СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по ОРКСЭ

модуль "Основы исламской культуры"

4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кезская средняя общеобразовательная школа №1»


Рассмотрена на заседании Составлена на основе федерального

методического объединения государственного образовательного

начальных классов стандарта начального

Протокол №______ общего образования.

« » ___________



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №______

« »_____________



Утверждена

Приказ №______

« »___________


Директор: ___________ (Жигалова С.Н.)














Рабочая программа

по ОРКСЭ

модуль "Основы исламской культуры"

4 класс












Составитель: Воронцова Наталья Евгеньевна








2018 – 2019 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Требования к личностным результатам:


  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

  6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным и духовным ценностям:


  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.


Требования к предметным результатам:


  1.  Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

  2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.

  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.









Выпускник  научится:


  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

  • Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  • Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Выпускник получит возможность  научиться:


  • Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

  • Сформируются  умения  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

  • Определению общей цели и путей её достижения; умению договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

  • Сформированию  основам  российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.





















Содержание программы


Введение (1 час). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

Основы исламской культуры (33 часа).

Введение в исламскую духовную традицию. Колыбель ислама. Культура и религия. Пророк Мухаммад – основатель ислама, образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Начало пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Божественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Нравственные ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Ценность и польза образования. Ислам и наука. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Формы контроля

Групповая работа

Работа в парах

Творческие работы учащихся

Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля- защита презентации.


Диагностика достижений результатов

устный опрос (фронтальный, индивидуальный)

- письменный опрос (работа по карточкам, тестирование, анкетирование)

- творческая работа ( составление презентации, рефераты)


























Календарно-тематическое планирование


Номер урока п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

- 1ч.

Россия – наша Родина.

1

2

Основы исламской культуры - 33ч.


Колыбель ислама.

1

3

Пророк Мухаммад - основатель ислама.

1

4

Начало пророчества.

1

5

Чудесное путешествие пророка.

1

6

Хиджра.

1

7

Коран и Сунна.

1

8

Вера в Аллаха.

1

9

Божественные Писания. Посланники Бога.

1

10

Вера в Судный день и судьбу.

1

11

Обязанности мусульман.

1

12

Поклонение Аллаху.

1

13

Пост в месяц рамадан.

1

14

Пожертвование во имя Всевышнего.

1

15

Паломничество в Мекку.

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Творческие работы учащихся.

1

18

История ислама в России.

1

19

Нравственные ценности ислама.

1

20

Сотворение добра.

1

21

Дружба и взаимопомощь.

1

22

Семья в исламе.

1

23

Родители и дети.

1

24

Отношение к старшим.

1

25

Традиции гостеприимства.

1

26

Ценность и польза образования.

1

27

Ислам и наука.

1

28

Искусство ислама.

1

29

Праздники мусульман.

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1

32

Итоговая презентация творческих проектов.

1

33

Итоговая презентация творческих проектов.

1

34

Итоговая презентация творческих проектов.

1


Итого:


34

Приложение к программе


Темы проектов, творческих (исследовательских) работ


  1. «Традиции моей семьи»

  2. «История семейной реликвии»

  3. «Мое родословное древо»

  4. «Что такое ислам?»

  5. «Мое отношение к миру»

  6. «Мое отношение к людям»

  7. «Мое отношение к России»

  8. «С чего начинается Родина»

  9. «Герои России»

  10. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

  11. «Мой дедушка – защитник Родины»

  12. «Мой друг»


Контрольно-измерительные материалы


Уроки по курсу ОРКСЭ - безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил, морали, веры и религии в жизни человека, семьи , общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:

- достижения уровня обязательной подготовки по предмету

- глубину сформированности учебных умений.

Оценка должна решать следующие задачи:

- подведение итогов работы;

- сравнение (с самим собой и с другим)

При преподавании модуля "Основы исламской культуры" предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

В результате реализации Программы комплексного учебного модуля ОИК должно обеспечиваться достижение детьми:

1) воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений - знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия;  опыта ценностного постижения, присвоения ценности и пр.);

2) воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов - формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).

Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням:

- первый уровень (рациональный): приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;

- второй уровень (эмоциональный): получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных  отношений к жизни;

-третий уровень (действенно-поведенческий): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.

По каждому направлению духовно-нравственного развития могут быть достигнуты соответствующие воспитательные результаты. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).


Критерии оценивания


В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно психологический климат школы;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: пересказ содержания изученного материала, ответов на вопросы, выразительное представление сообщения, доклада, презентации. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, тесты - задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

а также самостоятельные работы с материалом.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Проектная работа или учебно-исследовательская работа – форма проверки уровня сформированности универсальных учебных действий.

Технология Портфолио – творческие работы и достижения позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.


Методические рекомендации


  • Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

  • Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

  • Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

  • Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.

  • Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

  1. «Основы исламской культуры» учебник для 4-5 класса  /Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин. – Просвещение, 2012.

  2.  Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2012 год.

  3. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2012 год.

  4. Электронное пособие «Основы исламской культуры», для 4- 5 класса (диск)

  5. Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

  6. Хрестоматия по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», -Курган, 2012г.