Пояснительная записка
Программа курса «Безопасности жизнедеятельности» для 7 классов составлена на основе нормативных документов:
- федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1067),
и учебно – методических документов:
- примерная программа основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. ФГОС / опубликована в сборнике примерные программы по учебным предметам. ОБЖ. 5-9 классы. ФГОС руководители проекта: акад. РАО, д-р пед. наук А. А. Кузнецов, акад. РАО, д-р пед. наук М. В. Рыжаков, чл.-корр. РАО А. М. Кондаков. 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 2011
- авторская рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности основного общего образования. 5-9 классы. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- с. 3-25.(14-25 стр.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учебный курс «Безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение курса направлено на:
• формирование культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
Раздел I.Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях(1час)
ЧС природного характера и защита населения от их последствий
Знать о чрезвычайных ситуациях в природе
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера(25часов)
Происхождение землетрясений
Знать правила безопасного поведения при землетрясении
Основные параметры землетрясений
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Последствия землетрясений
Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности
Меры принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений
Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясений
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Моретрясения. Цунами
Знать правила безопасного поведения во время цунами.
Меры обеспечения безопасности при цунами
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
Происхождение обвалов и оползней.
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала.
Последствия обвалов и оползней
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала
Меры по снижению потерь и ущерба от обвалов и оползней.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Происхождение селей
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала.
Прогнозирование и уменьшение селевой опасности
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя.
Рекомендации по действиям при угрозе схода оползней, селей, и обвалов
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей.
Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах.
Виды и последствия бурь, ураганов смерчей
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Меры по обеспечению безопасности при угрозе ураганов, бурь, смерчей
Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах.
Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Виды наводнений и их оценка
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
Последствия наводнений
Знать правила безопасного поведения при наводнении.
Меры по защите от наводнений
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
Рекомендации по действиям при угрозе и во время наводнений
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
Виды лесных пожаров и их последствия
Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Причины возникновения лесных пожаров
Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий
Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать.
Меры безопасности в зоне лесных пожаров
Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
Раздел III. Основы медицинских знаний (5часов)
Основы медицинской помощи при ранениях и травмах
Знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Правила наложения повязок
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Наложение повязок на голову
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
ПМП при переломах
Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Способы безносилочного переноса раненых
Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Раздел 4. Дорожно-транспортная безопасность (4часа)
История образования ГАИ-ГИБДД.
Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.
Дорожные знаки и регулирование дорожного движения
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах
Правила дорожного движения – закон улиц и дорог. Светофор.
Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорог
Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорога
Тематическое планирование для 7 класса.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Раздел I.Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях(1час) |
ЧС природного характера и защита населения от их последствий | Изучают о чрезвычайных ситуациях в природе, какие бывают защиты населения от последствий. |
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера(25часов) |
Происхождение землетрясений | Изучают основные правила поведения при землетрясениях. |
Основные параметры землетрясений | Учатся предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. |
Последствия землетрясений | Изучают какие бывают последствия после землетрясений. |
Меры принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений | Узнают какие принимаются меры по снижению ущерба от землетрясений. |
Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясений | Овладевают основными правилами поведения во время землетрясений. |
Моретрясения. Цунами | Узнают правила безопасного поведения во время цунами. |
Меры обеспечения безопасности при цунами | Какие принимаются меры по обеспечению безопасности при цунами. |
Происхождение обвалов и оползней. | Причины происхождения обвалов и оползней. |
Последствия обвалов и оползней | Разучивают последствия обвалов и оползней. |
Меры по снижению потерь и ущерба от обвалов и оползней. | Овладевают основными правилами поведения во время обвалов и оползней. |
Происхождение селей | Причины происхождения селей. |
Прогнозирование и уменьшение селевой опасности | Узнают меры по обеспечению и уменьшению последствий при селевой опасности. |
Рекомендации по действиям при угрозе схода оползней, селей, и обвалов | Учат рекомендации по действиям при угрозе схода оползней, селей и обвалов. |
Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей. | От чего берутся бури, ураганы, смерчи, и их оценка по 10 бальной шкале опасности. |
Виды и последствия бурь, ураганов смерчей | Какие могут быть последствия после бурь, ураганов, смерчей. |
Меры по обеспечению безопасности при угрозе ураганов, бурь, смерчей | Разучивают меры по обеспечению безопасности при угрозах ураганов, бурь, смерчей. |
Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей | Учат план действия во время ураганов, бурь, смерчей. |
Виды наводнений и их оценка | Какие бывают виды наводнений, причины их, и последствия. |
Последствия наводнений | Узнают последствия после наводнений. |
Меры по защите от наводнений | План меры по защите от наводнений. |
Рекомендации по действиям при угрозе и во время наводнений | Какие рекомендации нужно учитывать по действиям при угрозе и во время наводнений. |
Виды лесных пожаров и их последствия | Какие бывают виды последствий, виды пожаров лесных. |
Причины возникновения лесных пожаров | Выявляют причины возникновения лесных пожаров. |
Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий | Какие меры проводятся по профилактики лесных и торфяных пожаров. |
Меры безопасности в зоне лесных пожаров | Учат меры безопасности в зоне лесных пожаров. |
Раздел III. Основы медицинских знаний (5часов) |
Основы медицинской помощи при ранениях и травмах | Разучивают основы медицинской помощи при ранениях и травмах, моделируют ситуацию. |
Правила наложения повязок | Как правильно накладывать повязку. Моделируют. |
Наложение повязок на голову | Как правильно накладывать повязку на голову. Моделируют. |
ПМП при переломах | Действия при переломах. |
Способы безносилочного переноса раненых | Учатся как перенести раненого безносилочным переносом. |
Раздел 4. Дорожно-транспортная безопасность (4часа) |
История образования ГАИ-ГИБДД. | Учат историю образования ГАИ-ГИБДД. Зачем они были созданы и для чего. |
Дорожные знаки и регулирование дорожного движения | Разучивают дорожные знаки, и что такое регулирование дорожного движения. |
Правила дорожного движения – закон улиц и дорог. Светофор. | Что такое светофор, что такое закон улиц и дорог. |
Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации | Учат и повторяют ПДД и знаки дополнительной информации |
Перечень учебно-методических средств обучения:
Предмет | Безопасность жизнедеятельности |
Класс | 7 |
Авторская программа (издательство, год выпуска) | программа курса основы безопасности жизнедеятельности основного общего образования. 5-9 классы. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- с. 3-17.(14-25 стр.) |
Учебник для учащихся (издательство, год выпуска) | Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012. |
Методические рекомендации для учителя (издательство, год выпуска) | Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 класс.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. |
Контрольно-измерительные материалы (издательство, год выпуска) | - В тетради на печатной основе – проверочные задания, тесты, кроссворды. |
Тетрадь с печатной основой | Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь 7 класс.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Маслов; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015. |
Планируемый срок приобретения недостающего УМК | 2015-2016 учебный год |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
1. Учебно-методическая литература:
Конституция Российской Федерации
Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
2. Технические средства обучения
3. Средства программного обучения и контроля знаний
4. Макеты, муляжи, модели
5. Стенды, плакаты
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
Правила поведения при землетрясениях
Пожары, взрывы
Наводнения и затопления
Правила оказания первой помощи
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Дорожные знаки
Пожарная безопасность
Безопасность в быту
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Активный отдых на природе
Опасные ситуации в природных условиях
Безопасность на воде
Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
Правила безопасного поведения при землетрясении
Правила безопасного поведения при наводнении
Правила безопасного поведения при аварии на радиационно- опасном объекте
Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
Первая помощь при массовых поражениях
Правила транспортировки пострадавших
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
6. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
Ватно-марлевые повязки
Противопылевые тканевые маски
Противогазы (типа ГП-7,) Средства защиты кожи
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
Жгут кровоостанавливающий эластичный
7. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
Действия учащихся по сигналам ГО
Средства индивидуальной защиты
Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
Гидродинамические аварии
Автономное существование человека в природных условиях
Оползни, сели, обвалы
Ураганы, бури, смерчи
Наводнения
Лесные и торфяные пожары
Безопасность на улицах и дорогах
Безопасность на воде
Безопасность на природе
Правила безопасного поведения при землетрясениях
Учебно-методический комплект учителя:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru
7