СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по ОРКСЭ

модуль "Основы светской этики"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кезская средняя общеобразовательная школа №1»


Рассмотрена на заседании Составлена на основе федерального

методического объединения государственного образовательного

начальных классов стандарта начального

Протокол №______ общего образования.

« » ___________



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №______

« »_____________



Утверждена

Приказ №______

« »___________


Директор: ___________ (Жигалова С.Н.)














Рабочая программа

по ОРКСЭ

модуль "Основы светской этики"

4 класс












Составитель: Воронцова Наталья Евгеньевна








2018 – 2019 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Требования к личностным результатам:


  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

  6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным и духовным ценностям:


  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.


Требования к предметным результатам:


  1.  Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

  2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.

  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.








Выпускник научится:

- понимать общие этические понятия на разных языках России;

- понимать общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

-понимать понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская;

- понимать «Золотое правило нравственности»;

- понимать ценные качества человеческой души;

- понимать ценности рода и семьи;

- понимать правила морали разных религий, светские правила;

- знать и понимать как появилась семья;

- понимать семейные традиции;

- знать и понимать правила поведения в школе;

- знать и понимать права и обязанности школьника;

- знать и понимать правила дружбы;

- знать и понимать понятие: этикет;

- понимать сокровища нравственности;

- понимать нематериальные ценности;

- понимать кодексы мужского поведения в разные времена;

- понимать понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа;

- знать и понимать роли в семье;

- понимать кодексы женского поведения в разные времена;

- понимать положение женщины в семье;

- знать и понимать понятия: леди, джентльмен;

- понимать кодексы чести разных профессий;

- знать и понимать понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

- знать и понимать понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.


Выпускник получит возможность научиться:

- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

- строить отношения между людьми в школе;

- жить по законам чести;

- держать слово;

- иметь силу воли;

- применять в жизни кодексы мужского и женского поведения;

- строить отношения в семье;

- быть леди и джентльменом;

-договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

- любить страну, Родину и Отечество.







Содержание программы


Введение (5 часов). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

Человек и мир (9 часов). Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

Человек в мире людей (12 часов). Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

Твой нравственный выбор (8 часов). Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме. О милосердии и о сострадании, о подвигах в мирное время. О выдающихся людях, посвятивших свою жизнь служению другим. Ответственность перед собою, перед родителями, учителями, Родиной, Отечеством. О любви, духовном богатстве и духовной нищете. О самосовершенствовании и активной жизненной позиции, о своём самовоспитании, правилах для себя. О конвенции о правах ребёнка. О законах и обществе. О личной свободе и обязанностях. С чем идти во взрослую жизнь. Через проектную деятельность, творческие задания, в игровой форме повторяется, обобщается и систематизируется изученный учебный материал.


Формы контроля

Групповая работа

Работа в парах

Творческие работы учащихся

Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля- защита презентации.


Диагностика достижений результатов

устный опрос (фронтальный, индивидуальный)

- письменный опрос (работа по карточкам, тестирование, анкетирование)

- творческая работа ( составление презентации, рефераты)

















Календарно-тематическое планирование


Номер урока п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

1

Введение - 5ч.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина.

1

2

Мудрость, собранная веками.

1

3

Этика, мораль, нравственность.

1

4

Этика в древности. Мифы, сказки, легенды.

1

5

Этические традиции Древней Руси.

1

6

Человек и мир - 9ч.

Добро и зло.

1

7

Добродетели и пороки.

1

8

Добродетели благородства и справедливости.

1

9


Смысл и ценность человеческой жизни.

1

10

Ценность человеческой жизни.

1

11

Человеческая жизнь как высшая ценность.

1

12

Для чего живёт человек.

1

13

Совесть.

1

14

Представление проектов по теме «Человек и мир».

1

15

Человек в мире людей - 12ч.

Толерантность.

1

16

Человек в семье.

1

17

О дружбе.

1

18

Этикет.

1

19

Милосердие и благотворительность.

1

20

Януш Корчак – врач, писатель, педагог.

1

21

В жизни всегда есть место подвигу.

1

22

Свобода и ответственность.

1

23

Заповеди – нравственные законы.

1

24

Заповеди любви.

1

25

Ещё о законах человеческого общежития.

1

26

Представление проектов по теме «Человек в мире людей».

1

27

Твой нравственный выбор - 8ч.

Духовные ценности.

1

28

О самосовершенствовании.

1

29

Этика для себя.

1

30

Твои права или Конвенция о правах ребёнка.

1

31

Что должны знать дети о правах и законе.

1

32

Твой багаж в дорогу жизни.

1

33

Предоставление проектов по теме "Твой нравственный выбор"

1

34

Предоставление проектов по теме "Твой нравственный выбор"

1


Итого:


34

Приложение к программе


Темы проектов, творческих (исследовательских) работ


  1. «Традиции моей семьи»

  2. «История семейной реликвии»

  3. «Мое родословное древо»

  4. «Что такое этика?»

  5. «Мое отношение к миру»

  6. «Мое отношение к людям»

  7. «Мое отношение к России»

  8. «С чего начинается Родина»

  9. «Герои России»

  10. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

  11. «Мой дедушка – защитник Родины»

  12. «Мой друг»


Контрольно-измерительные материалы


Уроки по курсу ОРКСЭ - безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил, морали, веры и религии в жизни человека, семьи , общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:

- достижения уровня обязательной подготовки по предмету

- глубину сформированности учебных умений.

Оценка должна решать следующие задачи:

- подведение итогов работы;

- сравнение (с самим собой и с другим)

При преподавании модуля "Основы светской этики" предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

В результате реализации Программы комплексного учебного модуля ОСЭ должно обеспечиваться достижение детьми:

1) воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений - знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия;  опыта ценностного постижения, присвоения ценности и пр.);

2) воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов - формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).

Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням:

- первый уровень (рациональный): приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;

- второй уровень (эмоциональный): получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных  отношений к жизни;

-третий уровень (действенно-поведенческий): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.

По каждому направлению духовно-нравственного развития могут быть достигнуты соответствующие воспитательные результаты. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс»: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.

Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 кл.: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.

Критерии оценивания


В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно психологический климат школы;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: пересказ содержания изученного материала, ответов на вопросы, выразительное представление сообщения, доклада, презентации. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, тесты - задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

а также самостоятельные работы с материалом.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Проектная работа или учебно-исследовательская работа – форма проверки уровня сформированности универсальных учебных действий.

Технология Портфолио – творческие работы и достижения позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.


Методические рекомендации


  • Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

  • Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

  • Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

  • Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.

  • Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс»: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.

Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 кл.: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.