Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Кезская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании Составлена на основе федерального
методического объединения государственного образовательного
начальных классов стандарта начального
Протокол №______ общего образования.
« » ___________
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №______
« »_____________
Утверждена
Приказ №______
« »___________
Директор: ___________ (Жигалова С.Н.)
Рабочая программа
по ОРКСЭ
модуль "Основы светской этики"
4 класс
Составитель: Воронцова Наталья Евгеньевна
2018 – 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным и духовным ценностям:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Выпускник научится:
- понимать общие этические понятия на разных языках России;
- понимать общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
-понимать понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская;
- понимать «Золотое правило нравственности»;
- понимать ценные качества человеческой души;
- понимать ценности рода и семьи;
- понимать правила морали разных религий, светские правила;
- знать и понимать как появилась семья;
- понимать семейные традиции;
- знать и понимать правила поведения в школе;
- знать и понимать права и обязанности школьника;
- знать и понимать правила дружбы;
- знать и понимать понятие: этикет;
- понимать сокровища нравственности;
- понимать нематериальные ценности;
- понимать кодексы мужского поведения в разные времена;
- понимать понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа;
- знать и понимать роли в семье;
- понимать кодексы женского поведения в разные времена;
- понимать положение женщины в семье;
- знать и понимать понятия: леди, джентльмен;
- понимать кодексы чести разных профессий;
- знать и понимать понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- знать и понимать понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- применять в жизни кодексы мужского и женского поведения;
- строить отношения в семье;
- быть леди и джентльменом;
-договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.
Содержание программы
Введение (5 часов). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Человек и мир (9 часов). Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Человек в мире людей (12 часов). Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Твой нравственный выбор (8 часов). Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме. О милосердии и о сострадании, о подвигах в мирное время. О выдающихся людях, посвятивших свою жизнь служению другим. Ответственность перед собою, перед родителями, учителями, Родиной, Отечеством. О любви, духовном богатстве и духовной нищете. О самосовершенствовании и активной жизненной позиции, о своём самовоспитании, правилах для себя. О конвенции о правах ребёнка. О законах и обществе. О личной свободе и обязанностях. С чем идти во взрослую жизнь. Через проектную деятельность, творческие задания, в игровой форме повторяется, обобщается и систематизируется изученный учебный материал.
Формы контроля
Групповая работа
Работа в парах
Творческие работы учащихся
Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля- защита презентации.
Диагностика достижений результатов
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный)
- письменный опрос (работа по карточкам, тестирование, анкетирование)
- творческая работа ( составление презентации, рефераты)
Календарно-тематическое планирование
Номер урока п/п | Название раздела | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение - 5ч. | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. | 1 |
2 | Мудрость, собранная веками. | 1 |
3 | Этика, мораль, нравственность. | 1 |
4 | Этика в древности. Мифы, сказки, легенды. | 1 |
5 | Этические традиции Древней Руси. | 1 |
6 | Человек и мир - 9ч. | Добро и зло. | 1 |
7 | Добродетели и пороки. | 1 |
8 | Добродетели благородства и справедливости. | 1 |
9 | | Смысл и ценность человеческой жизни. | 1 |
10 | Ценность человеческой жизни. | 1 |
11 | Человеческая жизнь как высшая ценность. | 1 |
12 | Для чего живёт человек. | 1 |
13 | Совесть. | 1 |
14 | Представление проектов по теме «Человек и мир». | 1 |
15 | Человек в мире людей - 12ч. | Толерантность. | 1 |
16 | Человек в семье. | 1 |
17 | О дружбе. | 1 |
18 | Этикет. | 1 |
19 | Милосердие и благотворительность. | 1 |
20 | Януш Корчак – врач, писатель, педагог. | 1 |
21 | В жизни всегда есть место подвигу. | 1 |
22 | Свобода и ответственность. | 1 |
23 | Заповеди – нравственные законы. | 1 |
24 | Заповеди любви. | 1 |
25 | Ещё о законах человеческого общежития. | 1 |
26 | Представление проектов по теме «Человек в мире людей». | 1 |
27 | Твой нравственный выбор - 8ч. | Духовные ценности. | 1 |
28 | О самосовершенствовании. | 1 |
29 | Этика для себя. | 1 |
30 | Твои права или Конвенция о правах ребёнка. | 1 |
31 | Что должны знать дети о правах и законе. | 1 |
32 | Твой багаж в дорогу жизни. | 1 |
33 | Предоставление проектов по теме "Твой нравственный выбор" | 1 |
34 | Предоставление проектов по теме "Твой нравственный выбор" | 1 |
| Итого: | | 34 |
Приложение к программе
Темы проектов, творческих (исследовательских) работ
«Традиции моей семьи»
«История семейной реликвии»
«Мое родословное древо»
«Что такое этика?»
«Мое отношение к миру»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Герои России»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мой друг»
Контрольно-измерительные материалы
Уроки по курсу ОРКСЭ - безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил, морали, веры и религии в жизни человека, семьи , общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:
- достижения уровня обязательной подготовки по предмету
- глубину сформированности учебных умений.
Оценка должна решать следующие задачи:
- подведение итогов работы;
- сравнение (с самим собой и с другим)
При преподавании модуля "Основы светской этики" предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
В результате реализации Программы комплексного учебного модуля ОСЭ должно обеспечиваться достижение детьми:
1) воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений - знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности и пр.);
2) воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов - формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
- первый уровень (рациональный): приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;
- второй уровень (эмоциональный): получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных отношений к жизни;
-третий уровень (действенно-поведенческий): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.
По каждому направлению духовно-нравственного развития могут быть достигнуты соответствующие воспитательные результаты. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс»: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.
Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 кл.: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.
Критерии оценивания
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.
Формальные критерии:
- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;
- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.
Неформальные критерии:
- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;
- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно психологический климат школы;
- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: пересказ содержания изученного материала, ответов на вопросы, выразительное представление сообщения, доклада, презентации. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, тесты - задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
а также самостоятельные работы с материалом.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Итоговый контроль может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Проектная работа или учебно-исследовательская работа – форма проверки уровня сформированности универсальных учебных действий.
Технология Портфолио – творческие работы и достижения позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
Методические рекомендации
Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).
Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс»: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.
Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 кл.: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И Тюляева. – 2-ое изд., испр. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 208 с. цв.ил.