |
7 | Коран и Сунна. | 1 |
8 | Вера в Аллаха. | 1 |
9 | Божественные Писания. Посланники Бога. | 1 |
10 | Вера в Судный день и судьбу. | 1 |
11 | Обязанности мусульман. | 1 |
12 | Поклонение Аллаху. | 1 |
13 | Пост в месяц рамадан. | 1 |
14 | Пожертвование во имя Всевышнего. | 1 |
15 | Паломничество в Мекку. | 1 |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 |
17 | Творческие работы учащихся. | 1 |
18 | История ислама в России. | 1 |
19 | Нравственные ценности ислама. | 1 |
20 | Сотворение добра. | 1 |
21 | Дружба и взаимопомощь. | 1 |
22 | Семья в исламе. | 1 |
23 | Родители и дети. | 1 |
24 | Отношение к старшим. | 1 |
25 | Традиции гостеприимства. | 1 |
26 | Ценность и польза образования. | 1 |
27 | Ислам и наука. | 1 |
28 | Искусство ислама. | 1 |
29 | Праздники мусульман. | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
31 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 |
32 | Итоговая презентация творческих проектов. | 1 |
33 | Итоговая презентация творческих проектов. | 1 |
34 | Итоговая презентация творческих проектов. | 1 |
| Итого: | | 34 |
Приложение к программе
Темы проектов, творческих (исследовательских) работ
«Традиции моей семьи»
«История семейной реликвии»
«Мое родословное древо»
«Что такое ислам?»
«Мое отношение к миру»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Герои России»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мой друг»
Контрольно-измерительные материалы
Уроки по курсу ОРКСЭ - безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил, морали, веры и религии в жизни человека, семьи , общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:
- достижения уровня обязательной подготовки по предмету
- глубину сформированности учебных умений.
Оценка должна решать следующие задачи:
- подведение итогов работы;
- сравнение (с самим собой и с другим)
При преподавании модуля "Основы исламской культуры" предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
В результате реализации Программы комплексного учебного модуля ОИК должно обеспечиваться достижение детьми:
1) воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений - знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности и пр.);
2) воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов - формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
- первый уровень (рациональный): приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;
- второй уровень (эмоциональный): получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных отношений к жизни;
-третий уровень (действенно-поведенческий): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.
По каждому направлению духовно-нравственного развития могут быть достигнуты соответствующие воспитательные результаты. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Критерии оценивания
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.
Формальные критерии:
- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;
- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.
Неформальные критерии:
- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;
- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно психологический климат школы;
- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: пересказ содержания изученного материала, ответов на вопросы, выразительное представление сообщения, доклада, презентации. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, тесты - задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
а также самостоятельные работы с материалом.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Итоговый контроль может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Проектная работа или учебно-исследовательская работа – форма проверки уровня сформированности универсальных учебных действий.
Технология Портфолио – творческие работы и достижения позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
Методические рекомендации
Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).
Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
«Основы исламской культуры» учебник для 4-5 класса /Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин. – Просвещение, 2012.
Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2012 год.
Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2012 год.
Электронное пособие «Основы исламской культуры», для 4- 5 класса (диск)
Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Хрестоматия по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», -Курган, 2012г.