СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе  программы комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики " к учебнику А.И.Шемшуриной "Основы светской этики".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ.»

  1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.; Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А ;Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Общеобразовательной программы МБОУ СОШ №3,г.Брянска, на ступени начального общего образования на период с 2015-2016 учебного года.; Программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», М.: Просвещение 2001 для общеобразовательных школ

Цели и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской   этики »

  Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской   этики ;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и  светской   этики » (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Общая характеристика учебного предмета

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11

лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и

основывается на ряде факторов:

Общая историческая судьба народов России;

Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы

религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.



  1. Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю и составляет 34 часа за год.

4. Описание ценностных ориентиров учебного модуля.

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

  1. Результаты изучения учебного курса.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных

ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их

выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



  1. Содержание учебного курса.

Основные содержательные модули курса:

-Основы православной культуры,

-Основы исламской культуры,

-Основы буддийской культуры,

-Основы иудейской культуры,

-Основы мировых религиозных культур,

-Основы светской этики.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по

выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации

образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и

коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных

обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской

культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в

учебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой

единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской

культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх

основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»



7. Основное содержание модуля Основы светской этики. (34 часа):

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


























8.Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Вид контроля

план

факт

Этика – наука о нравственной жизни человека


1-2

«Этика общения» Добрым жить на белом свете веселей.

Правила общения для всех.

Имеют представление о понятиях: этика, нравственность (мораль). Умеют: следовать правилам хорошего тона; объясняют практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявляют стремление к добрым делам и поступкам.

08.09.

15.09.


Предвари

тельный


3-4

От добрых правил — добрые слова и поступки.

Каждый интересен.

Имеют представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Умеют: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определяют значения слов; соотносят понятия с определениями; соотносят текст с рисунком; применяют правила разговорной речи; проявляют заботу о родных и близких,

22.09.

29.09.


текущий

5-6

«Этикет» Премудрости этикета.

Красота этикета.


Имеют представление о понятиях: этикет, манеры. Умеют: следовать правилам хорошего тона; объясняют практические ситуации проявления этикета в повседневной жизни; проявляют стремление к добрым делам и поступкам

06.10.

13.10.


текущий

7-8

Простые школьные и домашние правила этикета.

Чистый ручеёк нашей речи.

Имеют представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Умеют: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдают распорядок дня; выполняют правила личной безопасности; определяют свое поведение

или свою позицию, обосновывают поступок.

20.10.

27.10.


текущий

9-10

«Этика человеческих отношений» В развитии добрых чувств — творение души.

Природа — волшебные двери к добру и доверию.

Умеют работать с текстом, объясняют понятия, что такое

душа, духовность, «душа не принимает», «душа требует».

17.11.

24.11.


текущий

11-12

Чувство Родины.

Жизнь протекает среди людей.

Имеют представление о понятиях: Родина, Россия. Умеют: находить высказывания, стихи и рассказы о Родине.08.12.

01.12.

08.12.


текущий

13-14

«Этика отношений в коллективе» Чтобы быть коллективом.

Знают, что такое коллектив, понимают других людей, дорожат их доверием, уважают человеческое достоинство, умеют быть заинтересованным участником общих дел.

15.12.

22.12.


текущий

15-16

Коллектив начинается с меня.

Мой класс — мои друзья.

Знают, что может сделать каждый, чтобы укреплялись добрые отношения в коллективе. Умеют оценивать свои

достижения в усвоении нравственных знаний, всегда помнить не только о себе, но и о других.

29.12

12.01.


Тематичес-

кий

Ежели душевны вы и к этике не глухи

17-18

« Простые нравственные истины» Жизнь священна.

Знают, что подразумевается под общечеловеческими ценностями.

Умеют работать с текстом, сопоставляют, выбирают главное, обосновывают свое согласие и несогласие.

19.01.

26.01.


Предвари-

тельный

19-20

Человек рождён для добра.

Знают, что такое жизнь, на что направлены возможности и стремления человека, как помогают сказки понять и почувствовать это.

02.02

09.02.


текущий

21-22

Милосердие — закон жизни.

Жить во благо себе и другим.

Знакомятся с понятием «сочувствие», «милосердие», «сопереживание», «сострадание». Приводят примеры милосердия из художественной литературы.

16.02.


текущий

23-24

« Душа обязана трудиться» Следовать нравственной установке.

Достойно жить среди людей.

Умеют объяснить смысл понятия «нравственная установка», подбирают пословицы и поговорки из фольклора разных народов по теме.

01.03.


итоговый

25-26

Уметь понять и простить.

Простая этика поступков.

Умеют объяснить смысл понятий: « понимание» и «прощение».Учатся объяснять мотивы поступков, их этичность. Стараются понять, что необходимо прощать человека за его поступки, давать ему возможность исправиться.

15.03.


текущий

27-28

« Посеешь поступок – пожнёшь характер» Общение и источники преодоления обид.

Ростки нравственного опыта поведения.

Умеют перечислять свои достоинства, проявляющиеся в

общении, дают советы одноклассникам, как избавиться от обид. Подбирают пословицы и поговорки об общении.

05.04.

12.04.


текущий

29-30

Доброте сопутствует терпение.

Действия с приставкой «со».

Имеют представление о понятиях: терпение, прилежание, старание, отдых, лень.

Умеют заниматься самообслуживающим трудом; выполняют порученное дело, практические задания; бережно относятся к материальным и духовным ценностям; дают определения понятий; отгадывают ребусы, решают кроссворды.

19.04.

26.04.


текущий

31-32

« Судьба и Родина едины» С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

Имеют представление о понятиях: Родина, патриот,

гражданин. Умеют пересказывать прочитанное, составляют рассказ с введением в него новых фактов.

03.05.

10.05.


Текущий

33-34

Человек — чело века.

Слово, обращённое к себе.

Знакомятся с понятием «человек». Умеют давать себе характеристику с позиции человеческого в человеке.

17.05.

24.05.


Текущий,

итоговый

9. Описание учебно-методического и материально технического обеспечения.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс: учебник для образовательных учреждений А.И.Шемшурина «Основы светской этики». – М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, экран, CD диск.