Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд.Стереотип. –М.: Дрофа, 2016.) и полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану МКОУ «ООШ № 21» рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренной стандартом формирование у обучающихся общеучебных умении и навыков.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знания в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ даны в соответствии с их расположение в перечне лабораторных и практических работ, представленным в Примерном программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Учебник – Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, Вертикаль. 2017г.
Контроль знаний проводится в форме письменных работ, биологических диктантов, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8классе.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
· изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса
Введение (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (63 часа)
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)
Утомление при статической работе.
Осанка и плоскостопие.
Самонаблюдение:Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы: Функция венозных клапанов.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выясняющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды иобуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема2.11.Выделение (1час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.Нервная система (5часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13.Анализаторы (6 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причинысахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Календарно- тематический планпо учебному предмету «Биология» (8 класс)
на 2019-2020 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение 2 часа |
1 | 1 | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена | | |
2 | 2 | Становление наук о человеке. | | |
РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (3 часа) |
3 | 1 | Систематическое положение человека. | | |
4 | 2 | Историческое прошлое людей. | | |
5 | 3 | Расы людей | | |
РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (55 часов) |
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час) |
6 | 1 | Общий обзор организма | | |
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) |
7 | 2 (1) | Клеточное строение организма. | | |
8 | 3 (2) | Ткани. | | |
9 | 4 (3) | Типы тканей и их свойства Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп». | | |
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час) |
10 | 5 | Рефлекторная регуляция | | |
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов) |
11 | 6 (1) | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости». | | |
12 | 7 (2) | Скелет человека. Осевой скелет. | | |
13 | 8 (3) | Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | | |
14 | 9 (4) | Строение мышц. Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела» | | |
15 | 10 (5) | Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе». | | |
16 | 11 (6) | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие». | | |
17 | 12 (7) | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.Обобщение по теме «Опорно-двигательная система». | | |
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа) |
18 | 13 (1) | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». | | |
19 | 14 (2) | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | | |
20 | 15 (3) | Иммунология на страже здоровья. | | |
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов) |
21 | 16 (1) | Транспортные системы организма. | | |
22 | 17 (2) | Круги кровообращения. Лабораторная работа №7 «Функция венозных клапанов». Лабораторная работа № 8«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» | | |
23 | 18 (3) | Строение и работа сердца. | | |
24 | 19 (4) | Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Лабораторная работа № 10 «Опыты, выясняющие природу пульса». | | |
25 | 20 (5) | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа № 11 «Функциональная проба». | | |
26 | 21 (6) | Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме : «Кровеносная и лимфатическая системы организма». | | |
Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа) |
27 | 22 (1) | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | | |
28 | 23 (2) | Легкие. Легочное дыхание. | | |
29 | 24 (3) | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | | |
30 | 25 (4) | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, профилактика. Лабораторная работа № 12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | | |
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов) |
31 | 26 (1) | Питание и пищеварение. | | |
32 | 27 (2) | Пищеварение в полости рта. | | |
33 | 28 (3) | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа № 13 «Действие слюны на крахмал». | | |
34 | 29 (4) | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | | |
35 | 30 (5) | Регуляция пищеварения. | | |
36 | 31 (6) | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Обобщение по теме :«Дыхательная и пищеварительная системы». | | |
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа) |
37 | 32 (1) | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | | |
38 | 33 (2) | Витамины. | | |
39 | 34 (3) | Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена». Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов». | | |
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа) |
40 | 35 (1) | Кожа – наружный покровный орган. | | |
41 | 36 (2) | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | | |
42 | 37 (3) | Терморегуляция организма. Закаливание. | | |
Тема2.11.Выделение (1час) |
43 | 38 | Выделение. Обобщение по теме : «Обмен веществ и энергии. Кожа. Выделение». | | |
Тема 2.12.Нервная система (5часов) |
44 | 39 (1) | Значение нервной системы. | | |
45 | 40 (2) | Строение нервной системы. Спинной мозг. | | |
46 | 41 (3) | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа № 16 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | | |
47 | 42 (4) | Функции переднего мозга. | | |
48 | 43 (5) | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | | |
Тема 2.13.Анализаторы (5 часов) |
49 | 44 (1) | Анализаторы | | |
50 | 45 (2) | Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 17 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». | | |
51 | 46 (3) | Гигиена зрения. | | |
52 | 47 (4) | Слуховой анализатор. | | |
53 | 48 (5) | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Обобщение по теме : «Нервная система. Анализаторы». | | |
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов) |
54 | 49 (1) | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | | |
55 | 50 (2) | Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа № 18 «Выработка навыков зеркального письма» | | |
56 | 51 (3) | Сон и сновидения | | |
57 | 52 (4) | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | | |
58 | 53 (5) | Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». | | |
Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа) |
59 | 54 (1) | Роль эндокринной регуляции | | |
60 | 55 (2) | Функции желез внутренней секреции Обобщение по теме : «Высшая нервная деятельность. Эндокринная система». | | |
РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов) |
61 | 1 | Жизненные циклы. Размножение | | |
62 | 2 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | | |
63 | 3 | Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. | | |
64 | 4 | Развитие ребенка после рождения. | | |
65 | 5 | Интересы, склонности, способности. Обобщающий урок по теме : Индивидуальное развитие организма | | |
66 | 6 | Итоговое повторение. Обобщающий урок по курсу | | |
67 | | Резерв | | |
68 | | Резерв | | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 68 | 8 | 8 | 19 | - |
выполнено | | | | | |
Список используемой литератыры Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М.:«Дрофа», 2011г Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М. :Дрофа, 2016. 3.Биология. Человек. 8 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д.Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. 4.Биология. Человек.8 класс, рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек» - М.: Дрофа, 2006-218с.; Пугал Н.А. «Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. Биологические исследования», М,2008г. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. М.ВАКО,2011 В.Н.Семенцова «Биология. Технологические карты уроков. 8 класс» - Санкт-Петербург: Паритет – 2006. |