Предметно-практические действия
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» составлена для обучающихся 5 «А» класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Школа-интернат №162», вариант 2 (далее – АООП) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС) и учебного плана МКОУ «Школа-интернат № 162» на 2021-2022 учебный год (далее – Учебный план).
Данный коррекционный курс позволяет обучающимся достичь максимальных возможностей самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в доступных для них пределах.
Интеллектуальное развитие обучающихся 5 «А» класса позволяет им овладевать основами данного коррекционного курса на элементарном уровне.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью
Общая характеристика коррекционного курса: формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Промежуточная диагностика по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» не предусмотрена Учебным планом, но в течении всего учебного года проводится наблюдение итоги которого отражаются в характеристике на конец учебного года у каждого обучающегося.
Задачи:
1. Образовательные:
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
2. Коррекционно – развивающие:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
3. Воспитательные:
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
воспитывать уважительное отношение к результатам труда;
воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности;
воспитывать умение применять правила сотрудничества в коллективной деятельности;
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности
Особенности обучения
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Предметно - практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Место курса в учебном плане:
В АООП и в учебном плане на изучение данного коррекционно – развивающих занятия в 5 классе отводится 3 часа в неделю (всего - 102 часа в год).
Личностные и предметные результаты:
понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов,
овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
использование доступных жестов для передачи сообщения
понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Количество часов по четвертям
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
24 | 21 | 28 | 28 | 101 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
I четверть | 24 | | |
Предметные действия | 17 | | |
1 | День знаний | 1 | 01.09 | |
2 | Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости. | 1 | 03.09 | |
3 | Игры с предметами на улице | 1 | 07.09 | |
4 | Упражнения на улице с мячами | 1 | 08.09 | |
5 | Упражнения с прищепками. | 1 | 10.09 | |
6 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости на свежем воздухе | 1 | 14.09 | |
7 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) | 1 | 15.09 | |
8 | Игры с предметами на улице | 1 | 21.09 | |
9 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (пазлы) | 1 | 22.09 | |
10 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости | 1 | 24.09 | |
11 | Игры с предметами на улице | 1 | 28.09 | |
12 | Складывание разрезных картинок из 40 - 60 частей. | 1 | 29.09 | |
13 | Пальчиковые игры и упражнения | 1 | 01.10 | |
14 | Игры с предметами на улице | 1 | 05.10 | |
15 | Различение предметов по форме, цвету, величине. | 1 | 06.10 | |
16 | Упражнения с массажными шариками, с прищепками. | 1 | 08.10 | |
Дидактические игры | 15 | | |
17 | Игры с предметами на улице | 1 | 12.10 | |
18 | Дидактическая игра «Лото». | 1 | 13.10 | |
19 | Дидактическая игра «Разложи в ряд». | 1 | 15.10 | |
20 | Игры с предметами на улице | 1 | 19.10 | |
21 | Дидактическая игра «Что лишнее». | 1 | 20.12 | |
22 | Дидактическая игра «Чего не хватает». | 1 | 22.10 | |
23 | Игры с предметами на улице | 1 | 26.10 | |
24 | Дидактическая игра «Картинное лото». | 1 | 27.10 | |
II четверть | 21 | | |
25 | Игры с предметами на улице | 1 | 09.11 | |
26 | Дидактическая игра «Сказочное домино». | 1 | 10.11 | |
27 | Дидактическая игра «Сказочное лото». | 1 | 12.11 | |
28 | Игры с предметами на улице | 1 | 16.11 | |
29 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | 17.11 | |
30 | Дидактическая игра «Разложи в ряд». | 1 | 19.11 | |
Элементарное конструирование | 16 | | |
31 | Игры с предметами на улице | 1 | 23.11 | |
32 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. | 1 | 24.11 | |
33 | Складывание разрезных картинок из 60-100 частей. Фрукты. | 1 | 26.11 | |
34 | Игры с предметами на улице | 1 | 30.11 | |
35 | Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец. | 1 | 01.12 | |
36 | Складывание букв из счетных палочек. | 1 | 03.12 | |
37 | Игры с предметами на улице | 1 | 07.12 | |
38 | Конструирование из геометрических фигур. | 1 | 08.12 | |
39 | Конструирование из геометрических фигур. | 1 | 10.12 | |
40 | Игры с предметами на улице | 1 | 14.12 | |
41 | Складывание букв из счетных палочек. | 1 | 15.12 | |
42 | Постройки из строительного материала по показу и образцу. | 1 | 17.12 | |
43 | Игры с предметами на улице | 1 | 21.12 | |
44 | Складывание фигур и узоров по образцу. | 1 | 22.12 | |
45 | Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые. | 1 | 24.12 | |
III четверть | 28 | | |
46 | Игры с предметами на улице | 1 | 11.01 | |
Работа с мозаикой | 17 | | |
47 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов. | 1 | 12.01 | |
48 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трёх цветов. | 1 | 14.01 | |
49 | Игры с предметами на улице | 1 | 18.01 | |
50 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей четырёх цветов. | 1 | 19.01 | |
51 | Выкладывание «чередующихся рядов» пяти цветов. | 1 | 21.01 | |
52 | Игры с предметами на улице | 1 | 25.01 | |
53 | Выкладывание узоров по показу и по образцу. | 1 | 26.01 | |
54 | Выкладывание узоров по показу и по образцу. | 1 | 28.01 | |
55 | Игры с предметами на улице | 1 | 01.02 | |
56 | Выкладывание «чередующихся рядов» (2 синих-2 красных-белый) | 1 | 02.02 | |
57 | Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов. | 1 | 04.02 | |
58 | Игры с предметами на улице | 1 | 08.02 | |
59 | Выкладывание узоров по показу и по образцу. | 1 | 09.02 | |
60 | Выкладывание геометрических фигур разной величины. | 1 | 11.02 | |
61 | Игры с предметами на улице | 1 | 15.02 | |
62 | Выкладывание цифр. | 1 | 16.02 | |
63 | Выкладывание цифр. | 1 | 18.02 | |
Лепка | 15 | | |
64 | Игры с предметами на улице | 1 | 22.02 | |
65 | Свойства пластилина. Вишни, сливы. | 1 | 25.02 | |
66 | Игры с предметами на улице | 1 | 01.03 | |
67 | Лепка букв по образцу. | 1 | 02.03 | |
68 | Снеговик. | 1 | 04.03 | |
69 | Домик. | 1 | 09.03 | |
70 | Лепка изученных букв. | 1 | 11.03 | |
71 | Игры с предметами на улице | 1 | 15.03 | |
72 | Лепка изученных букв и цифр | 1 | 16.03 | |
73 | Рыбка. | 1 | 18.03 | |
IV четверть | | | |
74 | Зайчик. | 1 | 29.03 | |
75 | Игры с предметами на улице | 1 | 30.03 | |
76 | Утёнок. | 1 | 01.04 | |
77 | Игры с предметами на улице | 1 | 05.04 | |
78 | Лепка изученных букв и цифр по образцу. | 1 | 06.04 | |
Работа с бумагой | 15 | | |
79 | Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. | 1 | 08.04 | |
80 | Игры с предметами на улице | 1 | 12.04 | |
81 | Овощи. Фрукты. | 1 | 13.04 | |
82 | Дом с крышей. | 1 | 15.04 | |
83 | Игры с предметами на улице | 1 | 19.04 | |
84 | Многоэтажный дом с окнами. | 1 | 20.04 | |
85 | Флажки. | 1 | 22.04 | |
86 | Игры с предметами на улице | 1 | 26.04 | |
87 | Флажки (гирлянда) | 1 | 27.04 | |
88 | Подарочная открытка | 1 | 29.04 | |
89 | Игры с предметами на улице | 1 | 03.05 | |
90 | Изученные цифры. | 1 | 04.05 | |
91 | Простые поделки оригами. | 1 | 06.05 | |
92 | Игры с предметами на улице | 1 | 10.05 | |
93 | Гусеница. | 1 | 11.05 | |
Работа с нитками | 7 | | |
94 | Наматывание ниток на игрушки. | 1 | 13.05 | |
95 | Игры с предметами на улице | 1 | 17.05 | |
96 | Наматывание ниток на катушку, пробку. | 1 | 18.05 | |
97 | Плетение косичек из толстых цветных шнуров. | 1 | 20.05 | |
98 | Игры с предметами на улице | 1 | 24.05 | |
99 | Шнуровка предметов | 1 | 25.05 | |
100 | Поделка из ниток | 1 | 27.05 | |
101 | Игры с предметами на улице | 1 | 31.05 | |
Литература и средства обучения
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. – 78 с. Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.