Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
имени академика А.А.Ухтомского
Согласовано протокол заседания методического объединения № ____от «___» _________ 2017г. Руководитель МО _____________ | Согласовано протокол заседания методического совета школы № ___от «___» _______2017 г. Руководитель МС _____________ | Утверждено Приказ по школе № _________ от «____» __________2017 г. Директор школы ______________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Письмо и развитие речи»
для обучающегося на дому
(обучение по специальной (коррекционной)
программе VIII вида 7 класс)
Составил:
учитель I квалификационной категории
Новикова Елена Владиславовна.
2017 – 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе авторской программы под редакцией В. В. Воронковой («Письмо и развитие речи» 6-9 классы для специальной (коррекционной) школы VIII вида), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос» 2012 г.).
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Цель рабочей программы: спланировать изучение русского языка в 7 классе.
Задачи рабочей программы:
конкретизировать содержание учебного материала,
распределить учебные часы на изучение каждой темы,
продумать уроки развития речи
продумать систему контроля знаний.
Цели изучения учебного предмета «Письмо и развитие речи»
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения письму для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа по письму и развитию речи рассчитана на 4 часа – для 7 класса (136 часов).
Рабочая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Общая характеристика учебного курса Письмо и развитие речи
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматике орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи. Например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 5-9 классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты; исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Письмо и развитие речи» являются:
– Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Содержание учебного курса Письмо и развитие речи
Повторение
Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но. Изложение по данному плану и опорным словам. Текст-описание.
Телеграмма.
Обязательный минимум
Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами;
Строить сложное предложение.
Расставлять знаки препинания в СП.
Уметь оформлять телеграмму.
Знать типы текстов.
Составлять рассказ по плану.
Состав слова. Текст
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. Объяснительная записка. Изложение с элементами сочинения. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.
Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша – Машенька).
Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.
Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончания? существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне.
Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Обязательный минимум
Знать части слова, уметь подбирать однокоренные слова;
Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
Уметь составлять связный рассказ с помощью учителя;
Уметь составлять объяснительную записку;
Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Части речи
Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние чело века и природы, события, действия, профессии людей, черт характера.
Существительные, близкие и противоположные по значению Использование их в контексте.
Определение грамматических признаков существительного (род число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способов/ подстановки существительного того же склонения и падежа, не с ударным окончанием.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).
Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия разные падежные формы имен существительных).
Анализ готового текста, описывающего место (помещение, при рода), где происходит действие. Выделение слов, называющие предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение тек ста по аналогии.
Имя прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).
Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте.
Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).
Глагол. Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания).
Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?).
Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться).
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.
Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Обязательный минимум
Знать грамматические признаки имени существительного – род, число, падеж;
Умение определять падеж существительного;
Изменять по числам существительные;
Грамматические признаки прилагательного;
Уметь согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже;
Определять местоимение в речи, значение местоимения;
Знать значение глагола, изменять глагол по временам;
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
Различать части речи;
Наиболее распространенные правила правописания.
Предложение. Текст
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.
Наблюдение за простым предложением с однородными члена ми с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания.
Выделение простых и сложных предложений из литературно го текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме.
Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д.
Использование обращения в деловых бумагах.
Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. И структура. Сравнение планов:
Рассказ | Описание |
1. Вступление. | 1. Вступление. Введение в обстановку. Представление предмета. |
2. Главная часть. | 2. Главная часть. Последовательное развитие. Признаки предмета, событий. |
3. Заключение. | 3. Заключение. Окончание событий. Впечатление о предмете. |
Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений.
Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был…, стоит, стоит...), неточного использования изобразительны: средств.
Обязательный минимум
Знать главные и второстепенные члены предложения;
Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
Расставлять знаки препинания в конце предложения;
Уметь находить в тексте обращения, расставлять запятые;
Расставлять запятые в СП;
Уметь писать изложение и сочинение;
Оформлять деловые бумаги;
Пользоваться словарем.
Повторение
Состав слова. Типы текстов. Правописание гласных и согласных в корне. Части речи.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение личных местоимений. Правописание глаголов. Предложение (простое и сложное). Члены предложения. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах»).
Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором спорных слов.
Свободный диктант по тексту описательного характера.
Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.
Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.
Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.
Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.
Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.
Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему.
Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.
Обязательный минимум
Знать части слова;
Типы текстов (описание, повествование, рассуждение);
Уметь подбирать однокоренные слова;
Различать части речи;
Умение определять падеж существительного, изменять по числам;
Знать правописание глаголов;
Различать ПП и СП;
Знать и находить члены предложения. строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения.
СЛОВАРЬ: антракт, аппарат, бассейн, беречь, бутерброд, будто, вдали, велосипед, верстак, гардероб, гастроном, издалека, кабинет, километр, лекарство, литература, Масленица, мастер, масштаб, материк, мороженое, мотор, насекомое, около, патриот, похож, почтальон, приветливо, программа, расстояние, рецепт, Рождество, сверкать, сиять, сантиметр, сверху, светофор, семафор, серебряный, слесарь, снизу, спектакль, стадион, стеречь, театр, температура, токарь, тренер, тренировать, чемодан, чувство, электровоз, экзамен (53 слова).
Применяемые технологии:
- деятельностный подход;
-игровые технологии;
- ИКТ-технологии
- игры.
Типы уроков:
уроки открытия нового знания;
уроки общеметодологической направленности (урок усвоения новых знаний; урок формирования навыков и умений; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний);
уроки развития речи;
уроки рефлексии;
уроки развивающего контроля.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. 7 класс.
Базовый уровень | Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Учащиеся должны уметь: писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи; строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после предварительной обработки каждой части; оформлять деловые бумаги по образцам; пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения; название частей речи, их значение; наиболее распространенные правила правописания слов | Учащиеся должны уметь: писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов под руководством учителя; различать части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц; составлять и распространять предложения по рисункам, по схемам, по опорным словам, по аналогии; участвовать в обсуждении темы и идеи текста, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью учителя, по плану; оформлять деловые бумаги по образцам под руководством учителя; пользоваться словарем с помощью учителя Учащиеся должны знать: главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения по вопросам; название частей речи по опорным таблицам; способы проверки написания гласных и согласных в корне слов |
УМК
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 5-9 класс /В. В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2012 г.
Учебник: Русский язык 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2009
Критерии оценки
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, письменных и практических работ.
При проведении контрольного урока осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему
контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (уровня подготовки каждого обучающегося).
Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.
Оценка знаний проводится по следующим видам работ:
По письму и развитию речи:
- проверочная работа;
- тесты;
- контрольная работа;
- диктант и др.;
При оценке письменных работ:
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
- оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
- оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;
- оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
1. 2 Тестовые задания оцениваются по 5- бальной системе:
100 %-85 % правильно выполненных заданий - 5 баллов
85%-65 % правильно выполненных заданий - 4 балла
65%-50 % правильно выполненных заданий - 3 балла
Менее 49 % - 2 балла
Критерии оценки творческих работ (реферат, творческая работа).
По содержанию и речевому оформлению:
Оценка | Критерии оценки | Допускается |
1 | 2 | 3 |
«5» | - за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение); - отсутствие фактических ошибок; Богатство словаря; Правильное речевое оформление; Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила). | - не более 1 речевой неточности; - 1-2 исправления. |
«4» | - правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - отдельные речевые неточности. | - не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста; - не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки; - 1-2 исправления. |
«3» | - допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы (сочинение); - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений; - беден словарь; - имеются речевые неточности. | - не более 5 недочетов в содержании и построении текста; - 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста; - 1-2 исправления. |
«2» | - работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение); - допущено много фактических неточностей; - нарушена последовательность изложения мыслей; - отсутствует связь между частями текста; - беден словарь. | - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста; - 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки; - 3-5 исправлений. |
Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится обучающемуся, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится обучающемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется обучающемуся, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась
Тематическое планирование.
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Данная рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю), так как ребёнок обучается на дому.
№ | Тема раздела | По программе | По рабочей программе |
1 | Повторение. Предложение | 8 | 3 |
2 | Состав слова | 20 | 8 |
| Части речи | | |
3 | Имя существительное | 12 | 5 |
4 | Имя прилагательное | 13 | 6 |
5 | Личные местоимения | 13 | 5 |
6 | Глагол | 23 | 11 |
7 | Предложение | 18 | 8 |
8 | Повторение пройденного за год | 13 | 6 |
9 | Развитие речи | 8 | 8 |
10 | Контрольные диктанты | 8 | 8 |
| Всего | 136 | 68 |
Поурочное планирование.
№ | Тема урока | Словарь |
| Повторение. Предложение 4 + 1 р.р. | |
1 | Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами | Антракт |
2 | Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но | Сантиметр, километр |
3 | Сложные предложения с союзами и, а, но. Распространение частей сложных предложений второстепенными членами. | Мотор |
4 | Деловое письмо: телеграмма. Повторение. Простое и сложное предложения. | Телеграмма |
5 | Контрольный диктант по теме «Предложение». Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
| Состав слова 10 + 1 р.р. | |
6 | Словарный диктант. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нахождение слов, требующих проверки. | Делегат. Документ |
7 | Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов. | Стеречь |
8 | Безударные гласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. | Насекомое |
9 | Непроизносимые согласные в корне. | Государство. Население |
10 | Гласные и согласные в приставках. Единообразное написание гласных и согласных в приставках. | Лекарство. Рецепт |
11 | Разделительный твердый знак после приставок. | Беречь |
12 | Приставка и предлог. | Стеречь |
13 | Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. | |
14 | Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» (с.63, упр. 87). Повторение. Состав слова | Репродукция, привал, азарт |
15 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
|
| Части речи | |
| Имя существительное 6 + 1р.р. | |
16 | Словарный диктант. Имя существительное: род, число, падеж, склонение. | Гастроном, универмаг, продавец |
17 | Склонение имен существительных в ед.ч. | Стадион, Тренер, Бассейн, Тренировать |
18 | Склонение имен существительных в ед.ч. | |
19 | Деловое письмо: объяснительная записка. Склонение имен существительных в ед.ч. | Токарь. Слесарь Аппарат. Тротуар |
20 | Склонение имен существительных во мн.ч. | Монтаж |
21 | Склонение имен существительных во мн.ч. | |
22 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
| Имя прилагательное 7 + 1 р.р. | |
23 | Словарный диктант. Имя прилагательное: род, число, падеж. Согласование имен прилагательных с существительными. | Электричество |
24 | Склонение имен прилагательных м. р и ср.р. | Почерк Процент |
25 | Склонение имен прилагательных ж.р. | Платформа Республика Милиция |
26 | Склонение имен прилагательных во мн.ч. | Спектакль. Антракт Гардероб |
27 | Склонение имен прилагательных во мн.ч. | |
28 | Заявление о приёме на работу. Грамотное и аккуратное оформление документов. | |
29 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
30 | Повторение. Имя прилагательное. Словарный диктант. | |
| Личные местоимения 6 +1 р.р. | |
31 | Понятие о местоимении Значение местоимений в речи. | Мороженое |
32 | Личные местоимения 1, 2, 3 лица. | |
33 | Склонение и правописание личных местоимений ед.ч. и мн.ч. Личные местоимения 1-го лица. | Паспорт, Кабинет Бригада |
34 | Личные местоимения 2-го лица. | Температура |
35 | Личные местоимения 3-го лица. Словарный диктант. | |
36 | Деловое письмо: письмо. Дополнение письма недостающими частями по плану. Повторение. Местоимение. | |
37 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
| Глагол 12 + 1 р.р. | |
38 | Понятие о глаголе. | |
39 | Изменение глаголов по временам. | Патриот. Литература |
40 | Изменение глаголов по временам. | Экзамен, Велосипед |
41 | Изменение глаголов по числам. | Хирург, Мастер |
42 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | |
43 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | |
44 | Частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. | Почтальон |
45 | 1-е лицо глаголов. 2-е лицо глаголов. | Материк |
46 | 3-е лицо глаголов. Глаголы на –ся (-сь). | Планета |
47 | Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. | |
48 | Правописание глаголов в 3-м лице. Словарный диктант | |
49 | Изложение по плану и опорными словами. с. 232 упр.309. Повторение. Глагол. | |
50 | Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
| Предложение 9 + 2 р.р. | |
51 | Простое предложение. Предложение распространенное и нераспространенное. | Планета |
52 | Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. | Почтальон, Чемодан |
53 | Знаки препинания при однородных членах. | Центнер |
54 | Изложение. Описание репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна Лебедь». |
|
55 | Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | Программа Бутербродами |
56 | Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. | Расстояние Коллекция |
57 | Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. | Пассажир, Перрон |
58 | Заметка в стенгазету (об участии в мероприятии). Грамотное и аккуратное оформление деловых бумаг. | Пожалуйста |
59 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Председатель, коммунист |
60 | Виды предложения по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Повторение. Предложение. Словарный диктант | |
61 | Контрольный диктант по теме «Предложение». Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
| Повторение пройденного за год 7 | |
62 | Части речи. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. | Универмаг, Универсам |
63 | Правописание падежных окончаний имен существительных. | Хирург, |
64 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных.. | Центнер, Электричество |
65 | Склонение личных местоимений. Правописание глаголов. | Чемодан, Экзамен |
66 | Простое и сложное предложения. Словарный диктант | |
67 | Итоговый диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
68 | Повторение. Состав слова. | |