Рабочая ПРОГРАММа
ПМ 03. Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе.
c. Иволгинск
2018 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы.
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья».
Разработчик: мастер производственного обучения Цыбикова Светлана Нимбуевна СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 9 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 20 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 23 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
03. Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы, входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике.
Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями.
Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур.
Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе.
Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию.
Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлениям подготовки 112200 Организация фермерского хозяйства, в профессиональной подготовке по профессиям:
15415 Овощевод
16668 Плодоовощевод
На базе основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-возделывания, уборки, хранения и переработки сельскохозяйственных культур с применением средств механизации;
уметь:
-выполнять работы, связанные с выращиванием плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений и уходом за ними;
-озеленять и благоустраивать территорию усадьбы с применением средств механизации и с соблюдением требований безопасности труда;
-вести борьбу с вредителями и болезнями плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений;
-выполнять работы по обрезке плодовых, декоративных и древесно-кустарниковых культур;
-выполнять работы по организации плодового питомника с соблюдением технологии выращивания подвоев;
-закладывать плодовый сад, подбирать и размещать сорта и подготавливать почву, производить посадку и уход за саженцами;
-производить уход за молодым садом (обработка почвы, внесение удобрений, полив, формирование кроны, обрезка);
-производить уход за плодоносящим садом (обработка почвы, внесение удобрений, уход за штамбом и кроной, обрезка, прививка, уборка урожая);
-обеспечивать своевременное хранение, переработку и реализацию скоропортящейся плодоовощной и ягодной продукции;
знать:
-основы агрономии: почвы и их плодородие, условия жизни растений, сорные растения и меры борьбы с ними, обработка почвы, питание растений, удобрения и их применение, севообороты и их классификация, орошение сельскохозяйственных культур и осушение земель;
-основных вредителей и болезни изучаемых культур, современные средства защиты от вредителей и болезней и приемы оздоровления посадочного материала;
-способы размножения и рассадный метод выращивания овощей;
-основные и агротехнические приемы ухода за овощными и плодовыми культурами;
-требования к качеству плодово-ягодной и овощной продукции, закладываемой на хранение и предназначенной для переработки;
-процессы, происходящие в плодах, ягодах и овощах при хранении;
-технологию хранения и переработки плодов, ягод и овощей;
Содержание ПМ по запросу работодателей дополнено изучением подготовительных и вспомогательных работ по выращиванию овощных культур, а также изучением послеуборочных работ в сооружениях защищенного грунта.
Выделено: всего – 150 часов, в том числе:
включая:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 102 часа (из них 48 ЛПЗ)
-самостоятельной работы обучающегося – 48 часа;
Определены умения, знания и ПК.
уметь:
-использовать садово-огородный инструмент, инвентарь и средства механизации при возделывании, уборке, хранении и переработке плодов и овощей;
-использовать ручной инструмент и инвентарь для сбора растительных остатков в помещениях;
-использовать средства индивидуальной защиты.
знать:
-назначение и комплектность используемого инвентаря;
-способы очистки помещений от растительных остатков;
-правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ;
-правила использования средств индивидуальной защиты.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.7 | Подготавливать почву для выращивания овощных культур. |
ПК 2.8 | Выполнять подготовительные и вспомогательные работы по выращиванию овощных культур |
ПК 2.9 | Защищать овощные культуры от неблагоприятных метеорологических условий |
ПК 2.10 | Проводить послеуборочные работы в сооружениях защищенного грунта. |
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 976 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 472 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов – 320 часов,
- самостоятельной работы студентов – 152 часа;
учебной и производственной практики – 504 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике. |
ПК 2.2 | Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями. |
ПК 2.3 | Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур. |
ПК 2.4 | Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе. |
ПК 2.5 | Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию. |
ПК 2.6 | Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы. |
| Дополнительные профессиональные компетенции |
ПК 2.7 | Подготавливать почву для выращивания овощных культур. |
ПК 2.8 | Выполнять подготовительные и вспомогательные работы по выращиванию овощных культур |
ПК 2.9 | Защищать овощные культуры от неблагоприятных метеорологических условий |
ПК 2.10 | Проводить послеуборочные работы в сооружениях защищенного грунта. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8 | Осуществлять денежные операции. |
ОК 9 | Добиваться соблюдения своих социально-трудовых прав в рамках закона. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК4,ПК5,ПК6 | Раздел 1. Послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции и подготовка ее к реализации | 258 | 100 | 50 | 50 | 108 | |
ПК 1.ПК 2., ПК 3. | Раздел 2. Агротехника возделывания сельскохозяйственных и плодово- ягодных культур | 430 | 220 | 110 | 102 | 108 | |
| Производственная практика, часов | 288 | | 288 |
| Всего: | 976 | 320 | 160 | 152 | 216 | 288 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции и подготовка ее к реализации | | 258 | |
МДК 03.02 Технология хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе | | 100 |
Тема 1.1. Требования к качеству плодово-ягодной и овощной продукции, закладываемой на хранение и предназначенной для переработки | Содержание | 2 | |
1 | Показатели качества продукции растениеводства. Виды потерь продукции растениеводства и борьба с ними. Факторы, влияющие на сохранность продукции растениеводства. Повышение качества продукции растениеводства. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Процессы, происходящие в плодах, ягодах и овощах при хранении | Содержание | 6 | |
1 | Характеристика овощных и плодово-ягодных культур, как объектов хранения | 2 | 2 |
2 | Принципы хранения. Процессы, происходящие в плодах, ягодах и овощах при хранении | 2 | 2 |
3 | Способы хранения овощей и плодово-ягодных культур. Режимы хранения картофеля, овощей и плодов. | 2 | 2 |
Тема 1.3.Технология хранения и переработки плодов, ягод и овощей | Содержание | 42 | |
1 | Виды и типы хранилищ. Требования, предъявляемые к хранилищам. Классификация основных типов хранилищ. Назначение и комплектность используемого инвентаря. Способы очистки помещений от растительных остатков. Правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Правила использования средств индивидуальной защиты | 2 | 2 |
2 | Полевые способы хранения. Бурты и траншеи. Назначение и комплектность используемого инвентаря. Способы очистки помещений от растительных остатков. | 2 | 2 |
3 | Хранение овощной продукции и картофеля в стационарных хранилищах. Назначение и комплектность используемого инвентаря. Способы очистки помещений от растительных остатков. | 2 | 2 |
4 | Классификация холодильных установок. Анализ эффективности различных способов хранения продукции растениеводства. Назначение и комплектность используемого инвентаря. Способы очистки помещений от растительных остатков. | 2 | 2 |
5 | Особенности хранения отдельных видов продукции растениеводства: хранение картофеля. | 2 | 2 |
6 | Хранение столовых корнеплодов. | 2 | 2 |
7 | Хранение капусты. | 2 | 2 |
8 | Хранение лука и чеснока. | 2 | 2 |
9 | Хранение плодовых и листовых овощей. | 2 | 2 |
10 | Хранение плодов и ягод. | 2 | 2 |
11 | Подготовка хранилищ к приему нового урожая. | 2 | 2 |
12 | Количественно-качественный учет продукции при хранении. Правила списания потерь при хранении картофеля и плодоовощной продукции. | 2 | 2 |
13 | Переработка овощей и плодов. Классификация способов переработки. | 2 | 2 |
14 | Соление и маринование овощей. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
15 | Квашение овощей. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
16 | Замораживание овощей, плодов, ягод. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
17 | Способы сушки овощей и плодов. Ассортимент сушеных овощей и плодов. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
18 | Переработка картофеля. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
19 | Технология производства быстрозамороженных овощей и плодов. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
20 | Технология производства плодово-ягодных консервов. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
21 | Технология производства овощных консервов. Требования к готовой продукции | 2 | 2 |
Практические занятия: | 50 | |
1 | Использование инструмента, инвентаря при переработке плодов и овощей. Использование средств индивидуальной защиты. «Технология квашения капусты, соления огурцов и томатов, мочения яблок». | 3 |
2 | «Технология соления огурцов и томатов» | 3 |
3 | «Технология мочения яблок». | 2 |
4 | «Способы и режимы замораживания плодоовощной продукции». | 2 |
5 | «Определение качества продукции растениеводства в сельской усадьбе». | 2 |
6 | «Показатели качества продукции растениеводства». | 2 |
7 | «Анализ эффективности различных способов хранения продукции растениеводства». | 2 |
8 | «Количественно-качественный учет продукции при хранении». | 2 |
9 | «Учет списания потерь при хранении продукции растениеводства в сельской усадьбе». | 2 |
10 | «Технология маринования овощей». | 3 |
11 | «Сушка овощей и плодов». | 2 |
12 | «Натуральные консервы из плодов: Технология производства плодово-ягодных маринадов». | 3 |
13 | «Технология производства плодово-ягодного пюре». | 3 |
14 | «Технология производства консервированных компотов из плодов и ягод». | 3 |
15 | «Технология производства плодово-ягодных соков». | 3 |
16 | «Технология производства желе, конфитюра». | 2 |
17 | «Технология производства джема». | 3 |
18 | « Технология производства варенья». | 3 |
19 | «Технология производства повидла». | 2 |
20 | «Технология производства овощных и закусочных консервов: концентрированные томатопродукты, овощные маринады». | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). 2.Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы | 25 | |
Тематика домашних заданий: Биохимические основы устойчивости плодов и овощей к инфекционным заболеваниям при хранении. Микробиологические процессы, протекающие при хранении плодоовощной продукции и картофеля. Особенности микроорганизмов, поражающих плоды и овощи при хранении. Факторы, влияющие на иммунитет плодов, овощей, и их устойчивость к микробным поражениям при хранении. Основы стандартизации и сертификации продукции растениеводства. Состав и физические свойства масс плодовой и овощной продукции. | | |
Учебная практика. Виды работ: Выполнение работы по организации плодового питомника. Уборка урожая плодово-ягодных, овощных культур. Организация закладки картофеля на хранение Организация закладки корнеплодов и клубней на хранение. Послеуборочная обработка урожая (сушка, очистка, сортирование и т.д.) Составление карты засоренности посевов. Разработка мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками. Осенняя обработка плодовых деревьев пестицидами Оформление документов по учету выполненных работ полученной продукции | 108 |
Раздел 2. Агротехника возделывания сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур | | 430 |
МДК 03.01 Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе | | 220 |
Тема 1.1. Почвы и их плодородие | Содержание | 2 |
1 | Почва и ее плодородие. Почвенный профиль. Типы почв. Механический состав почвы. Свойства почвы. | 2 | 2 |
Тема 1. 2. Условия жизни растений | Содержание | 2 | |
1 | Растение как живой организм. Строение, размножение, рост и развитие растений. Требования к внешним факторам. | 2 | 2 |
Тема 1. 3. Сорные растения и меры борьбы с ними | Содержание | 4 | |
1 | Вред, причиняемый сельскому хозяйству сорными растениями. Биологические особенности сорных растений. | 2 | 2 |
2 | Способы борьбы с сорняками. Правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Правила использования средств индивидуальной защиты | 2 | 2 |
Тема: 1.4. Питание растений. Удобрения и их применение | Содержание | 8 | |
1 | Питание растений. Химический состав растений. Влияние внешней среды на питание растений. Диагностика питания растений. Система применения удобрений. Особенности удобрения плодово-ягодных культур. Особенности удобрения овощных культур. Особенности удобрения культур в защищенном грунте. | 2 | 2 |
2 | Значение и классификация удобрений. Органические удобрения, их эффективность, дозы, сроки и способы внесения. | 2 | 2 |
3 | Минеральные удобрения и бактериальные препараты, их виды и особенности применения. Система удобрений в севообороте. | 2 | 2 |
4 | Методика определения доз внесения удобрений. Правила хранения, транспортирования и применения удобрений. Предупреждение загрязнения окружающей среды. Правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Правила использования средств индивидуальной защиты | 2 | 2 |
Тема 1.5. Обработка почвы | Содержание | 6 | |
1 | Понятие об обработке почвы. Ее цели и задачи. Приемы основной обработки почвы. Назначение и комплектность используемого инвентаря. | 2 | 2 |
2 | Поверхностная обработка почвы. | 2 | 2 |
3 | Пары и способы их обработки. Система паровой обработки почвы. | 2 | 2 |
Тема 1.6. Севообороты и их классификация | Содержание | 4 | |
1 | Назначение систем земледелия. История систем земледелия в России. Виды систем земледелия в основных зонах России. | 2 | 2 |
2 | Понятие о предшественнике и закономерностях чередования культур. Классификация севооборотов. | 2 | 2 |
Тема 1.7. Орошение сельскохозяйственных культур и осушение земель | Содержание | 4 | |
1 | Назначение поливов. Виды и способы полива. Режимы, нормы и сроки поливов. Поливная и оросительная нормы расхода воды. Правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Правила использования средств индивидуальной защиты | 2 | 2 |
2 | Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация. Агротехнические основы осушения. Назначение и комплектность используемого инвентаря. | 2 | 2 |
Тема 1.8. Основные вредители и болезни изучаемых культур. Современные средства защиты от вредителей и болезней и приемы оздоровления посадочного материала | Содержание | 6 | |
1 | Основные вредители и болезни овощных культур. Правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Правила использования средств индивидуальной защиты. Назначение и комплектность используемого инвентаря. | 2 | 2 |
2 | Основные вредители и болезни плодовых и ягодных культур | 2 | 2 |
3 | Меры борьбы с вредителями и болезнями с/х культур. | 2 | 2 |
Тема 1.9. Способы размножения и рассадный метод выращивания овощей | Содержание | 6 | |
1 | Значение овощных культур и их классификация. Способы размножения овощных культур. Правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Правила использования средств индивидуальной защиты. Назначение и комплектность используемого инвентаря. | 2 | 2 |
2 | Способы размножения. Рассадный метод выращивания овощей. Выращивание рассады в питательных кубиках и горшочках | 4 | 2 |
Тема 1.10. Основные агротехнические приемы ухода за овощными и плодовыми культурами. | Содержание | 68 | |
1 | Правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Правила использования средств индивидуальной защиты. Назначение и комплектность используемого инвентаря. Биологические особенности и морфологические признаки овощных культур, семейства Капустные. | 2 | 2 |
2 | Биологические особенности и морфологические признаки овощных культур, семейства Пасленовые. | 2 | 2 |
3 | Биологические особенности и морфологические признаки овощных культур, семейства Тыквенные. | 2 | 2 |
4 | Биологические особенности и морфологические признаки зеленных культур. | 2 | 2 |
5 | Биологические особенности и морфологические признаки овощных корнеплодов. | 2 | 2 |
6 | Биологические особенности и морфологические признаки овощных культур, семейства Луковые. | 2 | 2 |
7 | Биологические особенности и морфологические признаки овощных культур, семейства Бобовые. | 2 | 2 |
8 | Характеристика сортов овощных культур. | 2 | 2 |
9 | Предпосевная подготовка семян. Способы посева. | 2 | 2 |
10 | Основные агротехнические приёмы ухода за овощными культурами семейства Капустные. | 2 | 2 |
11 | Основные агротехнические приёмы ухода за овощными культурами семейства Пасленовые. | 2 | 2 |
12 | Основные агротехнические приёмы ухода за овощными культурами семейства Тыквенные. | 2 | 2 |
13 | Основные агротехнические приёмы ухода за овощными зеленными культурами. | 2 | 2 |
14 | Основные агротехнические приёмы ухода за овощными корнеплодами. | 2 | 2 |
15 | Основные агротехнические приёмы ухода за овощными культурами семейства Луковые. | 2 | 2 |
16 | Основные агротехнические приёмы ухода за овощными культурами семейства Бобовые. | 2 | 2 |
17 | Назначение и современное состояние овощеводства защищённого грунта. Микроклимат и способы его регулирования. Сооружения защищенного грунта. | 2 | 2 |
18 | Технология выращивания овощных культур в теплицах и парниках. | 2 | 2 |
19 | Биологические особенности и морфологические признаки косточковых плодовых культур. | 2 | 2 |
20 | Биологические особенности и морфологические признаки семечковых плодовых культур. | 2 | 2 |
21 | Биологические особенности и морфологические признаки ягодных культур. | 2 | 2 |
22 | Декоративное садоводство. Использование декоративных и древесно-кустарниковых растений и особенности их возделывания для садово-паркового строительства. Закладка садово-парковых насаждений и уход за ними. Основные виды цветочного оформления. Уход за цветочными насаждениями. | 4 | 2 |
23 | Характеристика сортов плодово-ягодных культур. | 2 | 2 |
24 | Выращивание подвоев. | 2 | 2 |
25 | Закладка плодового сада. Подбор, и размещение сортов. Посадка и уход за саженцами. | 2 | 2 |
26 | Закладка ягодных плантаций. | 2 | 2 |
27 | Основные агротехнические приёмы ухода за плодовыми и ягодными культурами. | 2 | 2 |
28 | Способы размножения плодовых и ягодных культур. Вегетативное размножение. Размножение зелеными черенками. | 2 | 2 |
29 | Уход за молодым садом (обработка почвы, внесение удобрений, полив, формирование кроны, обрезка). | 4 | 2 |
30 | Уход за плодоносящим садом (уход за штамбом и кроной, обрезка, прививка, уборка урожая). | 4 | 2 |
31 | Организация работ по уборке урожая плодово-ягодных культур. Послеуборочная обработка плодов и ягод. | 2 | 2 |
| Практические занятия: | 110 | |
1 | «Использование садово-огородного инструмента, инвентаря и средств механизации при возделывании культур. Использование средств индивидуальной защиты. Изучение строения пахотного слоя почвы» | 2 |
2 | «Определение основных типов почв по монолитам и образцам». | 2 |
3 | «Определение физико-механических свойств почвы». | 2 |
4 | «Изучение строения растений» | 2 |
5 | «Определение сорных растений по гербариям и семенам». | 2 |
6 | «Составление карты засоренности посевов» | 2 |
7 | «Составление технологических схем обработки почвы» | 2 |
8 | «Определение основных видов удобрений» | 2 |
9 | «Расчет доз удобрений на запланированный урожай» | 2 |
10 | «Составление схем севооборотов» | 2 |
11 | «Определение норм полива» | 2 |
12 | «Определение вредителей сельскохозяйственных культур». | 2 |
13 | «Определение болезней сельскохозяйственных культур» | 2 |
14 | «Разработка мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур» | 2 |
15 | «Разработка проекта озеленения приусадебного участка». | 2 |
16 | «Классификация овощных растений» | 2 |
17 | «Определение овощных растений по семенам» | 2 |
18 | «Изучение видов капусты и их сортов» | 2 |
19 | «Изучение плодовых растений семейства Пасленовые и их сортов» | 2 |
20 | «Изучение плодовых растений семейства тыквенных и их сортов» | 2 |
21 | «Ознакомление со столовыми корнеплодами и их сортами» | 2 |
22 | «Ознакомление с овощными культурами семейства Луковые и их сортами» | 2 |
23 | «Ознакомление с овощными культурами семейства Бобовые и их сортами» | 2 |
24 | «Изучение морфологии картофеля и его сортов» | 2 |
25 | «Изучение зеленных овощных культур и их сортов» | 2 |
26 | «Изучение многолетних овощных культур и их сортов» | 2 |
27 | «Изучение овощных культур семейства Злаковые и их сортами» | 2 |
28 | «Изучение строения и способов выращивания грибов» | 2 |
29 | «Расчет потребности семян, площади открытого и защищенного грунта» | 2 |
30 | «Проектирование овощных севооборотов» | 2 |
31 | «Расчет норм удобрения овощных культур» | 2 |
32 | «Ознакомление с теплицами, культивационными сооружениями, приборами регулирования микроклимата в защищённом грунте» | 2 |
33 | «Определение посевных качеств семян овощных культур» | 2 |
34 | «Предпосевная обработка семян и проращивание семян». | 2 |
35 | «Подготовка почвенных смесей для посева семян». | 2 |
36 | «Посев семян овощных культу». | 4 |
37 | «Пикировка рассады». | 4 |
38 | «Высадка рассады в открытый грунт». | 4 |
39 | «Агротехнические мероприятия по уходу за овощными культурами». | 4 |
40 | «Защита растений». | 2 |
41 | «Сбор урожая овощных культур. | 4 |
42 | «Изучение основных районированных сортов плодовых культур. | 2 |
43 | «Изучение основных районированных сортов ягодных культур». | 2 |
44 | «Организация и закладка плодового питомника». | 2 |
45 | «Выбор участка и подготовка почвы. Разбивка квартала». | 2 |
46 | «Вегетативное размножение. Размножение зелеными черенками». | 2 |
47 | «Окулировка и обрезка» | 2 |
48 | «Составление календарного плана весенне-летних работ в саду» | 2 |
49 | «Составление календарного плана осенне-зимних работ в саду» | 2 |
50 | «Сбор урожая плодовых и ягодных культур» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. Подготовка к лабораторным и практическим работам. Оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Написание рефератов. Составление кроссвордов. Подготовка презентации по теме «Многоягодные вредители сельскохозяйственных культур». Районированные сорта плодово-ягодных культур. | 102 | |
Примерная тематика домашних заданий Особенности строения растительных клеток. Фотосинтез и дыхание. Образование почв. Основные сельскохозяйственные почвы страны. Условия эффективного применения гербицидов. Пути и условия минимизации обработки почв. Эрозия почв и меры борьбы с ней Влияние удобрений на крахмалистость картофеля Особенности хранения картофеля Технология выращивания фасоли. Происхождение овощных растений. Значение овощей в питании человека. Выращивание репчатого лука посевом семян в открытый грунт и рассадным способом. Особенности выращивания огурца и томата в гидропонных теплицах и условиях светокультуры. Технология возделывания капусты: цветной и брюссельской Особенности выращивания бахчевых культур в условиях орошения. Особенности технологии выращивания бобовых культур. | |
Учебная практика. Виды работ Ознакомление с правилами безопасности труда, правилами производственной санитарии, охраны окружающей природной среды. Подготовка почвы перед посадкой (внесение органических удобрений, вспашка, формирование гряд, нарезка полос, посев семян, полив.) Подготовка посадочного материала плодовых к посадке. Внесение в почву удобрений различными способами, подготовка агрегатов к работе Пикировка рассады. Посев овощных культур и картофеля Уход за посевами овощных культур в закрытом грунте: полив, прореживание, удаление сорняков. Уход за овощными культурами открытого грунта: полив, прореживание, удаление сорняков. | 108 |
Производственная практика Ознакомление с правилами безопасности труда, правилами производственной санитарии, охраны окружающей природной среды. Уборка урожая плодово-ягодных, овощных культур. Организация закладки картофеля, корнеплодов и клубней на хранение. Послеуборочная обработка урожая (сушка, очистка, сортирование и т.д.) Составление карты засоренности посевов. Разработка мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками. Осенняя обработка плодовых деревьев пестицидами. Подготовка почвы перед посадкой (внесение органических удобрений, вспашка, формирование гряд, нарезка полос, посев семян, полив.) Подготовка посадочного материала плодовых к посадке. Внесение в почву удобрений различными способами, подготовка агрегатов к работе. Пикировка рассады. Посадка и уход за плодовыми и ягодными культурами. Уход за посевами овощных культур в закрытом и открытом грунте: полив, прореживание, подкормка, удаление сорняков. Выполнение работы по организации плодового питомника. | 288 | |
Всего | 976 | |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета агрономии, лаборатории производства продукции растениеводства, лаборатории хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Оборудование учебного кабинета агрономии:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов, методические рекомендации и
разработки;
- плакаты;
- муляжи;
- образцы семян;
- гербарии.
Технические средства обучения:
- ПК;
- мультимедиапроектор;
- лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
Оборудование лаборатории производства продукции растениеводства:
- рабочее место мастера производственного обучения;
- рабочие места для обучающихся;
- средства малой механизации;
- наборы рабочих инструментов;
- опытно-коллекционные участки.
Оборудование лаборатории хранения и переработки сельскохозяйственной продукции:
- рабочее место мастера производственного обучения;
- рабочие места для обучающихся;
- средства малой механизации;
- наборы рабочих инструментов.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Андреев Ю.М. Овощеводство: учебник для начального профессионального образования. – М., Издательский дом «Академия», 2008.
Гатаулина Г.Г. и др. Технология производства продукции растениеводства: Учебник. – М.: Колос,2007
Поморцева Т.И.. Технология хранения и переработки плодоовощной продукции. М., 2006.
Трунова Ю.В.. Плодоводство и овощеводство: Учебное пособие. – М.: Колос,2008 Дополнительные источники:
Будажапов В.Ц.. Защита растений от вредителей в Забайкалье.- У-Удэ, 2006.
Вендило Г.Г..Удобрения овощных культур. – М., Издательский дом «Академия», 2004.
Ишигенов Г.И. Агрономическая характеристика почв Бурятии.- У-Удэ, 2001.
Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства.– М., Издательский дом «Академия», 2006.
Колпаков Н.А. Чернышева Н.Н Практикум по овощеводству.– М., Издательский дом «Академия», 2007
Кононов П.Н.. Основы агротехники овощных культур. – М., Издательский дом «Академия», 2001.
Попов А.Е.. Справочник плодовода.- М., 2006.
Интеренет–ресурсы:
1. Биологические ресурсы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bio.krsnet.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
2. Подбор плодовых и овощных культур [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.centergarden.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
3. Овощи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fermer.ru/book/export/html/57237, свободный. – Заглавие с экрана.
4. Удобрение плодовоягодных культур[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.landwirt.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
5. Магазин стандартов [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.docum.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
Общие требования к организации образовательного процесса
Педагог использует в процессе обучения активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, при организации дополнительной работы проводятся индивидуальные и групповые консультации.
Реализация программы модуля предполагает учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля в учебном хозяйстве. Производственная практика реализуется концентрированно и проводится на предприятиях агропромышленного комплекса.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской» является освоение междисциплинарного курса «Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе», «Технологии хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе» и учебной практики.
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства», «Основы деловой культуры».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: педагогические кадры, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, мастера производственного обучения должны иметь на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в предприятиях агропромышленного комплекса является обязательным для педагогов, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку на предприятиях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике | Составление технологических карт возделывания плодово-ягодных и овощных культур, саженцев, рассады в соответствии требованиям | Оценка результатов выполнения практических работ, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями | Отбор посевного материала районированных сортов возделываемых культур в соответствии с требованиями | Оценка результатов выполнения практических работ, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Расчёт потребности в посевном материале плодов и овощей по нормам высева | Оценка результатов выполнения практических работ, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Посев и уход за сельскохозяйственными культурами в открытом и закрытом грунте в соответствии с технологией возделывания. | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Проведение подкормки удобрениями сельскохозяйственных культур в открытом и закрытом грунте в соответствии нормам | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Правила использования средств индивидуальной защиты, охраны труда при проведении с/х работ. | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Обработка посевов сельскохозяйственных культур средствами для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями в соответствии с нормами и правилами | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Подготавливать почву для выращивания овощных культур. | Отбор проб почвы, почвенных смесей и субстратов для определения химического, механического, микробиологического состава в испытательной лаборатории в соответствии с методикой отбора проб почв и растительного материала. | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Использование данных лабораторных анализов механических, физических и химических свойств почвы, почвенных смесей и субстратов | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Внесение добавок, песка, опилок, торфа, компоста для улучшения свойств почвы | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Выполнять подготовительные и вспомогательные работы по выращиванию овощных культур | Проверка наличия и исправности вспомогательного инвентаря | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Смешивание почвенных смесей и субстратов для выращивания овощных культур | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Пропитка субстратов питательным раствором | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Копка почвы, рыхление, нарезка рядов, прикатывание почвы | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Подвязка растений | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Затаривание и транспортировка ящиков с рассадой | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Пользоваться садово-огородным инструментом и инвентарем для прореживания, подвязки, полива растений | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
| Правила использования средств индивидуальной защиты, охраны труда при проведении с/х работ. | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Защищать овощные культуры от неблагоприятных метеорологических условий | Защита от заморозков дымлением, поливом, мульчированием | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Расчет норм расхода средств защиты растений | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Анализ параметры солнечной радиации, температурного, водного режимов почвы и воздуха | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС |
Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур | Послеуборочная сортировка и калибровка плодов и овощей в соответствии правилам | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Проводить послеуборочные работы в сооружениях защищенного грунта | Уборка помещения от растительных остатков овощных культур | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Удаление почвенных смесей, субстратов с остатками корней растений | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Использовать ручной инструмент и инвентарь для сбора растительных остатков, удаления почвенных смесей, субстратов с остатками корней растений | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Правила использования средств индивидуальной защиты, охраны труда при проведении с/х работ. | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе | Затаривание и упаковка овощей на хранение | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию | Подготовка овощей, плодов и ягод к реализации и переработке в соответствии со стандартами | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы | Переработка плодов, ягод, овощей, грибов для хранения в соответствии с технологией переработки и стандартами | Наблюдение за деятельностью во время практических занятий, учебной и производственной практики. Оценка результатов внеаудиторной СРС. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Положительные показатели результатов обучения по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, учебной и производственной практикам | Наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Достижения поставленных профессиональных задач | Наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Эффективное осуществление текущего и итогового контроля, оценки и коррекции собственной деятельности | Наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Оптимальность и применение полученных результатов поиска решений поставленной задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий | Экспертная оценка результатов пробных квалификационных работ и дипломных проектов, исследовательских работ, написания рефератов Экспертная оценка владения компьютерными прикладными программами. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях и с оргтехникой. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Эффективность организации собственной деятельности в соответствии с целями коллег, руководствам, клиентов | Наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик |
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности | Соблюдение требований охраны труда и экологической безопасности | Наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик |
Осуществлять денежные операции | Эффективность использования денежных операций | Наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик |
Добиваться соблюдения своих социально-трудовых правил | Аргументированность самозащиты | Наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Применение профессиональных знаний в ходе участия в военно-полевых сборах | Наблюдение за деятельностью во время военных сборов и мероприятий, связанных с призывом на военную службу. |
*
3