ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «БИОЛОГИЯ»
для обучающейся на дому, имеющей нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 5 «Б» класса
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Биологи» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. № 1897 с изменениями, основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска, рабочей программы по биологии ООО ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска. Рабочая программа для надомного обучения адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития и НОДА.
В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета «Биология» отводится в 5 классе 34 часа. Из них 17 часов изучается в классе и 17 часов отводится на самостоятельное изучение (0,5 часа в неделю).
Программа ориентирована на учебник:
Пасечник В.В. Биология, Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.
Изучение предмета «Биология» направлено на достижение следующих целей:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Коррекционно-развивающие цели:
- Коррекция внимания
Формировать навыки самоконтроля.
Воспитывать целенаправленность внимания.
Развивать быстрое переключение внимания.
Учить распределению внимания.
Развивать силу внимания.
Увеличивать объем внимания.
Воспитывать устойчивое внимание.
Коррекция мышления:
Развивать умение делать словесно-логические обобщения.
Учить выделять главное, существенное.
Учить выделять из общего частное.
Развивать умения сравнивать и обобщать.
Развивать умения комментировать.
Учить выделять сходство и различие понятий.
Развивать целенаправленность в работе.
Активизировать мыслительную и творческую деятельность.
Коррекция речи:
Совершенствовать слуховое восприятие.
Формирование диалогической речи.
Расширение активного словаря.
Вырабатывать качество чтения.
Уроки необходимо строить с учетом этих коррекционно-развивающих целей, ориентированных не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология». Изучение географии в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
развитие эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: обучающийся сможет
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Познавательные УУД: обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
определять логические связи между предметами и/или явлениями;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
Коммуникативные УУД: обучающийся сможет
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- уметь выдвигать аргументы и контраргументы;
- понимать позицию другого, уметь договариваться с людьми других позиций.
Предметные:
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий);
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
3. Содержание учебного предмета «Биология»
Тема1. Введение. Биология – наука о живой природе
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Тема 2. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Строение клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки. Понятие «ткань.
Тема 3. Царство Бактерии
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Тема 4. Царство Грибы
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Раздел 5. Царства растения.
Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли.мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции.
4. Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение. Биология-наука о живой природе. | 6 |
2 | Клеточное строение организмов | 8 |
3 | Царство Бактерии | 2 |
4 | Царство Грибы | 4 |
5 | Царство Растения | 14 |
итого | | 34 |
Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Даты проведения | Домашн. задание |
всего | совместно с учите- лем | Само-стояте льно | план | факт |
| 1. Введение. Биология — наука о живой природе. | 6 | 3 | 3 | | | |
1 | Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | 2 | 1 | 1 | | | § 1, § 2 |
2 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | 2 | 1 | 1 | | | § 3 |
3 | Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 2 | 1 | 1 | | | § 4, § 5 |
| 2. Клеточное строение организмов | 8 | 4 | 4 | | | |
4 | Строение клетки. | 2 | 1 | 1 | | | § 7 |
5 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 2 | 1 | 1 | | | § 8 |
6 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. | 2 | 1 | 1 | | | § 9 |
7 | Понятие «ткань». | | 1 | 1 | | | § 10 |
| 3. Царство Бактерии | 2 | 1 | 1 | | | |
8 | Бактерии, их разнообразие, строение. Роль бактерий в природе и жизни человека. | 2 | 1 | 1 | | | § 11, § 12 |
| 4. Царство Грибы | 4 | 2 | 2 | | | |
9 | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. | 2 | 1 | 1 | | | § 13, § 14 |
10 | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. | 2 | 1 | 1 | | | § 15, § 16 |
| 5. Царство Растения | 14 | 7 | 7 | | | |
11 | Ботаника — наука о растениях. | 2 | 1 | 1 | | | § 17 |
12 | Водоросли, их многообразие, строение. Роль водорослей в природе и жизни человек. | 2 | 1 | 1 | | | § 18 |
12 | Лишайники. Мхи. | 2 | 1 | 1 | | | § 19, §20 |
14 | Папоротники, хвощи, плауны. | 2 | 1 | 1 | | | § 21 |
15 | Голосеменные растения. Значение голосеменных растений. | 2 | 1 | 1 | | | § 22 |
16 | Покрытосеменные растения. Происхождение растений. | 2 | 1 | 1 | | | § 23, § 24 |
17 | Обобщение знаний. | 2 | 1 | 1 | | | |
Итоговая контрольная работа по биологии 5 Б класс
Пояснительная записка
Итоговая контрольная работа по биологии для 5 Б класса представлена в форме тестов, которые включают 10 заданий базового уровня и 1 задание части В. Работа выполняется в устной форме.
Максимальный первичный балл - 12 баллов.
Если ученик правильно отвечает на 50—70% вопросов, то получает оценку «3», 70—90% правильных ответов — «4», 90—100% правильных ответов — «5».
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
итоговой контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале
Оценка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-12 |
Выберите один верный ответ
Внутренняя среда клетки – это
1) вакуоль
2) клеточный сок
3) пластиды
4) цитоплазма
Хлоропласты – это
1) зеленые пластиды растений
2) носители наследственной информации клетки
3) сахара, образующиеся в листьях растений
4) зеленые пигменты растений
Какая ткань обеспечивает рост растения в толщину
1) образовательная ткань
2) основная ткань
3) покровная ткань
4) проводящая ткань
Семена образуются
1) у всех растений
2) у всех высших растений
3) у голосеменных и покрытосеменных растений
4) только у цветковых растений
К числу голосеменных растений не относят
1) ель
2) кедр
3) сфагнум
4) сосну
Резервуар, содержащий клеточный сок, носит название
1) вакуоль
2) цитоплазма
3) ядро
4) хромосома
Ситовидные трубки входят в состав
1) образовательной ткани
2) основной ткани
3) покровной ткани
4) проводящей ткани
Исключительно к одноклеточным организмам относятся
1) животные 2) грибы
3) бактерии 4) растения
Лишайники являются
1) высшими растениями
2) симбиотическими растениями
3) грибами
4) водорослями
Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является
1) достаточное количество кислорода и значительные изменения температуры воздуха
2) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
3) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха
4) достаточность кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
11. Назовите отмеченные цифрами части клетки:
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | 4 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1-ядышко, 2-ядро, 3-цитоплазма, 4-хлоропласты, 5-оболочка, 6-поры, 7-вакуоль.
Расписание учебных занятий по предмету «География»
учителя Бобровой Аллы Алексеевны и обучающейся 5 «Б» класса Гончаровой Алины
на 2018-2019 учебный год
День недели | Время | Предмет |
Среда | 11.30-12.10 | География |
Учитель Боброва А.А._____________________
_____________________