ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________/ А.А.Ищенко
«___» _________2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.02 ИнФОРМАТИКА
для специальности
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Белово, 2019
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), примерной программой дисциплины «Информатика», разработанной для профессиональных образовательных организаций Кемеровской области Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО)).
Организация-разработчик: ГПОУ БПК
Разработчик: Гамаюнова ЕА.., преподаватель ГПОУ БПК
Председатель МЦК ____________И.В.Киммель
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета колледжа и рекомендована в качестве рабочей программы учебной дисциплины «Информатика» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Протокол № __ « _ »__________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 7 |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ | 10 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), примерной программой дисциплины «Информатика», разработанной для профессиональных образовательных организаций Кемеровской области Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО).
Цель программы – освоение обучающимися содержания учебной дисциплины «Информатика» и достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
формировать умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ при изучении различных учебных дисциплин;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
развивать навыки использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации Кемеровской области, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику индивидуальных проектов, учитывая специфику программ специалистов среднего звена, осваиваемой специальности.
Общеобразовательная учебная дисциплина «Информатика» является дисциплиной обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования. В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Информатика» входит в состав профильных учебных дисциплин.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
Освоение образовательных результатов по дисциплине «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины «Информатика» направлено на развитие универсальных учебных действий, формирование личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций ФГОС среднего профессионального образования (указывается ФГОС СПО).
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО | Общие компетенции ФГОС СПО |
Личностные: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. | ОК 2 ОК 4, ОК 6, ОК 10 |
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методоврешения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых этических норм, норм информационной безопасности; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей | ОК 2, ОК 4 , ОК 5 ОК 6 , ОК 10 |
Предметные (базовый уровень): сформированность представлений о роли информации и связанныхс ней процессов в окружающем мире; владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; владение умением понимать программы, написанные на, выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; владение компьютерными средствами представления и анализа данных; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете | ОК 2, ОК 4 , ОК 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.
Информационная деятельность человека
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Информационные ресурсы общества.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практическая работа № 1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Практическая работа № 2. Правовые нормы информационной деятельности.
Практическая работа № 3. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Практическая работа № 4. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
Информация и информационные процессы
Подходы к понятию информации и ее измерению. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Практическая работа № 5. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
Практическая работа № 6. Среда программирования. Тестирование готовой программы.
Практическая работа № 7. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Практическая работа № 8. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
Практическая работа № 9. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на внешние носители различных видов
Практическая работа № 10. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Практическая работа № 11. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема.
Практическая работа № 12. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Практическая работа № 13. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования АСУ образовательного учреждения.
Средства информационных и коммуникационных технологий
Основные характеристики компьютеров. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Защита информации, антивирусная защита.
Практическая работа № 14. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Практическая работа № 15. Примеры комплектации компьютерного обеспечения внешними устройствами и специализированным программным обеспечением рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений.
Практическая работа № 16. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.
Практическая работа №17. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические и антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц.
Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Представление о программных средах компьютерной графики, презентациях и мультимедийных средах.
Практическая работа № 18. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Гипертекстовое представление информации.
Практическая работа № 19. Возможности систем распознавания текстов.
Практическая работа 20. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.
Практическая работа 21. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из разных предметных областей.
Практическая работа 22. Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными каталогами, специализированными порталами.
Практическая работа 23. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.
Практическая работа 24. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.
Практическая работа 25. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
Телекоммуникационные технологии
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и интренет-СМИ.
Практическая работа № 26. Браузер.
Практическая работа 27. Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр.
Практическая работа № 28. Участие в онлайн - конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(углубленный уровень)
Содержание обучения | Количество часов |
Всего | Из них практических |
Введение | 2 | - |
Информационная деятельность человека | 16 | 10 |
Информация и информационные процессы | 40 | 20 |
Средства информационных и коммуникационных технологий | 24 | 10 |
Технологии создания и преобразования информационных объектов | 30 | 18 |
Телекоммуникационные технологии | 16 | 9 |
Итого | 128 | 67 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Исследование свойств графических информационных объектов.
Изучение явления компьютерной зависимости детей.
Обзор преимуществ и недостатков антивирусных программ.
Выявление особенностей разработки буклета для музеев.
Изучение сфер применения современных информационных технологий в РФ.
Разработка и обоснование шаблона для электронного портфолио студента.
Создание модели виртуального объекта (например, музея и др.).
Анализ технологий для поиска информации в Интернете.
Анализ актуального состояния информационной безопасности в РФ.
Анализ программного обеспечения для разработки электронных продуктов для повседневной жизни и профессиональной деятельности (например, элетронные СМИ, документооборот и др.).
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
Ляхович, В. Ф. Основы информатики [Текст]: учебник / В. Ф. Ляхович, В. А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. – Москва : КноРус, 2016. – 348 с.
Плотникова,Н.Г. Информатика и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) [Текст]:учеб. пособие / Н. Г. Плотникова. – Москва :РИОР : Инфра-М, 2016. – 128 с.
Дополнительная литература:
Михеева, Е. В. Информатика [Текст] : учебник для СПО / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 10-е изд., стер. – Москва : Академия, 2014. – 352 с.
Семакин, И. Г. Информатика. 10-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – Москва : Бином, 2015. – 264 с.
Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. – 6-е изд. стер. – Москва: Академия, 2014. – 352 с.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru /, свободный. – Загл. с экрана.
Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru /, свободный. – Загл. с экрана.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru /, свободный. – Загл. с экрана.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru /, свободный. – Загл. с экрана.
10