СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Биология 8 класс 68 часов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Биология 8 класс 68 часов»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд.Стереотип. –М.: Дрофа, 2016.) и полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.


Согласно действующему Базисному учебному плану МКОУ «ООШ № 21» рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренной стандартом формирование у обучающихся общеучебных умении и навыков.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знания в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ даны в соответствии с их расположение в перечне лабораторных и практических работ, представленным в Примерном программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.


Учебник – Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, Вертикаль. 2017г.

Контроль знаний проводится в форме письменных работ, биологических диктантов, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля.

























Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8классе.


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

·    признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

·   сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

·   особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

·    объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

·    изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;

·    распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

·    сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

·    анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

·    проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·    соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·    оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

·    рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·    проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




Содержание курса


Введение (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.


РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (63 часа)


Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.


Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час)


Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и усло­вия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.


Тема 2.4.Опорно-двигательная система (8 часов)


Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)

Утомление при статической работе.

Осанка и плоскостопие.

Самонаблюдение:Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.


Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)


Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.


Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов)


Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы: Функция венозных клапанов.

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Опыты, выясняющие природу пульса.

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.



Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.



Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)


Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.






Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)


Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды иобуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


Тема2.11.Выделение (1час)


Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».


Тема 2.12.Нервная система (5часов)


Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.


Тема 2.13.Анализаторы (6 часов)


Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.



Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов)


Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.



Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причинысахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.


РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов)


Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.



































Календарно- тематический планпо учебному предмету «Биология» (8 класс)

на 2019-2020 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение 2 часа

1

1

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена



2

2

Становление наук о человеке.



РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (3 часа)

3

1

Систематическое положение человека.



4

2

Историческое прошлое людей.



5

3

Расы людей



РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (55 часов)

Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)

6

1

Общий обзор организма



Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

7

2 (1)

Клеточное строение организма.



8

3 (2)

Ткани.



9

4 (3)

Типы тканей и их свойства

Лабораторная работа №1

«Рассматривание клеток и тканей в микроскоп».



Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час)


10

5

Рефлекторная регуляция



Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)


11

6 (1)

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости».



12

7 (2)

Скелет человека. Осевой скелет.



13

8 (3)

Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.



14

9 (4)

Строение мышц.

Лабораторная работа №3

«Мышцы человеческого тела»



15

10 (5)

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа №4

«Утомление при статической работе».



16

11 (6)

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа №5

«Осанка и плоскостопие».



17

12 (7)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.Обобщение по теме

«Опорно-двигательная система».



Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)


18

13 (1)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Лабораторная работа №6

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».



19

14 (2)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.



20

15 (3)

Иммунология на страже здоровья.



Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов)


21

16 (1)

Транспортные системы организма.




22

17 (2)

Круги кровообращения.

Лабораторная работа №7 «Функция венозных клапанов».

Лабораторная работа № 8«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»



23

18 (3)

Строение и работа сердца.




24

19 (4)

Движение крови по сосудам.

Лабораторная работа №9

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабораторная работа № 10

«Опыты, выясняющие природу пульса».



25

20 (5)

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа № 11 «Функциональная проба».



26

21 (6)

Первая помощь при кровотечениях.

Обобщение по теме : «Кровеносная и лимфатическая системы организма».



Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)

27

22 (1)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.



28

23 (2)

Легкие. Легочное дыхание.



29

24 (3)

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.



30

25 (4)

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, профилактика.

Лабораторная работа № 12

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»





Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)

31

26 (1)

Питание и пищеварение.



32

27 (2)

Пищеварение в полости рта.



33

28 (3)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа № 13 «Действие слюны на крахмал».



34

29 (4)

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.




35

30 (5)

Регуляция пищеварения.



36

31 (6)

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Обобщение по теме :«Дыхательная и пищеварительная системы».



Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)


37

32 (1)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.



38

33 (2)

Витамины.



39

34 (3)

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа № 14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена». Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов».



Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

40

35 (1)

Кожа – наружный покровный орган.




41

36 (2)

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.



42

37 (3)

Терморегуляция организма. Закаливание.



Тема2.11.Выделение (1час)


43

38

Выделение.

Обобщение по теме :

«Обмен веществ и энергии. Кожа. Выделение».



Тема 2.12.Нервная система (5часов)


44

39 (1)

Значение нервной системы.



45

40 (2)

Строение нервной системы. Спинной мозг.




46

41 (3)

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа № 16 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».



47

42 (4)

Функции переднего мозга.



48

43 (5)

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.




Тема 2.13.Анализаторы (5 часов)

49

44 (1)

Анализаторы




50

45 (2)

Зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 17

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».




51

46 (3)

Гигиена зрения.




52

47 (4)

Слуховой анализатор.




53

48 (5)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Обобщение по теме :

«Нервная система. Анализаторы».



Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов)


54

49 (1)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.




55

50 (2)

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Лабораторная работа № 18 «Выработка навыков зеркального письма»



56

51 (3)

Сон и сновидения



57

52 (4)

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.




58

53 (5)

Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа № 19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».




Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)


59

54 (1)

Роль эндокринной регуляции



60

55 (2)

Функции желез внутренней секреции

Обобщение по теме :

«Высшая нервная деятельность. Эндокринная система».



РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов)


61

1

Жизненные циклы. Размножение



62

2

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.



63

3

Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем.



64

4

Развитие ребенка после рождения.



65

5

Интересы, склонности, способности.

Обобщающий урок по теме : Индивидуальное развитие организма



66

6

Итоговое повторение. Обобщающий урок по курсу



67


Резерв



68


Резерв



Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

68

8

8

19

-

выполнено







Список используемой литератыры


  • Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М.:«Дрофа», 2011г

  • Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М. :Дрофа, 2016.

  • 3.Биология. Человек. 8 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д.Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.

  • 4.Биология. Человек.8 класс, рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.

  • Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек» - М.: Дрофа, 2006-218с.;

  • Пугал Н.А. «Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. Биологические исследования», М,2008г.

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. М.ВАКО,2011

  • В.Н.Семенцова «Биология. Технологические карты уроков. 8 класс» - Санкт-Петербург: Паритет – 2006.