Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО ________/М.А. Гаврилова/ «____» сентября 2016 г. | Утверждена директором МБОУ СОШ №8 Рузаевского муниципального района ____________/Т.В. Соколова/ «___» сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по химии
Составитель: Горюнова Яна Геннадьевна
учитель химии
2016 г.
Рабочая программа по подготовке учащихся к участию в олимпиадах по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.
Планируемые результаты освоения учебного материала
В результате изучения курса по подготовке к участию в олимпиаде по химии учащиеся должны
Знать/понимать:
Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;
Основные виды химической связи;
Типы кристаллических решёток;
Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;
Типологию химических реакций по различным признакам;
Сущность электролитической реакции;
Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиции окисления-восстановления.
Уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы; количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификация; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов.
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химичеким формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами.
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводит простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений.
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Использовать:
Содержание тем учебного курса по подготовке учащихся к участию в олимпиаде
по химии 8 класс
1. Основы теоретической химии (12 часов)
Предмет и задачи химии. Явления физические и химические. Место химии среди естественных наук. Химия и экология.
Атомы и молекулы. Химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь веществ. Понятие об аллотропных модификациях. Относительная атомная масс, относительная молекулярная масса. Постоянство состава вещества. Закон сохранения массы. Моль-единица количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро и его следствия. Уравнение Клайперона- Менделеева. Валентность и степень окисления.
Строение ядер и электронных оболочек атомов химических элементов. Периодический закон и строение периодической системы Д.И. Менделеева. Изотопы.
Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, водородная. Металлическая. Строение комплексных соединений.
Агрегатные состояния веществ, вещества аморфные и кристаллические. Типы кристаллических решеток.
Классификация реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.
Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов: от природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и условия его смещения, принцип Ле-Шателье.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислительно-восстановительные реакции, важнейшие окислители и восстановители. Представление об электролизе
Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические реакции.
Вода: строение молекулы, физические и химические свойства. Растворимость веществ, зависимость растворимости веществ от их природы, от температуры и давления. Типы растворов (газообразные, жидкие, твердые). Выражение состава раствора (массовая доля, объемная доля, молярная концентрация). Представление о коллоидных растворах.
Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты Ионные уравнения реакций.
2. Неорганическая химия (20 часов)
Основные классы неорганических веществ, их названия (номенклатура), генетическая связь между ними.
Оксиды и пероксиды, типы оксидов. Способы получения, свойства оксидов и пероксидов.
Основания, способы получения, свойства. Щелочи, их получение, свойства, применение.
Кислоты, их классификация, общие свойства, способы получения.
Соли, их состав, химические свойства, способы получения. Гидролиз солей.
Общая характеристика неметаллов. Водород, его химические и физические свойства.
Кислород, его аллотропные модификации. Свойства озона. Оксиды и пероксиды.
Сера, ее физические и химические свойства. Свойства и способы получения соединений серы: сероводорода и сульфидов. Оксидов, сульфитов, серной кислоты и сульфатов.
Азот, его физические и химические свойства; получение. Свойства аммиака и солей аммония, оксидов азота, азотистой кислоты и нитритов, азотной кислоты и нитратов. Получение аммиака и азотной кислоты. Азотные удобрения.
Фосфор, его физические и химические свойства. Свойства соединений фосфора: фосфороводорода и фосфидов, оксидов фосфора, фосфорной кислоты и фосфатов. Фосфорные удобрения.
Углерод, его физические и химические свойства. Свойства и способы получения оксидов углерода и карбонатов. Свойства угольной кислоты.
Свойства кремния, оксида кремния, кремниевой кислоты и силикатов.
Общие свойства галогенов. Свойства и способы получения хлороводорода, хлоридов, гипохлоритов, хлоратов.
Общая характеристика металлов: физические и химические свойства. Общие способы получения металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлы и сплавы в технике.
Общая характеристика IA-II А-групп периодической системы. Свойства натрия, калия, кальция и магния и их соединений. Жесткость воды и способы ее устранения. Калийные удобрения.
Свойства алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Свойства оксидов и гидроксидов хрома (+2), (+3), хроматов и дихроматов.
Свойства перманганата калия: восстановление перманганат-иона в кислотной, нейтральной и щелочных средах.
Свойства железа, оксидов и гидроксидов железа (+2) и (+3). Химические реакции, лежащие в основе получения чугуна и стали. Роль железа и его сплавов в технике.
Свойства соединений меди. Свойства оксида и гидроксида цинка.
3. Практикум (3 часа)
Практическая работа № 1. Получение смесей и их разделение.
Практическая работа № 2. Приготовление растворов веществ с определенной концентрацией растворимого вещества.
Практическая работа № 3. Получение максимально возможного количества продуктов из предложенных веществ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата |
План. | Факт. |
| Основы теоретической химии | 12 | | |
1 (1) | Предмет и задачи химии | 1 | | |
2 (2) | Атомы и молекулы. | 1 | | |
3 (3) | Строение ядер и электронных оболочек атомов химических элементов. | 1 | | |
4 (4) | Типы химических связей. | 1 | | |
5 (5) | Агрегатные состояния веществ. | 1 | | |
6 (6) | Классификация реакций. | 1 | | |
7 (7) | Скорость химических реакций. | 1 | | |
8 (8) | Обратимость реакций. | 1 | | |
9 (9) | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | | |
10 (10) | Тепловые эффекты химических реакций. | 1 | | |
11 (11) | Вода. Растворимость веществ. Растворы. | 1 | | |
12 (12) | Электролитическая диссоциация. | 1 | | |
| Неорганическая химия | 20 | | |
1 (13) | Основные классы неорганических веществ. | 1 | | |
2 (14) | Оксиды и пероксиды, типы оксидов. | 1 | | |
3 (15) | Основания, способы получения, свойства. | 1 | | |
4 (16) | Кислоты. | 1 | | |
5 (17) | Соли. | 1 | | |
6 (18) | Общая характеристика неметаллов. | 1 | | |
7 (19) | Кислород. | 1 | | |
8 (20) | Сера, ее физические и химические свойства. | 1 | | |
9 (21) | Азот, его физические и химические свойства. | 1 | | |
10 (22) | Фосфор, его физические и химические свойства. | 1 | | |
11 (23) | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | | |
12 (24) | Кремний. | 1 | | |
13 (25) | Галогены. | 1 | | |
14 (26) | Общая характеристика металлов. | 1 | | |
15 (27) | Общая характеристика IA-IIА группы периодической системы. | 1 | | |
16 (28) | Алюминий. | 1 | | |
17 (29) | Хром. | 1 | | |
18 (30) | Перманганат калия. | 1 | | |
19 (31) | Железо. | 1 | | |
20 (32) | Соединения меди. Цинк. | 1 | | |
| Практикум | 3 | | |
1 (33) | П/Р №1. Получение смесей и их разделение. | 1 | | |
2 (34) | П/Р №2. Приготовление растворов веществ с определенной концентрацией растворимого вещества. | 1 | | |
3 (35) | П/Р №3. Получение максимально возможного количества продуктов из предложенных веществ. | 1 | | |
| Итого | 35 | | |
17