СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи включает три раздела: пояснительную записку, требования к уровню с планируемым результатом обучения и основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса. Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану школы.
Тематическое и поурочное планирование уроков письма и развития речи
(5 класс, 5 часов в неделю - 170 часов в год).
№ п/п | Учебно-тематическое планирование | Количество часов | дата | Основные требования к знаниям и умениям | Коррекционная работа | Контроль | Наглядность | |||||||||||||
Знать | уметь
|
| ||||||||||||||||||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. 6 ЧАСОВ | ||||||||||||||||||||
1 | Повторение. Употребление простого предложения. | 1 |
| Иметь представление о согласовании слов в предложении | Уметь согласовывать слова в предложении |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | практическая работа |
| |||||||||||
2 | Правильное согласование слов в предложении | 1 |
| Иметь представление о согласовании слов в предложении | Уметь согласовывать слова в предложении |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | практическая работа |
| |||||||||||
3 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | 1 |
| Иметь представление о правильном порядке слов в предложении | Уметь правильно составлять предложения |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос практическая работа |
| |||||||||||
4-5 | Практическое построение повествовательных и вопросительных предложений | 2 |
|
| Уметь правильно составлять повествовательные и вопросительные предложения |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | практическая работа |
| |||||||||||
6 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ. ТЕКСТ. 41 ЧАС |
| |||||||||||||||||||
7-9 | Звуки и буквы. Алфавит. Буквенная азбука. Запись слов в алфавитном порядке. Практические задания | 3 |
| Иметь представление о классификации букв | Уметь записывать слова в алфавитном порядке |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Самостоятельная работа |
| |||||||||||
10-11 | Звуки речи: гласные и согласные. | 2 |
| Знать гласные и согласные звуки и буквы | Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы |
|
|
|
| |||||||||||
12 | Знакомство с орфографическим словарем | 1 |
| Знать о существовании орфографического словаря | Уметь пользоваться орфографическим словарем |
|
|
|
| |||||||||||
13-18 | Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные, безударные) и согласных (мягкие – твердые, звонкие – глухие). | 6 |
| Знать основные характеристики гласных и согласных | Уметь давать характеристику гласным и согласным звукам |
|
|
|
| |||||||||||
19-21 | Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. | 3 |
| Знать о градации согласных на твёрдые и мягкие | Уметь дифференцировать согласные на твердые и мягкие |
|
|
|
| |||||||||||
22-23 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, Ь | 2 |
| Иметь представление об обозначении мягкости на письме при помощи букв Е,Ё,Ю,Я | Уметь обозначать мягкость при помощи букв Е,Ё,Ю,Я |
|
|
|
| |||||||||||
24 | Обозначение мягкости согласных на письме «ь» | 1 |
| Иметь представление об обозначении мягкости согласных «Ь» на письме | Уметь обозначать мягкость согласных «Ь» на письме |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
25 | Употребление мягкого знака на конце и в середине слова | 1 |
| Иметь представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова | Уметь употреблять мягкий знак на конце и в середине слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально – волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
26 | Выделение мягких согласных в тексте. Работа с деформированным текстом | 1 |
| Иметь представление о работе с деформированным текстом | Уметь работать с деформированным текстом |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
27 | Разделительный «Ь». Обозначение на письме. Перед гласными: Е, Ё, Ю, Я, И. | 1 |
| Иметь представление об обозначении на письме разделительного «Ь» перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И | Уметь обозначать на письме разделительный «Ь» перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
28-29 | Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля – лья). | 2 |
| Иметь представление о правиле переноса слов с «Ь» в середине слова | Уметь переносить слова с «ь» в середине слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
30 | Употребление Ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного | 1 |
| Иметь представление о правиле переноса слов с «Ь» в середине слова | Уметь переносить слова с «ь» в середине слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
31-32 | Правило переноса слов с «Ь» в середине слова | 2 |
| Иметь представление о правиле переноса слов с «Ь» в середине слова | Уметь переносить слова с «ь» в середине слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
33 | Проверочная работа по темам: «Алфавит», «Разделительный «Ь». | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
34-36 | Сочетание гласных с шипящими. Правописание (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). | 3 |
| Иметь представление о сочетании гласных с шипящими | Уметь составлять и читать слова с шипящими |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
37 | Самостоятельная работа по теме «Гласные после шипящих» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Самостоятельная работа |
| |||||||||||
38-39 | Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. | 2 |
| Иметь представление о классификации согласных | Уметь различать звонкие и глухие согласные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
40 | Установление несоответствия звука и буквы | 1 |
|
|
|
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
41 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 |
| Иметь представление о словах со звонкими и глухими согласными на конце слова | Уметь составлять и читать слова со звонкими и глухими согласными на конце слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
42 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 |
| Иметь представление о словах со звонкими и глухими согласными в середине слова | Уметь составлять и читать слова со звонкими и глухими согласными в середине слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
43 | Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов | 1 |
|
| Уметь проверить написание слов путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
44 | Проверочная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
45 | Контрольная работа за 1 четверть
| 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Контрольная работа |
| |||||||||||
46 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера |
|
| |||||||||||
47 | Повторение изученного материала за 1 четверть. | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
48 | Правописание слов со звонкими и глухими согласными | 1 |
| Иметь представление о правописании слов со звонкими и глухими согласными | Уметь составлять и читать слова со звонкими и глухими согласными |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
49-50 | Проверка написания слов со звонкими и глухими согласными путем изменения формы слова | 2 |
|
| Уметь проверить написание слов путем изменения формы слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
51 | Проверка написания слов со звонкими и глухими согласными путем подбора (по образцу) родственных слов | 1 |
|
| Уметь проверить написание слов путем подбора (по образцу) родственных слов |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
52 | Проверочная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
53 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
54 | Ударение. Гласные ударные и безударные, их различение, запись слов. | 1 |
| Иметь представление о гласных ударных и безударных Знать об их различении | Уметь различать гласные ударные и безударные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Ответы на вопросы Практическая работа |
| |||||||||||
55 | Правописание безударных гласных в корне слов | 1 |
| Иметь представление о гласных ударных и безударных Знать об их различении | Уметь правильно писать безударные гласные в корне слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
56 | Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слов | 1 |
| Иметь представление о проверке написания безударных гласных путем изменения формы слов | Уметь проверять безударные гласные в словах путем изменения формы слов |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
57-58 | Выделение из текста слов с проверяемыми безударными гласными путем подбора родственных слов. | 2 |
| Иметь представление о проверке написания безударных гласных путем подбора родственных слов | Уметь на слух выделять слова с проверяемыми безударными гласными. Уметь проверять безударные гласные в словах, подбирать родственные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Ответы на вопросы Практическая работа |
| |||||||||||
59 | Правописание безударных гласных путем подбора родственных слов | 1 |
| Иметь представление о проверке написания безударных гласных путем подбора родственных слов | Уметь проверять безударные гласные в словах, подбирать родственные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Ответы на вопросы Практическая работа |
| |||||||||||
60-61 | Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции | 2 |
| Иметь представление о соответствии звука и буквы в ударной позиции и несоответствии их в безударной позиции | Уметь проверять безударные гласные в словах |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера |
|
| |||||||||||
62 | Орфограмма. Введение термина. | 1 |
| Иметь представление о термине орфограмма |
|
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера |
|
| |||||||||||
63 | Проверочная работа по теме «Ударные и безударные гласные» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
64 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Контрольная работа |
| |||||||||||
65 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа |
| |||||||||||
66-67 | Слова с непроверяемыми гласными. | 2 |
| Иметь представление о словах с непроверяемыми гласными | Уметь выделять слова с непроверяемыми безударными гласными |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Ответы на вопросы Практическая работа |
| |||||||||||
68-69 | Текст. Различение текста и не текста. | 2 |
| Иметь представление о тексте | Уметь различать текст и не текст по определенным признакам |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Ответы на вопросы Практическая работа |
| |||||||||||
70 | Определение темы текста. | 1 |
| Иметь представление о теме текста | Уметь определить тему текста |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
71 | Заголовок. | 1 |
| Иметь представление о заголовке | Уметь озаглавливать текст |
| внимание, мышление, память, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
72-73 | Выделение основной мысли текста. | 2 |
| Иметь представление об основной мысли текста | Уметь определять основную мысль текста |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
74-76 | Повторение пройденного материала за 2 четверть. | 3 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
СЛОВО. ТЕКСТ. 91 ЧАС СОСТАВ СЛОВА 26 ЧАСОВ | ||||||||||||||||||||
77-78 | Повторение пройденного материала за 2 четверть: «Ударные и безударные гласные». | 2 |
|
| Уметь определять ударение в словах |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
79 | Звонкие и глухие согласные; написание выделение в тексте | 1 |
| Иметь представление о словах со звонкими и глухими согласными | Уметь составлять и читать слова со звонкими и глухими согласными |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
80- 81 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова | 2 |
| Иметь представление о проверке написания безударных гласных путем изменения формы слов | Уметь проверять безударные гласные в словах путем изменения формы слов |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
82-83 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора однокоренных слов | 2 |
| Иметь представление о проверке написания безударных гласных путем подбора родственных слов | Уметь на слух выделять слова с проверяемыми безударными гласными. Уметь проверять безударные гласные в словах, подбирать родственные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
84-85 | Непроверяемые безударные гласные
| 2 |
| Иметь представление о словах с непроверяемыми гласными | Уметь выделять слова с непроверяемыми безударными гласными |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
86 | Корень и однокоренные слова | 1 |
| Иметь представление о корне слова и однокоренных словах | Уметь выделять корень слова в родственных словах |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
87 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 |
| Иметь представление о непроизносимых согласных в корне слова | Уметь находить непроизносимые согласные в словах |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
88 | Составление словаря слов с непроизносимыми согласными. Размещение слов в алфавитном порядке. | 1 |
|
| Уметь размещать слова в алфавитном порядке. Уметь составить словарь с непроизносимыми согласными |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
90 | Двойные согласные в корне. | 1 |
| Иметь представление о двойных согласных в корне слова | Уметь находить двойные согласные в корне |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
91 | Составление словаря слов с двойными согласными в корне. Размещение слов в алфавитном порядке. | 1 |
|
| Уметь размещать слова в алфавитном порядке. Уметь составить словарь с двойными согласными |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
92 | Единообразное написание орфограмм в ряду однокоренных слов | 1 |
| Иметь представление об единообразном написании орфограмм в ряду однокоренных слов | Уметь одинаково писать орфограммы в ряду однокоренных слов |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
93 | Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания | 1 |
| Иметь представление об окончании как части слова | Уметь связывать слова в предложении с помощью окончания |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
94 | Приставка. Изменение значения слова в зависимости от приставки. | 1 |
| Иметь представление о приставке как части слова | Уметь изменять значение слова с помощью приставки |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
95 | Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион – ушел со стадиона). | 1 |
|
| Уметь составлять словосочетания, противоположные по значению |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
ЧАСТИ РЕЧИ 67 ЧАСОВ Имя существительное | ||||||||||||||||||||
96-97 | Слово. Основные категории слов. Слова, называющие предметы | 2 |
| Иметь представление о словах, основных категориях слов | Уметь составлять предложения со словами, обозначающими предметы |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
98 | Название предметов. Выделение в тексте | 1 |
| Иметь представление о словах, называющих предметы | Уметь составлять предложения со словами, обозначающими предметы |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
99-100 | Различение основных категорий слов в речи, правильное употребление их в связи друг с другом. | 2 |
| Иметь представление об основных категориях слов | Уметь употреблять в речи разные категории слов |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
101 | Проверочная работа по теме «Слово» | 1 |
|
| Уметь употреблять в речи разные категории слов |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
102 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
103 | Род имен существительных | 1 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
104-105-106 | Имена существительные женского рода Упражнения в определении рода имен существительных | 3 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
107-108-109 | Имена существительные мужского рода Упражнения в определении рода имен существительных Правописание имен существительных ж.и м.р. с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце | 3 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
110-111-112 | Имена существительные среднего рода Упражнения в определении рода имен существительных Контрольная работа по теме «Род имен существительных»
| 3 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
113-114 | Имена собственные. Расширение круга имен собственных: имена людей, клички животных. | 2 |
| Иметь представление о широте круга имен собственных | Уметь употреблять в речи имена собственные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
115 | Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, морей, гор. | 1 |
| Иметь представление о широте круга имен собственных | Уметь употреблять в речи имена собственные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
116 | Правописание большой буквы в именах собственных | 1 |
| Знать как пишутся имена собственные | Уметь правильно писать имена собственные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
117 | Имена существительные нарицательные |
|
| Знать, как пишутся имена нарицательные | Уметь правильно писать имена нарицательные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
118 | Проверочная работа по теме «Имена собственные и нарицательные» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
119 | Одушевленные имена существительные |
|
| Иметь представление об одушевленных имена существительных | Уметь находить в тексте одушевленные имена существительные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
120 | Неодушевленные имена существительные |
|
| Иметь представление о неодушевленных имена существительных | Уметь находить в тексте неодушевленные имена существительные |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
121 | Единственное и множественное число имен существительных |
|
| Иметь представление о числе имен существительных | Уметь различать в тексте имена существительные единственного и множественного числа |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
122-123 | Изменение имен существительных по падежам Склонение существительных | 2 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
124-125-126 | 1 склонение имен существительных в единственном числе Упражнения в изменении имен существительных 1 склонения по падежам
| 3 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
127-128-129 | 2 склонение имен существительных в единственном числе Упражнения в изменении имен существительных 2 склонения по падежам
| 3 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Контрольная работа |
| |||||||||||
130-131-132-133-134-135 | 3 склонение имен существительных в единственном числе Упражнения в изменении имен существительных 3 склонения по падежам Падежные окончания имен существительных Контрольная работа «Склонение имен существительных» | 6 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
136-137 | Предлоги. Знакомство с предлогами: до, без, под, над, около, перед. Их написание со словами | 2 |
| Иметь представление о предлогах | Уметь правильно писать предлоги со словами |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
138-139 | Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы | 2 |
| Иметь представление о правописании предлогов со словами, обозначающими предметы | Уметь правильно писать предлоги со словами |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
140 | Проверочная работа по теме «Предлоги» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
141 | Родственные слова. Понятие «Родственные слова» | 1 |
| Иметь представление о понятии «родственные слова |
|
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
142-143 | Общая часть родственных слов «корень». Образование родственных слов. | 2 |
| Иметь представление о родственных словах | Уметь образовывать родственные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
144 | Единообразное написание корня в родственных словах. | 1 |
| Иметь представление о родственных словах | Уметь образовывать родственные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
145 | Проверочная работа по теме «Родственные слова» | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Проверочная работа |
| |||||||||||
146 | Приставка и предлог, их различение. | 1 |
| Знать различие между приставкой и предлогом | Уметь отличать приставку и предлог |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
147 | Слова с разделительным «Ъ», практическое упражнение в написании слов с разделительным «Ъ» | 1 |
| Иметь представление о словах с разделительным «Ъ» | Уметь образовывать слова с «Ъ» |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
148 | Разделительный «Ъ» в словах с приставками | 1 |
| Иметь представление о словах с разделительным «Ъ» | Уметь писать «Ъ» в словах с приставками |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
149 | Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. | 1 |
| Иметь представление о суффиксе как части слова | Уметь изменять значение слова с помощью суффикса |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
150 | Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик- и др.) | 1 |
| Иметь представление о суффиксах с уменьшительно – ласкательным значением | Уметь образовывать слова с суффиксами с уменьшительно – ласкательным значением |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
151 | Текст. Тема и основная мысль. | 1 |
| Иметь представление о теме и основной мысли текста | Уметь определять тему текста и выделять основную мысль |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
152 | Отражение темы и основной мысли в заголовке текста (о ком, о чем говорится, что главное говорится) | 1 |
| Иметь представление о теме и основной мысли текста | Уметь определять тему текста и выделять основную мысль |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
153 | Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль текста. | 1 |
| Иметь представление о теме и основной мысли текста | Уметь определять тему текста и выделять основную мысль |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
154 | Повторение пройденного материала за весь учебный год: - алфавит, - родственные слова, - безударные гласные, - парные звонкие и глухие согласные, предлоги | 1 |
| Знать основные понятия учебной дисциплины в соответствии с требованиями программы | Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
155 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данными в учебнике | 1 |
| Знать о правописании слов с непроверяемыми написаниями в корне | уметь пользоваться словарем, данными в учебнике |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
156 | Корень и однокоренные слова | 1 |
| Иметь представление о корне слова и однокоренных словах | Уметь выделять корень слова в родственных словах |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
157 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 |
| Иметь представление о непроизносимых согласных в корне слова | Уметь находить непроизносимые согласные в словах |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Устный опрос Практическая работа
|
| |||||||||||
150 | Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания | 1 |
| Иметь представление об окончании как части слова | Уметь связывать слова в предложении с помощью окончания |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
151 | Приставка. Изменение значения слова в зависимости от приставки. | 1 |
| Иметь представление о приставке как части слова | Уметь изменять значение слова с помощью приставки |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
152 | Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. | 1 |
| Иметь представление о суффиксе как части слова | Уметь изменять значение слова с помощью суффикса |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
153 | Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик- и др.) | 1 |
| Иметь представление о суффиксах с уменьшительно – ласкательным значением | Уметь образовывать слова с суффиксами с уменьшительно – ласкательным значением |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
154 | Род имен существительных | 1 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
155-156 | Имена существительные женского рода | 2 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
157-158 | Имена существительные мужского рода | 2 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
159-160 | Имена существительные среднего рода | 2 |
| Иметь представление о роде имен существительных | Уметь определять род имен существительных, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
161 | Склонение существительных | 1 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
162-163 | 1 склонение имен существительных | 2 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
164-165 | 2 склонение имен существительных | 2 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Контрольная работа |
| |||||||||||
166-167 | 3 склонение имен существительных | 2 |
| Иметь представление о склонении имен существительных | Уметь склонять имена существительные, используя таблицу и опорные слова |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практические упражнения |
| |||||||||||
168 | Обобщение знаний по теме | 1 |
| Знать основные понятия учебной дисциплины в соответствии с требованиями программы | Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
| |||||||||||
169 | Контрольная работа за год | 1 |
| Знать основные понятия учебной дисциплины в соответствии с требованиями программы | Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Контрольная работа |
| |||||||||||
170 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Уметь пользоваться полученной информацией, применяя её в различных ситуациях |
| Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера | Практическая работа |
|
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Филатовская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано: Рассмотрено на Утверждаю:
зам. директора по УВР Методическом совете директор школы
___________________ _________________ Н.Н. Казанцева Протокол № 1 Г.Г.Котельникова
«27»августа 2015 г. «01»сентября 2015г. «____»сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ПИСЬМО и РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(5КЛАСС)
Составитель:
Ильина Наталья Николаевна-
учитель русского языка и чтения
с. Филатовское, 2015год
Пояснительная записка
1 раздел:
1.Статус документа
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273 - ФЗ;
Письма Минобразования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», с изменениями на 26.12.2000г.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.10.2008г. № 1662-р)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант), утверждённый Мин. Образования России от 10.04.2002г. № 29/2065 – п.
Постановление Правительства Свердловской области от 02.08.05 № 618 – ПП и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (утверждены постановлением от 29.12.2010 г. № 189, в редакции изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 29.06.2011г. № 85.)
Устав ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Филатовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
Образовательная программа школы на 2013 – 2016 год
Календарный учебный график школы на 2014 - 2015 учебный год
Положение об адаптированной рабочей программе учителя утв.«1» сентября 2014 г. протокол №1
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 –вида 5-9 классы – М.: Владос, 2012. 232 с.,// - под ред. Воронковой В.В.
2.Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, требования к уровню с планируемым результатом обучения и основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса. Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану школы.
3.Общая характеристика учебного предмета
Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность, поэтому внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, дающим возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. Работа при изучении грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике, в её устной и письменной форме. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Разделы программы для 5-9 классов содержат следующие компоненты: звуки и буквы, слово, предложение, связная речь. Порядок изучения частей речи проходит в соответствии Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 –вида 5-9 классы – М.: Владос, 2012. 232 с.,// - под ред. Воронковой В.В.
5класс - знакомство с именем существительным;
6 класс - знакомство с именем прилагательным;
7 класс - знакомство с местоимением;
8 класс - знакомство с глаголом;
9 класс - знакомство с наречием, числительным.
Звуки и буквы. Текст.
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу, большое внимание уделяется фонетическому разбору. Во всех разделах задания по теме «Текст» выполняются в процессе изучения других программных тем.
Слово. Текст. Основными темами являются состав слова и части речи: формируется навык единообразного написания гласных и согласных в корне слова, внимание уделяется морфемному анализу.
Предложение. Текст.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся и воспитанников с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению.
Эта тема включена в программу всех лет обучения с целью формирования у школьников навыков построения простых предложений разной степени распространенности, а также сложных предложений с одновременным закреплением орфографических и пунктуационных навыков письма.
Связная речь. Текст.
Возможности детей с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены, поэтому большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи через:
работу над развитием фонематического слуха и правильного произношения;
обогащение и уточнение словаря;
обучение построению предложений;
овладение видами письменных работ как изложение и сочинение;
привитие навыков делового письма по двум направлениям: упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (бланки, квитанции) и формирование чёткого, правильного, логичного, достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи проводятся один раз в месяц. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
4. Цели и задачи изучения письма и развития речи
Основной целью изучения письма в 5-9 классах является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии устной и письменной речи как средства общения, как способа коррекции их познавательной деятельности через решение следующих задач:
получение каждым обучающимся достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса письма;
воспитание средствами языка социально адаптированной личности в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
соблюдение принципа коррекционной направленности с целью исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей с отклонениями в развитии;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант), на изучение предмета «Письмо и развитие речи» отводится 4 часа в неделю в 6-9 классах (135 часов в год), в 5 классе - 5 часов в неделю (170 часов в год).
Рабочая программа конкретизирует примерную тематику уроков письма, практические упражнения, необходимый для запоминания словарь непроверяемых написаний.
6. Цель рабочей программы по учебному предмету:
Исходя из цели работы школы в 2015 – 2016 году
«Качество образования как основное условие социализации обучающихся воспитанников с ОВЗ» и новых задач:
Обеспечить комплекс условий, способствующих улучшению качества образования обучающихся воспитанников с ОВЗ;
Обеспечить подготовку к внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
Совершенствовать работу по комплексной безопасности в образовательном учреждении;
мною определена основная цель реализации рабочей программы на 2015-2016 учебный год:
«Развитие и воспитание позитивной личности воспитанников условиях инновационной деятельности»
Задачи:
использование активных методов обучения, включая обучение средствами проектной деятельности;
формирование коммуникативных умений как средства самовыражения личности;
развитие основ орфографической грамотности через практическую направленность уроков грамматики;
формирование общекультурной и информационной компетенций средствами русского языка;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
7. Общеучебные умения, навыки, способы деятельности.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (учиться умению формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль и самооценку).
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями:
1 уровень - базовый;
2уровень - минимально необходимый, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом;
если же дети не смогут усваивать и минимально необходимый уровень знаний, для них определяется индивидуальная программа обучения, которая утверждается на заседании ПМПК
2 раздел:
Требования к знаниям и умениям обучающихся по письму и развитию речи.
5 класс | |
1 уровень | 2 уровень |
|
|
6 класс | |
1 уровень | 2 уровень |
|
|
7 класс | |
1 уровень | 2 уровень |
|
|
8 класс | |
1 уровень | 2 уровень |
|
|
9 класс | |
1 уровень | 2 уровень |
|
|
8 .Технологии обучения и воспитания, используемые на уроках письма и развития речи:
здоровьесберегающие технологии (физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, поддержание комфортного психологического климата на уроках и др.);
технологии коллективного воспитания, направленные на включение детей в совместную деятельность, воспитывающие ответственность и заботу о коллективе;
технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
игровые технологии, проблемное обучение, метод проектов;
технологии дифференцированного обучения, индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обучения, а также технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала
технологии на основе усиления социально-воспитательных функций (технологии, направленные на выполнение законных прав ребенка, на формирование в нем гражданских обязанностей)
9.Методы и приёмы обучения, используемые на уроках письма и развития речи:
методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, поощрения, эмоциональное стимулирование);
словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
наглядные методы (иллюстрация схемы, демонстрация);
практические методы (упражнения, разборы, списывание);
методы самостоятельной работы, работа с книгой, с различными словарями;
методы контроля и самоконтроля
10. Коррекционная работа
В целях реабилитации личности детей с отклонениями в развитии, углубления и обобщения их социокультурного опыта на основе содержания учебного материала по письму и развитию речи, коррекционная работа будет проводиться в следующих направлениях и видах практических работ:
Направления коррекционной работы | Виды практических работ |
материала |
|
11. Характеристика учебных умений, навыков обучающихся 5, 6, 7, 8 класса.
5 класс
1 уровень умений | 2 уровень умений |
Ярославцев И., Анфёров В. | Фисенко А. |
- пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (20 – 30 слов); - записывают текст на заданную тему самостоятельно - разбирают слова по составу самостоятельно; -подбирают однокоренные слова, проверочные к сомнительным согласным; -.закладываются навыки самоконтроля | - контрольное списывание или письмо под диктовку с предварительно разобранными орфограммами; -разбирают слова по составу с помощью учителя; -работают с учителем, коллективно, -подбирают проверочные слова к орфограммам с помощью учителя; -не умеют проверять написанное |
6 класс
1 уровень умений | 2 уровень умений |
Шашко Н., Булдакова А. | Хлызов Т., Тарских Т., Кунавин Н. |
- пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (30 – 40 слов); - записывают текст на заданную тему самостоятельно - разбирают слова по составу самостоятельно; -подбирают однокоренные слова, проверочные к сомнительным согласным; -.закладываются навыки самоконтроля | - контрольное списывание или письмо под диктовку с предварительно разобранными орфограммами; -разбирают слова по составу с помощью учит. -работают с учителем, коллективно, -подбирают проверочные слова к орфограммам с помощью учителя; -не умеют проверять написанное |
7 класс
1 уровень умений | 2 уровень умений |
Тимофеева К., Кузеванов Т. | Тимофеев К., Реутов В. |
- пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (40 - 45 слов); - записывают текст на заданную тему самостоятельно - разбирают слова по составу самостоятельно; -подбирают однокоренные слова, проверочные к сомнительным согласным; -.закладываются навыки самоконтроля | - контрольное списывание или письмо под диктовку с предварительно разобранными орфограммами; -разбирают слова по составу с помощью учит. -работают с учителем, коллективно, -подбирают проверочные слова к орфограммам с помощью учителя; -не умеют проверять написанное |
8 класс
1 уровень умений | 2 уровень умений |
| Хорьков С |
- пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (45- 50 слов); - записывают текст на заданную тему самостоятельно - разбирают слова по составу самостоятельно; -подбирают однокоренные слова, проверочные к сомнительным согласным; -.закладываются навыки самоконтроля | - контрольное списывание или письмо под диктовку с предварительно разобранными орфограммами; -разбирают слова по составу с помощью учит. -работают с учителем, коллективно, -подбирают проверочные слова к орфограммам с помощью учителя; -не умеют проверять написанное |
Основная задача в работе с учащимися 2 уровня обучаемости - усиление индивидуальной и дифференцированной помощи, как на уроке, так и при оказании дополнительной коррекционной помощи таким обучающимся как Тимофеев Кирилл, Тарских Тимофей, а также возможно привлечение учеников-консультантов для оказания дополнительной помощи в плане выполнения различных видов разборов.
Планируемый результат обучения:
5 класс
списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (40-45 слов);
коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
различать имя существительное, прилагательное, глагол с опорой на таблицу, вопросы;
находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем (с помощью учителя).
6 класс
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55-60 слов);
делить текст на предложения;
выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
писать свободный диктант после предварительной отработки каждой части до 60 слов);
подбирать однокоренные слова, разбирать самостоятельно по составу слова в простых случаях;
доказывать знание частей речи, ориентируясь с помощью вопросов и опорных таблиц;
находить решение орфографической задачи самостоятельно или с помощью учителя;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
7 класс
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов);
писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарём.
8 класс
писать под диктовку текст и изученными орфограммами(70-80слов);
писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;
использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
находить и решать орфографические задачи
12. Учебно-методическое обеспечение уроков письма и развития речи
1. Учебные программы:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 –вида 5-9 классы – М.: Владос, 2012. 232 с.,// - под ред. Воронковой В.В.
2. Рабочие программы учителя:
Рабочая программа «Письмо и развитие речи 5-9 классы»
3. Учебники по грамматике, правописанию и развитию речи:
В.В.Воронкова «Русский язык». Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М., Просвещение, 2006г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М., Просвещение, 2004г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.-М.: Просвещение, 2006г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- Москва, Просвещение, 2004г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Просвещение, 2006г.
4. Учебные пособия:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Состав слова» (рабочая тетрадь№1): Москва, Просвещение, 2002г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Имя существительное» (рабочая тетрадь №2): Москва, Просвещение, 2002г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Имя прилагательное» (рабочая тетрадь №3): Москва, Просвещение, 2005г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Глагол» (рабочая тетрадь №4): Москва, Просвещение, 2005г.
«Сложные слова» (демонстрационный материал).
«Крылатые выражения» (демонстрационный материал).
«Несклоняемые существительные» (демонстрационный материал).
5. Словари для учащихся:
А.Е.Аникин «Этимологический словарь» (из истории происхождения русских слов): Москва, 1993г.
С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»: Москва, 2005г.-1экз.
Д.Н.Ушаков «Орфографический словарь русского языка»: Москва, 1990г.-10экз.
6. Литература для учащихся:
О.В.Узорова «Загадки для развития речи, внимания, памяти и мышления»: Москва, АСТ, Астрель, 2007г.
О.Д.Ушакова «Стихи, пословицы, поговорки о Родине»: СПб, Литера, 2007г.
7. Методическая литература для учителя:
А.К.Аксенова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида»: Москва, Просвещение, 2002г.
В.И.Воробьева «Сочинение по картинам в начальных классах»: Москва, АСТ, Астрель, 2007г.
Н.Л.Галеева «Сам себе учитель» (курс практических занятий по формированию успешности ученика). - М.: издательство «5 за знания», 2006г.
Н.М.Гончарова. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. - Волгоград: «Учитель», 2007г.
М.П.Филипченко «Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях»: Волгоград, Учитель, 2007г.
Н.Н.Яковлева «Коррекция нарушений письменной речи»: СПб, КАРО, 2007г.
8. Тексты для проверочных работ:
В.Т.Голубь «Тематический контроль знаний учащихся по русскому языку, 3 класс»: Воронеж, 2007г.
Т.В.Игнатьева «Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку, 4 класс»: Москва, Издательский центр «Экзамен», 2006г.
Е.А.Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида, 5-7 классы»: Москва, ВЛАДОС, 2003г.
Л.М.Зеленина «Проверочные работы по русскому языку, 2-4 классы»
9.Таблицы для уроков грамматики:
№1 «Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
№2 «Восклицательные предложения»
№3 «Главные и второстепенные члены»
№4 «Имя существительное. Кто? Что?»
№5 «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
№6 « Правописание безударных гласных в корне слова»
№7 «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
№8 « Разделительный Ъ знак»
№9 «Слова с непроизносимыми согласными в корне»
№10. «Род имен существительных»
№11. «Предлог и приставка»
№12. «Изменение существительных по числам»
№13. «Приставка и суффикс»
№14. «Корень и окончание»
№15. «Изменение имен прилагательных по родам»
№16. «Изменение глаголов по числам»
№17. «Изменение глаголов по времени»
№18. «Перенос слов»
№19. «Части речи»
№20. «Знаки препинания в простом и сложном предложении»
№21. «Склонение существительных»
№22. «Что изучает грамматика»
№23. «Алфавит»
№24. «Правописание «НЕ» с глаголом»
№25. «Изменение прилагательных по числам»
№26. «Разбор слова как части речи (морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола)»
№27. «Изменение существительных по падежам»
№28. «Имя числительное»
№29. «Наречие»
№30. «Личные местоимения»
№31. «Три склонения существительных»
№32. «Личные окончания глаголов»
№33. «Слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета»
№34. «Первое склонение существительных»
№35. «Второе склонение существительных»
№36. «Третье склонение существительных»
№37. «Части слова: корень, приставка, суффикс»
№38. «Связь слов в предложении»
№39. «Предложения с прямой речью»
№40. «Порядок фонетического разбора»
№41. «Безударные окончания имен прилагательных»
№42. «Безударные гласные в падежных окончаниях существительных»
№43. «Падежи»