Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
имени дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина
муниципального образования Каневской район
(полное наименование образовательной организации)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 13 МО Каневской район
от 31.08.2021 года протокол № 1
Председатель_________ Л. Г. Сонько
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____________праву______________
(указать учебный предмет)
Уровень образования, класс ___ среднее общее образование, 10-11 класс____
Количество часов: всего ___136__ часов
Учителя: Ткаченко Марина Леонидовна
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным__ образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413)__________________________________________________
с учётом примерной основной образовательной программы среднего____ общего образования, одобренной решением федерального учебно – _____
методического объединения по общему образованию Протокол от______
28.07.2016 года № 2/16-з_____________________________________________
с учётом УМК А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина «Дрофа», 2019 г. _________
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты обучения Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают сформированность в части:
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли социальных институтов (государства, семьи, церкви, СМИ) в российском обществе и в жизни человека;
- представление о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе знания Конституции Российской Федерации и основ российского законодательства;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- осознанное и активное неприятие всех форм антиобщественного поведения и асоциальных поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности в познании социальных явлений и процессов;
- установка на осмысление собственного опыта наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни; установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные социально одобряемые формы взаимодействия с другими людьми;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках семьи, школы, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний об обществе и общественных отношениях;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения;
- на основе фактов социальной действительности выявлять закономерности и противоречия развития общества;
- выявлять дефицит социальной информации, необходимой для решения поставленной познавательной или практической задачи, и восполнять его путём использования доступных источников информации;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент социальных явлений;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формулировать гипотезу об истинности собственных суждений об обществе и общественных отношениях и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование отдельных сторон социальной действительности по установлению особенностей и объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать полученную в ходе исследования информацию на применимость и достоверность;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие социальных процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе социальной информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах (текст, изображение, диаграмма, схема, таблица и пр.);
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках социальной информации;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления социальной информации в соответствии с учебной задачей;
- оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций;
- смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного эксперимента, исследования проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты обучения
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
выделять содержание различных теорий происхождения государства;
сравнивать различные формы государства;
приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
характеризовать особенности системы российского права;
различать формы реализации права;
выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
различать способы мирного разрешения споров;
оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
выделять структурные элементы системы российского законодательства;
анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
различать формы наследования;
различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;
различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
выделять права и обязанности членов семьи;
характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
толковать государственно-правовые явления и процессы;
различать принципы и виды правотворчества;
описывать этапы становления парламентаризма в России;
сравнивать различные виды избирательных систем;
анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
различать опеку и попечительство;
находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Введение (1 ч). Роль и значение права.
Раздел 1. Теория государства и права (22 часа)
Тема 1. Теория происхождения государства и права (3 часа).
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства.
Тема 2. Формы государства (4 часа).
Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство.
Тема 3. Система права (5 часов).
Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм.
Тема 4. Система российского права (4 часа).
Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка.
Тема 5. Правовая культура (2 часа).
Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Тема 6. Юридическая ответственность и правонарушения (2 часа).
Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Тема 7. Итоговое повторение к разделу «Теория государства и права» (2 часа).
Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Теория государства и права».
Контрольная работа по теме «Теория государства и права».
Раздел 2. Конституционное право (22 часа)
Тема 1. Конституция РФ (4 часа).
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации.
Тема 2. Конституционные права и обязанности гражданина РФ (4 часа)
Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Тема 3. Система органов государственной власти Российской Федерации (8 часов).
Система органов государственной власти Российской Федерации.
Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества.
Тема 4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации (3 часа).
Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум.
Тема 5. Система органов местного самоуправления (1 час).
Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления.
Тема 6. Итоговое повторение по теме «Конституционное право» (2 часа).
Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Конституционное право». Контрольная работа по теме «Конституционное право».
Раздел 3. Международное право (22 часа)
Тема 1. Основные принципы и источники международного права (4 часа).
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности.
Тема 2. Права человека (5 часов).
Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека.
Тема 3. Международная система защиты прав человека (11 часов).
Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
Тема 4. Итоговое повторение к разделу «Международное право» (2 часа).
Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Международное право».
Контрольная работа по теме «Международное право».
Раздел 4. Итоговое повторение (1 час).
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.
11 класс.
Раздел 1. Основные отрасли российского права (52 часа)
Тема 1. Гражданское право (17 часов).
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Тема 2. Семейное право (8 часов)
Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Контрольная работа по теме «Гражданское и семейное право».
Тема 3. Трудовое право (8 часов)
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности.
Тема 4. Административное право (3 часа).
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания.
Тема 5. Уголовное право (4 часа).
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 6. Финансовое право (3 часа).
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Тема 7. Налоговое право (5 часов).
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Тема 8. Жилищное и образовательное право (2 часа)
Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Тема 9. Итоговое повторение (2 часа).
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы I «Основные отрасли российского права».
Контрольная работа по теме «Основные отрасли российского права»
Раздел 2. Основы российского судопроизводства (14 часов).
Тема 1. Основы судопроизводства (10 часов).
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Тема 2. Основы судопроизводства (2 часа).
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
Тема 3. Итоговое повторение (2 часа).
Урок представления результатов проектной деятельности по темам раздела II «Основы российского судопроизводства».
Контрольная работа по теме «Основы российского судопроизводства»
Раздел 3. Итоговое повторение за курс 11 класса (2 часа).
1. Итоговая контрольная работа за курс 11 класса.
2. Повторительно – обобщающий урок по теме «Отрасли российского права и основы российского судопроизводства».
Темы для проектов Из истории государства и права
Обычай и закон: общее и различия.
Развитие государственности и эволюция права Великобритании в Новое время (при подготовке использовать Интернет и свои знания по всеобщей истории).
Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.
Достоинства и недостатки буржуазного права.
Соответствовало ли покорение Дикого Запада и вытеснение индейцев принципам буржуазного демократического права?
Исторические корни демократии в России.
Какое влияние оказали на развитие российской правовой системы революционные движения XIX – начала XX в.
Известные судебные процессы второй половины XIX– начала XX в.: факты, комментарии, уроки.
Почему теоретики большевизма политику ставили выше права?
Какое влияние на общество оказывает резкая смена правовой системы?
Состояние советской правовой науки в 1950—1980-е гг. Связь истории страны и права.
Правозащитное, диссидентское движение.
Создание нового права в России как отражение перехода страны от капитализма к социализму.
Причины принятия новой Конституции РФ в 1993 г.
Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).
Сущность этатизма, его положительные и отрицательные стороны.
Право и закон: общее и особенное.
Понятие «право» в русском языке: в чем причины его многозначности?
Особенности системы российского права.
Нормативно-правовой акт как источник права в России.
История развития идеи правового государства.
Основные документы США, Англии и Франции о правовом государстве.
Признаки правового государства в России.
«Телефонное право»: сущность, причины существования, последствия для общества.
Что мешает торжеству законности?
Достоинства и недостатки принципа разделения властей.
Судебное оправдание и «суд совести»: всегда ли они совпадают?
Как связаны право и религия? Влияние религии на право. Примеры из истории.
Судьба философии естественного права в России.
Существует ли врожденное «чувство права»?
Конституционное право
Виды конституций. Почему в одних странах конституции писаные, а в других – неписаные?
Можно ли считать, что в Российской империи после принятия Основных государственных законов 1906 г. утвердилась конституционная монархия?
Сильная президентская власть в России: «за» и «против».
Нужны ли поправки к Конституции РФ?
Почему в статье 1 Конституции РФ как равнозначные закреплены названия нашей страны: Россия и Российская Федерация?
Двойное гражданство: выгоды и трудности.
Виды субъектов РФ по Конституции РФ.
Президент России и президенты республик, главы субъектов Федерации: как должны строиться их отношения?
Независимость судебной власти: миф или реальность.
Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности.
Русское земство: возможно ли возрождение.
Права человека
Что бывает, если правами человека пользуются люди аморальные, в безнравственных целях?
Заинтересовано ли государство в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?
Почему Всеобщая декларация прав человека была напечатана в нашей стране через сорок лет после ее принятия?
Может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений.
Рабство в прошлом и настоящем.
Дискриминация «некоренного населения» в странах СНГ: факты, причины и последствия.
Читать антисоветские произведения признавалось в недавние времена преступлением. Считаете ли вы преступными действия государства, приговаривающего своих граждан за это к тюремному заключению?
Интересы партии и интересы личности – что выше?
Что нужно сделать, чтобы остановить отток умов из России?
Право на социальное обеспечение и уровень развития страны.
Экономическое развитие и защита окружающей среды.
Возможности отдельных людей в сохранении природы.
Геноцид: уроки истории.
Какие органы эффективнее в защите прав российских граждан: международные или национальные.
Уполномоченный по правам человека: статус, полномочия, функции.
Международное гуманитарное право.
Военные преступления нашего времени.
Избирательное право и избирательный процесс
Активное и пассивное избирательное право граждан.
Почему в некоторых субъектах РФ принимают законодательные акты о выборах, противоречащие федеральным законам?
Система российского законодательства о выборах в органы власти.
Две избирательные системы – пропорциональная и мажоритарная: достоинства и недостатки.
Чем было вызвано обновление гражданского права в России: причины, цели, сущность?
Правовой статус несовершеннолетнего предпринимателя.
Дееспособность гражданина: сущность, содержание, ответственность.
Акционерное общество и унитарное предприятие: критическое сравнение.
Производственная артель: опыт российской истории.
Гражданин и собственность.
Наследование по закону и по завещанию.
Какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему?
Договорная дисциплина и демократия.
Укрепление договорной дисциплины: с чего начать?
Право интеллектуальной собственности в России.
Налоговое право
Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране?
Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?
Почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым?
Акцизы – «за» и «против».
Государство и юридические лица: налоги, налоговые отношения, налоговые льготы.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов по НКРФ.
Должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки.
Семейное право
Фемида и Амур – прочен ли их союз.
Почему закон не разрешает вступать в брак слишком молодым людям?
Брак по любви и брак по расчету.
Развод и дети.
Как защитить интересы ребенка.
Трудовое право
Трудовые правоотношения: участники, их права и обязанности по Трудовому кодексу РФ.
Зачем заключается коллективный договор?
Трудовой договор, его виды и основания прекращения.
Рабочее время: интересы работников и работодателей.
Забастовки – «за» и «против».
Заработная плата и дисциплина труда.
Административное право
Порча вагонов электричек: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты.
Чем опасны нарушения правил дорожного движения?
Административные правонарушения. Административная ответственность.
Штрафы как вид административного наказания: проблемы и перспективы.
Уголовное право
Преступность в современной России.
Уголовное право Российской Федерации.
Преступность в контексте общества – влияют ли социальные перемены на состояние и уровень преступности.
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
Какие преступления особенно опасны сегодня.
Почему компьютерная информация поставлена под защиту уголовного закона.
Преступления в сфере экономики: новые тенденции.
Способно ли уголовное наказание исправить преступника.
Нужна ли смертная казнь в России.
Может ли суд признать тяжелое материальное положение семьи обстоятельством, смягчающим уголовное наказание ее главы за воровство.
Как и почему становятся преступниками несовершеннолетние.
Почему уголовный закон к несовершеннолетнему преступнику относится мягче, чем к взрослому.
Особенности современной криминогенной обстановки в России.
Преступления, представляющие особую опасность в наше время.
«Новые» уголовные преступления.
Способно ли уголовное наказание исправить преступника.
Правовая культура
Правовая и политическая культура: сходство и различия.
Зачем обывателю правовая культура.
Правосознание как форма общественного сознания.
Правовая защита.
Гуманитарное образование и правовая культура.
Правовая культура и гражданственность.
Почему так популярно сегодня юридическое образование.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п//п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
10 КЛАСС |
1 | Введение. | - | 1 |
2 | Раздел 1. Теория государства и права | - | 22 |
3 | Раздел 2. Конституционное право | - | 22 |
4 | Раздел 3. Международное право | - | 22 |
5 | Раздел 4. Итоговое повторение. | - | 1 |
| Итого | - | 68 |
11 КЛАСС |
1 | Раздел 1. Основные отрасли российского права. | - | 52 |
2 | Раздел 2. Отрасли российского судопроизводства. | - | 14 |
3 | Раздел 3. Итоговое повторение. | - | 2 |
| Итого | - | 68 |
| Итого | 140 | 136 |
Тематическое планирование:
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
10 класс |
Введение | 1 | Роль и значение права. | 1 | Формировать в себе понимание роли права в жизни общества и отдельного человека; ценить и уважать демократические принципы права. | Гражданское воспитание. Популяризация научных знаний среди детей. |
1.Теория государства и права. | 22 | Тема 1. Теория происхождения государства и права. | 3 | Знать основные этапы развития права; понимать значение римского права для развития современного европейского права; иметь представление о памятниках и источниках российского права; усвоить связь истории возникновения государства и права. Учиться видеть, понимать и оценивать проявления права в жизни общества, страны и людей, а также в международных отношениях; использовать свои правовые знания на практике; повышать свою правовую культуру, изучая правовые исторические документы; сформировать навыки исследовательской работы, анализировать правовые источники и делать собственные выводы. Знать определение права и его характерные признаки; аргументировать с опорой на собственные взгляды важную роль права в разрешении любых правовых конфликтов; характеризовать основные подходы к пониманию права в истории юриспруденции; понимать сущность взаимодействия права и нравственности; понимать роль права в решении правовых проблем общественной жизни; отличать правовые нормы от иных социальных регуляторов; обладать знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе. Владеть навыками использовать право в решении правовых задач, требующих базовые знания в области конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного, образовательного права. Уметь использовать социальные нормы в жизненных ситуациях. Уметь пользоваться современными информационными поисковыми правовыми системами для нахождения необходимого правового акта, регулирующего ту или иную ситуацию. Уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты. Знать основные правовые понятия, позволяющие читать и понимать ведущие федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные правовые документы; уметь определять структуру нормы права, сущность её составляющих единиц (гипотез, диспозиций, санкций). Разбираться в видовом разнообразии нормативных правовых актов, действующих на территории России; уметь реализовать действующие нормы права в необходимых ситуациях в реальной жизни. Владеть навыками разрешения элементарных правовых споров в области публичного и частного права; уметь толковать законы различными способами; знать основы правоприменения норм действующего законодательства. Соблюдать необходимые предписания права в любых жизненных ситуациях, оказывать правовую консультацию по элементарным вопросам действующего законодательства, быть непримиримым к правонарушениям любого характера, владеть навыками антикоррупционного поведения. Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. | Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Популяризация научных знаний среди детей. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. |
Тема 2. Формы государства. Тема 3. Система права. Тема 4. Система российского права. Тема 5. Правовая культура. Тема 6. Юридическая ответственность и правонарушения. Тема 7. Итоговое повторение к разделу «Теория государства и права». | 4 5 4 2 2 2 |
2.Конституционное право | 22 | Тема 1. Конституция РФ. Тема 2. Конституционные права и обязанности гражданина РФ Тема 3. Система органов государственной власти Российской Федерации Тема 4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации Тема 5. Система органов местного самоуправления. Тема 6. Итоговое повторение по теме «Конституционное право». | 4 4 8 3 1 2 | Знать сущность государства как политической организации общества; характеризовать любое государство с точки зрения егоформы правления, территориального устройства, политического режима. Характеризовать государственный механизм; знать компетенцию органов законодательной, судебной, исполнительной ветвей власти. Понимать взаимодействие права и государства; уважительно относиться к соблюдению законов и обеспечению законности и правопорядка в обществе. Уметь защищать личные, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Уметь исполнять обязанности граждан государства. Характеризовать избирательные системы и их виды. Уметь участвовать в референдуме, выборах Президента РФ; уважительно относиться к символам и атрибутам государственной власти, быть патриотом своего государства. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей. | Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Популяризация научных знаний среди детей. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое воспитание. |
3. Международное право | 22 | Тема 1. Основные принципы и источники международного права. Тема 2. Права человека. Тема 3. Международная система защиты прав человека. Тема 4. Итоговое повторение к разделу «Международное право». | 4 5 11 2 | Знать основные принципы и нормы международного публичного и международного частного права. Обладать умениями использовать нормы международного гуманитарного права при решении военных и иных конфликтов между странами. Уважительно относиться к международному праву, знать основы мирного решения конфликтов на международной арене. Знать, как обратиться в Международный суд по правам человека. Уметь излагать письменно свои позиции по вопросу защиты прав человека. Работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. |
4. Итоговое повторение | 1 | Итоговое повторение | 1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). Представлять проект по темам обществоведческого курса. | Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. |
11 класс |
1. Основные отрасли российского права | 52 | Тема 1. Гражданское право. Тема 2. Семейное право. Тема 3. Трудовое право. Тема 4. Административное право. Тема 5. Уголовное право. Тема 6. Финансовое право. Тема 7. Налоговое право. Тема 8. Жилищное и образовательное право. Тема 9. Итоговое повторение | 17 8 8 3 4 3 5 2 2 | Знать основные источники семейного права, находить необходимую правовую норму, регулирующую семейные отношения. Уметь предотвращать и решать правовые конфликты в семье. Владеть правовой компетентностью по вопросам заключения брака, его расторжения, выплаты алиментов. Решать необходимые вопросы по аспектам правовых отношений между родителями и детьми. Уметь выявлять нарушения прав детей и родителей; быть непримиримым к преступлениям и проступкам в вопросах отношений взрослых и детей. Знать основополагающие нормы жилищного права, уметь защищать право на жилище. Знать правовые нормы в области заключения и расторжения трудовых отношений; уметь устроиться на работу, защитить свои трудовые права. Уважительно относиться к нормам трудового права, соблюдать дисциплину труда, быть социально-активным в трудовой деятельности. Уметь использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. Знать ведущие нормы административного законодательства; уметь защитить свои права и законные права иных лиц в административном процессе; уважительно относиться к нормам административного права; уметь обращаться в органы государственной и муниципальной власти для разрешения вопросов. Взаимодействовать в группе, работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете. | Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое воспитание. |
2.Основы российского судопроизводства. | 14 | Тема 1. Основы судопроизводства. Тема 2. Основы судопроизводства. Тема 3. Итоговое повторение. | 10 2 2 | Знать и характеризовать судебную систему Российской Федерации; уметь обращаться в судебные инстанции за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости. Уважительно относиться к правоохранительным органам государства, понимать компетенцию и особенности их деятельности. Знать порядок применения права и уметь использовать свои знания для осуществления правовых консультаций и помощи другим лицам. Решать правовые задачи по разрешению споров с использованием действующих норм гражданского процессуального, уголовного процессуального права. Уметь следить за изменением законодательства, делать заключения об эффективности использования права в конкретной жизненной ситуации. Знать основные источники гражданского права, уметь их характеризовать, находить необходимую норму для решения возникающих гражданско-правовых споров. Характеризовать физическое лицо как субъекта гражданских правоотношений. Определять меру возможного поведения субъекта гражданско-правовых отношений; отличать виды юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Знать основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Уметь отличать хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Владеть способами защиты своих имущественных и личных неимущественных прав. Уметь осуществлять защиту прав потребителей. Уметь применять правила наследования на основании завещания и по закону в реальной жизни. Знать ведущие нормы уголовного права и уголовного процесса; характеризовать сущность преступных деяний человека; приводить примеры преступных деяний из жизни, осознавать опасность их совершения в современном обществе. Уметь защитить свои права в сфере образования, выстраивать верную траекторию образовательной и профессиональной деятельности в будущем. Знать особенности профессиональной юридической деятельности, основных юридических профессий. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. | Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Популяризация научных знаний среди детей. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. |
Раздел 3. Итоговое повторение | 2 | Итоговое повторение за курс 11 класса | 2 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах. Представлять проект по темам обществоведческого курса. Использовать вопросы как исследовательский инструмент социальных явлений; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений об обществе и общественных отношениях и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. | Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, права и кубановедения СОШ № 13 МО Каневской район от ___________ 2021 года №1 _____________ ____________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ __________ подпись Ф.И.О. ________________ 2021 года |
27