СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Астрономия» для 11 класса (базовый уровень)

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по предмету  «Астрономия» для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе авторской программы В.М. Чаругина

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Астрономия» для 11 класса (базовый уровень)»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Астрономия»

для 11 класса

(базовый уровень)


на 2018 – 2019 учебный год
















Составитель:

Пенкина Лилия Владимировна,

учитель физики,

высшая категория





  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативная правовая база реализации РП

Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета Астрономия составлена на основе следующих нормативных документов:

    • Приказ Минобрнауки от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

    • Приказ Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».

    • Приказ Минобразования и науки Алтайского края от 4.08. 2017 года № 1022Об организации в 2017-2018 учебном году работы по подготовке к введению учебного предмета «Астрономия»

    • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа , 2011;

    • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ№19 г. Новоалтайска» (утверждено приказом № 000 от 00.00.2017)

    • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №19 города Новоалтайска Алтайского края» на 2017-2018 учебный год.



Для составления рабочей программы использованы следующие методические

материалы:

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».

• Авторская программа В.М. Чаругина: Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.


1.2. Цели изучения физики в 10-11 классах


Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:

  • - осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • - приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • - овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • - использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  • - формирование научного мировоззрения;

  • - формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


1.3 Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 10–11 классах:

    • Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.

  • Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.

  • Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и познее, закон всемирного тяготения.

  • На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.

  • Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.

  • Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.

  • Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.

  • Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды. Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы. Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.

  • Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.

  • Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.

  • Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.

  • Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.

  • Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.

  • Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.

  • Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

1.4. Сроки реализации программы1 год

1.5. Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение физики для средней (полной) школы отводится 1 час в неделю. Учебных недель в году – 34. Общее количество часов – 34.

1.6. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской

Учебный предмет "Астрономия" реализуется за счет школьного компонента в 11 классе. Изучение курса по авторской программе рассчитано на 35 часов.

Согласно учебному плану в текущем учебном году на изучение астрономии в 11 классе отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю. В связи с этим внесены изменения в авторскую программу -сокращается 1 час из резервного времени.

При потере рабочего времени (курсы повышения квалификации, больничный лист, актированный день) осуществить прохождение Программы за счет часов на повторение,уплотнения содержания предмета, объединения тем.



1.7Содержание курса

Введение в астрономию

Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения

Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.

Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма излучение Вселенной. Что увидели гравитационноволновые и нейтринные телескопы.

Астрометрия

Звёздное небо и видимое движение небесных светил

Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.

Небесные координаты

Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.

Видимое движение планет и Солнца

Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения

Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунные затмения.

Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений

Время и календарь

Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.

Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.

Небесная механика

Гелиоцентрическая система мира

Представляли о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращение Земли вокруг Солнца. Параллакс звезд и определение расстояние до них, парсек.

Законы Кеплера движения планет

Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости

Расчёты первой и второй космической скорости и их физически смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.

Межпланетные перелёты

Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю

Лунный рельеф и его природа, Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение солнечной системы

Современные представления о Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты гиганты их принципиальные отличия. Облако комет Оорта и пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Планета Земля

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли

Планеты земной группы

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса иДеймоса.

Планеты гиганты

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканической деятельности на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет гигантов.

Планеты карлики и их свойства.

Малые тела Солнечной системы

Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Метеоры и метеориты

Природа «падающих звёзд», метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Практическая астрофизика и физика Солнца

Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Солнце

Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Внутреннее строение Солнца

Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

Звёзды

Основные характеристики звёзд

Определение основные характеристик звёзд массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звезд и её

физические основы. Диаграмма спектральный класс– светимость звёзд, связь между массой и светимостью звезд

Внутреннее строение звёзд

Строение звёзды главной последовательности.

Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Двойные, кратные и переменные звёзды

Наблюдения двойных и кратных звёзд, Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной , по которым определят расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды

Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащих звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.

Эволюция звёзд: рождение жизнь и смерть звёзд

Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.

Млечный путь

Газ и пыль в Галактике

Как образуются отражательные туманности почему светятся диффузные туманности

Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.

Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в нём сверхмассивной черной дыры. Расчёт

параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд. Галактики

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла

Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.

Скопления галактик

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Строение и эволюция Вселенной

Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии.

Закон Всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия классических представлений о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Расширяющаяся Вселенная

Связь средней плотность материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и Неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной.

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения

Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение которое осталось во Вселенной от горячего и сверх плотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Современные проблемы астрономии

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы Всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Обнаружение планет возле других звёзд.

Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Поиски жизни и разума во Вселенной.

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.



1.8 Перечень учебно-методического обеспечения

1. В.М. Чаругин «Астрономия» 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных

учреждений. М. Просвещение, 2017.

2. Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для

учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.





1.9. Критерии оценки результатов обучения

(Оценка качества знаний по физике

учащихся средней и старшей ступени образования)


Оценка контрольных, письменных работ учащихся

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочёта или

2) не более двух-трёх недочётов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил:

1) не более одной грубой ошибки и двух недочётов, или

2) не более одной грубой и одной негрубой ошибки, или

3) не более двух-трёх негрубых ошибок, или

4) одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или

5) при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочётов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

При оценке контрольных письменных работ необходимо учитывать допущенные учеником ошибки и недочёты.

Грубыми являются ошибки, свидетельствующие, что учащийся:

а) не усвоил основные физические теории и законы или не умеет применять их к решению задач различных типов;

б) не знает формул, графиков, схем или не умеет применять их к решениям задач;

в) не знает единиц и систем единиц измерения физических величин или не умеет пользоваться ими;

г) к грубым ошибкам относятся также неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе, а также ошибки, свидетельствующие о неправильном понимании условия задачи или неправильном истолковании решения.

Негрубыми ошибками являются:

а) неточность чертежа, графика, схемы;

б) пропуск или неточное написание наименования единиц измерения, физических величин;

в) нерациональный выбор хода решения.

Недочётами являются:

а) нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач;

б) отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;

в) отдельные ошибки вычислительного характера;

г) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

- обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физик, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «3» ставится если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы.


В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

- выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провёл в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

- в отчёте правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.



II. ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ч. в неделю. Всего 34 ч. (17 ч. в 10 классе, 17 ч. в 11 классе)



Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание по темам

Знать/понимать:

Уметь:


Введение (1 ч)

1\1

Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 1, 2;.

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структура и масштабы Вселенной;



Астрометрия (5 ч)

2\1

Звёздное небо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария


Ресурсы урока: Учебник § 3

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги на небесной сфере:

-горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

-эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденствий и

солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

- основные понятия сферической и практической астрономии:

- кульминация и высота

светила над горизонтом;

-прямое восхождение и

склонение;

- сутки;

- отличие между новым

и старым стилями.

- величины:

- угловые размеры

Луны и Солнца;

-даты равноденствий и

солнцестояний;

-угол наклона

эклиптики к экватору,

- соотношения между

мерами и мерами

времени для

измерения углов;

-продолжительность

года;

- число звезд видимых

невооруженным

взглядом.

- принципы

определения

географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;

- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца.

- использовать подвижную звездную карту для решения следующих задач:

а) определять

координаты звёзд,

нанесенных на карту;

б) по заданным

координатам объектов

(Солнце, Луна,

планеты) наносить их

положение на карту;

в) Устанавливать

карту на любую дату и

время суток,

ориентировать её и

определять условия

видимости светил.

- решать задачи на связь

высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;

- географическую высоту места наблюдения;

- рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи.

- осуществлять переход к разным системам счета времени.

- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

- отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звезды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орел (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пес (с Сириусом).

3\2

Небесные координаты

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.


Ресурсы урока: Учебник § 4

4\3

Видимое движение планет и Солнца

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике


Ресурсы урока: Учебник § 5

5\4

Движение Луны и затмения

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений


Ресурсы урока: Учебник § 6

6\5

Время и календарь

Солнечное и звездное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и грегорианский календарь


Ресурсы урока: Учебник § 7


Небесная механика (3 ч)

7\1

Система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд


Ресурсы урока: Учебник § 8

- понятия:

- гелиоцентрическая

система мира;

- геоцентрическая

система мира;

- синодический период;

- звездный период;

- горизонтальный

параллакс;

- угловые размеры

светил;

- первая космическая

скорость;

- вторая космическая

скорость;

- способы определения размеров и массы Земли;

- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.



- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

8\2

Законы Кеплера движения планет

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел


Ресурсы урока: Учебник § 9

9\3

Космические скорости и межпланетные перелёты

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете


Ресурсы урока: Учебник § 10, 11;



Строение Солнечной системы (7 ч)

10\1

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

Об отличии планет земной группы и планет гигантов; о планетах карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

Ресурсы урока: Учебник § 12;

- происхождение Солнечной системы;

- основные закономерности в Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля-Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);

- общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры.


- пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;

- определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;

-находить планеты на небе, отличая их от звезд;

- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

11\2

Планета Земля

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли


Ресурсы урока: Учебник § 13;

12\3

Луна и ее влияние на Землю

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия


Ресурсы урока: Учебник § 14;

13\4

Планеты земной группы

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами


Ресурсы урока: Учебник § 15;

14\5

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики


Ресурсы урока: Учебник § 16;

15\6

Малые тела Солнечной системы

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов


Ресурсы урока: Учебник § 17;

16\7

Современные представления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы


Ресурсы урока: Учебник § 18


Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

17\1

Методы астрофизических исследований

Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры


Ресурсы урока: Учебник § 19;

















18\2

Солнце

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли


Ресурсы урока: Учебник § 20;

- основные физические характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура.

- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;

-основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

- основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости.

- пульсирующие и взрывающиеся звезд;.

- порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год.

- важнейшие закономерности мира звезд;

- диаграмма «спектр – светимость» и « масса – светимость»;

- способ определения масс двойных звезд;

- основные параметры состояния звездного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние.

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

светимость,

- абсолютная звездная

величина;

- устройство и назначение телескопа;

- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов.


- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд;

- решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам;

- анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»;

- находить на небе звезды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого пса,

- альфы Тельца.


19\3

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино


Ресурсы урока: Учебник § 21;

20\4

Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма спектр-совместимость и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды красные гиганты; сверхгиганты и белые карлики


Ресурсы урока: Учебник § 22-23;

21\5

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие черной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них


Ресурсы урока: Учебник § 24-25;

22\6

Новые и сверхновые звёзды

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд


Ресурсы урока: Учебник § 26;

23\7

Эволюция звёзд

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме спектр-светимость; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений


Ресурсы урока: Учебник § 27;


Млечный путь (3 ч)

24\1

Газ и пыль в Галактике

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики


Ресурсы урока: Учебник § 28;

- понятие туманности;

-основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.


- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.

- находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

25\2

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике


Ресурсы урока:Учебник § 29;

26\3

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд


Ресурсы урока: Учебник § 30


Галактики (3 ч)

27\1

Классификация галактик

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них


Ресурсы урока: Учебник § 31

-основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- основные типы галактик, различия между ними;

- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных тел.

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.

28\2

Активные галактики и квазары

Природа активности галактик; природа квазаров


Ресурсы урока: Учебник § 32;

29\3

Скопления галактик

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 33;


Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

30\1

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

Связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 34, 35;

- связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

- что такое фотометрический парадокс;

- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабная структура Вселенной.

- метагалактика

- космологические модели Вселенной

-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

31\2

Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 36;


Современные проблемы астрономии (3 ч)

32\1

Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы Всемирного отталкивания


Ресурсы урока: Учебник § 37;

- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной;

- что исследователи понимают под темной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;

- условия возникновения планет около звёзд;

- методы обнаружения экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и жизни во вселенной;

- проблемы внеземных цивилизаций;

- формула Дрейка.

-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.

33\2

Обнаружение планет возле других звёзд

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни


Ресурсы урока: Учебник § 38

34\3

Поиск жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и посылка сигналов к ним


Ресурсы урока: Учебник § 39;



III. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • основные этапы освоения космического пространства;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы;

  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Уметь:

  • приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;

  • принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;

  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

  • для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.










  1. Лист внесения изменений и дополнений



Дата внесения изменений

Тема урока (после корректировки)

Содержание

Подпись

Педагога


Подпись зам.дир.по УВР