УТВЕРЖДЕНО
заведующий МБДОУ
д/с «Солнечный»
_________ Сугаченко М. В.
Рабочая программа воспитателя
по формированию основ собственной безопасности
у дошкольников «Страна безопасности»
Ступень образования: дошкольная (от 4 до 5 лет)
Направление: социально-коммуникативное
Срок реализации программы: 1 год (2023-2024г.г.)
Составитель: Антропова Оксана Николаевна – воспитатель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка
Принципы реализации программы
Характеристика особенностей развития детей
Планируемые результаты освоения программы
Способы проверки ожидаемых результатов
Содержательный раздел
Система и последовательность работы с детьми
2.2.Перспективный план программы средняя группа (4 – 5 лет)
2.3.Взаимодействия с родителями
Организационный раздел
Предметно – пространственная среда
Материально – техническое обеспечение
Приложение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ " Страна безопасности" для детей 3-7 лет.
Проанализировав литературу: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Страна безопасности» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения, начиная со второй младшей группы (3- 4 года) до выпуска детей в школу (7 – 8 лет).
В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.
Цель данной программы - формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации программы:
создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (с незнакомыми людьми, в быту, в окружающей природе, на улице и дороге);
сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.
1.2. Принципы реализации программы
Реализация поставленной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:
системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
наглядность;
динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
Познавательные занятия
Беседы
Рассказы (рассказ – объяснение)
Работа с наглядным материалом
Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
Игровые ситуации – загадки
Моделирование ситуаций
Просмотр мультфильмов
Конкурсы
Викторины
Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
Праздники, развлечения
Экскурсии и т.д.
Характеристика особенностей развития детей
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни мы разделили на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.
Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
проявление дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении правил поведения;
знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Способы проверки ожидаемых результатов
Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение. Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями. Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. Диагностика проводится по следующим показателям:
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Обследование детей по данной теме проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.
Показатели | Критерии |
2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Знание о безопасной деятельности в природе | Ребенок имеет элементарные представления о правилах поведения на природе, при встречи с животными и насекомыми. | Ребенок имеет представления о природных явлениях и правилах поведения в лесу, на водоеме, знает съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды. | Ребёнок имеет представление о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые. | Ребёнок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды, растения. |
Знание правил безопасного поведения | Ребенок знает, что пешеходы должны ходить по тротуару, машины – ездить по дороге; действует в игре в соответствии сигналами светофора. | Ребенок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. | Ребёнок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дородных знаках. | Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Место стоянки», «Круговое движение», «Автозаправочная станция», «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», умеет ориентироваться в дородных знаках. |
Умение принимать решение | Ребенок имеет элементарные представления о безопасном поведении. | У ребенка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. | У ребёнка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребёнок выбирает правильное решение. | Ребёнок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать. |
Коммуника- тивность | Ребенок проявляет интерес к деятельности взрослого, подражает ему, ориентируется на требования взрослого | Ребенок имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести, вступает во взаимодействие с взрослыми. | Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм. Вступает во взаимодействие с взрослыми. | У ребёнка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым. |
Содержательный раздел
Данная программа создана опираясь на нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Устав МБДОУ детский сад «Солнечный».
4. СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
6. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,
Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
2.1. Система и последовательность работы с детьми
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
Ребенок на улице
Ребенок на природе
Ребенок дома
Береги здоровье
Блок «Ребенок на улице»
Устройство проезжей части.
«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
Милиционер – регулировщик.
Правила поведения в транспорте.
Если ребенок потерялся на улице.
Блок «Ребенок на природе»
В природе все взаимосвязано.
Бережное отношение к живой природе.
Ядовитые растения.
Контакты с животным.
Перспективный план программы средняя группа (4 – 5 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг «Зеленый огонек» - расширять представления детей о правилах поведения на проезжей части улицы; закрепить умение применять полученные знания в играх и инсценировках; воспитывать стереотипы правильного поведения на улице, дороге. Игры: Д/и «Островок безопасности» развивать внимание, закреплять правила безопасности. Д/и «Так- не так», «Собери знак». Ситуации-загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного поведения на улице. Моделирование ситуации «Играем на дороге» - знакомить с тем, чем опасны игры на проезжей части дороги. Чтение С. Михнлков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер» - закреплять навыки правильного поведения на улице. А. Дмоховский «Чудесный островок» - отгадки. Экскурсия «Перекресток» - знакомить с правилами перехода улицы. Прогулка по групповой комнате - знакомство с правилами поведения в групповых помещениях. Беседы «Как ты шёл в детский сад» - беседа во время экскурсии к перекрестку. «Посмотри налево - посмотри направо» - знакомство с правилами дорожного движения. |
Октябрь | «Путешествие по групповой комнате» - закрепить знания детей о своей группе, развивать умение детей ориентироваться в групповом пространстве. Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. Игры д/и «Подбери игрушку Танюшке» - закреплять представления о предметах быта, с которыми можно / нельзя гулять. Д/и «Чего не стало» развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. П/и «Цветные автомобили» Моделирование ситуации: -найди дорогу в группу; - если ты потерялся (учить называть свои ф.и., домашний адрес). Ситуации-загадки (картины)— учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения. Чтение «Спичка — невеличка» Е. Хоринская, «Путаница» К. Чуковского, загадывание загадок с показом картинки. Рассматривание картинок из серии «Как избежать неприятностей дома?» - с чтением стихов. Беседы «Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок» — обогащать знания детей о безопасном поведении в доме. «Это не игрушки, это опасно» - закреплять правило: не балуйся дома со спичками и зажигалками. «О личной гигиене дома и в детском саду». «Если дома я один» - учить как вести себя, если дома остался. «Люди вокруг нас» - уточнять знания об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. |
Ноябрь | Игра «Учим Мишутку правильно вести себя в группе» - закрепление правил поведения в групповых помещениях Д/и «Сложи машину» (2-3 части) - развивать интерес к технике, зрительное внимание Ситуация Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой, яблоком и т.д.) - обучение приёмам самообороны: закричать, убежать и т.д. Чтение Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» - учим правило «не говори с незнакомыми». В. Клименко «Зайка- велосипедист» - закреплять навыки правильного поведения на улице Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей» - формировать навыки безопасных игр с мячом, езде на велосипеде. Беседы «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Как мы играем с друзьями в игрушки», «В мире опасных предметов» |
Декабрь | «Спички не тронь, в спичках - огонь» - формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено - спички, газовые плиты, печка, учить поведению в экстремальных ситуациях: привлечь внимание взрослых, позвать на помощь. Игры С/р игра «Семья» - упражнять в проигрывании сюжета «Пожар в доме» продолжать учить ролевому диалогу. П/и «Вода и пламя» - развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал. Ситуации «Как бы ты поступил?» - знакомство с правилами обращения со спичками, эл. приборами. Чтение Е. Хоринская «Спички - невелички» - сформировать понимание какую опасность представляют спички (неосторожное обращение может привести к пожару) Сказки «Соломинка, уголь и боб» - показать, как неосторожное обращение с огнём может привести к беде. «Три брата» - показать, что огонь может приносить не только вред, но и пользу. Сюжетная картина «Пожарная машина спешит на помощь» - закреплять знания о назначении пожарной машины; рассматривание игрушки «Пожарная машина» - развивать зрительное внимание. Беседы «Безопасность в нашей группе» - закрепление знаний о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности. «Спички в нашем доме» - закрепить знания о том, какую опасность представляет неосторожное обращение со спичками. «Что может испортить новогодний праздник». Работа с родителями. Зимние каникулы - учить детей правильному поведению на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться, воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям. |
Январь | Игры д/и «Игра-дело серьезное» - упражнять в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими можно играть. Д/и «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. Ситуации-загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного и неправильного поведения на улице. Обсуждение этюдов «Опасные предметы в руках ребенка» - знакомить детей с правилами безопасного поведения с различными предметами, эл. приборами. Чтение стихов к картинкам «Как избежать неприятностей». Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей» - учить правилам поведения во время стихийного бедствия. Беседа «Полезные продукты» - рассказать о пользе полезных продуктах и их значении для здоровья человека. «В мире опасных предметов» (инструменты) |
Февраль | «Кошка и собака -наши друзья» - учить понимать состояние и поведение животных, учить общению с ними, воспитывать любовь к животным. Игры д/и «Сложи картинку» - уточнять и расширять представления детей о домашних животных. С/р игра «Ветеринарная лечебница» - закреплять знания о профессиональных действиях ветеринара, учить объясняться в игре, распределять роли. Ситуация «Собаки и кошки - наши друзья» - учить правильно обращаться с животными. Чтение К. Чуковский «Путаница» - развивать чувство юмора, закреплять знания об осторожном обращении со спичками. Сказка «Как собака друга искала» Рассматривание альбомов (фото) «Собаки», «Кошки» - знакомить с различными породами животных. Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенятами» Беседы «Мой четвероногий друг», «Опасные ситуации контактов с животными» - дать сведения о мерах к животным, осторожного обращения с животными. Развлечение «Айболит в гостях у детей» - продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах и фруктах. |
Март | Игры Д/и «Назови правильно» - уточнить знания об овощах, фруктах, их качествах (цвет, вкус, форма, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Ситуации «Источники опасности» - закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанной ситуации. «Если кто-то заболел» - закрепить знания о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражняться в вызове врача. Рассматривание иллюстраций к сказкам К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит». Беседы «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Фрукты полезны взрослым и детям». |
Апрель | «Каждому предмету – свое место» - знакомить детей с правилами пользования колющими и режущими предметами; воспитывать аккуратность в работе с опасными предметами. Творческая игра «Автобус» - упражнять в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения. Игра «Можно- нельзя» Обыгрывание ситуации «Путешествие по улице» Чтение С. Еремеев «Правила движения», К. Кузнецова «Замарашка» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Рассматривание картинок на тему «Можно — нельзя» - добиваться осознанности понимания опасности в определённых ситуациях (игры во дворе, у дороги и т. д.) Беседы «Чистота и здоровье» - развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. «В мире опасных предметов» (бытовые приборы) |
Май | «Насекомые вокруг нас» - расширять знания детей о насекомых, учить выделять их главные признаки. Учить правилам поведения при встрече с насекомыми, воспитывать любознательность. Игры П/и «Цветные автомобили» - закреплять умение начинать движение в соответствии с цветом своего автомобиля, руководствуясь сигналами светофора. «Зоологическое лото» - развивать внимание, помочь детям запомнить название животного и место его обитания. Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» - закреплять навыки правильного поведения на улице. Т. Волгина «Два друга», В. Рождественский «Подорожник», чтение стихов, загадок о растениях, насекомых. Беседы «Не всяк грибок клади в кузовок», «Такие разные Букашки» - формировать навыки осторожности при встрече с насекомыми, незнакомыми растениям. Мониторинг |
Взаимодействия с родителями
Эффективность данной программы в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, тестирование, опрос.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) во второй младшей и в средней группе
Сроки исполнения | Наименование мероприятия |
Вторая младшая группа | Средняя группа |
Сентябрь | Консультации: «Возрастные психологические особенности дошкольника», «Профилактика ДТП. «Ребенок на дороге» Индивид. беседы: «Ответственность родителей за поведение детей на дороге», «Безопасность в вашем доме» Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле» Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Повышение ответственности у родителей по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге» | Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» Папка – передвижка «Если ребенок один дома» Наглядная информация «Правила дорожного движения». Консультирование «Что дети средней группы должны знать о правилах безопасного движения». Рекомендации для родителей: Покажите детям место стоянки автомашин, обозначение его дорожным знаком, объясните возможную опасность перехода проезжей части улицы вблизи стоянки. |
Октябрь | Наглядная информация: «Права и обязанности родителей», «Мои права и обязанности» Индивид. беседы: «О нормативных основных правилах детей и обязанностях родителей». Консультация «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» | Рекомендации для родителей: Учите детей находить место сигналов поворота у автомашин, определять, в какую сторону машина выполняет поворот и возможную опасность для жизни пешеходов. Учите детей определять, где поворачивает транспорт. Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения». Информационный стенд «Безопасность ребенка дома» |
Ноябрь | Памятка для родителей «Безопасность вашего ребёнка в быту» Семейный клуб «Чем занять ребенка дома?» Памятка для родителей: «Антитеррор. Информация для родителей» | Информационные листы для родителей: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» Памятка для родителей: «Антитеррор. Информация для родителей» |
Декабрь | Оформление наглядной информации: «Зимние игры и развлечения», «Готовимся к празднику». Памятка для родителей «Чтоб праздник не омрачить бедой», «Осторожно, бенгальские огни». Рекомендации для родителей: Учите ребенка определять безопасное место для катания на санках, лыжах. Проследите, чтобы спуск с горки не выходил на проезжую часть улицы. | Рекомендации для родителей «Правила поведения при пожаре» Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность» Участие в интерне-конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ. Консультация «Правила поведения на утренниках и в массовых скопления людей». Рекомендации для родителей: Учите ребенка определять безопасное место для катания на санках, лыжах. |
Январь | Проведение конкурса семейного рисунка по безопасности дорожного движения Памятка для родителей «Знакомим детей с правилами дорожного движения». Рекомендации для родителей: Показывайте детям пример поведения на улице. | Памятка для родителей «Осторожно, гололед». Папка-раскладушка: «Безопасность детей на зимней прогулке». Рекомендации для родителей: Учите детей определять предметы, ограничивающие обзор проезжей части двора (кусты, деревья, стоящие машины), и скрытую за ними опасность. |
Февраль | Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта». Совместное изготовление альбомов о правилах дорожного движения. Рекомендации для родителей: При переходе проезжей части учите детей прислушиваться к шуму приближающегося транспорта, который может быть опасен (машины, мотоциклы). | Буклет для родителей: «Внимание, родители! Правила дорожные детям знать положено!» Выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок и дорога». Рекомендации для родителей: Упражняйте детей в определении скорости движения автотранспорта (быстро - медленно). |
Март | Выпуск газеты «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога» Рекомендации родителям младших дошкольников о ПДД. Рекомендации для родителей: Закрепите с детьми знание знака «Движение пешеходов запрещено». | Информационные листы: «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице». Ширма «Что читать детям о безопасности». Рекомендации для родителей: Формируйте представление, что проход в опасных местах грозит бедой. |
Апрель | Памятка для родителей «Уроки поведения детей на улице» Памятка для родителей по правилам безопасности на дороге. Круглый стол «Значение обучения детей младшего возраста правилам дорожного движения». Рекомендации для родителей: Уточните правила перехода через дорогу. | Консультация «Действия при землетрясении, наводнении, урагане». Памятка для родителей «Антитеррор». Рекомендации для родителей: Пронаблюдайте с детьми на дороге правостороннее движение транспорта. |
Май | Консультации «Отпуск на море и закаливание», «Безопасность детей на воде», «Травма… что дальше?» Родительские встречи «В отпуск с ребёнком». Памятка для родителей «Игры с песком и водой». Консультация «Как сделать путешествие в автомобиле интересным? Поиграйте с малышом!» Индивидуальные беседы: «Профилактика детского травматизма. Как уберечь ребенка от травм», «Оздоровление ребенка летом». | Консультация «Умеем ли мы общаться с животными». Рекомендации для родителей «Безопасность на воде». Тематическая выставка поделок из бросовых материалов, выполненных совместно с родителями. Рекомендации для родителей: Объясните ребенку, что открытый зонт может помешать увидеть приближающийся транспорт при переходе через проезжую часть улицы, поэтому при пользовании зонтом надо быть внимательным. |
Блок «Ребенок дома»
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Открытое окно, балкон как источник опасности.
Экстремальные ситуации в быту.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Если «чужой» приходит в дом.
Блок «Береги здоровье»
Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Изучаем свой организм.
О профилактике заболеваний.
О навыках личной гигиены.
Врачи – наши друзья.
О роли лекарств и витаминов.
Правила оказания первой помощи.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Организационный раздел
Предметно – пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям
Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
Материально – техническое обеспечение
сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
Разрезные картинки;
мозаики;
настольно-печатные игры;
дидактические игры;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
компьютерные презентации;
игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);
макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
альбомы по ОБЖ;
дорожные знаки;
муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
аптечка;
карточки с телефонами служб спасения;
телефон;
картотека подвижных игр по ОБЖ;
подборка художественной литературы по теме;
конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
папки-передвижки;
Методическое обеспечение программы
Авдеева Н. Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М.: «ТЦ Сфера», 2009.
Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М.: «Издательский Дом Третий Рим».
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Просвещение», 1989.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» - М.; ТЦ «Сфера», 2008
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009.
21. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
22. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
Хромцовой Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2005
Скоролуповой О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2006
Организационный раздел
Предметно – пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям
Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
Материально – техническое обеспечение
сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
Разрезные картинки;
мозаики;
настольно-печатные игры;
дидактические игры;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
компьютерные презентации;
игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);
макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
альбомы по ОБЖ;
дорожные знаки;
муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
аптечка;
карточки с телефонами служб спасения;
телефон;
картотека подвижных игр по ОБЖ;
подборка художественной литературы по теме;
конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
папки-передвижки;
Методическое обеспечение программы
Авдеева Н. Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М.: «ТЦ Сфера», 2009.
Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М.: «Издательский Дом Третий Рим».
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Просвещение», 1989.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» - М.; ТЦ «Сфера», 2008
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009.
21. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
22. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
Хромцовой Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2005
Скоролуповой О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2006
Наглядно-информационный материал для родителей
Правила перевозки детей в автомобиле
Примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой ДТП, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто находится в автомобиле, в том числе в чужом, даже при езде на короткие расстояния (если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в привычку);
дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как отсюда в случае аварии можно безопасно выйти прямо на тротуар; обязательно пользуйтесь автокреслами;
как водитель или пассажир вы являетесь для детей примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий, а спокойно объясните ребенку, в чем их конкретные ошибки (не бойтесь признавать, объяснять детям и исправлять свои собственные ошибки);
во время длительных поездок чаще останавливайтесь: детям необходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дороги;
автомобиль, несмотря на свою привлекательность для детей и удобство для их перевозки, не должен быть единственным средством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту (автобусу, железной дороге, велосипеду, ходьбе) - это способствует развитию у детей наблюдательности, двигательно-координационных навыков, умения контролировать ситуацию.
ПОМНИТЕ! Чтоб никогда не попадать в сложные ситуации, надо знать и соблюдать правила движения!
Особенности обучения детей ПДД
Анализ 600 ДТП, в которых пострадали дети, показал, что 80% из них произошли в радиусе одного километра от их дома, т.е. в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.
И причиной этих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД и безучастное отношение взрослых. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге.
Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Для этого важно знать, что:
начиная с 3-4 лет:
- дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно;
начиная с 6 лет:
- обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;
- большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь их от всего остального);
начиная с 7 лет:
- уверенно отличают правую сторону дороги от левой;
начиная с 8 лет:
- уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавливаться, когда их окликнут;
- у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);
- могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар, но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.