муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»
Свердловской области
| приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утверждённой приказом от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИНФОРМАТИКА»
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
6 класс
пос. Уральский
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы компьютерной грамотности" общеобразовательной области "Информатика" (6 класс) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
Настоящая рабочая программа «Основы компьютерной грамотности» имеет своей целью формирование основ информационно-коммуникационной компетентности:
-подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;
-овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-Дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
-Научить учащихся работать с различными компьютерными программами.
-Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Данный курс носит коррекционно – развивающую направленность. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, навыков самостоятельной работы. Большое место в программе отводится привитию обучающимися практических умений и навыков, т.к. обучение работе на компьютере является средством коррекции интеллектуального развития, успешной интеграции в общество.
Основным предназначением обучения является получение учащимися представлений о сущности информационных процессов, рассмотрении примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификации информации и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.
Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
В результате изучения курса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Рабочая программа в 6 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, 1 часа в неделю).
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее БУД) реализуется в 6 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
На уроках русского языка формируются следующие базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета
«Основы компьютерной грамотности» (6 класс)
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение общеобразовательного курса «Основы компьютерной грамотности» в 6 классе является промежуточным и обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных на данный период.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области «русский язык и развитие речи», готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень:
знать правила жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам;
иметь представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
решать учебные задачи с использованием общедоступных в школе средств ИКТ и источников информации в соответствии с особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся;
пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации.
Достаточный уровень:
знать правила жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам;
иметь представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
решать учебные задачи с использованием общедоступных в школе средств ИКТ и источников информации в соответствии с особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся;
пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;
владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере и в компьютерном классе;
основные устройства компьютера;
название и возможности программ Paint, Microsoft Word, Power Point;
Обучающие должны уметь:
запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу;
работать с программами Word, Paint, , Power Point;
набирать простой текст, выбирать и изменять шрифт текста;
выполнять простейшее форматирование текста;
сохранять документы в папке «Мои документы",на рабочем столе и на внешних носителях
входить в сеть «Интернет» и находить нужную информацию
Содержание учебного предмета "Основы компьютерной грамотности", 6 класс
Раздел 1. Повторение. Работа на компьютере.
Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Основные устройства компьютера. Запуск программ.
Раздел 2.Графический редактор Paint.
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Создание рисунка из геометрических фигур. Создание комбинированного документа. Рисунок из геометрических фигур. Рисунок карандашом и кистью. Рисунок по образцу. Рисунок на свободную тему. Создание комбинированного документа.
Раздел 3.Текстовый редактор Microsoft Word.
Основные операции при создании текстов: набор текста, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка в текст рисунка, фигуры. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета . Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе и на внешних носителях. Создание, редактирование, форматирование таблиц. Проект «Книжная обложка», «Приглашение на День рождения», «Лист календаря».
Раздел4. Программа Power Point.
Создание и дизайн слайд. Размещение информации на слайде. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему.
Раздел 5. Интернет
Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые системы в сети Интернет. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Безопасность работы в интернет.
Календарно-тематическое планирование
«Основы компьютерной грамотности» 6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Работа на компьютере (3ч.) | |
| Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. | 1 |
| Основные устройства компьютера. | 1 |
| Элементы компьютерного стола, Запуск программ. | 1 |
| Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося Знать: устройство компьютера; правила техники безопасности работы на компьютере. Уметь: запускать программы, использовать полученные знания в практической деятельности. | |
| Графический редактор Paint (6ч.) | |
| Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. | 1 |
| Рисунок из геометрических фигур. | 1 |
| Рисунок карандашом и кистью. | 1 |
| Рисунок по образцу. | 1 |
| Рисунок на свободную тему. | 1 |
| Создание комбинированного документа. | 1 |
| Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося Работать с инструментами графического редактора PAINT; - применять основные приемы работы с компьютерной графикой редактора PAINT (изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с цветом); - применять основные приемы работы с объектами редактора PAINT (выбор фрагмента изображения); - создавать стандартные фигуры в редакторе PAINT; - выполнять заливку областей; - исполнять надписи в редакторе PAINT; | |
| Текстовый редактор Microsoft Word (15ч.) | |
| Набор текста. Сохранение текста в папке «Мои документы» | 1 |
| Набор текста. Сохранение текста на рабочем столе и на внешних носителях. | 1 |
| Набор текста по образцу. | 1 |
| Набор текста по образцу с использованием букв латинского алфавита. | 1 |
| Набор текста по инструкции. | 1 |
| Подготовка текстовых документов. Редактирование текста. | 1 |
| Работа с фрагментами текста. Форматирование текста, шрифта, абзацев. | 1 |
| Вставка в текст готового рисунка или фигуры. | 1 |
| Создание, редактирование и форматирование таблиц. | 1 |
| Проект «Книжная обложка» | 1 |
| Проект «Книжная обложка» | 1 |
| Проект « Приглашение на День Рождения» | 1 |
| Проект « Лист календаря» | 1 |
| Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося Знать : общую информацию о структуре экрана Word; общую информацию о настройках параметров Word; общую информацию о панели инструментов Word; правила создания простых документов; правила использования инструментов рисования; правила использования инструментов меню Вставка; Уметь применять полученные знания на практике. Выполнять команды Создать, Открыть, Закрыть, Сохранить, Печать; работать с программами WORD; | |
| Приложения PowerPoint (6ч.) | |
| Работа с программой Power Point. Назначение панелей инструментов. | 1 |
| Создание и дизайн слайда. | 1 |
| Создание и дизайн слайда. | 1 |
| Размещение информации на слайде. | 1 |
| Вставка фигур, рисунков, настройка анимации. | 1 |
| Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему. | 1 |
| Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося Владеть понятиями "презентация", "слайд", "анимация", "демонстрация", "дизайн презентации", "шаблон презентации"; Уметь спроектировать, изготовить и разместить на ПК слайд-фильм объемом 5 и более слайдов на заданную тему; Владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания презентаций. | |
| Интернет (4ч.) | |
| Безопасность работы в интернет. Поисковые системы. Поиск информации в Интернете. | 1 |
| Поиск информации в интернете и копирование ее в Microsoft Word. | 1 |
| Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. | 1 |
| Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере. | 1 |
| Резервный урок | 1 |
| Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося. Знать основные антивирусные системы сети интернет. Правила и приемы пользования сетью интернет. Уметь искать информацию. | |
Учебно-методическое обеспечение по предмету
«Основы компьютерной грамотности», 6 класс
1.Авторское пособие « Формирование ИКТ- компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений \ Е. И. Булин- Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов, Е. Н. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.
2.Информация и ИКТ в начальной школе: методическое пособие \ А.В.
Хуторской, Г.А. Андрианова.- Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
3.Дьяконов В.П.Компьютер в быту.- Смоленск: Русич, 1998.
4.Перегудов М.А.Что может компьютер? - М.: Московский рабочий, 1987.
5. Учимся работать на компьютере?М.К.Антошин.- М.: Айрис-пресс, 2007. 3. Вы купили компьютер: полное руководство для начинающих в вопросах и ответах / С.В.Симонович, Г.А.Евсеев, В.И.Мураковский.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
5.Информатика: основы компьютерной грамотности. Начальный курс/под редакцией Н.В.Макаровой.-СПБ.: Питер, 2001.
6. «Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.
7. «Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.
Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном учебнике имеются разделы: «Материал для любознательных», «Компьютерный практикум», «Терминологический словарик», «Справочные материалы».
Лист коррекции рабочей программы
по учебному предмету «Основы компьютерной грамотности»
Класс 6
Дата урока, тема урока | Прохождение программы | Причины коррекции |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |