ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках «Человек» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, элементарную трудовую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития представлений и речи детей.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель программы обучения:
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы обучения:
-формирование гигиенических навыков;
-развитие мелкой моторики рук;
-обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
-формирование навыков культурой еды;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
-представления о собственном теле;
-отнесение себя к определенному полу;
-умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать, свои интересы, желания
- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;
- представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. 2) умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
-умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
-поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами; -умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета), умение следить за своим внешним видом;
- представления о своей семье, взаимоотношениях в семье: представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли
Учащиеся должны знать:
- умение выполнять инструкции педагога;
- знать своё тело, его строение;
- соблюдение режима дня;
- уметьправильно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в порядке;
- соблюдать правила поведения дома, в лесу, на воде, за столом;
- слушать и понимать речь других.
Учебно- тематический план
№ | Содержание программного материала ( разделы , темы программы) | Количество часов |
1 | Представление о себе | 7 |
2 | Гигиена тела | 15 |
3 | Моя семья | 11 |
| Всего | 33 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п / п | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | ДАТА | ДАТА | Прим |
по плану | по факту |
| | Представление о себе ( 7 ч. ) | | | |
1 | 1 | Знакомьтесь, это я. | | | |
2 | 2 | Части тела. Голова (волосы, уши, шея, лицо) | | | |
3 | 3 | Туловище (спина, живот) | | | |
4 | 4 | Руки (локоть, ладонь, пальцы) | | | |
5 | 5 | Ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). | | | |
6 | 6 | Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). | | | |
7 | 7 | Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста. | | | |
| | Гигиена тела ( 15ч. ) | | | |
8 | 1 | Режим дня школьника. | | | |
9 | 2 | Прогулка и ее значение. | | | |
10 | 3 | Сон и его значение. | | | |
11 | 4 | Режим питания школьника. | | | |
12 | 5 | Самые полезные овощи и фрукты. | | | |
13 | 6 | Мытье рук. Вытирание рук полотенцем. | | | |
14 | 7 | Практическое занятие « Чистота рук- залог здоровья» | | | |
15 | 8 | Уход за руками. | | | |
16 | 9 | Мытье лица, последовательность действий. | | | |
17 | 10 | Гигиена полости рта. | | | |
18 | 11 | Чистка зубов. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта. | | | |
19 | 12 | Гигиена носа. | | | |
20 | 13 | Уход за волосами. Расчесывание волос. | | | |
21 | 14 | Уход за ушами: мытье, чистка . | | | |
22 | 15 | Просмотр мультфильма К.И. Чуковского « Мойдодыр» | | | |
| | Моя семья ( 11 ч. ) | | | |
23 | 1 | Семья: мама, папа, брат, сестра. | | | |
24 | 2 | Семья: бабушка, дедушка. | | | |
25 | 3 | Выходные дни в моей семье | | | |
26 | 4 | Любимые занятия моей семьи | | | |
27 | 5 | Профессии в моей семье | | | |
28 | 6 | Безопасность в доме. Электроприборы. | | | |
29 | 7 | Безопасность в доме. Пожарная безопасность. | | | |
30 | 8 | Безопасность при общении с животными | | | |
31 | 9 | Правила поведения в лесу. | | | |
32 | 10 | Игра «Прогулка в лес» | | | |
33 | 11 | Правила поведения на воде. | | | |
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под редакцией Воронковой В.В. М.: Просвещение, 2011. 3. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Окружающий мир» для I-IV классов. / Под редакцией Черной Е.В.- Луганск:2016, утвержденная приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики 27.12.2016 г. за №483 |
Учебная литература | Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. В 2 ч/[Н.Б. Матвеева, И. А. Арочкина, М. А. Попова.]- М.: Просвещение, 2017. |
Дополнительная литература | Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой (Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.); Санкт-Петербург.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г. |
Оборудование | Учебник, таблицы, предметные рисунки, сюжетные картинки; компьютер, мультимедийный проектор, DVD-проектор; аудиозаписи. |