МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол №1 от __ августа 2022г. Руководитель ШМО ______/А.Г.Баишева / | | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _________/О.Л. 29 августа 2022г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ________/Н.В.Николаев/ 30 августа 2022. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РОДНОМУ БАШКИРСКОМУ ЯЗЫКУ
( 9 класс)
основного общего образования
Срок реализации: 1 год | |
| |
| Составила : Баишева А.Г., учитель башкирского языка высшей квалификационной категории |
2022
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………….3
Планируемые результаты………………………………………………………….....6
Основноесодержание...……………………………………………….7
Календарно-тематическое планирование………………………..….8
Перечень учебно-методического обеспечения……………………10
Пояснительная записка
Индивидуально-групповые занятия «Подготовка к ОГЭ по родному башкирскому языку» рассчитан на обучающейся 9 класса общеобразовательных школ с девиантным поведением. Он дополняет программу родного башкирского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями новой формы сдачи ОГЭ по родному башкирскому языку 2022-2023 г.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Проявление девиантного поведения у моей обучающейся возникла от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий. Она входит в группу трудновоспитуемых, или трудных детей. По этому возникает затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать программу по родному башкирскому языку. А так же выражает неуважение, недоверие к людям, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.
Основная особенность данного ребенка является появление «чувства взрослости», желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Но в то же время для нее очень значимо одобрение или порицание старших.
В данной программе большое внимание уделяется решению теста, работа с текстом и обучению написания сжатого сочинения с учетом особенностей данного ученика. По учебному плану родной башкирский язык проводится только раз в неделю и этого недастаточно для подготовки к ОГЭ. По этому создать индивидуальную программу работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ обязательно. Внеурочное занятие позволит подробно рассмотреть все 3 этапа работы экзамена. Обучающаяся получит возможность попрактиковаться в написании ОГЭ, что не предусмотрено программой по родному башкирскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа внеурочного занятия предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению. Данному виду работы по развитию речи в программе родного башкирского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка с девиантным поведением и уровня подготовленности учащегося, она ориентирована на развитие речи, логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащегося, профилактика и коррекция девиантного поведения, а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет ему успешно интегрироваться в социум.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий ОГЭ Государственной итоговой аттестации по родному башкирскому языку, содействие социально-психологической адаптации подростка.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации,
Коррекция агрессивного поведенияпри подготовке к ОГЭ по родному башкиркскому языку;
Формирование положительной нравственной направленности личности;
Развитие коммуникативных и социальных навыков общения на родном языке;
Формирование уверенности в себе, что сдаст ОГЭ;
Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:
об индивидуально-личностных особенностях;
о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.
и умениями:
применять на практике навыки взаимодействия с окружающими;
осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание;
овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
применять навыки умения общаться на родном языке в современном социуме.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое сочинение, работать с текстом, решать тесты;
владеть формами обработки информации исходного текста;
через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения родного башкирского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Коррекционно-развивающая работа с подростком:
Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростка.
№ | Задачи | Содержание |
2. | Коррекция стрессового состояния и агрессивного поведения. | Тренинги: «Как научиться не унывать». «Все познается в сравнении», «Пойми меня». |
3. | Развитие когнитивных способностей; внимания, памяти, мыслительных операций. | Анализ данных по уровню знаний по родному башкирскому языку и обсуждение. |
4. | Формирование положительной нравственной направленности. | Психологические беседы: «Позитивный взгляд на будущее», «Школа доброты». |
5. | Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения. | Тренинги «ОГЭ трудно, но справиться можно». «Взросление – ответственность», «». «Что плохо, а что хорошо». |
6. | Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я - концепции», уверенности в себе. | Психологические занятия и тренинги: «Я – полноценная личность», «Одиночество: за и против», «Мечта и страх», «Когда я один». |
7. | Развитие коммуникативных и социальных навыков. | Тренинг «Мы вместе», «Есть хорошие друзья!». |
Подготовка к решению заданий
Экзаменационная работа включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.
Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание, корней, аффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).
Синтаксический анализ словосочетания.
Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях.
Синтаксический анализ предложений.
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Анализ содержания текста
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Анализ средств выразительности. сравнение, фразеологизм, литота.
Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.
Подготовка к сжатому сочинению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи. Во время занятий включать игры упраженнения: “Мой характер”, “Мои мысли, чуства и желания”, “Хочу, могу, надо”, “Как стать лучше” “Приемы самовоспитания”, “Мои способности, интереесы, успехи”.
«Копилка обид»; «Грустные мысли»;
В качестве учебного пособия используется для данного курса учебное пособие: М.Г.Усманова, Ф.Ф. Абдуллина “Башкирский язык.Тесты, правила.Уфа; Информреклама, 2004, М.Г.Усманова “Грамматика башкирского языка в таблицах и схемах”, Уфа:Китап, 2007.
Планируемые результаты
Личностные | 1) понимание родного башкирского языка как одной из основных национально-культурных ценностей башкирского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности башкирского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Мета предметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли башкирского языка как национального языка башкирского народа, как государственного языка Республики Башкортостан, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами башкирского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Основное содержание
Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2023 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Тест. (8 часов)
Фонетический разбор слова
Лексическое значение слова. Переносное значение слова.
Лексический состав слова.
Историзмы, археологизмы, неологизмы.
Профессионализмы, диалектизмы.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Однокоренные слова.
Словоизменяющие и словообразующие окончания(аффиксы).
Выполнение заданий 11-20 (16 часов).
11. Понимание текста.
12. Определение сложного предложения.
13. Определить степень прилагательных .
14. Умение заменить слов с синонимом.
15. Морфологический анализ слова.
16. Понимание слов в тексте.
17. Найти опреленных слов в тексте.Умение поставить пропущенное слово подходящее по смыслу.
18. Правописание слов. Умение объяснить правило правописания.
19. Работа с фразелологизмами.
20. Умение поставить подходящее пунктуационные знаки.
Текст. Сочинение. Сжатое сочинение (5часов).
Беседы с поростком девиантным поведением:
Воспитание человечности. Настоящая мудрость.
Кто достоин уважения. Как стать лучше.
Разговор о совести. Помогаем другим.
Красота души. Учимся видеть хорошее.
Золотое правило жизни. Умение прощать.
Тропа милосердия. Сила любви.
Как стать счастливым. Жизнь в единстве.
Быть ответственным. Разговор о совести.
Тема. Главная мысль текста. Сжатое сочинение. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения- рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания.
Заключение. Итоговый контроль (2 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
Календарно-тематическое планирование
«Подготовка к ОГЭ по родному башкирскому языку»
9 класс (34 ч.)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
| Введение. Значение курса, его задачи | 2 | | |
1 | Особенности ОГЭ-2023 по родному башкирскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия. Беседа на тему: Воспитание человечности. Настоящая мудрость. | 1 | 8.09 | |
2 | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение бланков экзаменационной работы. Беседа на тему: Кто достоин уважения. Как стать лучше. | 1 | 15.09 | |
Тест (1 часть) | 8 | |
3 | Фонетический разбор слова | 1 | 22. | |
4 | Лексическое значение слова. Переносное значение слова. | 1 | 29 | |
5 | Лексический состав слова. | 1 | 6 | |
6 | Историзмы, археологизмы, неологизмы. | 1 | 13 | |
7 | Профессионализмы, диалектизмы. | 1 | 20 | |
8 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | 27 | |
9 | Однокоренные слова. | 1 | 10 | |
10 | Словоизменяющие и словообразующие окончания(аффиксы). | 1 | 17 | |
Текст. Подготовка к решению заданий (часть 2) | 16 | |
11 | Понимание текста. | 1 | 24 | |
12-13 | 12. Определение сложного предложения. | 2 | 1,8 | |
14 | 13. Определить степень прилагательных . | 1 | 15 | |
15 | 14. Умение заменить слов с синонимом. | 1 | 22 | |
16-20 | 15. Морфологический анализ слова. | 5 | 29, | |
21 | 16. Понимание слов в тексте. | 1 | 9.02 | |
22 | 17. Найти опреленных слов в тексте.Умение поставить пропущенное слово подходящее по смыслу. | 1 | 16 | |
23 | 18. Правописание слов. Умение объяснить правило правописания. | 1 | 2.03 | |
24 | Работа с фразелологизмами. | 1 | 9.03 | |
25-26 | 20. Умение поставить подходящее пунктуационные знаки. | 2 | 16-23.03 | |
Сжатое сочинение (3 часть) | 5 | |
27 | Сжатое сочинеие. Что такое сжатие текста. Приемы сжатия. Беседа на тему: Разговор о совести. Помогаем другим. | 1 | 6.04 | |
28 | Приемы сжатия. Написание сжатого изложения. Беседа на тему: Красота души. Учимся видеть хорошее. | 1 | 13.04 | |
29 | Виды сочинений. Критерии оценки. Структура сочинения. Беседа на тему: Золотое правило жизни. Умение прощать. | 1 | 20.04 | |
30 | Учимся формулировать тезис. Беседа на тему: Тропа милосердия. Сила любви. | 1 | 27.04 | |
31 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из жизненного опыта. Беседа на тему: Как стать счастливым. Жизнь в единстве. | 1 | 4.05 | |
32 | Учимся писать вывод сочинения. Беседа на тему: Быть ответственным. Разговор о совести. | 1 | 11.05 | |
| Заключение. Итоговый контроль | 2 | | |
33 | Диагностическая работа в форме ОГЭ. | 1 | 18.05 | |
34 | Диагностическая работа в форме ОГЭ. Анализ ошибок | 1 | 25.05 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
М.Г.Усманова, Ф.Ф. Абдуллина “Башкирский язык.Тесты, правила.Уфа; Информреклама, 2004.
М.Г.Усманова “Грамматика башкирского языка в таблицах и схемах”, Уфа:Китап, 2007.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2023году основного государственного экзамена по родному башкирскому языку.