Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа № "
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №
_____________
"____"_______________2019г
приказ №___ от "___"_______2019г
Рабочая программа по ОРКСЭ
4 "Б" класс
Составила:
учитель начальных классов
Давлетова Елена Михайловна
2019
Планируемые результаты освоения курса.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые результаты.
К концу года ученик научится:
Знать и понимать основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Разбираться в истории возникновения культуры; особенностях и традициях религии; описывать основные священные книги, праздники, святыни.
К концу года ученик получит возможность научиться:
Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе.
Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества.
Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Содержание курса.
Рабочая программа по образовательной системе «Школа России» по ОРКСЭ для 4 класса разработана на основе авторской программы Костюковой Т.А., Воскресенского О.В., Савченко К.В., Шапошниковой Т.Д. .Москва « Дрофа» 2015г.
В соответствии с учебным планом школы, курс ОРКСЭ в 4 классе реализуется в количестве 1 час в неделю, 34 часа в год.
Обучение представлено разделами:
Знакомство с новым предметом (2 ч)
Введение в православную культуру (8 ч)
Храм – дом Божий на земле (7 ч)
Православные праздники (3 ч)
Духовные ценности православия (4 ч)
Жизнь по заповедям (6 ч)
Подведение итогов (4 ч)
Знакомство с новым предметом – 2 часа
Россия – наша Родина
Восстановление целостного представления о нашей Родине России.
Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Раздел 2. Введение в православную культуру –8 часов
Колокола
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов,
доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
Раздел3. Храм – дом Божий на земле – 7 часов
Как вести себя в православном храме
Знакомятся с устройством храмов. Поиск информации о том, что люди делают в храмах, почему изображают невидимое. Работа со словарями, объяснение слов фреска и икона. Учиться различать икону от картины.
Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма
Православная молитва
Фреска и икона
Отличие иконы от картины
Образ Христа в искусстве
Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь»
Раздел 4. Православные праздники – 3 часа
Календарный год в православии
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг,слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Раздел 5. Духовные ценности православия – 4 часа
Чудо. Таинства
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Раздел 6. Жизнь по заповедям – 6 часов
Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения,
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг, слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. Искать информацию о святых. Монастырях.
Раздел 7. Проекты – 4 часа
Защита проектов
Подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации. Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России
Формы работы
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме. Экскурсии.
Методы:
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект
- анкетирование
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
-разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
-ролевая игра;
-продуктивный труд.
Оценочные средства
Оценочные средства
1. Проект «Родословное древо своей семьи»
2. Проект «Славянская азбука»
3. Мини-проект «Об одном из иконописцев» (Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек)
3. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Планируемые роки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Знакомство с новым предметом (2 ч) |
| Россия – наша Родина. Проект: «Родословное древо» (по личному выбору). | Р: определение общей цели и путей ее достижения; выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника. П: познакомиться со структурой учебной книги по основам православной культуры и уметь в ней ориентироваться, находить необходимую информацию (нужную главу, словарь, тексты в приложении); устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; работать с толковым словарем. К: составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; участвовать в работе пары - с другом (соседом по парте) рассматривать учебник, отвечать на вопросы; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. | 02.09 | |
| Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | 09.09 | |
Введение в православную культуру (8 ч) |
| Колокола. Проект: «История одного колокола» (по личному выбору). | Р: понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения; прогнозировать содержание раздела; используя условные обозначения; выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника; самостоятельно выполнять тестовую работу и оценивать ее результаты. П: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; обобщать полученную информацию и представлять её в форме устного сообщения; работать со словарем понятий, картой мира. К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. | 16.09 | |
| Православный храм. Проект: «Наш храм» (по личному выбору). | 23.09 | |
| Как христианство пришло на Русь. Православие. | 30.09 | |
| Жизнь Иисуса Христа. Проект: «Апостолы» (по личному выбору). | 07.10 | |
| Священное Писание. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. | 14.10 | |
| Библия в христианской культуре. | 21.10 | |
| О душе. | 11.11 | |
| О душе (продолжение). | 18.11 | |
Храм – дом Божий на земле (7 ч) |
| Как вести себя в православном храме. Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» (по личному выбору). | Р: понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности. П: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работать со словарем понятий, репродукциями картин. К: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом, распределять обязанности принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению; определять общую цель и пути её достижения; строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами; разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 25.11 | |
| Экскурсия. Внутреннее строение и убранство храма. | 02.12 | |
| Православная молитва. | 09.12 | |
| Фреска и икона. Проект: «Фрески Андрея Рублева» (по личному выбору). | 16.12 | |
| Отличие иконы от картины. Проект: «Виртуальный музей» (по личному выбору). | 23.12 | |
| Образ Христа в искусстве. Проект: «Выставка «Образ Христа в изобразительном искусстве» (по личному выбору). | 13.01 | |
| Православные традициии и семейные ценности. «Семья – малая Церковь». Проект: «Открытка ко Дню семьи, любви и верности» (по личному выбору). | 20.01 | |
Православные праздники (3 ч) |
| Календарный год в православии. Проект: «Мой святой» (по личному выбору). | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; организовать работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка); планировать и оценивать результаты своей деятельности; подводить промежуточные итоги работы над темой; соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами. П: находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работать со словарем понятий, репродукциями картин. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач; договариваться и приходить к единому мнению; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать в паре и группе. | 27.01 | |
| Рождество. Крещение. Проект: «Православные двунадесятые праздники» (по личному выбору). | 03.02 | |
| Пасха. | 10.02 | |
Духовные ценности православия (4 ч) |
| Чудо. Таинства. | Р: понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока. П: находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работать со словарем понятий, репродукциями картин. К: адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 17.02 | |
| Христианские заповеди. Совесть. | 02.03 | |
| Любовь. Проект: «Православные благотворительные организации» (по личному выбору). | 16.03 | |
| Прощение. | 30.03 | |
Жизнь по заповедям (6 ч.) |
| Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта. Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» (по личному выбору). | Р: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; оценивать свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценки. П: осознавать смысл межпредметных понятий; находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; выводов; строить рассуждение по теме урока не менее чем из 7-8 предложений. К: выражать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему мнению при работе в парах; адекватно реагировать на замечания товарищей; приходить к единому мнению в споре. | 06.04 | |
| Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие. | 13.04 | |
| Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие. | 20.04 | |
| Монастыри. Жизнь по заповедям. Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору). | 27.04 | |
| Монастыри. Жизнь по заповедям. Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору). | 04.05 | |
| Жизнь современной Православной Церкви. | 18.05 | |
Подведение итогов (4 ч) |
| Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | Р: понимать учебную задачу урока; стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять само- и взаимопроверку; определять цели и этапы работы над проектом; соотносить новое знание со своим опытом; представлять результаты проектной и исследовательской деятельности. П: знать способы работы с информацией. К: распределять обязанности в группе; обращаться за помощью к взрослым, справочной литературе, сети Интернет; проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | 18.05 | |
| Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | 18.05 | |
| Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | 25.05 | |
| Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | 25.05 | |
_____________
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
на заседании ШМО | заместитель директора по УВР |
учителей начальных классов | ____________ |
от «____» _____________2019г. | «____» _____________2019г. |
протокол № __________ | |
11