РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Астрономия»
для 11 класса
(базовый уровень)
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
Пенкина Лилия Владимировна,
учитель физики,
высшая категория
Пояснительная записка
1.1. Нормативная правовая база реализации РП
Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета Астрономия составлена на основе следующих нормативных документов:
Приказ Минобрнауки от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
Приказ Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
Приказ Минобразования и науки Алтайского края от 4.08. 2017 года № 1022Об организации в 2017-2018 учебном году работы по подготовке к введению учебного предмета «Астрономия»
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа , 2011;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ№19 г. Новоалтайска» (утверждено приказом № 000 от 00.00.2017)
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №19 города Новоалтайска Алтайского края» на 2017-2018 учебный год.
Для составления рабочей программы использованы следующие методические
материалы:
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».
• Авторская программа В.М. Чаругина: Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.
1.2. Цели изучения физики в 10-11 классах
Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
1.3 Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 10–11 классах:
Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и познее, закон всемирного тяготения.
На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды. Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы. Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
1.4. Сроки реализации программы1 год
1.5. Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение физики для средней (полной) школы отводится 1 час в неделю. Учебных недель в году – 34. Общее количество часов – 34.
1.6. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Учебный предмет "Астрономия" реализуется за счет школьного компонента в 11 классе. Изучение курса по авторской программе рассчитано на 35 часов.
Согласно учебному плану в текущем учебном году на изучение астрономии в 11 классе отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю. В связи с этим внесены изменения в авторскую программу -сокращается 1 час из резервного времени.
При потере рабочего времени (курсы повышения квалификации, больничный лист, актированный день) осуществить прохождение Программы за счет часов на повторение,уплотнения содержания предмета, объединения тем.
1.7Содержание курса
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.
Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма излучение Вселенной. Что увидели гравитационноволновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.
Небесные координаты
Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунные затмения.
Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.
Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представляли о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращение Земли вокруг Солнца. Параллакс звезд и определение расстояние до них, парсек.
Законы Кеплера движения планет
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физически смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа, Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты гиганты их принципиальные отличия. Облако комет Оорта и пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса иДеймоса.
Планеты гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканической деятельности на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет гигантов.
Планеты карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа «падающих звёзд», метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение основные характеристик звёзд массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звезд и её
физические основы. Диаграмма спектральный класс– светимость звёзд, связь между массой и светимостью звезд
Внутреннее строение звёзд
Строение звёзды главной последовательности.
Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд, Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной , по которым определят расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащих звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный путь
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности почему светятся диффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.
Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в нём сверхмассивной черной дыры. Расчёт
параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд. Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии.
Закон Всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия классических представлений о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотность материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и Неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной.
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение которое осталось во Вселенной от горячего и сверх плотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы Всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной.
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
1.8 Перечень учебно-методического обеспечения
1. В.М. Чаругин «Астрономия» 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных
учреждений. М. Просвещение, 2017.
2. Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для
учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.
1.9. Критерии оценки результатов обучения
(Оценка качества знаний по физике
учащихся средней и старшей ступени образования)
Оценка контрольных, письменных работ учащихся
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочёта или
2) не более двух-трёх недочётов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил:
1) не более одной грубой ошибки и двух недочётов, или
2) не более одной грубой и одной негрубой ошибки, или
3) не более двух-трёх негрубых ошибок, или
4) одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или
5) при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочётов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
При оценке контрольных письменных работ необходимо учитывать допущенные учеником ошибки и недочёты.
Грубыми являются ошибки, свидетельствующие, что учащийся:
а) не усвоил основные физические теории и законы или не умеет применять их к решению задач различных типов;
б) не знает формул, графиков, схем или не умеет применять их к решениям задач;
в) не знает единиц и систем единиц измерения физических величин или не умеет пользоваться ими;
г) к грубым ошибкам относятся также неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе, а также ошибки, свидетельствующие о неправильном понимании условия задачи или неправильном истолковании решения.
Негрубыми ошибками являются:
а) неточность чертежа, графика, схемы;
б) пропуск или неточное написание наименования единиц измерения, физических величин;
в) нерациональный выбор хода решения.
Недочётами являются:
а) нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач;
б) отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
в) отдельные ошибки вычислительного характера;
г) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физик, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провёл в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчёте правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
II. ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч. в неделю. Всего 34 ч. (17 ч. в 10 классе, 17 ч. в 11 классе)
| Темы, входящие в разделы примерной программы | Основное содержание по темам | Знать/понимать: | Уметь: |
| Введение (1 ч) |
1\1 | Введение в астрономию | Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной Ресурсы урока: Учебник § 1, 2;. | - что изучает астрономия; - роль наблюдений в астрономии; - значение астрономии; - что такое Вселенная; - структура и масштабы Вселенной; | |
| Астрометрия (5 ч) |
2\1 | Звёздное небо | Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария Ресурсы урока: Учебник § 3 | - что такое созвездие; - названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги на небесной сфере: -горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан, - небесный экватор, -эклиптика, - зенит, - полюс мира, - ось мира, - точки равноденствий и солнцестояний; - теорему о высоте полюса мира над горизонтом; - основные понятия сферической и практической астрономии: - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; - сутки; - отличие между новым и старым стилями. - величины: - угловые размеры Луны и Солнца; -даты равноденствий и солнцестояний; -угол наклона эклиптики к экватору, - соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов; -продолжительность года; - число звезд видимых невооруженным взглядом. - принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; - причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца. | - использовать подвижную звездную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесенных на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) Устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила в кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; - рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи. - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звезды в них: - Большую Медведицу, - Малую Медведицу (с Полярной звездой), - Кассиопею, - Лиру (с Вегой), - Орел (с Альтаиром), - Лебедь (с Денебом), - Возничий (с Капеллой), - Волопас (с Арктуром), - Северную корону, - Орион (с Бетельгейзе), - Телец (с Альдебараном), - Большой Пес (с Сириусом). |
3\2 | Небесные координаты | Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Ресурсы урока: Учебник § 4 |
4\3 | Видимое движение планет и Солнца | Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике Ресурсы урока: Учебник § 5 |
5\4 | Движение Луны и затмения | Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений Ресурсы урока: Учебник § 6 |
6\5 | Время и календарь | Солнечное и звездное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и грегорианский календарь Ресурсы урока: Учебник § 7 |
| Небесная механика (3 ч) |
7\1 | Система мира | Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд Ресурсы урока: Учебник § 8 | - понятия: - гелиоцентрическая система мира; - геоцентрическая система мира; - синодический период; - звездный период; - горизонтальный параллакс; - угловые размеры светил; - первая космическая скорость; - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; - законы Кеплера и их связь с законом тяготения. | - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. |
8\2 | Законы Кеплера движения планет | Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Ресурсы урока: Учебник § 9 |
9\3 | Космические скорости и межпланетные перелёты | Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете Ресурсы урока: Учебник § 10, 11; |
| Строение Солнечной системы (7 ч) |
10\1 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | Об отличии планет земной группы и планет гигантов; о планетах карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта Ресурсы урока: Учебник § 12; | - происхождение Солнечной системы; - основные закономерности в Солнечной системе; - космогонические гипотезы; - система Земля-Луна; - основные движения Земли; - форма Земли; - природа Луны; - общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); - общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность); - спутники и кольца планет-гигантов; - астероиды и метеориты; - пояс астероидов; - кометы и метеоры. | - пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звезд; - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. |
11\2 | Планета Земля | Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли Ресурсы урока: Учебник § 13; |
12\3 | Луна и ее влияние на Землю | Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Ресурсы урока: Учебник § 14; |
13\4 | Планеты земной группы | Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Ресурсы урока: Учебник § 15; |
14\5 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики Ресурсы урока: Учебник § 16; |
15\6 | Малые тела Солнечной системы | Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Ресурсы урока: Учебник § 17; |
16\7 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | Современные представления о происхождении Солнечной системы Ресурсы урока: Учебник § 18 |
| Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
17\1 | Методы астрофизических исследований | Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Ресурсы урока: Учебник § 19; | | |
18\2 | Солнце | Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли Ресурсы урока: Учебник § 20; | - основные физические характеристики Солнца: - масса, - размеры, - температура. - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; -основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; - основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем: - спектры, - температуры, - светимости. - пульсирующие и взрывающиеся звезд;. - порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд; - единицы измерения расстояний: - парсек, - световой год. - важнейшие закономерности мира звезд; - диаграмма «спектр – светимость» и « масса – светимость»; - способ определения масс двойных звезд; - основные параметры состояния звездного вещества: - плотность, - температура, - химический состав, - физическое состояние. - важнейшие понятия: - годичный параллакс, светимость, - абсолютная звездная величина; - устройство и назначение телескопа; - устройство и назначение рефракторов и рефлекторов. | - применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд; - решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»; - находить на небе звезды: - альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, - альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого пса, - альфы Тельца. |
19\3 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино Ресурсы урока: Учебник § 21; |
20\4 | Основные характеристики звёзд | Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма спектр-совместимость и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды красные гиганты; сверхгиганты и белые карлики Ресурсы урока: Учебник § 22-23; |
21\5 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие черной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них Ресурсы урока: Учебник § 24-25; |
22\6 | Новые и сверхновые звёзды | Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд Ресурсы урока: Учебник § 26; |
23\7 | Эволюция звёзд | Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме спектр-светимость; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений Ресурсы урока: Учебник § 27; |
| Млечный путь (3 ч) |
24\1 | Газ и пыль в Галактике | Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики Ресурсы урока: Учебник § 28; | - понятие туманности; -основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, - инфракрасный телескоп; - оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе. - находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд. |
25\2 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике Ресурсы урока:Учебник § 29; |
26\3 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути | Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд Ресурсы урока: Учебник § 30 |
| Галактики (3 ч) |
27\1 | Классификация галактик | Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них Ресурсы урока: Учебник § 31 | -основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; - возраст наблюдаемых небесных тел. | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе. |
28\2 | Активные галактики и квазары | Природа активности галактик; природа квазаров Ресурсы урока: Учебник § 32; |
29\3 | Скопления галактик | Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной Ресурсы урока: Учебник § 33; |
| Строение и эволюция Вселенной (2 ч) |
30\1 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | Связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной Ресурсы урока: Учебник § 34, 35; | - связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; - что такое фотометрический парадокс; - необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной - понятие «горячая Вселенная»; - крупномасштабная структура Вселенной. - метагалактика - космологические модели Вселенной | -- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; |
31\2 | Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение | Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной Ресурсы урока: Учебник § 36; |
| Современные проблемы астрономии (3 ч) |
32\1 | Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия | Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы Всемирного отталкивания Ресурсы урока: Учебник § 37; | - какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; - что исследователи понимают под темной энергией; - зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; - условия возникновения планет около звёзд; - методы обнаружения экзопланет около других звёзд; - об эволюции Вселенной и жизни во вселенной; - проблемы внеземных цивилизаций; - формула Дрейка. | -- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами. |
33\2 | Обнаружение планет возле других звёзд | Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни Ресурсы урока: Учебник § 38 |
34\3 | Поиск жизни и разума во Вселенной | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и посылка сигналов к ним Ресурсы урока: Учебник § 39; |
III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь:
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Тема урока (после корректировки) | Содержание | Подпись Педагога | Подпись зам.дир.по УВР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |