СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы по ПДД "Дорожная азбука".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»»

социальное направление

ПРОГРАММы воспитательной работы ПО ПДД

«дорожная азбука»

Пояснительная записка

В социальном направлении программы воспитательной деятельности рассматриваются условия, необходимые для социальной адаптации каждого воспитанника с НОДА и умственной отсталостью, определяются задачи формирования представлений о правилах поведения в окружающей среде, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения; формирование культуры поведения в общественном транспорте; формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой. Осознанное исполнение правил дорожного движения для обеспечения безопасного пользования общественным транспортом, перемещением по городу, с учётом предотвращения угрозы жизни и здоровья для всех участников дорожного движения.

Нормативно - правовая база разработки программы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

3. Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

4.Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.12.2019) "О Правилах дорожного движения».

5. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

6. Устав ГБОУ школы № 627 г. Санкт-Петербурга.

7.Авторская программа начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).

Целью программы является:формирование представлений о правилах дорожного движения для обеспечения сохранности здоровья и жизни обучающихся.

Задачи:

  1. Формирование чувства ответственности за поведение в городской социальной среде;

  2. Формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;

  3. Формирование культуры поведения и безопасного поведения в общественном и железнодорожном транспортах;

  4. Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

  5. Развивать у детей с ОВЗ умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

  6. Формирование моделей безопасного поведения в окружающей среде и умений вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.


Принцип составления программы.

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи социального направления внеурочной деятельности по ПДД, основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.

При составлении программы учебного предмета учитывались следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации – уважение и принятие ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития как личности.

  2. Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

  3. Принцип единства диагностики и коррекции, отражающий целостность образовательного процесса.

  4. Принцип индивидуализации, предполагающий подбор содержания, темпа, приемов и способов взаимодействия с обучающимся.

  5. Принцип доступности, предполагающий соответствие содержания материала уровню интеллектуальных, физических возможностей ребенка.

  6. Принцип интеграции образовательных областей (учебных предметов) - основные задачи каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей программы (учебных предметов).

  7. Принцип наглядности, предполагающий использование всех доступных обучающемуся каналов восприятия (мультимодальность).

  8. Принцип междисциплинарного подхода с целью создания наиболее благоприятных условий для обучающихся, исходя из особенностей его психофизического развития.

Общая характеристика социального направления программы воспитательной деятельности «Дорожная азбука».

В программе «Дорожная Азбука» определены следующие четыре основных раздела коррекционно-педагогической работы: «Моя жизнь в большом городе», «Дорожные знаки – наши помощники!», «Общественный транспорт: безопасность и этика поведения», «Инструктажи по ПДД».

Работа по разделам включает два основных аспекта: с одной стороны, создание условий для формирования установок для безопасного образа жизни, для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью и формирования у них социально-бытовых навыков, с другой — формирование у них потребности быть ответственными за свой поведение в условиях реальной жизни.

Описание ценностных ориентиров содержания программы.

Все содержание работы в социальном направлении «Дорожная азбука» направлено на совершенствование духовного-нравственного развития обучающихся с НОДА и умственной отсталостью, укрепление их физического здоровья и создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности в сфере изучения правил дорожного движения, создание им индивидуального психологического комфорта, уверенности в своих знаниях и умениях. В целом у учеников формируется установка на здоровый и безопасный образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание программы.

Работа, проводимая в направлении, названном «Дорожная азбука», призвана закрепить у детей образ гражданина. Дети учатся понимать и принимать ответственность за свои поступки и поведение в общественных местах, занимать активную жизненную позицию. Содержание работы в направлении «Моя жизнь в большом городе» призвано формировать представления детей о существующей социальной инфраструктуре, дорожно-транспортной ситуации в мегаполисе; месте человека в реалиях городской среды. Содержание работы в направлении «Дорожные знаки – наши помощники» посвящено формированию у детей представлений об основных дорожных знаках, дорожной разметки, работы светофора, о функциях подземных и наземных переходов. В направлении «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения» ведется работа по ознакомлению обучающихся с городским общественных транспортом и правилами поведения на остановках и в салоне транспортного средства. Содержание работы в направлении «Инструктажи по ПДД» посвящена формированию у детей представлений о возможных чрезвычайных ситуациях и способов их предотвращения на городских дорогах, а также формированию навыков безопасного пользования общественным транспортом и перемещением по городу.

Материально-техническое обеспечение:

Наглядный и индивидуальный раздаточный материал: печатные пособия (плакаты, таблицы, азбука пешехода). Развивающие игры – настольные и интерактивные развивающие игры, упрощающие запоминание дорожных знаков и правил. Сюжетно-ролевая атрибутика (модели дорожных знаков, светоотражающие значки, жилеты безопасности). Презентации и видеоролики по изучаемой тематике.






































СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Календарно - тематическое планирование

по программе внеурочной деятельности «Дорожная азбука»

1 П класс, 33 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Прогулка у дома.

2.


Прогулка по городу.

3.


Правила безопасного поведения на придомовой территории.

4.


Викторина: «Самый внимательный и наблюдетальный».

5.


Зачем нужны правила дорожного движения?

6.


Понятие «пешеходная дорожка», «обочина», «тротуар».

7.


Что такое «автомобильная дорога», «проезжая часть».

8.


Разработка безопасного маршрута от дома до школы.

9


Обобщающий урок в игровой форме. Викторина.

10


Дорожные знаки-наши помощники. Введение в тему.

11


Что такое «дорожный знак?».

12


Дорожный знак «Пешеходный переход».

13


Дорожная разметка «зебра».

14


Дорожный знак «Наземный переход».

15


Дорожный знак «Подземный переход».

16


Обобщающий урок по изученным дорожным знакам: «Пешеходный переход от беды убережёт».

17


Знакомство со светофором. Что такое светофор?

18


Значение световых сигналов светофора.

19


Правила перехода улицы по сигналам светофора.

20


Проведение сюжетно-ролевой игры: «Наш помощник-светофор».

21


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему.

22


Мы пассажиры.

23


Виды общественного транспорта.

24


Знакомство с общественным транспортом- автобуса.

25


Знакомство с общественным транспортом –трамвай.

26


Знакомство с общественным транспортом- троллейбус.

27


Обобщающий урок по теме: «От пешехода до пассажира».

28


Инструктажи по ПДД. Что такое инструктаж?

29


Зачем нужны инструктажи?

30


Инструктаж: «Правила безопасного перемещения рядом с проезжей частью».

31


Инструктаж: «Правила безопасного перемещения во дворах».

32


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на остановках общественного транспорта».

33


Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Школа пешеходов».





1 класс, 33 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Понятие город.

2


Отличие города от других населённых пунктов.

3


Мир вокруг меня- жилые дома, магазины, школы, поликлиники.

4


Мир вокруг меня- жилые дома, магазины, школы, поликлиники.

5


Изучение карты района.

6


Изучение карты района.

7


Моя улица и мой дом на карте района.

8


Моя школа на карте района.

9


Разработка безопасного маршрута от дома до школы.

10


Мы на улице: Что такое «дорога».

11


Мы на улице: Что такое «тротуар».

12


Для чего нужны правила дорожного движения?

13


Дорожные знаки-наши помощники. Введение в тему.

14


Зачем нужны дорожные знаки?

15


Дорожный знак «Пешеходный переход».

16


Дорожная разметка «зебра».

17


Дорожный знак «Наземный переход».

18


Дорожный знак «Подземный переход».

19


Обобщающий урок по изученным дорожным знакам: «Пешеходный переход от беды убережёт».

20


Наш друг светофор.

21


Значение световых сигналов светофора.

22


Правила перехода улицы по сигналам светофора.

23


Проведение сюжетно-ролевой игры: «Наш помощник-светофор».

24


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему.

25


Мы-пассажиры! Виды общественного транспорта.

26


Виды общественного транспорта. Автобус.

27


Виды общественного транспорта. Трамвай и троллейбус.

28


Места остановок общественного транспорта: автобусная остановка.

29


Места остановок общественного транспорта. Трамвайные и троллейбусные остановки.

30


Инструктажи по ПДД. Зачем нужны инструктажи?

31


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на автобусной и троллейбусной остановке».

32


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на трамвайной остановке».

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения при выходе и посадке из трамвая».

34


Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Школа пешеходов».


2 класс, 34 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Особенности жизни в большом городе.

2.


Знакомство с картой Санкт-Петербурга.

3


Мой район на карте города.

4


Моя улица, мой дом и школа на карте района.

5


Моя улица, дом и школа на карте района.

6


Мир вокруг меня- дома, магазины, поликлиники, школа.

7


Разработка безопасного маршрута от дома до школы.

8


Мы-пешеходы. Наши права и обязанности

9


Дорожные знаки-наши помощники. Зачем нужны дорожные знаки?

10


Дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра»

11


Дорожные знаки «наземный» и «подземный» пешеходный переход.

12


Знакомство с дорожным знаком «Осторожно, дети!».

13


Обобщающий урок по теме: «Переходим дорогу правильно».

14


Новое о светофоре.

15


«Красный, жёлтый, зелёный». Сигналы светофора.

16


Правила перехода улицы по сигналам светофора.

17


Проведение сюжетно-ролевой игры: «Светофор- наш друг».

18


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему.

19


Мы-пассажиры!

20


Виды общественного транспорта. Автобус.

21


Виды общественного транспорта. Трамвай и троллейбус.

22


Права и обязанности пассажиров.

23


Права и обязанности пассажиров.

24


Что такое этикет?

25


Правила этикета в общественном транспорте.

26


Итоговое занятие –игра: «Мы-пассажиры».

27


Инструктажи по ПДД. Что мы знаем про инструктажи?

28


Инструктаж: «Переходим улицу правильно».

29


Инструктаж: «Правила поведения на улице».

30


Инструктаж: «Правила безопасного поведения в салоне транспортного средства».

31


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице в дождливый день».

32


Инструктаж: «Правила безопасного поведения в туманную погоду».

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул».

34


Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Дорожная азбука».


3 класс, 34 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Понятие мегаполис.

2


Понятие городская среда, городская инфраструктура. Структура городской среды.

3


Мой район на карте города: инфраструктура района.

4


Разработка оптимального маршрута от дома до школы с использованием общественного наземного транспорта.

5


Особенности географического расположения Санкт-Петербурга.

6


Связь между географическим положением города и системой общественного транспорта.

7


Терроризм и реальность. Особенности безопасности в мегаполисе.

8


Система общественного порядка в городе.

9


Закрепление пройденного материала через игровую деятельность: «Прогулка по городу».

10


Дорожные знаки-наши помощники. Виды дорожных знаков.

11


Предупреждающие дорожные знаки.

12


Предписывающие дорожные знаки.

13


Запрещающие дорожные знаки.

14


Информационные дорожные знаки.

15


Знаки сервиса.

16


Викторина по дорожным знакам: «Друг твой добрый и надёжный –дорожный знак».

17


Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

18


Звуковые и световые сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

19


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения».

20


Пассажирская транспортная система.

21


Работа с транспортной картой города.

22


Автобусное сообщение: маршруты, схема движения.

23


Троллейбусное сообщение: маршруты, схема движения.

24


Трамвайное сообщение: маршруты, схема движения.

25


Система общественного порядка на улицах города.

26


Особенности движения машин специального назначения.

27


Обязанности пассажиров в салоне транспортного средства.

28


Инструктажи по ПДД. Для чего нужны инструктажи.

29


Инструктаж: «Будь заметен на дороге!».

30


Инструктаж: «Мы выходим на дорогу».

31


Разработка памятки пассажира.

32


Разработка памятки пешехода.

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул».

34


Итоговое занятие в игровой форме: «Соблюдая ПДД –не окажешься в беде!».





4 класс, 34 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Понятие мегаполис.

2


Понятие городская среда, городская инфраструктура. Структура городской среды.

3


Мой район на карте города: инфраструктура района.

4


Разработка оптимального маршрута от дома до школы с использованием общественного наземного транспорта.

5


Особенности географического расположения Санкт-Петербурга.

6


Связь между географическим положением города и системой общественного транспорта.

7


Терроризм и реальность. Особенности безопасности в мегаполисе.

8


Система общественного порядка в городе.

9


Закрепление пройденного материала через игровую деятельность: «Прогулка по городу».

10


Дорожные знаки-наши помощники. Виды дорожных знаков.

11


Предупреждающие дорожные знаки.

12


Предписывающие дорожные знаки.

13


Запрещающие дорожные знаки.

14


Информационные дорожные знаки.

15


Знаки сервиса.

16


Викторина по дорожным знакам: «Друг твой добрый и надёжный –дорожный знак».

17


Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

18


Звуковые и световые сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

19


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения».

20


Пассажирская транспортная система.



Знакомство с системой работы метрополитена.

21


Работа с транспортной картой города.

22


Автобусное сообщение: маршруты, схема движения.

23


Троллейбусное сообщение: маршруты, схема движения.

24


Трамвайное сообщение: маршруты, схема движения.

25


Система общественного порядка на улицах города.

26


Игра –занятие: «Найди нарушения».

27


Ответственность участников дорожного движения.

28


Инструктажи по ПДД. Для чего нужны инструктажи.

29


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице».

30


Инструктаж: «Правила безопасного поведения в общественном транспорте».

31


Изучение и отработка памятки пассажира.

32


Изучение и отработка памятки пешехода.

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул».

34


Итоговое занятие в игровой форме: «Сделаем наш город безопасным!».