Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея
«Майкопский индустриальный техникум»
ОДОБРЕНО на заседании Педагогического совета ГБПОУ РА МИТ Протокол № ___ от «___» ____ 2024 г. | | Утверждаю Директор ГБПОУ РА МИТ __________ М.А. Тлюняев «_____» ______ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 19 «ОСНОВЫ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА»
для профессий:
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
15.01.05 Сварщик (ручной и механизированной сварки (наплавки))
15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
15.01.32 Оператор станков с программным управлением
54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
43.01.09 Повар, кондитер
08.01.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Уровень программы: базовый
Форма обучения: очная
Профиль получаемого образования: технологический
Объем программы: 118 часов аудиторных занятий
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
РАССМОТРЕНО
на заседании МК общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___ от «_____» ________2024 г.
Председатель МК /__________/ М.Ю. Кат
Майкоп
2024
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП. 19 «Основы предпринимательства» предназначена для изучения основ предпринимательства в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебного предмета «Основы предпринимательства» (индивидуальные проекты) разработана в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки российской Федерации № 413 от 17.05.2012г.) и Федеральным государственным образовательным стандартом по профессиям среднего профессионального образования и комплекта учебной документации по профессиям:
Разработчики:
№ п/п | Ф.И.О. | Звание, квалификационная категория, ученая степень | Должность |
1. | Блягоз Эмма Гилимовна | кандидат социологических наук | преподаватель |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | стр. 4-8 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | стр. 9-20 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | стр. 21-23 |
|
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | стр. 23-24 |
5. | ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | стр. 25-34 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАОУП. 19 «ОСНОВЫ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА»
1.1. Место учебного предмета «Основы предпринимательства» в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.19 «Основы предпринимательства» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО. ОУП.19 «Основы предпринимательства» является дополнительным предметом общеобразовательного цикла.
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы предпринимательства».
Целью изучения учебного предмета «Основы предпринимательства» является следующее:
• приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников (в том числе с использованием электронных сервисов и ресурсов);
• развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
• расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
Освоение содержания учебного предмета «Основы предпринимательства» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
ЛР1 - осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
ЛР2 - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
ЛР3 - наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
ЛР4 - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Воспитательная работа по направлениям:
гражданского воспитания (ЛРгв):
ЛРгв1 - сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
ЛРгв2 - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
ЛРгв3 - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
ЛРгв4 - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
ЛРгв5 - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
ЛРгв6 - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
ЛРгв7 - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
патриотического воспитания (ЛРпв):
ЛРпв1 - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ЛРпв2 - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
ЛРпв3 - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
духовно-нравственного воспитания (ЛРд/нв):
ЛРд/нв1 - осознание духовных ценностей российского народа;
ЛРд/нв2 - сформированность нравственного сознания, этического поведения;
ЛРд/нв3 - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
ЛРд/нв4 - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ЛРд/нв5 - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
эстетического воспитания (ЛРэсв):
ЛРэсв1 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
ЛРэсв2 - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
ЛРэсв3 - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
ЛРэсв4 - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
физического воспитания (ЛРфв):
ЛРфв1 - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
ЛРфв2 - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
ЛРфв3 - активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
трудового воспитания (ЛРтв):
ЛРтв1 - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
ЛРтв2 - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
ЛРтв3 - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
ЛРтв4 - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
экологического воспитания (ЛРэв):
ЛРэв1 - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
ЛРэв2 - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
ЛРэв3 - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ЛРэв4 - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
ЛРэв5 - расширение опыта деятельности экологической направленности.
ценности научного познания (ЛРцн/п):
ЛРцн/п1 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
ЛРцн/п2 - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
ЛРцн/п3 - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МР1 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МР2 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
МР3 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР4 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МР5 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР6 - умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МР7 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МР8 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МР9 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРб1 - владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);
ПРб2 - сформированность системы знаний о финансовой сфере современного общества;
ПРб3 - понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
ПРб4 - знание правил грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и умение их применять на практике;
ПРб5 - владение навыками поиска актуальной информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
ПРб6 - сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансовой и междисциплинарной направленности на основе базовых знаний по предмету и ценностных ориентиров;
ПРб7 - умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
ПРб8 - способность к личностному самоопределению и самореализации в финансово-экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
ПРб9 - понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
Результатом освоения рабочей программы предмета является овладение обучающимися следующими общими компетенциями (ОК):
КОД | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
1.3. Количество часов на освоение программы учебного предмета «Основы предпринимательства»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 177 часа, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 118 часов (лекций 84 часа , лабораторных и практических занятий 34 часа);
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП. 19 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
2.1. Структура и объем учебного предмета, и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебного предмета | 118 |
в том числе.: | |
1. Основное содержание | 84 |
в том числе: | |
лекции | 84 |
лабораторные и практические занятия | 34 |
2. Профессионально-ориентированное содержание | |
в том числе: | |
лекции | |
практические занятия | |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 59 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Содержание учебного предмета ОУП. 19 «Основы предпринимательства»
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Тема 1.1. Предмет, методы и содержание курса.
Предмет курса «Основы предпринимательства».
Содержание курса «Основы предпринимательства».
Тема 1.2 Предприятие – как основное звено экономики.
Предпринимательство и предприятие.
Классификация предприятий.
Тема 1.3 Прогнозирование и планирование деятельности предприятия.
Формирование хозяйственной стратегии предприятия.
Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия.
Товарная стратегия предприятия, план производства и реализации продукции.
Производственная программа предприятия.
Производственные мощности предприятия.
Сущность бизнес-планирования на предприятии.
Теория определения оптимального объёма производства. Взаимосвязь общего среднего и предельного продукта.
Тема 1.4 Риск и выбор стратегии в предпринимательстве
Риск и потери в предпринимательской деятельности. Классификация рисков. Методы оценки рисков, их использование в предпринимательской деятельности. Выбор стратегии в предпринимательстве, процедура банкротства
Тема 1.5 Организация производства на предприятии.
Производственная структура предприятия.
Типы организации промышленного производства.
Производственный процесс и принципы его организации.
Производственный цикл.
Тема 1.6 Коммерческая деятельность предпринимателя
Сущность, виды, методы и порядок осуществления коммерческих сделок. Договор – основной документ коммерческой сделки, его виды
Тема 1.7 Информационное обеспечение предпринимательства
Понятие об информации, ее ценность. Источники информации, система их сбора и анализа.
Практическая работа: определить роль современных средств информации предпринимательской деятельности.
Тема 1.8 Регистрация, лицензирование и прекращение предпринимательской деятельности.
Порядок создания нового предприятия. Формы ликвидации
предпринимательских организаций. Реорганизация предпринимательских организаций
Тема 1.9 Маркетинг в предпринимательской деятельности.
Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. Основные функции маркетинга. Виды деятельности маркетинга.
Тема 1.10 Место управления в предпринимательской деятельности. Менеджмент.
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Мотивация в бизнесе.
Тема 1.11 Предпринимательство и его место в современной экономике.
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Тема 2.1 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса.
Балансовый отчет предприятия.
Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия.
Методика комплексного экономического анализа эффективности деятельности предприятия.
Тема 2.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России.
Формы поддержки малых предприятий государством: имущественная, финансовая, информационная, консультационная. Полномочия субъектов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого бизнеса.
Тема 2.3 Бизнес – план малого предприятия.
Бизнес-план, его функции, этапы разработки. Структура и содержание современного бизнес –плана. Методика составления бизнес-плана. Оценка эффективности бизнес-плана.
Тема 2.4 Формы сотрудничества малых предприятий с другими предприятиями.
Франчайзинг: сущность, формы, применение в России.
Тема 2.5 Экономика малого предприятия
Систематизация и обобщение материала по разделу.
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСЫ В БИЗНЕСЕ
Тема 3.1 Финансы и финансирование в бизнесе Финансы и финансовая система.
Финансы и финансовая система. Банки в России. Финансы, финансирование в бизнесе.
Тема 3.2 Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями.
Тема 3.3. Налоги и платежи предприятий.
Виды налогов. Налог на прибыль. Налог на имущество. Плата за ресурсы.
Косвенные налоги. Платежи во внебюджетные фонды. Структура финансового плана.
Тема 3.4 Страхование предпринимательской деятельности.
Принципы организации страхового дела в России. Основные виды страхования предпринимательской деятельности. Договор страхования.
Тема 3.5 Финансы в бизнесе.
РАЗДЕЛ 4. НОВАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.
Тема 4.1 Инновационная деятельность в предпринимательстве.
Сущность инновационного предпринимательства. Классификация инноваций.
Инновационная политика. Формы управления инновациями.
Принципы и направления региональной инновационной политики.
Тема 4.2Инвестиционная деятельность предпринимателя.
Инвестиции: понятие и виды. Источники финансирования инвестиционной деятельности. Инвестиции в ценные бумаги.
Тема 4.3 Конкуренция предпринимателей
Конкуренция. Виды конкуренции. Развитие конкуренции в современных условиях.
Система государственного антимонопольного регулирования рынка. Деятельность ФАС РФ.
Тема 4.4 Новаторская деятельность предпринимателя.
РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Тема 5.1 Культура предпринимательства.
Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Предпринимательская этика и этикет. Основные положения этического кодекса предпринимателя
Тема 5.2 Деловая этика предпринимателя.
Тема 5.3 Корпоративная культура.
Тема 5.4 Моральные аспекты предпринимательства.
Тема 5.5 Культура речи предпринимателя.
2.3. Тематическое планирование учебного предмета ОУП. 19 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | № занятия | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных, метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
РАЗДЕЛ 1 | ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. | | 42 | |
ТЕМА 1.1. | Предмет, методы и содержание курса. | | 2 | ЛР 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРтв 1, 2; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 1, 2, 5; ОК 1. |
Предмет курса «Основы предпринимательства». Содержание курса «Основы предпринимательства». Методы исследования. Экономика предприятия и другие экономические науки. | 1/1 1/2 | 2 |
ТЕМА 1.2. | ПРЕДПРИЯТИЕ – КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ. | | 6 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; ПРб 2, 7, 9; ОК 1, 2. |
Предпринимательство и предприятие. Классификация предприятий. | 1/3 | 2 |
Практическое занятие № 1 по теме: Найти основные понятия: объединения предприятий. Жизненный цикл предприятия. предпринимательская деятельность, юридические основы, предприятие, бизнес, коммерческая деятельность, товарищество, ООО, АО, кооператив, унитарное, казенное предприятие, картель синдикат, пул, трест, концерн, холдинг, ФПГ. Работа с лекционным материалом. | 1/4 1/5 1/6 | 4* |
ТЕМА 1.3. | ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. | | 6 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; ОК 1, 2, 4. |
Формирование хозяйственной стратегии предприятия. Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия. | 1/7 1/8 1/9 | 2 |
Товарная стратегия предприятия, план производства и реализации продукции. Производственная программа предприятия. Производственные мощности предприятия. | 1/10 1/11 1/12 | 2 |
Сущность бизнес-планирования на предприятии. Теория определения оптимального объёма производства. Взаимосвязь общего среднего и предельного продукта. | 1/13 1/14 1/15 | 2 |
ТЕМА 1.4. | РИСК И ВЫБОР СТРАТЕГИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ | | 2 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; ПРб 2, 7, 9; ОК 1, 2. |
Риск и потери в предпринимательской деятельности. Классификация рисков. Методы оценки рисков, их использование в предпринимательской деятельности. Выбор стратегии в предпринимательстве, процедура банкротства | 1/16 1/17 1/18 1/19 | 2 |
ТЕМА 1.5. | ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ. | | 4 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; ОК 1, 2, 4. |
Производственная структура предприятия. Типы организации промышленного производства. | 1/20 1/21 | 2 |
Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл. | 1/22 1/23 | 2 |
ТЕМА 1.6. | КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ | | 2 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; ПРб 2, 7, 9; ОК 1, 2. |
Сущность, виды, методы и порядок осуществления коммерческих сделок. Договор – основной документ коммерческой сделки, его виды | 1/24 1/25 | 2 |
ТЕМА 1.7. | ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | 4 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; ОК 1, 2, 4. |
Понятие об информации, ее ценность. Источники информации, система их сбора и анализа. | 1/26 1/27 | 2 |
Практическое занятие № 2 по теме: определить роль современных средств информации предпринимательской деятельности. | 1/28 1/29 | 2* |
ТЕМА 1.8. | РЕГИСТРАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | | 6 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; ПРб 2, 7, 9; ОК 1, 2. |
Порядок создания нового предприятия. Формы ликвидации предпринимательских организаций. Реорганизация предпринимательских организаций | 1/30 1/31 1/32 1/33 | 2 |
Практическое занятие № 3 по теме Перечень необходимых документов для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства. | 1/34 1/35 | 4* |
ТЕМА 1.9. | МАРКЕТИНГ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | | 6 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; ПРб 2, 7, 9; ОК 1, 2. |
Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. Основные функции маркетинга. Виды деятельности маркетинга. | 1/36 1/37 | 2 |
Практическое занятие № 4 по теме: Составление программы маркетингового исследования. Разработка рекламы продукта. | 1/38 1/39 1/40 | 4* |
ТЕМА 1.10. | МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕНЕДЖМЕНТ. | | 2 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; ОК 1, 2, 4. |
| Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Мотивация в бизнесе. Организационная схема управления организацией. | 1/41 1/42 1/43 | 2 |
ТЕМА 1.11. | ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. | | 2 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; ПРб 2, 7, 9; ОК 1, 2. |
Систематизация и обобщение материала по разделу. | 1/44 1/45 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося: подготовка докладов по темам: «История развития предпринимательства». «Особенности предпринимательства в России», «Формы предпринимательства в России», работа с дополнительной литературой, с конспектом, Интернет-ресурсами. | | 16** |
РАЗДЕЛ 2 | ЭКОНОМИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. | | 24 | |
ТЕМА 2.1. | ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЕГО БАЛАНСА. | | 8 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 7, 9, 10; ОК 1. |
Балансовый отчет предприятия. Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия. | 1/46 1/47 | 2 |
Методика комплексного экономического анализа эффективности деятельности предприятия . | 1/48 1/49 | 2 |
Практическое занятие № 5 по теме: бухгалтерский баланс, учет и анализ хозяйственной деятельности, экономическая эффективность производства, критерии эффективности, рентабельность, платежеспособность предприятия, ликвидность, коэффициент общей ликвидности, коэффициент покрытия. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства. Этапы приобретения статуса индивидуального предпринимателя. | 1/50 1/51 1/52 1/53 | 4* |
ТЕМА 2.2. | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ. | | 4 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРтв 2, 3; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; ОК 1, 4. |
Формы поддержки малых предприятий государством: имущественная, финансовая, информационная, консультационная. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РА. | 1/54 1/55 | 2 |
Практическое занятие № 4 по теме: работа с дополнительной литературой, нормативно-правовой литературой, с Интернет-ресурсами. | 1/56 1/57 | 2* |
ТЕМА 2.3. | БИЗНЕС – ПЛАН МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. | | 8 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; ОК 1, 2, 4. |
Бизнес-план, его функции, этапы разработки. Структура и содержание современного бизнес –плана. | 1/58 1/59 | 2 |
Методика составления бизнес-плана. Оценка эффективности бизнес-плана. | 1/60 1/61 | 2 |
Практическое занятие № 5 по теме: «Разработка и защита бизнес-плана предпринимательской деятельности». | 1/62 1/63 1/64 1/65 | 4* |
ТЕМА 2.4. | ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МАЛЫХ | | 2 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; ПРб 2, 7, 9; ОК 1, 2. |
Франчайзинг: сущность, формы, применение в России. Сотрудничество малых предприятий с другими предприятиями. | 1/64 1/65 | 2 |
ТЕМА 2.5. | ЭКОНОМИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. | | 2 | ЛРд/нв 4; ЛРтв 3; ЛРэв 1; МР 1; |
«Бизнес – план как основа успеха предпринимательской деятельности», работа с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами. | 1/66 1/67 | 2 |
| Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося: Сообщение на тему: «Финансовые отношения»; «Сотрудничество малых предприятий с другими предприятиями.»; «Бизнес-план.»; «Этапы разработки бизнес-плана» «Налоговый режим, учет и отчетность малого предпринимательства». Работа с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами. | | 12** | |
РАЗДЕЛ 3 | ФИНАНСЫ В БИЗНЕСЕ. | | 18 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10; ОК 1, 2 |
ТЕМА 3.1. | ФИНАНСЫ И ФИНАНСИРОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. | | 4 |
Финансы и финансовая система. Банки в России. | 1/68 1/69 | 2 |
Финансы, финансирование в бизнесе. | 1/70 1/71 | 2 |
ТЕМА 3.2. | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. | | 4 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 2, 3; 10; ОК 1, 2. |
Структура кредитной системы. Сущность кредита. Виды и формы кредитов. Кредитный договор. | 1/72 1/73 1/74 | 2 |
Основные формы расчетов в предпринимательстве. Финансовое состояние фирмы. Показатели экономического анализа: эффективность, рентабельность, ликвидность, платежеспособность, производительность. | 1/75 1/76 1/77 | 2 |
ТЕМА 3.3. | Налоги и платежи предприятий. | | 6 | ЛР 3; ЛРпв 2; ЛРтв 3; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 10; ОК 1, 2, 4 |
Виды налогов. Налог на прибыль. Налог на имущество. Плата за ресурсы. | 1/78 1/79 | 2 |
Косвенные налоги. Платежи во внебюджетные фонды. Структура финансового плана. | 1/80 1/81 | 2 |
Практическое занятие №6 по теме: «Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения». | 1/82 1/83 | 2* |
ТЕМА 3.4 | СТРАХОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | | 4 | ЛРд/нв 4; ЛРтв 3; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; МР 1; |
Принципы организации страхового дела в России. Основные виды страхования предпринимательской деятельности. | 1/84 1/85 | 2 |
Договор страхования. Виды договоров. Принципы составления договора. | 1/86 1/87 | 2 |
ТЕМА 3.5 | ФИНАНСЫ В БИЗНЕСЕ. | | 2 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; ОК 1, 2, 4. |
Систематизация и обобщение материала по разделу. | 1/88 1/89 | 2 |
| Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося: Сообщение на тему: «Главные участники финансовых отношений»; «Внутренние и внешние источники финансовых ресурсов фирмы»; «Банковское дело»; «Банковский кредит и банковский процент»; «Формы государственного бюджетного финансирования» «Налоговый режим, учет и отчетность малого предпринимательства», работа с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами. | | 10** |
РАЗДЕЛ 4 | НОВАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. | | 18 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРтв 3; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 7, 9; ОК 1. |
ТЕМА 4.1. | ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ. | | 4 |
Сущность инновационного предпринимательства. Классификация инноваций. Инновационная политика. Формы управления инновациями. Принципы и направления региональной инновационной политики. | 1/90 1/91 | 2 |
Практическое занятие № 7 по теме: «составление таблицы «Прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов».» | 1/92 1/93 | 2* |
ТЕМА 4.2. | ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. | | 4 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРтв 3; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; ОК 1, 2, 4. |
Инвестиции: понятие и виды. Источники финансирования инвестиционной деятельности. Инвестиции в ценные бумаги. | 1/94 1/95 | 2 |
Практическое занятие № 8 по теме: Разработка опорной блок-схемы по теме «Виды, объекты и субъекты инновационной деятельности» | 1/96 1/97 | 2* |
ТЕМА 4.3. | КОНКУРЕНЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. | | 8 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 3; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; |
Конкуренция. Виды конкуренции. Развитие конкуренции в современных условиях. | 1/98 1/99 | 2 |
Система государственного антимонопольного регулирования рынка. Деятельность ФАС РФ. | 1/100 1/101 | 2 |
Практическое занятие № 9 по теме: «Конкуренция в развитии рыночных отношений в России». | 1/102 1/103 | 4* |
ТЕМА 4.4. | НОВАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. | | 2 | ЛРд/нв 4; ЛРтв 3; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; МР 1; |
Систематизация и обобщение материала по разделу. | 1/104 1/105 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося: подготовка рефератов «Инновации – основа предпринимательской деятельности», «Развитие инновационного предпринимательства в России», Конкуренция её место и роль в современной рыночной экономике», «Роль инвестиций в современной экономике России», работа с дополнительной литературой, с Интернет- ресурсами. | | 10** |
РАЗДЕЛ 5. | КУЛЬТУРА И ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | 10 | ЛР 2, 3; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРэв 1, 4; ЛРцн/п 1; МР 1; ПРб 2, 3, 4, 5, 7, 10; ОК 1, 2. |
ТЕМА 5.1. | КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. | | 4 |
Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. | 1/106 1/107 | 2 |
Предпринимательская этика и этикет. | 1/108 1/109 | 2 |
ТЕМА 5.2. | ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА. | | 4 | ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; |
Деловая этика. Имидж предпринимателя. Корпоративная культура и этикет предпринимателя. Организация деловых контактов. | 1/110 1/1111/112 1/113 | 4 |
ТЕМА 5.3. | МОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. | | 6 | ЛР 2, 3; ЛРгв 1; ЛРпв 2; ЛРд/нв 4; ЛРф 1; ЛРтв 2, 3; ЛРэв 1; ЛРцн/п 1; МР 1, 2, 3; ПРб 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10; ОК 1, 2, 4, 7. |
Моральные аспекты предпринимательства. Культура речи и внешний облик делового человека. Формирование культуры предпринимательских организаций | 1/114 1/115 1/116 1/117 | 4 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося: подготовка докладов « Источники культуры российского предпринимательства», «Корпоративная культура фирмы», «Этические нормы в предпринимательстве», «Создание имиджа предпринимателя, «Организация рабочего дня предпринимателя», работа с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами. | | 10** |
Дифференцированный зачет. | 1/118 | 2 |
Итого: | аудиторных занятий лекций лабораторных и практических занятий внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося | | 118 84 34 59 | |
* - часы, отведённые на практические занятия
** - часы, отведённые на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающегося
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы учебного предмета «Основы предпринимательства» должно быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- вытяжной шкаф;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- задания для практических занятий;
- профессионально - ориентированные задания;
- материалы дифференцированного зачёта.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы.
3.2.1. Основные печатные издания.
ЭБС «Айбукс» Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учеб. пособие/ О.В. Баскакова. — М.: Дашков и К, 2018. — 372 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/
ЭБС «Znanium. сom.» Иванов, И. Н. Организация производства на промышленных предприятиях: учебник / И.Н. Иванов. - М.: Инфра-М, 2017. - 352 с - Режим доступа: http://znanium.com/.
ЭБС «Znanium. сom.» Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: Инфра-М, 2016. - 264 с – Режим доступа: http://ibooks.ru/
3.2.2. Дополнительные источники.
Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - М.: Юрайт, 2018. - 670 с.
Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник / Л.А. Чалдаева; Финансовая акад. при Правительстве РФ. - М.: Юрайт, 2017. - 348 с.
Экономика предприятия: учеб. пособие / сост.: К.Н. Вицелярова, Ф.М. Абрегова. - Майкоп: Магарин О.Г., 2019. - 200 с.
3.2.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения предмета.
Интернет-ресурсы по предмету «ОУП. 19 «Основы предпринимательской деятельности (индивидуальные проекты)»: http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей http://www.mybiz.ru/ Свой бизнес/электронный журнал.
http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения | Методы оценки |
ПРб1 - владение базовыми понятиями предпринимательской сферы. | оценка результатов - устных и письменных ответов; - тестирования. |
ПРб2 - сформированность системы знаний о финансовой сфере современного общества. | оценка результатов - устных и письменных ответов; - тестирования; - подготовки сообщений, презентаций, докладов, рефератов, эссе. |
ПРб3 - понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности. | оценка результатов - устных и письменных ответов; - тестирования; - подготовки сообщений, презентаций, докладов, рефератов, эссе; - защиты проектов; -домашних заданий практического характера. |
ПРб4 - знание правил грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и умение их применять на практике. | оценка результатов - устных и письменных ответов; - тестирования; - подготовки сообщений, презентаций, докладов, рефератов, эссе; - защиты проектов; - решения задач-ситуаций; -домашних заданий практического характера. |
ПРб5 - владение навыками поиска актуальной информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни. | оценка результатов - устных и письменных ответов; - тестирования; - подготовки сообщений, презентаций, докладов, рефератов, эссе; - защиты проектов; -домашних заданий практического характера. |
ПРб7 - умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика). | оценка результатов - устных и письменных ответов; - тестирования; - решения задач-ситуаций; -домашних заданий практического характера. |
ПРб8 - способность к личностному самоопределению и самореализации в финансово-экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений. | оценка результатов - устных и письменных ответов; - тестирования; - решения задач-ситуаций; -домашних заданий практического характера. |
ПРб9 - понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. | оценка результатов - устных и письменных ответов; - подготовки сообщений, презентаций, докладов, рефератов, эссе; - защиты проектов; - решения задач-ситуаций. |
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 19 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
для профессий
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
15.01.05 Сварщик (ручной и механизированной сварки (наплавки))
15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
15.01.32 Оператор станков с программным управлением
54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
43.01.09 Повар, кондитер
08.01.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Уровень программы базовый
Форма обучения очная
Профиль получаемого образования: технологический
Объем программы: 118 ч. аудиторных занятий
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО и ФОП СОО стр. 29-31
2. Фонд оценочных средств по ОУП. 19 «Основы предпринимательства» стр. 32-35
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ ФГОС СОО и ФОП СОО.
Содержание общеобразовательного предмета ОУП. 19 «Основы предпринимательства» (дополнительный учебный предмет) направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и ФОП СОО.
ЛР1 - осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
ЛР2 - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
ЛР3 - наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
ЛР4 - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Воспитательная работа по направлениям:
гражданского воспитания (ЛРгв):
ЛРгв1 - сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
ЛРгв2 - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
ЛРгв3 - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
ЛРгв4 - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
ЛРгв5 - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
ЛРгв6 - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
ЛРгв7 - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
патриотического воспитания (ЛРпв):
ЛРпв1 - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ЛРпв2 - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
ЛРпв3 - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
духовно-нравственного воспитания (ЛРд/нв):
ЛРд/нв1 - осознание духовных ценностей российского народа;
ЛРд/нв2 - сформированность нравственного сознания, этического поведения;
ЛРд/нв3 - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
ЛРд/нв4 - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ЛРд/нв5 - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
эстетического воспитания (ЛРэсв):
ЛРэсв1 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
ЛРэсв2 - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
ЛРэсв3 - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
ЛРэсв4 - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
физического воспитания (ЛРфв):
ЛРфв1 - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
ЛРфв2 - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
ЛРфв3 - активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
трудового воспитания (ЛРтв):
ЛРтв1 - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
ЛРтв2 - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
ЛРтв3 - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
ЛРтв4 - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
экологического воспитания (ЛРэв):
ЛРэв1 - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
ЛРэв2 - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
ЛРэв3 - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ЛРэв4 - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
ЛРэв5 - расширение опыта деятельности экологической направленности.
ценности научного познания (ЛРцн/п):
ЛРцн/п1 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
ЛРцн/п2 - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
ЛРцн/п3 - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МР1 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МР2 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
МР3 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР4 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МР5 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР6 - умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МР7 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МР8 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МР9 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРб1 - владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);
ПРб2 - сформированность системы знаний о финансовой сфере современного общества;
ПРб3 - понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
ПРб4 - знание правил грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и умение их применять на практике;
ПРб5 - владение навыками поиска актуальной информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
ПРб6 - сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансовой и междисциплинарной направленности на основе базовых знаний по предмету и ценностных ориентиров;
ПРб7 - умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
ПРб8 - способность к личностному самоопределению и самореализации в финансово-экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
ПРб9 - понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ОУП. 19 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».
Фонд оценочных средств (далее - ФОС) представлен в виде междисциплинарных заданий, направленных на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также на создание условий для формирования ОК у обучающихся посредством текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС разработан с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательного предмета ОУП. 19 «Основы предпринимательства»
и профессиональной направленности образовательной программы по профессии.
Выполнение тестовых заданий и заданий с открытым ответом оцениваются по 5-ти бальной шкале.
Оценка «5» соответствует 90% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 70% – 89% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 51% – 69% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 50% правильных ответов.
Дифференцированный зачет по предмету «Основы предпринимательства».
Тестирование
Вопрос 1. Юридическое лицо считается созданным с момента:
+ внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- получения документов о регистрации юридического лица в Едином реестре;
- утверждения устава данного юридического лица.
Вопрос 2. Предметом предпринимательского права являются:
+ комплекс правовых отношений, связанных с организацией, осуществлением, государственным регулированием предпринимательства, а также внутрихозяйственные отношения, складывающиеся в ходе предпринимательской деятельности крупных коммерческих структур;
- система законодательных актов, которые регулируют общественные отношения между субъектами предпринимательства по поводу осуществления их деятельности;
- содержание договорных отношений, которые складываются между участниками предпринимательской деятельности.
Вопрос 3. Основные субъекты предпринимательского права:
+ коммерческие организации и индивидуальные предприниматели;
- государство и муниципальные образования;
- самозанятые граждане, не зарегистрированные в установленном порядке, и общественные организации.
Вопрос 4. Источником предпринимательского права является:
+ правовой обычай;
- трудовой договор между работником и работодателем – учредителем коммерческой организации;
- деловое обыкновение, прописанное сторонами в договоре.
Вопрос 5. Важной особенностью предпринимательского права является:
+ отсутствие предпринимательского кодекса;
- многообразие источников;
- специфический предмет регулирования.
Вопрос 6. Специальной мерой юридической ответственности предпринимателя является:
+ дисквалификация;
- штраф;
- лишение свободы.
Вопрос 7. Какова основная цель предпринимательской деятельности?
+ Извлечение прибыли;
- Получение социальных гарантий;
- Личностный рост предпринимателя.
Вопрос 8. Совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей - это:
+ имущество;
- правовой статус гражданина;
- предпринимательская правоспособность.
Вопрос 9. Каковы основные условия занятия предпринимательской деятельностью физическим лицом?
+ Дееспособность гражданина и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- Инициативность и творческий подход;
- Опыт в области предпринимательства.
Вопрос 10. Какой государственный орган уполномочен регистрировать индивидуальных предпринимателей?
+ Федеральная налоговая служба РФ;
- Министерство юстиции РФ;
- Министерство внутренних дел РФ.
Вопрос 11. Признанная судом неспособность должника полностью удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам называется:
+ банкротством;
- поручительством;
- просрочка платежа.
Вопрос 12 - тест. Разрешение государства заниматься теми или иными действиями, включая определенные виды предпринимательской деятельности, называется:
+ лицензированием;
- государственным регулированием;
- предпринимательской дееспособностью.
Вопрос 13. Результат труда, удовлетворяющий определенную потребность и приобретаемый в результате обмена или купли-продажи, - это:
+ товар;
- реклама;
- продукт питания.
Вопрос 14. Какой судебный орган специально уполномочен рассматривать дела об экономических спорах?
+ Арбитражный суд РФ;
- Верховный суд РФ;
- Конституционный суд РФ.
Вопрос 15. Какой критерий извлечения прибыли является решающим при определении деятельности как предпринимательской?
+ систематизм;
- размер;
- источник.
Вопрос 16. Какой принцип из нижеперечисленных является отраслевым для предпринимательского права?
+ принцип единства экономического пространства;
- принцип равенства субъектов перед законом;
- принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
17. Какой из указанных видов договоров является источником предпринимательского права?
+ Нормативный;
- Публичный;
- Гражданско-правовой.
Вопрос 18. Какая из указанных категорий не является субъектом малого и среднего предпринимательства?
+ ассоциация;
- фермерское хозяйство;
- потребительский кооператив.
Вопрос 19. Добровольный союз граждан, объединившихся на основе членства для производственной или иной хозяйственной деятельности, в которой участвуют сами, и сложивших свои паевые взносы, - это:
+ производственный кооператив;
- полное товарищество;
- общество с ограниченной ответственностью.
Вопрос 20. Может ли аудиторская организация являться некоммерческой?
+ Нет, не может;
- Может, если аудит – не основная цель деятельности организации;
- Может в любом случае.
Вопрос 21. Какова максимальная численность работников организации – субъекта малого предпринимательства?
+ 100 человек;
- 15 человек;
- 250 человек.
Вопрос 22. Число участников общества с ограниченной ответственностью не превышает:
+ 50 человек;
- 100 человек;
- 150 человек.
Вопрос 23. До какого момента участник полного товарищества должен внести как минимум половину своего вклада в складочный капитал товарищества?
+ До государственной регистрации;
- До совершения первой сделки товариществом;
- До подписания учредительного договора.
Вопрос 24. Можно ли отстранить полного товарища от участия в прибыли и убытках товарищества?
+ Нет, нельзя;
- Можно, если достигнуто соответствующее соглашение;
- Можно в принудительном порядке за неисполнение своих обязанностей.
Вопрос 25. Каково максимальное число крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц, членом которых может являться гражданин?
+ 1;
- 3;
- 5.
Вопрос 26. В какую форму не имеет право преобразоваться акционерное общество?
+ товарищество на вере;
- хозяйственное товарищество;
- производственный кооператив.
Вопрос 27. Что из нижеперечисленного не является организационно-правовой формой хозяйственного общества?
+ полное товарищество;
- акционерное общество;
- общество с ограниченной ответственностью.
Вопрос 28. В число признаков предпринимательства не входит:
+ профессионализм предпринимателя;
- регулярное извлечение прибыли;
- организационная независимость предпринимателя.
Вопрос 29. Как соотносятся предпринимательское право и коммерческое право?
+ Коммерческое право является составной частью предпринимательского;
- Коммерческое право включает в себя предпринимательское;
- Это две разных отрасли права.