СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ УМК "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ УМК "Школа России" 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа № "

г. Сергиев Посад

 






УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №

_____________

"____"_______________2019г

приказ №___ от "___"_______2019г

 

 

 




Рабочая программа по ОРКСЭ

4 "Б" класс

 

 

 

 

 

    











Составила:

учитель начальных классов

Давлетова Елена Михайловна


 

 

 







2019


  1. Планируемые результаты освоения курса.


В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Характеристика универсальных учебных действий


Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.


Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.


Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.


Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Планируемые результаты.

К концу года ученик научится:

  • Знать и понимать основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

  • Разбираться в истории возникновения культуры; особенностях и традициях религии; описывать основные священные книги, праздники, святыни.

К концу года ученик получит возможность научиться:

  • Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе.

  • Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

  • Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества.

  • Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры




  1. Содержание курса.

Рабочая программа по образовательной системе «Школа России» по ОРКСЭ для 4 класса разработана на основе авторской программы Костюковой Т.А., Воскресенского О.В., Савченко К.В., Шапошниковой Т.Д. .Москва « Дрофа» 2015г.

В соответствии с учебным планом школы, курс ОРКСЭ в 4 классе реализуется в количестве 1 час в неделю, 34 часа в год.


Обучение представлено разделами:

  • Знакомство с новым предметом (2 ч)

  • Введение в православную культуру (8 ч)

  • Храм – дом Божий на земле (7 ч)

  • Православные праздники (3 ч)

  • Духовные ценности православия (4 ч)

  • Жизнь по заповедям (6 ч)

  • Подведение итогов (4 ч)


Знакомство с новым предметом – 2 часа

Россия – наша Родина

Восстановление целостного представления о нашей Родине России.

Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.


Раздел 2. Введение в православную культуру –8 часов

Колокола

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов,

доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы


Раздел3. Храм – дом Божий на земле – 7 часов

Как вести себя в православном храме

Знакомятся с устройством храмов. Поиск информации о том, что люди делают в храмах, почему изображают невидимое. Работа со словарями, объяснение слов фреска и икона. Учиться различать икону от картины.

Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма

Православная молитва

Фреска и икона

Отличие иконы от картины

Образ Христа в искусстве

Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь»


Раздел 4. Православные праздники – 3 часа

Календарный год в православии

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг,слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.


Раздел 5. Духовные ценности православия – 4 часа

Чудо. Таинства

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Раздел 6. Жизнь по заповедям – 6 часов

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения,

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг, слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. Искать информацию о святых. Монастырях.


Раздел 7. Проекты – 4 часа

Защита проектов

Подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации. Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России


Формы работы

  • Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

  • Внеклассные занятия – классные семейные праздники.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме. Экскурсии.


  Методы:

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.


Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект

- анкетирование


Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

-разговор с замещённым собеседником.


Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

-ролевая игра;

-продуктивный труд.


Оценочные средства

Оценочные средства

1. Проект «Родословное древо своей семьи»

2. Проект «Славянская азбука»

3. Мини-проект «Об одном из иконописцев» (Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек)























































3. Календарно-тематическое планирование.

п/п


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Планируемые роки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

Знакомство с новым предметом (2 ч)

Россия – наша Родина.

Проект: «Родословное древо» (по личному выбору).

Р: определение общей цели и путей ее достижения; выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника.

П: познакомиться со структурой учебной книги по основам православной культуры и уметь в ней ориентироваться, находить необходимую информацию (нужную главу, словарь, тексты в приложении); устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; работать с толковым словарем.

К: составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; участвовать в работе па­ры - с другом (соседом по парте) рассмат­ривать учебник, отвечать на вопросы; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, прояв­лять уважение к чужому мнению.

02.09


Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

09.09


Введение в православную культуру (8 ч)

Колокола.

Проект: «История одного колокола» (по личному выбору).

Р: понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения; прогнозировать содер­жание раздела; используя условные обозначения; выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника; самостоятельно выполнять тестовую работу и оценивать ее результаты.

П: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; обобщать полученную информацию и представлять её в форме устного сообщения; работать со словарем понятий, картой мира.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

16.09


Православный храм.

Проект: «Наш храм» (по личному выбору).

23.09


Как христианство пришло на Русь. Православие.

30.09


Жизнь Иисуса Христа.

Проект: «Апостолы» (по личному выбору).

07.10


Священное Писание. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

14.10


Библия в христианской культуре.

21.10


О душе.

11.11


О душе (продолжение).

18.11


Храм – дом Божий на земле (7 ч)

Как вести себя в православном храме.

Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» (по личному выбору).

Р: понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

П: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работать со словарем понятий, репродукциями картин.

К: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом, распределять обязанности принимать позицию собеседника, прояв­лять уважение к чужому мнению; определять общую цель и пути её достижения; строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами; разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

25.11


Экскурсия.

Внутреннее строение и убранство храма.

02.12


Православная молитва.

09.12


Фреска и икона.

Проект: «Фрески Андрея Рублева» (по личному выбору).

16.12


Отличие иконы от картины.

Проект: «Виртуальный музей» (по личному выбору).

23.12


Образ Христа в искусстве.

Проект: «Выставка «Образ Христа в изобразительном искусстве» (по личному выбору).

13.01


Православные традициии и семейные ценности. «Семья – малая Церковь».

Проект: «Открытка ко Дню семьи, любви и верности» (по личному выбору).

20.01


Православные праздники (3 ч)

Календарный год в православии.

Проект: «Мой святой» (по личному выбору).

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; организовать работу по составлению плана урока (определе­ние темы, цели и задач урока, планиро­вание действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка); планировать и оценивать результаты своей деятельности; подводить промежуточные итоги работы над темой; соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами.

П: находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работать со словарем понятий, репродукциями картин.

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач; договариваться и приходить к единому мнению; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать в паре и группе.

27.01


Рождество. Крещение.

Проект: «Православные двунадесятые праздники» (по личному выбору).

03.02


Пасха.

10.02


Духовные ценности православия (4 ч)

Чудо. Таинства.

Р: понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока.

П: находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работать со словарем понятий, репродукциями картин.

К: адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

17.02


Христианские заповеди. Совесть.

02.03


Любовь.

Проект: «Православные благотворительные организации» (по личному выбору).

16.03


Прощение.

30.03


Жизнь по заповедям (6 ч.)

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.

Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» (по личному выбору).

Р: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; фиксировать по ходу урока и в кон­це урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; оценивать свои достижения и ре­зультаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценки.

П: осознавать смысл меж­предметных понятий; находить необходимую информацию в сети Интернет, справочной литературе; анализировать, структурировать, преобразовывать информацию в презентацию; составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; делать вы­воды и обобщения на основе реализован­ных исследовательских задач; выводов; строить рассуждение по теме урока не менее чем из 7-8 предложений.

К: выражать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему мнению при работе в парах; адекватно реагировать на замечания товарищей; приходить к единому мнению в споре.

06.04


Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.

13.04


Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.

20.04


Монастыри. Жизнь по заповедям.

Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору).

27.04


Монастыри. Жизнь по заповедям.

Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору).

04.05


Жизнь современной Православной Церкви.

18.05


Подведение итогов (4 ч)

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Р: понимать учебную задачу урока; стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять само- и взаимопроверку; определять цели и этапы работы над проектом; соотносить новое знание со своим опытом; представлять результаты проектной и исследовательской деятельности.

П: знать способы работы с информацией.

К: распределять обязанности в группе; обращаться за помощью к взрослым, справочной литературе, сети Интернет; проявлять инициатив­ное сотрудничество в по­иске и сборе информации.

18.05


Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

18.05


Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

25.05


Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

25.05



_____________

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

заместитель директора по УВР

учителей начальных классов

____________

от «____» _____________2019г.

«____» _____________2019г.

протокол № __________



11