Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топкановская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Топкановская ООШ»
___________________ И.И.Ширяева
приказ от _________ 2016 года № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
на 2016-2017 учебный год
5 класс
(1 час в неделю)
Составил: Нехаева Л.Н. , учитель обж
высшая квалификационная категория
Топканово
2016
Программа по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе составлена
на основе основной образовательной программы начального (основного) общего образования МБОУ «Топкановская ООШ».
Содержание предмета реализуется с помощью учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук – М: Дрофа, 2013.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Топкановская 00Ш» на 2016-2017г на изучение предмета отводится 35 часов в год.
Резервное время, предусмотренное программой, планируется для проведения итоговой аттестации и повторения изученного материала.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
Выпускник 5 класса научится:
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
- соблюдать правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при ранениях;
- оказывать первую помощь при кровотечениях;
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- анализировать последствия проявления терроризма,
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Содержание программы
Безопасность и защита человека в среде обитания (26 ч)
Город как источник опасности(1ч)
Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы). Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальные и другие службы).
Опасные ситуации в доме (в квартире) (9ч)
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водо- и электроснабжение, отопление, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасные вещества и средства бытовой химии. Последствия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций, правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании. Как действовать, если на человеке загорелась одежда или в комнате - электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания. Освоение практических навыков по использованию первичных средств пожаротушения (огнетушителей ОХП-10 и ОУ).
Затопление жилища. Причины и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов.
Опасные ситуации на улице (2ч)
Тонкий лед и опасность передвижения по нему. Меры предосторожности при движении по льду. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Чрезвычайные ситуации на транспорте (6ч)
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного. Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным и авиационным транспортом. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара в общественном и личном транспорте.
Ситуации криминогенного характера (3ч)
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника.
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершить насильственные действия.
Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.
Изменение среды обитания человека обитания в городе (2ч)
Биосфера и человек. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (2ч)
Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их применение.
Правила безопасного поведения при террористических актах (1ч)
Понятие о терроризме. Правила безопасного поведения при обнаружение взрывоопасного предмета. Правила безопасного поведения при захвате в заложники. Правила безопасного поведения при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4ч)
Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях раз-
личных видов. Характеристика различных видов кровотечении и их причины.
Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).
Основы здорового образа жизни (4ч)
Движение - естественная потребность организма как высокоорганизованной биологической системы. Избыток и недостаток движения - причина заболеваний человека.
Правила безопасного использования электронных приборов. Компьютер и здоровье. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании, и половые различия опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и психики.
Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.
Закрепление практических навыков по пройденным темам и подготовка (1ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Количество часов |
| план | факт |
1 | 2.09.16 | | Особенности города как среды обитания человека. | 1 |
2 | 9.09.16 | | Системы обеспечения безопасности города. | 1 |
3 | 16.09.16 | | Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире) | 1 |
4 | 23.09.16 | | Опасные факторы и причины пожаров. | 1 |
5 | 30.09.16 | | Правила поведения при пожаре. Эвакуация. | 1 |
6 | 07.10.16 | | Средства тушения пожаров. | 1 |
7 | 14.10.16 | | Затопление квартиры. | 1 |
8 | 21.10.16 | | Электричество и электроприборы в квартире. | 1 |
9 | 28.10.16 | | Опасные вещества и продукты питания. | 1 |
10 | 11.11.16 | | Взрыв и обрушение дома. | 1 |
11 | 18.11.16 | | Безопасность в нестандартных ситуациях | 1 |
12 | 25.11.16 | | Опасность толпы | 1 |
13 | 02.12.16 | | Собака бывает кусачей | 1 |
14 | 09.12.16 | | Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий | 1 |
15 | 16.12.16 | | Безопасное поведение пешеходов и пассажиров | 1 |
16 | 23.12.16 | | Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. | 1 |
17 | 13.01.17 | | Железнодорожный транспорт. | 1 |
18 | 20.01.17 | | Авиационный транспорт. | 1 |
19 | 27.01.17 | | Морской и речной транспорт. | 1 |
20 | 03.02.17 | | Психологические основы самозащиты. | 1 |
21 | 10.02.17 | | Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), подъезде, на улице. | 1 |
22 | 17.02.17 | | Если вы оказались заложником. | 1 |
23 | 24.02.17 | | Загрязнение воды. Загрязнение воздуха | 1 |
24 | 03.03.17 | | Загрязнение почвы | 1 |
25 | 10.03.17 | | Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом | 1 |
26 | 17.03.17 | | Обобщение и контроль знаний | 1 |
27 | 07.04.17 | | Виды ранений и их причины и оказание первой помощи. | 1 |
28 | 14.04.17 | | Общая характеристика кровотечений. | 1 |
29 | 21.04.17 | | Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений. | 1 |
30 | 28.04.17 | | Движение и здоровье | 1 |
31 | 05.05.17 | | Нарушения осанки и причины их возникновения | 1 |
32 | 12.05.17 | | Обобщение и контроль знаний | 1 |
33 | 19.05.17 | | Телевизор и компьютер — друзья или враги? | 1 |
34-35 | 26.05.17 | | Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека | 2 |
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО протокол от ________ 2016 года № ____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________ М.Н.Базина «_____» ___________ 2016 года |