СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ознакомлению с природой в подготовительной группе по программе От рождения до школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке указаны методы, формы и приемы по ознакомлению детей с природой в подготовительной группе детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ознакомлению с природой в подготовительной группе по программе От рождения до школы»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»

(МБДОУ)










Рабочая программа

по ознакомлению с природой

для детей 6-7 лет

Автор: О.В Соломенникова «Ознакомление

с природой в детском саду»

(в рамках УМК основной образовательной программы

«От рождения до школы»)

(подготовительная к школе группа)











Авторы – составители:

Городецкая С. В.








2018 – 2019 гг.



Нормативные основания рабочей программы:


  • Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);

  • Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);

  • Устав МБДОУ № 175

  • Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175





















Особенности детей старшей группы «Радуга»

На начало учебного года в группе 37 человек – 18 девочек (45%) и 25 мальчиков (55%). Старшая группа от 5 до 6 лет.


По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:

  • 16 детей имеют I группу здоровья;

  • 26 детей имеют II группу здоровья из них: 3 ребенка - IIб; 1 ребенок - IIа;

  • 1 ребенок имеет III группу здоровья.



Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 36 семей (88%) – полные семьи,

5 семей (12%) – неполные семьи.

Уровень жизни детей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы:

- русские – 41 семья (95%),

- другой национальности – 2 семьи (5%).



В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на вопросы охотно.

По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне - 75%, однако в группе имеются 3 % детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения программного материла, так как причиной является частое отсутствие по болезни.

Наиболее низкие результаты по образовательным областям 15%, 19% показали области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного материала.


На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.

Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.

В течение этого учебного 2018-2019 года будут также продолжаться регулярные занятия и наблюдения, которые позволят достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения и знания ребенка и к концу года.

Пояснительная записка.

В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий устанавливают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Работа с детьми построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и их механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценки происходящего, совместной практической деятельности воспитателя с детьми.

Направленность программы – познавательное развитие.

Целью ознакомления детей с природой является:

  1. Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачами в формировании знаний о некоторых элементарных экологических представлений являются:

  1. систематизация знаний о некоторых представителях животного мира;

  2. характерные признаки времён года;

  3. умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Объем программы составляет 17 (академических) часов, занятия проводятся 2 раза в месяц по 30 минут.

Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

  • НОД (занятия)

  • беседы,

  • наблюдения,

  • игровые занятия,

  • элементарные опыты,

  • экскурсии,

  • проблемно-игровые ситуации,

  • викторины, сочинение загадок и сказок,

  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

  • Экспериментальная, исследовательская деятельность.



Условия реализации:

Предметно – пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

  • Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

  • Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно – символический материал и т.д.

Методы и приемы ознакомление с природой:

1 группа методов - формирование нравственных представлений, суждений, оценок:

  1. решение маленьких логических задач, загадок;

  2. приучение к размышлению, эвристические беседы;

  3. беседы на этические темы;

  4. чтение художественной литературы;

  5. задачи на решение коммуникативных ситуаций;

  6. рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;

  7. просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;

  8. рассматривание иллюстраций.


2 группа методов - создание у детей практического опыта трудовой деятельности:

  1. приучение к положительным формам общественного поведения;

  2. показ действий;

  3. пример взрослого и детей;

  4. разыгрывание коммуникативных ситуаций;

  5. целенаправленное наблюдение;

  6. приучение к положительным формам общественного поведения;

  7. создание контрольных педагогических ситуаций;

  8. организация интересной деятельности, которая носит общественно- полезный характер.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:

  • условия для свободного выбора деятельности;

  • условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

  • не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

  • создание разных пространств предъявления детских продуктов:

  • легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

  • праздники или иные события, как демонстрация детских достижений.

  • детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.


В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

Самостоятельная деятельность детей;

Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Предполагаемый результат:

  • Объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

  • Иметь представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах. Красной книге, природе родного края.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

  • Делать элементарные выводы и заключения.


Содержание программы

Месяцы

Название темы НОД.

Кол-во часов.

Примечание.

Сентябрь

Путешествие колоска, посещение кафе «Дары осени»

1



Октябрь

Как растения готовятся к зиме. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Воздух и его свойства. Как и для чего человек дышит.

1


1


Ноябрь

Путешествие в осенний лес. Для чего растению нужны семена.

Путешествие капельки. Зачем человеку желудок.

1


1


Декабрь

Экскурсия в зимний парк. Клуб знатоков леса.

Путешествие мамонтенка. Для чего человек ест?

1

1


Январь

Как живут наши пернатые друзья зимой. Север-царство льда и снега.

Что такое огонь?

Колыбельная из двух слов.

1


1

1


Февраль

Лес – это живой организм. Этажи леса. Пищевые цепочки в лесу.

Как животные приспособились к зиме. Если хочешь быть здоров!

1


1


Март

Как поссорились март и февраль. Комнатные растения-спутники нашей жизни.

Загадки природы. Как растет человек.

1


1


Апрель

Весенняя экскурсия в лесопарк. Почему земля кормит?

Кто такой человек?

Зеленая аптека.

1


1

1


Май

Весенние заботы птиц.

Строим экологический город.

1

1



Итого: 17 академических часов.


Дидактическое обеспечение:

Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы, Серия наглядно-дидактических пособий «Животные», «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др.

Серия «16 обучающих картинок».

  1. Игровые, здоровье формирующие технологии

  • «Овощи, фрукты»

  • «Дикие животные»

  • «Обитатели морей и океанов»

  • «Земноводные и пресмыкающиеся»

  • «Птицы»

  1. Плакаты обучающие:

  • Деревья

  • Грибы, ягоды

  • Овощи

  • Фрукты

  • Природные явления

  • Времена года

  • Времена года: осень, зима, весна, лето.

  • Рыбы

  • Земноводные

  • Животные Австралии

  • Млекопитающие

  • Животные Африки

  • Животные Арктики

  • Птицы

  • Насекомые

  • Дикие животные

  • Домашние животные

  • Мамы и детки

  1. Сюжетные картины для рассматривания:

  • «Ежиха с ежатами»

  • «Лиса с лисятами»

  • «Медвежья семья»

  • «Зайцы»

  • «Белка с бельчатами»

  • «Волчица с волчатами»

  • «Семья оленей»

  • «Коза с козлятами»

  • «Собака с щенятами»

  • «Свинья с поросятами»

  • «Корова с теленком»

  • «Лошадь с жеребенком»

  • «Кошка с котятами»

  • «Река замерзла»

  • «Овощи»

  • «Куры»

  1. «Беседы по картинкам»

«12 месяцев»

  1. «Мир в картинках»

  • «Времена года»

  • «Животные средней полосы»

  1. «Лото»

  • «Во саду ли, в огороде»

  • «Животные»

  • «Домашние и дикие животные»


Список литературы:

  1. УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  2. О.А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду»