СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Аккомпанемент"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для преподавания предмета «Аккомпанемент» в Детской школе искусств. Программа «Аккомпанемент» является учебным курсом, дополняющим и углубляющим типовую базовую программу «Специальное фортепиано».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Аккомпанемент"»

ОГЛАВЛЕНИЕ


Структура программы учебного предмета 3

Пояснительная записка 4

Содержание программы. 10

Материально –техническое и методическое обеспечение 14

Список рекомендуемой литературы 14








































СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета

Цель

Задачи

Срок реализации учебного предмета

Контроль и учет успеваемости

Критерии оценок качества исполнения

Специфика музыкальных инструментов

Сведения о затратах учебного времени

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I год обучения

II год обучения

Рекомендуемые списки

Ожидаемые результаты

III.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

IV.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ












I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа предназначена для преподавания предмета «Аккомпанемент» в Детской школе искусств. Программа «Аккомпанемент» является учебным курсом, дополняющим и углубляющим типовую базовую программу «Специальное фортепиано».

Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, знакомиться с образцом русской и инструментальной музыки. Воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.

Аккомпанемент является одним из любимых предметов у учащихся ДШИ. На уроках по аккомпанементу учащиеся знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приёмами звукоизвлечения. Учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые возможности и особенности.

Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д). Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение нот с листа), особенно востребовано в настоящее время.

Отличительной особенностью данной программы по данному предмету является то, что ученику, аккомпанирующему певцам, необходимо познакомиться с элементарными специфическими особенностями вокального исполнительства (люфтпаузы, фермато и т.д). В вокальных произведениях часто встречается куплетная форма, один и тот же аккомпанемент исполняется солистом разнохарактерно, в разных темпах, аккомпаниатор должен строго следовать за певцом, меняя характер своего сопровождения. Ученик на уроке испытывает некоторые специфические трудности. Необходимо обращать внимание на содержание, форму заданного произведения, на роль метроритма, на средства музыкальной выразительности. За год ученик должен освоить не менее 6-7 произведений русских и зарубежных авторов, а также композиторов современного периода. Оценка результатов работы проводится по итогам уроков, результатам академических концертов. Зачет проводится 1 раз в год, в конце 7 класса – экзамен. На зачет и экзамен выносится 2 произведения.

Цель программы:

Создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу или инструменту, что позволяет значительно расширить репертуарные рамки и проявить себя более разнообразно в общении с инструментом.

Задачи:

-развитие практического умения и навыков аккомпанирования (сочинять простые виды ритмического и мелодического сопровождения);

- воспитание чувства стиля и художественного вкуса;

- развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);

- воспитание чувства партнёрства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания;

- развитие пианистических и технических возможностей учащихся, исполняя различные виды аккомпанемента;

- знакомство с шедеврами вокальной, оперной, симфонической, народной музыки.

Срок реализации - 2 года. (начиная с 6-го класса).

Продолжительность урока - 1 час в неделю.

Контроль и учет успеваемости:

Контроль успеваемости учащихся по предмету «Аккомпанемент» включается в программу сдачи контрольного урока в конце первого года обучения. Исполняется 2 произведения. Выступления на вечерах, фестивалях, конкурсах – зачитывается как сдача контрольного урока. Выступления оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющие недостатки. Количество произведений – не менее 4-6 разнохарактерных произведений различного жанра и различных видов фактуры в год. Исполнение произведений рекомендуется с учётом индивидуальных возможностей, музыкальной и технической оснащённости, практических концертмейстерских накоплений. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

В конце второго года обучения учащиеся сдают итоговый экзамен, на котором исполняют 2 произведения.

Критерии оценки качества исполнения

5 «отлично»

Продемонстрирована согласованность работы всех групп и солирующих инструментов, выступление яркое, текст оркестровой партитуры исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива и его руководителя.

4 «хорошо»

Хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не всё технически проработано, есть определенное количество погрешностей. Есть предположение, что репетиционный период был недостаточно основательным.

3 «удовлетворительно»

Слабое, невыразительное выступление, технически вялое. Есть серьезные погрешности в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюден, есть расхождения в темпах между отдельными партиями.

«зачет» (без оценки) – отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее: - оценка годовой работы ученика: - оценка на академическом концерте или экзамене; - другие выступления ученика в течении учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Специфика музыкальных инструментов, которым приходится аккомпанировать:

Струнные инструменты, (народные и оркестровые) – большую роль играет манера звукоизвлечения: на домре играют медиатором, а на балалайке струны касаются пальцем, значит, звук на домре будет звонче, ярче, сочнее, а на балалайке – глуше и мягче, словно с небольшим шорохом, и в соответствии с этим надо выбирать, искать звук сопровождения.

Скрипка звучит ярче, светлее, чем виолончель. К тому же, на струнных инструментах иногда играют штрихом пиццикато, иногда пользуются сурдиной – это особый струнный тембр. Верхние струны на скрипке звучат ярче, звонче чем «басок», значит, если скрипач играет мелодию на струне «соль», то рояль должен быть предельно осторожным, аккомпанируя такой мелодии.

Голос – особый инструмент, живой организм, который дышит. Концертмейстер должен привыкнуть к тому, что любые, самые сложные фактурные проблемы пианиста, должны быть подчинены живому дыханию певца. Вместе с ним он выстраивает музыкальную фразу, проговаривая слова, пропевая, интонируя мелодические повороты, «помогает» ему тянуть длинные ноты тем, что не задерживает движение фактуры, играет ровно, ритмично, заполняя длинный звук. С вокалистами часто труднее найти звуковой баланс, нежели со скрипачом или виолончелистом, т.к они на сцене находятся ближе к партнеру, рядом с роялем, а звуковой поток от певца проходит в сторону от рояля – звук идет в зал. Кроме того, певец, поющий на дыхании, во время пения «оглушает» сам себя поэтому вся ответсвенность за создание звуковой картины лежит на пианисте. Большую роль играет тембр, голоса, которому рояль аккомпанирует: сопрано звучит ярче меццо-сопрано, тенор ярче баса, но правило одно – голос должен звучать сквозь рояль, а не наоборот. Надо ясно и звучно играть басы. Басов никогда не бывает много, их чаще всего бывает мало. Полные басы – это хорошая поддержка певцу.

Большую роль в составлении целостной музыкальной картины играет темп произведения. Речь идет о темпе, как о количестве сыгранных нот в данный промежуток времени. Чем быстрее звуковой поток, тем насыщеннее фортепианное сопровождение, а значит, в процессе исполнения оно должно контролироваться слухом. У начинающего концертмейстера помимо проблемы создания звукового баланса с солистом есть еще и проблема ритмического, а иногда и физического совпадения с солистом.

Одной из проблем концертмейстерского класса является игра по нотам. Создается своеобразный «концертмейстерский треугольник»: глаза – ноты – руки на клавиатуре, который должен «работать» во время аккомпанемента солисту. Когда мы играем наизусть, то мы предслышим и играем – этот двуединый процесс непрерывен; когда мы аккомпанируем, то третьим из основных компонентов процесса, являются ноты, которые представляют собой партитуру звучащей картины.

Атмосфера работы над произведением в классе должна быть увлекательной. Обязанностью педагога является умение заинтересовать, увлечь ученика. Занятия аккомпанементом призваны ускорить процесс развития музыкальных способностей, повысить уровень художественного вкуса у детей. Кроме того, учащиеся приобретают навыки аккомпанирования, чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестация


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год


Полугодия

1

2

3

14


Количество недель

16

19

16

19


Аудиторные занятия

16

19

16

19

70

Самостоятельная работа

16

19

16

19

70

Максимальная учебная нагрузка

32

38

32

38

140

Аттестация *

КУ

КУ

КУ

ИЭ



*КУ- контрольный урок, ИЭ- итоговый экзамен







II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (6 класс)

В процессе I года обучения учащиеся должны:

Научиться слушать друг друга;

Добиваться того, чтобы фортепиано не заглушало голос главной партии;

Уметь исполнить (спеть) песню с простейшим сопровождением (аккомпанементом).

Умение следить по нотам за обеими партиями ( во избежание расхождения партий).

Результаты обучения:

- чувство партнерства

- умение грамотно исполнять музыкальное произведение различных жанров и стилей в сопровождении голоса или инструмента

- знание музыкальной терминологии

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано

- знание не только своей партии, но и партии второго инструмента или голоса

Примерный репертуарный список:

М.Качурбина «Мишка с куклой»

Н.Соколова «Земляника и лягушки»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Заинька»

Русская народная песня «Как под яблонькой»

А. Спадавеккиа «Добрый жук»

Ж.Ф.Рамо «Тамбурин»

М.И.Глинка «В крови горит огонь желанья»

Э.Д.Капуа «Моё солнышко»

В.Томпсон «Вальс гномов»

В.А.Моцарт «Менуэт»

В.А.Моцарт «Вальс»

Ф.Шуберт «Менуэт»

Сперонтес «Контрданс»

Б.Барток «Анданте»

А.Тихомиров «Старинный танец»

М.И.Глинка «Песня»

М.Красев «Топ-топ»

А.Зверев «Медведь и Маша» из сюиты «Любимые книжки»

П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

А.Варламов переложение О.Геталова «На заре ты ее не буди»

2 год обучения (7 класс)

Годовые требования

В процессе II года обучения учащиеся должны:

Уметь увидеть главное в музыкальной ткани произведения и грамотно облегчить фактуру аккомпанемента в трудных местах;

Уметь непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-нибудь поправок и остановок;

Уметь «идти» за солистом, следить за его «дыханием», темповым отклонением, динамикой.

Умение следить по нотам за обеими партиями (во избежание расхождения партий).

Результаты обучения:

- умение читать разную фактуру

- знание специфики инструментального и вокального исполнительства:

штрихи (у струнников), дыхание (у певцов и духовиков), тесситура (у вокалистов)

-воспитание чувства партнёрства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания

Примерный репертуарный список:

Н.Бакланова «Мазурка»

А.Дворжак «Мелодия»

Г.Гендель «Ларгетто» из сонаты №4

Ж.Обер «Престо»

М.Мишков «Деревянные лошадки»

Ф.Шуберт «Экосез»

И.Дунаевский «Лунный вальс» из к/ф «Цирк»

К.Дебюсси «Маленький негритенок»

Р.Глиэр «Прелюдия»

Г.Камалдинов «Романс»

А.Зверев «Петрушка на ярмарке»

М.Глинка «Венецианская ночь»

«Северная звезда»

«Не искушай меня без нужды»

В.Андреев «Грёзы»

Н.Бакланова «Романс»

А.Даргомыжский «Влюблён я, дева-краса»

«Шестнадцать лет»

Э.Григ «Песня Сольвейг»

Г.Миллер «Лунная серенада»

Э.Григ – С.Лукин «В пещере горного короля»

А.Андреев «Мазурка №3» (ред. Нечепоренко)

А.Андреев «Грёзы» (обр. Илюхина)

Б.Барчунов «Тема с вариациями»

Э.Григ «Норвежский танец»

Э.Григ «Танец Анитры»

А.Вивальди «Концерт» (ля минор , соль мажор, соль минор)

Ф.Мендельсон «Песня без слов» (обр. Крейслера)

Русская народная песня «По улице мостовой» (обр. Шалова)

Русская народная песня «Светит месяц» (обр. А. Андреева)

Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» (обр. А. Шапаева)

В.Андреев Вальс «Искорки»

М.Мусоргский «Слеза»

А.Варламов «Горные вершины»

Д.Шостакович «Контрданс» из к/ф «Овод»

А.Зверев «Маленькое рондо»

С.Миролюбов «Галоп пряничных коней»

А.Варламов «Что ты рано, травушка пожелтела»

«На заре ты ее не буди»

«Белеет парус одинокий»

А.Даргомыжский «Мне грустно»

Б.Шереметьев «Я вас любил»

И.Дунаевский «Колыбельная»

П.Дезмонд «Играем на пять»

Ж.Космо «Опавшие листья»

А.Новиков «Дороги»

А.Даргомыжский «Я всё ещё его люблю»

П.Чайковский «Бабушка и внучек»

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения курса учащейся должен

Знать:

-основной концертмейстерский репертуар (вокальный, инструментальный) принципы аккомпаниаторства;

-жанры и стили музыкальных произведений;

-специфику ансамблевой игры;

-музыкально - исполнительские задачи ансамблевого исполнительства;

-терминологию исполнительских средств выразительности;

-понятие о звуковом балансе в работе с солистом;

Уметь:

-использовать художественно-технические приемы;

-воплощать музыкально–исполнительские задачи в произведениях;

-уметь анализировать исполняемые произведения;

-прочитать с листа несложный аккомпанемент;

-следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;


III.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Материально - техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации данной программы в образовательном учреждении есть все необходимые условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано». Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

Методическое обеспечение учебного процесса

Рекомендуемые учебные издания – сборники гамм, этюдов, упражнений.

Художественный материал по программе. Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей.

Дополнительные источники: музыкальные энциклопедии, поисковые системы, сайты Интернета, Сайты издательств.


IV.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жаров В. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано - М.Музыка,1989.

Алябьев А. Романсы и песни.- М.: Музгиз,1982.

Хрестоматия для скрипки и фортепиано.1-2 классы.-М.:Музыка,1988.

Чунин В. Школа игры на 3-х струнной домре.-М.:Советский композитор,1989.

Юный скрипач. Вып.1.-М.:Советский композитор,1963.

Чайковский П. Романсы.-М.:Музгиз,1961

Алексеев А.Д. Творчество музыканта – исполнителя. – М., 1991.

Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Новосибирск, 1994.

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., «Музыка», 1988.

Малинковская А. Фортепианно – исполнительское интонирование. М., «Музыка», 1990.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва “Музыка”, 1982.

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971.

Гофман И. «Фортепианная игра» и «Вопросы и ответы о фортепианной игре» Классика – 21 век. М.,1998.

http://be.sci-lib.com/article001561.html

Лапина Е.Б., Богодвид С.В., «Учусь аккомпанировать» Вып. 1. 3-4 классы, 2002 г


13