СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). Вариант 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам компьютерной грамотности с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). Вариант 1.»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»

Свердловской области







приложение

к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утверждённой

приказом от





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ»


ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИНФОРМАТИКА»


Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1

6 класс




















пос. Уральский

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы компьютерной грамотности" общеобразовательной области "Информатика" (6 класс) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

Настоящая рабочая программа «Основы компьютерной грамотности» имеет своей целью формирование основ информационно-коммуникационной компетентности:

-подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

владение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

-воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

-Дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

-Научить учащихся работать с различными компьютерными программами.

-Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

- Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

Данный курс носит коррекционно – развивающую направленность. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, навыков самостоятельной работы. Большое место в программе отводится привитию обучающимися практических умений и навыков, т.к. обучение работе на компьютере является средством коррекции интеллектуального развития, успешной интеграции в общество.

Основным предназначением обучения является получение учащимися представлений о сущности информационных процессов, рассмотрении примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификации информации и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.

Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно­ коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

В результате изучения курса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

Рабочая программа в 6 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, 1 часа в неделю).


Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее БУД) реализуется в 6 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.

Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами формирования и развития БУД являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

  • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

  • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

На уроках русского языка формируются следующие базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Планируемые результаты освоения обучающимися предмета

«Основы компьютерной грамотности» (6 класс)

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Освоение общеобразовательного курса «Основы компьютерной грамотности» в 6 классе является промежуточным и обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных на данный период.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни

Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области «русский язык и развитие речи», готовность их применения.

Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.

Минимальный уровень:

  • знать правила жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам;

  • иметь представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • решать учебные задачи с использованием общедоступных в школе средств ИКТ и источников информации в соответствии с особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся;

  • пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации.

Достаточный уровень:

  • знать правила жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам;

  • иметь представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • решать учебные задачи с использованием общедоступных в школе средств ИКТ и источников информации в соответствии с особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся;

  • пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;

  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;

  • владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере и в компьютерном классе;

  • основные устройства компьютера;

  • название и возможности программ Paint, Microsoft Word, Power Point;

Обучающие должны уметь:

  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу;

  • работать с программами Word, Paint, , Power Point;

  • набирать простой текст, выбирать и изменять шрифт текста;

  • выполнять простейшее форматирование текста;

  • сохранять документы в папке «Мои документы",на рабочем столе и на внешних носителях

  • входить в сеть «Интернет» и находить нужную информацию



Содержание учебного предмета "Основы компьютерной грамотности", 6 класс

Раздел 1. Повторение. Работа на компьютере.

Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Основные устройства компьютера. Запуск программ.

Раздел 2.Графический редактор Paint.

Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Создание рисунка из геометрических фигур. Создание комбинированного документа. Рисунок из геометрических фигур. Рисунок карандашом и кистью. Рисунок по образцу. Рисунок на свободную тему. Создание комбинированного документа.

Раздел 3.Текстовый редактор Microsoft Word.

Основные операции при создании текстов: набор текста, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка в текст рисунка, фигуры. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета . Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе и на внешних носителях. Создание, редактирование, форматирование таблиц. Проект «Книжная обложка», «Приглашение на День рождения», «Лист календаря».

Раздел4. Программа Power Point.

Создание и дизайн слайд. Размещение информации на слайде. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему.

Раздел 5. Интернет

Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые системы в сети Интернет. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Безопасность работы в интернет.












Календарно-тематическое планирование

«Основы компьютерной грамотности» 6 класс


п/п


Тема урока

Кол-во часов


Работа на компьютере (3ч.)


Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером.

1

Основные устройства компьютера.

1

Элементы компьютерного стола, Запуск программ.

1


Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося

Знать: устройство компьютера; правила техники безопасности работы на компьютере. Уметь: запускать программы, использовать полученные знания в практической деятельности.



Графический редактор Paint (6ч.)


Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.

1

Рисунок из геометрических фигур.

1

Рисунок карандашом и кистью.

1

Рисунок по образцу.

1

Рисунок на свободную тему.

1

Создание комбинированного документа.

1


Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося

Работать с инструментами графического редактора PAINT;

- применять основные приемы работы с компьютерной графикой редактора PAINT (изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с цветом);

- применять основные приемы работы с объектами редактора PAINT (выбор фрагмента изображения);

- создавать стандартные фигуры в редакторе PAINT;

- выполнять заливку областей;

- исполнять надписи в редакторе PAINT;


Текстовый редактор Microsoft Word (15ч.)


Набор текста. Сохранение текста в папке

«Мои документы»

1

Набор текста. Сохранение текста на рабочем столе и на внешних носителях.

1

Набор текста по образцу.

1

Набор текста по образцу с

использованием букв латинского алфавита.

1

Набор текста по инструкции.

1

Подготовка текстовых документов. Редактирование текста.

1

Работа с фрагментами текста. Форматирование текста, шрифта, абзацев.

1

Вставка в текст готового рисунка или фигуры.

1

Создание, редактирование и форматирование таблиц.

1

Проект «Книжная обложка»

1

Проект «Книжная обложка»

1

Проект « Приглашение на День Рождения»

1

Проект « Лист календаря»

1


Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося

  • Знать : общую информацию о структуре экрана Word; общую информацию о настройках параметров Word; общую информацию о панели инструментов Word; правила создания простых документов; правила использования инструментов рисования; правила использования инструментов меню Вставка;

  • Уметь применять полученные знания на практике.

  • Выполнять команды Создать, Открыть, Закрыть, Сохранить, Печать;

  • работать с программами WORD;



Приложения PowerPoint (6ч.)


Работа с программой Power Point.

Назначение панелей инструментов.

1

Создание и дизайн слайда.

1

Создание и дизайн слайда.

1

Размещение информации на слайде.

1

Вставка фигур, рисунков, настройка анимации.

1

Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему.

1


Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося

Владеть понятиями "презентация", "слайд", "анимация", "демонстрация", "дизайн презентации", "шаблон презентации";

Уметь спроектировать, изготовить и разместить на ПК слайд-фильм объемом 5 и более слайдов на заданную тему;

Владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания презентаций.



Интернет (4ч.)


Безопасность работы в интернет. Поисковые системы. Поиск информации в Интернете.

1

Поиск информации в интернете и копирование ее в Microsoft Word.

1

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

1

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере.

1

Резервный урок

1


Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося.

Знать основные антивирусные системы сети интернет. Правила и приемы пользования сетью интернет. Уметь искать информацию.


















Учебно-методическое обеспечение по предмету

«Основы компьютерной грамотности», 6 класс

1.Авторское пособие « Формирование ИКТ- компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений \ Е. И. Булин- Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов, Е. Н. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.

2.Информация и ИКТ в начальной школе: методическое пособие \ А.В.

Хуторской, Г.А. Андрианова.- Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

3.Дьяконов В.П.Компьютер в быту.- Смоленск: Русич, 1998.

4.Перегудов М.А.Что может компьютер? - М.: Московский рабочий, 1987.

5. Учимся работать на компьютере?М.К.Антошин.- М.: Айрис-пресс, 2007. 3. Вы купили компьютер: полное руководство для начинающих в вопросах и ответах / С.В.Симонович, Г.А.Евсеев, В.И.Мураковский.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
5.Информатика: основы компьютерной грамотности. Начальный курс/под редакцией Н.В.Макаровой.-СПБ.: Питер, 2001.

6. «Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.

7. «Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.

Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном учебнике имеются разделы: «Материал для любознательных», «Компьютерный практикум», «Терминологический словарик», «Справочные материалы».

































Лист коррекции рабочей программы

по учебному предмету «Основы компьютерной грамотности»

Класс 6


Дата урока, тема урока

Прохождение

программы

Причины коррекции