Пояснительная записка
Основными документами для разработки рабочей программы являются:
Конституция РФ и РТ
федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ
федеральный закон "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014)
федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
ФГОС НОО, утверждённые приказом МОиН РФ от 06.10.2009 №373
Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам НО, ОО и СрО образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 30.08.2013 №1015
федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010-г. № 2106), федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2011 г. № 986)
федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011г.)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)и федеральная примерная (типовая) программа по ОРКСЭ автор М.Т. Студеникин
Закон РТ "О государственных языках РТ и других языках в РТ" от 08.07.1992 №1560-XII
приказМОиН РФ от 09.03.2004. №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих образовательные программы общего образования"
приказМОиН РФ от 06.10.2009. №373 "Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, фундаментальное ядро содержания общего образования, 2011
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497)
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-48 от 16.08.2010 с рекомендациями по использованию примерной основной образовательной программы
ПисьмаМОиН РФ № 03-255 от 19.04.2011 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ №08-1228 от 07.08.2015 "О направлении рекомендаций по вопросам введения ФГОС ОО"
Письмо МО и Н РФ от 18 июня 2015 г. № НТ- 670/08 "О направлении методических рекомендаций по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Письмо МО и Н РФ от 28.10.2015 №08-1786 "О рабочих программах учебных предметов"
приказМОиН РТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 "Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан"
приказыМОиН РТ от 09.07.2012 №4154/12 "Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования"
БУП РТ - 2014 для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям
приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» в 4 классах общеобразовательных школ вводится изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
Данная рабочая программа ориентирована на использование предметной линияи учебников под редакцией М.Т. Студеникина
Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этике» в базисном плане.
Предмет «Основы светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 35 часа).
Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.
Класс | Кол-во часов по учебному плану | Итого в год | Уровень изучения | УМК |
4 | 1 | 35 | базовый | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2012. (Начальная инновационная школа) |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ»
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего
поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы
религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего
школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы
межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы
религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом
многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ»
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основные технологии, формы, методы обучения: проблемный диалог, продуктивное чтение, проектная технология, технология критического мышления, групповая форма работы, метод «работы в парах», изложение материала самим учителем, практикумы.
В качестве технологии обучения по данной рабочей программе используется и традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются методы следующих технологий:
технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий).
Основные формы деятельности учащихся: работа с текстом, проектная деятельность, решение жизненных задач. Работа с документами, таблицами, схемами, творческие задания, исследовательская деятельность. При работе с учащимися по данной рабочей программе используются следующие общие формы организации деятельности обучающихся:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности; практикум, рассказ, подготовка проекта).
Формы организации учебных занятий
Тип урока | Цели | Структура урока | Виды уроков |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Знакомство школьников с новыми терминами, понятиями, расширения имеющейся базы знаний учащихся. | Мотивационный этап. Актуализация знаний, показательное выполнение пробного действия. Выявления трудностей, поиск противоречий. Поиск и проверка методов разрешения затруднения, обсуждение оптимальных вариантов решения образовательной проблемы. «Открытие» нового знания через реализацию выбранного метода решения затруднения. Первичное закрепления новых ЗУН. Самостоятельная работа по новому материалу, коллективная проверка. Поиск связи новых знаний с понятийной системой, знакомой учащимся. Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
Урок рефлексии | Формирование у школьников способности к анализу учебных действий с целью последующей коррекции, самостоятельному поиску причины затруднений, умения без посторонней помощи выстраивать алгоритм решения образовательной проблемы и реализовать его. Закрепление усвоенных ЗУН. | Мотивационный этап. Актуализация усвоенных знаний, умений и навыков, осуществление первичного действия. Индивидуальная работа с учениками по выявлению затруднений. Разработка индивидуальных планов устранения затруднений (выработка коррекционной стратегии). Обобщение выявленных затруднений в работе через коллективное обсуждение. Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок Данный тип урока предусматривает многоразовое чередование самостоятельной работы и последующей рефлексии при наличии большого количеств образовательных проблем. | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
Урок систематизации знаний | Структуризация освоенных ЗУН, развитие у учащихся умения переходить от общих понятий к частным, выделять новые знания в рамках изучаемой темы, определять их значение для последующего обучения. | Самоопределение. Актуализация усвоенных ЗУН и новых знаний, определение затруднений. Постановка учебной задачи. Составление стратегии по достижению учебной задачи, разрешению образовательных проблем. Практическая работа, направленная на устранение затруднений. Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок- игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок- суд, урок-откровение, урок- совершенствование |
Урок развивающего контроля | Обучение способам самоконтроля и взаимоконтроля. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков. | Мотивационный этап. Актуализация знаний, осуществление пробных проверочных действий. Выявление локальных затруднений. Составление стратегии устранения затруднений. Работа по реализации выбранного плана. Обобщение видов возникших затруднений. Самостоятельная работа. Самопроверка и взаимопроверка по образцу. Решение творческих задач. Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
Виды деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий
Деятельность, направленная на развитие рефлексивных и личностных УУД | Деятельность, направленная на развитие познавательных УУД | Деятельность, направленная на развитие коммуникативных УУД |
Постановка целей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка. Выбор способов деятельности. Планирование содержания деятельности. Инициирование учебного взаимодействия с целью получения информации. Инициирование консультации у педагога. Корректировка способов деятельности. Планирование объема домашнего задания. Организация индивидуального рабочего места. | Анализ понятий. Установление аналогий. Классификация (в том числе, подбор критериев для классификации). Установление причинно-следственных связей и построение логических заключений. Кодирование информации различными способами (из одного источника): план (простой, сложный, тезисный, цитатный), конспект, таблица, схема, рисунок, кластер, символы. Переработка информации из нескольких источников: сообщение, реферат, доклад. Моделирование явлений и процессов. Преобразование одной формы кодирования информации в другую. | Работа в группе, в паре. Организация и участие в совместных проектах. Участие в дискуссиях, круглых столах. Защита реферата. Выступление с сообщением, докладом с последующими ответами на вопросы. Презентация проекта. Постановка вопросов, включение в диалог. Участие в коммуникативных тренингах (упражнениях). |
Тематическое планирование курса «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ», 4 класс
Название разделов курса | Количество часов | Итого |
Введение | 1 | |
Россия - Наша Родина | 2 | |
Мораль | 13 | |
Семья | 3 | |
Нравственность | 8 | |
Жизнь человека высшая нравственная ценность | 1 | |
Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |
Мировые религиозные культуры | 6 | |
Итого | | 35 |
Календарно-тематическое планирование, 4 класс, 1 раз в неделю, базовый уровень
№ п/п Кол-во уроков | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения/ примечание |
1. | Введение | | |
Раздел I. Россия – наша Родина. | план -2 ч факт - |
2. | Россия - наша Родина. | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | |
3. | Что такое светская этика? | |
Раздел II. Мораль. | план -13 ч факт - |
4. | Мораль и культура. | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. | |
5. | Особенности морали. | |
6-7. | Добро и зло. | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали | |
8. | Добродетели и пороки. | |
9-10. | Свобода и моральный выбор человека. | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. | |
11. | Свобода и ответственность. | |
12. | Моральный долг. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | |
13. | Справедливость. | |
14. | Альтруизм и эгоизм. | |
15. | Что значит быть моральным? | |
16. | Дружба. | |
Раздел III. Семья. | план -3 ч факт - |
17. | Род и семья – исток нравственных отношений. | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм | |
18. | Семейные праздники | |
19. | Этикет | |
Раздел IV. Нравственность. | план -8 ч факт - |
20. | Нравственный поступок. | Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции | |
21. | Золотое правило нравственности | |
22. | Стыд, вина и извинения | |
23. | Честь и достоинство. | |
24. | Совесть. | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства | |
25-26 | Нравственные идеалы. | |
27. | Образцы нравственности в культуре Отечества | |
Раздел V. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | план -1 ч факт - |
28. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций | |
Раздел VI. Любовь и уважение к Отечеству. | план -1 ч факт - |
29. | Любовь и уважение к Отечеству | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | |
Раздел VII. Мировые религиозные культуры. | план -6 ч факт - |
30. | Религии мира и их основатели. | Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучают основы разных религиозных традиций. Дают определения основных понятий религиозной культуры | |
31. | Православная культура | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры | |
32. | Исламская культура | Знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры. Изучают основы духовной традиции ислам. Дают определения основных понятий исламской культуры. | |
33. | Буддийская культура | Знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры. Изучают основы духовной традиции буддизма | |
34. | Иудейская культура | Знакомятся с историей возникновения и распространения иудейской культуры. Изучают основы духовной традиции иудаизма. Дают определения основных понятий иудейской культуры. | |
35. | Итоговый урок. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации. Участвуют в диспутах. Готовят сообщения по выбранным темам. | |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация
Выполнение практических работ в форме: - устный опрос;
-письменная работа (творческая работа: эссе, реферат; диагностическая работа) -тематические тесты по темам.
Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы;
Отметка 3 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу с помощью учителя, выполняет верно 50% тестовых заданий
Отметка 4 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу с помощью одноклассников, выполняет верно 75% тестовых заданий
Отметка 5 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу самостоятельно, выполняет верно 100% тестовых заданий
Если учащийся не удовлетворён собственными результатами текущей аттестации, то он имеет право улучшить свой результат, выполнив аналогичный вариант работы во внеурочное время.
Итоговая аттестация
презентация творческой работы;
итоговая контрольная работа в виде теста.
Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы;
Отметка 3 выставляется, если учащийся выполняет верно 50% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 3 (решает учебно- практическую задачу с помощью учителя),
Отметка 4 выставляется, если учащийся выполняет верно 75% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 4 (решает учебно- практическую задачу с помощью одноклассников),
Отметка 5 выставляется, если учащийся выполняет верно 100% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 5 (решает учебно - практическую задачу самостоятельно).
Если учащийся не удовлетворён собственными результатами итоговой контрольной работы в виде теста, то он имеет право выполнить аналогичный вариант работы во внеурочное время.
Приложение
Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса
Модуль «Основы светской этики»
Цель – проверить систему предметных знаний и предметных умений по основным разделам программы ОРКСЭ.
Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам освоения программы по ОРКСЭ.
Программа "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики" М.Т.Студеникин.
Задачи: - проверить знания школьников основ светской этики, оценить способность ориентироваться в изменяющемся мире, освоение доступных терминов и понятий.
Структура контрольной работы позволяет оценить
уровень подготовки учащихся 4-х классов по темам:
Общее время выполнения работы – 40 минут.
Оценки:
«5» - 97-100%
«4» - 76-96%
«3» - 50-75%
«2» - менее 50%
Дети получают «зачет» выполнив работу от 50%-100%
Рекомендации учителю по проведению работы по ОРКСЭ для 4-го класса
Учитель: «Ребята, сегодня вы будете выполнять работу по ОРКСЭ. На выполнение работы отводится один урок. На тренировочном занятии мы с вами учились, как выполнять разные типы заданий и записывать ответы. Сейчас я каждому раздам задания. Не начинайте выполнять работу до моего разрешения. Раздавая работы, обращайте внимание на номера вариантов».
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
• В работе вам встретятся разные задания. В заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и поставить крестик рядом с ответом, который вы считаете верным.
• Внимательно читайте задания! Одни задания покажутся вам легкими, другие – трудными. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можно ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
• Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запиши тот ответ, который считаете верным.
• Желаем успеха!
I вариант
1.Среди понятий отметь «Добродетель»:
а) дружелюбие
б) вредность
в) угодничество
2.Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
а) этика
б) культура
в) моральные нормы
3. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.
а) свобода б) моральный выбор
4.Преднамеренность - это.....
а) черта характера личности
б) когда какой-либо поступок совершается сознательно
в) когда человек отвечает только за свои поступки
5.Отметь все моральные обязанности человека
а) исполнять установленные в обществе моральные нормы
б) уважать других людей и их права
в) бескорыстная помощь
г) давать списывать на уроке
6. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением
Поступок должен быть оценён по заслугам | Соразмерность |
Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения | Уравнивание |
7. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом – это:
a) совесть
б) долг
в) мораль
8. Продолжите фразу:
Профессиональный долг – это обязанность_________________________
_______________________________________________________________
9 . В человеке может проявляться красота духовная-невидимая, когда он выбирает добро, а не зло. Подумай и выбери, в каких поступках эта красота проявляется.
Если человек :
а) - обижает младших,
б) - помогает старшим и больным
в) - просит прощения и прощает других
г) - благодарит людей за оказанное добро
д) - любит бездельничать
е)- ___________________________________
(свой ответ)
10. Собери пословицы
Живи для людей, | так и откликнется. |
Как аукнется, | проживут и люди для тебя. |
Большая душа, как большой костёр, | издалека видна. |
11. Этика – это ________________________________________________
12. Где важно соблюдать правила этикета?
а) дома;
б) в школе;
в) на улице;
г) в транспорте;
д) везде.
13. Прочитай отрывок произведения А.Гайдара «Совесть» и ответь на вопрос: почему девочка плакала?
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль «Основы светской этики»
II вариант
1.Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
а) культура
б) этика
в) моральные нормы
2.Среди понятий отметь «Добродетель»:
а) расточительность
б) щедрость
в) скупость
3.Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.
а) свобода б) моральный выбор
4.Преднамеренность - это.....
а) когда человек отвечает только за свои поступки
б) когда какой-либо поступок совершается сознательно
в) черта характера личности
5. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением
Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения | Соразмерность |
Поступок должен быть оценён по заслугам | Уравнивание |
6. Отметь все моральные обязанности человека
а) давать списывать на уроке
б) уважать других людей и их права
в) исполнять установленные в обществе моральные нормы
г)бескорыстная помощь
7. Принятые личностью обязанности, необходимость подчинять себя и свои желания общественной воле – это:
а) честьб) совестьв) долг
8. Продолжите фразу:
Гражданский долг – это обязанность___________________________________________________________________
9. Семейные традиции-_____________________________________________________________________________
10. Собери пословицы
Богатый совести не купит, | живи по совести. |
Кто служит Родине верно, | тот долг исполняет примерно. |
Говори по делу, | а свою погубит. |
11. Этикет – это __________________________________________________
12.Каким должен быть культурный человек?
а) вежливым;
б)опрятным;
в) благородным;
г) учтивым;
д) все перечисленное;
е) ничего из перечисленного.
13. Прочитай произведения Л. Толстого, «Косточка» и ответь на вопрос: почему мальчик заплакал?
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи:
I вариант
1. а)
2. а)
3. б)
4. б)
5. а), б), в)
6.
П оступок должен быть оценён по заслугам | Соразмерность |
Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения | Уравнивание |
7. а)
8. Профессиональный долг – это обязанность…оказать профессиональную помощь
9. Б,в,г.
10.
Ж иви для людей, | так и откликнется. |
Как аукнется, | проживут и люди для тебя. |
Б ольшая душа, как большой костёр, | издалека видна. |
11. Этика – это совокупность норм и правил, которыми человек руководствуется во взамиоотношениях с др. людьми.
12. д)
II вариант
б)
б)
а)
б)
Р авенство труда и оплаты, вреда и его возмещения | Соразмерность |
Поступок должен быть оценён по заслугам | Уравнивание |
б), в), г)
в)
Гражданский долг – это обязанность… помогать людям и защищать свою Родину
Это все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передается из поколения в поколение.
10.
Б огатый совести не купит, | живи по совести. |
К то служит Родине верно, | тот долг исполняет примерно. |
Говори по делу, | а свою погубит. |
11. Этикет – это все те правила и нормы, которые описывают, каким должно быть поведение человека, среди других людей.
12. д)