Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:
ЧЕЛОВЕК
3 «В» класс
Составил учитель: Мишукова Юлия Михайловна
Новодвинск
2022 – 2023 учебный год
ЧЕЛОВЕК
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Цель образовательно-коррекционной работы — расширение и совершенствование представлений о себе, о своей семье, активизация способов положительного взаимоотношения с людьми для решения повседневных бытовых задач.
Основные задачи образовательно-коррекционной работы:
расширять и уточнять представления о себе (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, город проживания);
расширять представления о своем организме;
закреплять умение сообщать о своем эмоциональном состоянии, о своих желаниях потребностях и интересах;
расширять индивидуальные интересы и предпочтения, умения выражать свои желания и интересы.
расширять представления о членах своей семьи;
закреплять представления о своей социальной роли и обязанностях в семье;
закреплять способы общения с близкими людьми.
расширять представления о взрослых и об одноклассниках;
использовать доступные средства положительного взаимодействия с одноклассниками;
закреплять представления о труде взрослых;
продолжать воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
совершенствовать умения по выполнению доступных бытовых поручений (помощь в подготовке пищи (чистить овощи), сервировке стола, уборке посуды, выноса мусор и т д.).
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к совместным играм с одноклассниками или к совместному выполнению бытовых поручений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Человек» в третьем классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).
I (8 и ½ недели) | II (7 и ½ недели) | III (10 недель) | IV (8 недель) | Год (34 недели) |
17 | 15 | 20 | 16 | 68 |
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Человек" включает:
коммуникативные символы; картины, наглядные пособия; предметы различной̆ формы, величины, цвета;
графика, схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятий, моментов и др. событий;
невербальные средства общения (жест, мимика, голос);
электронные презентации;
дидактические игры по лексическим темам;
шнуровки, липучки; посуда-вкладыши (стаканчики одинаковой величины); пазлы, лото, разрезные картинки;
виды одежды и обуви;
принадлежности для ухода за своим телом;
оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
учебные столы; доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); персональный компьютер;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы для встряхивания; предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); мозаики;
Календарно-тематическое планирование
Человек
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата/ план | Дата/ факт |
I четверть – 17 часов |
1 НАПРАВЛЕНИЕ — Я САМ Сообщение сведений о себе: имя, возраст, пол, самочувствие, ограничения. Части тела. Сообщение о своих потребностях (туалет). Узнавание предметов одежды и обуви. Одевание и раздевание. |
1-2 | Знакомьтесь, это я! | 2 | МД: минимальная деятельность; ДД: достаточная деятельность. МД: Отзывается (возникает ответная реакция) на свое имя и/или фамилию, на имена некоторых одноклассников. ДД: Узнавание себя и одноклассников в зеркале, на фотографиях. Соотнесение себя с пиктограммой «человек». Сообщение своего возраста вербально или на пальцах. Выделение на сюжетном изображении человека, его действие. Выделение отличительных свойств человека от других существ: ходит на 2 ногах, разговаривает, делает различные вещи своими руками. Утвердительные или отрицательные ответы на вопрос о своем поле, о поле других детей в классе («Ты (Маша) мальчик?»). Отличение пиктограммы «человек» от других контрастных пиктограмм. Соотнесение пола с картинкой, пиктограммой (мальчик, девочка). Различение мальчика и девочки на сюжетных картинках по внешним признакам: одежда, прическа. Называние своего пола, пола других детей в классе, соотнесение пола с картинкой, пиктограммой (мальчик, девочка). | Сентябрь 1, 6 | |
3 | Кто мы? | 1 | 8 | |
4 | Мы разные. | 1 | 13 | |
5 | Моя голова. | 1 | МД: Показ на себе, головы по образцу. Выполнение инструкции «Погладь себя по голове». ДД: Называние (в т.ч. с помощью пиктограмм) и показ на себе, кукле, игрушке головы, ее частей (нос, глаза, рот, уши, волосы), шеи. Показ головы на изображении человека. Выполнение движений головой по образцу. Сообщение о головной боли. Головные уборы. Различение по сезону. Надевание шапки на куклу. Аппликация («Шапка»). Подбор шапки по цвету. | 15 | |
6-7 | Что надеть на голову? | 2 | 20, 22 | |
8-9 | Что умеют руки? | 2 | МД: Выполнение инструкций: Покажи руки. Дай руку. Выполнение руками простых движений: хлопать, «мыть руки», махать руками по образцу. ДД: Называние (в т.ч. с помощью пиктограмм) и показ на себе, на других, на кукле рук. Показ на своих руках отдельных пальцев по образцу. Показ рук на изображении человека. Выполнение движений руками по образцу: пальчиковые упражнения, общие движения. Различение и называние перчаток, варежек. Подбор парных предметов из множества, в том числе похожих по цвету, рисунку. Подбор пары (на картинках), выбирая из нескольких сходных по какому-либо признаку (цвет, форма). Игра «Волшебный мешочек». Выполнение графических упражнений (рисование различными материалами и предметами, обведение своей руки на бумаге). Использование перчаток для самомассажа. | 27, 29 | |
10 | Что надеваем на руки? | 1 | Октябрь 4 | |
11-12 | Чем ощупываем предметы? | 2 | 6, 11 | |
13-14 | Мои рисунки. | 2 | 13, 18 | |
15 | Я хожу и бегаю. | 1 | МД: Выполнение инструкций: Покажи ноги. Выполнение ногами простых движений. Снятие с себя и надевание обуви (без застежек, на липучке). Надевание брюк. ДД: Называние (в т.ч. с помощью пиктограмм) и показ на себе, на других, на кукле ног. Различение пятки и носка. Показ ног на изображении человека. Различение следа человека и следа животного. Выполнение двигательных упражнений ногами. Игра «У кого ноги?» (названия конечностей разных существ). Выполнение двигательных упражнений ногами. Сообщение о своих особенностях (Я не умею прыгать; Мне нельзя бегать). Хождение по сенсорным дорожкам (коврикам). Соотнесение ног с их функцией, с соответствующей пиктограммой; Дополнение простых предложений уточняющим словом: Я иду по классу /дорожке /коврику. Различение названий предметов одежды, предметов обуви, обуви по сезону и назначению. | 20 | |
16 | Что наденем на ноги? | 1 | 25 | |
17 | Обуваемся. | 1 | 27 | |
II четверть – 15 часов |
18-19 | Моё тело. | 2 | МД: Знакомство с названиями частей тела, их соотнесение с ощущениями от тактильного воздействия. Выполнение инструкции: Покажи живот. ДД: Называние и показ на себе, на других, на кукле туловища. Различение живота, спины и боков. Показ туловища на изображении человека. Сообщение о боли в животе, о своих особенностях (Мне нельзя апельсины). Разыгрывание ситуации посещения врача (в роли врача и в роли пациента). Узнавание предметов одежды по названию. Различение предметов одежды по ситуации, в том числе на картинках, пиктограммах. Затягивание, выпускание утягивающих резинок, веревок на одежде, застегивание и расстегивание застежек различной конструкции на ремнях. Помощь в одевании, обувании одноклассникам. | Ноябрь 8, 10 | |
20-21 | Одеваемся по погоде. | 2 | 15, 17 | |
22-23 | Я слышу звуки. | 2 | МД: Слушание и различение различных неречевых звуков. Соотнесение некоторых из них с предметом. ДД: Слушание и различение различных неречевых звуков. Соотнесение их со словом, пиктограммой. Показ по заданию своих волос. Определение их основных признаков (темные/светлые; короткие/длинные). Причёсывание. Плетение косы кукле. Дополнение простых предложений уточняющим словом: «Я слушаю музыку (слышу птицу)». Узнавание своего адреса на слух среди нескольких перечисляемых (не имеющих акустического сходства). Аппликации по наклеиванию предметов одежды, обуви на изображение человека с предварительным выбором подходящих деталей. Онлайн – игры по подбору и «надеванию» одежды на людей). | 22, 24 | |
24 | Моя причёска. | 1 | 29 | |
25 | Мои игры. | 1 | Декабрь 1 | |
26-27 | Я разговариваю. | 2 | МД: Повторение артикуляции за педагогом. Расстёгивание молний. Выполнение инструкций по показу основных частей тела на себе. ДД: Артикуляционная гимнастика. Выполнение речевых и жестовых упражнений. Сообщение своего домашнего адреса вербально. Соотнесение продуктов и их вкуса. Выражение жалобы (меня обидели, ударили; мне мешает сосед и т.п.). Соотнесение частей тела с их с действием, функцией. Соотнесение частей тела и лица, действий человека с нужной пиктограммой. Называние и показ на кукле различных частей тела, их соотнесение с пиктограммой. | 6, 8 | |
28 | Мы едим. | 1 | 13 | |
29-30 | Части тела. | 2 | 15, 20 | |
31-32 | Промежуточная аттестация. | 2 | | 22, 27 | |
III четверть – 19 часов |
33-34 | Я чувствую запахи. | 2 | МД: Выражать свои эмоции и предпочтения при выполнении упражнений на развитие обоняния. Работа с доской Сегена, различными вкладышами. Знакомство с некоторыми названиями частей тела, лица, их соотнесение с ощущениями от тактильного воздействия. Передавать и «просить» предмет. Выполнение инструкций по показу основных частей тела и лица на себе по образцу. ДД: Упражнения на развитие обоняния (например, определи продукт с завязанными глазами), зрительного восприятия (например, определи звук по беззвучной артикуляции, сообщение, составленное из пиктограмм). Называние и показ на себе, на кукле, на картинке частей лица (волосы, уши, глаза, нос, брови, щеки, лоб, рот: губы, зубы, язык). Соотнесение их с пиктограммой, их функцией. Аппликация «Лицо». Работа с пиктограммами, составление предложений из них. Поиск людей, определение их действий на сюжетных картинках. Дополнение простых предложений уточняющим словом: «Я вижу картину». Сообщение о своих ощущениях (это неприятный запах, я не вижу, что там и др.) вербально или жестами. Сообщение о своем самочувствии вербально или жестами (все в порядке, болит голова, тошнит и т.д.). Привлечение внимания и поощрение интереса к самочувствию других людей (учителя, одноклассников). Выделение людей заданной группы на видео, фото и картинках. Помощь в одевании, обувании одноклассникам. | Январь 10, 12 | |
35 | Люди вокруг меня. | 1 | 17 | |
36 | Я вижу мир. | 1 | 19 | |
37 | Мое лицо. | 1 | 24 | |
2 НАПРАВЛЕНИЕ — МОЯ СЕМЬЯ Узнавание членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи, о взаимоотношениях в семье. Определение своей социальной роли в семье. |
38-39 | Мой дом. | 2 | МД: Выделение близких членов своей семьи на фотографиях. Выражение своих предпочтений при выборе (выделении) любимых фотографий. Узнавание голосов членов своей семьи среди других аудиозаписей. Демонстрация и стимуляция проявлений эмоциональной реакции на появление значимых близких людей (объятия, улыбка, протягивание руки для рукопожатия), на задания, связанные с близкими взрослыми (мама, бабушка, папа). ДД: Выделение членов своей семьи на фотографиях, их называние. Определение их деятельности (что делает папа?), эмоционального состояния во время отдыха, семейного досуга, копирование его (Какое у него лицо? Он грустный?). Игра «Идем в парк» (обучающиеся в роли детей или взрослых), разыгрывание с помощью игрушек, кукол бибабо. Поиск и различение «абстрактных» членов семьи в видеороликах (напр., фрагменты из программы «Ералаш»), на картинках. Соотнесение себя с определенным членом семьи (сын, дочь, брат, сестра, внук…), в т.ч. на предметных, сюжетных картинках. | 26, 31 | |
40 | «Идём в парк». | 1 | Февраль 2 | |
41 | Мама, папа, я. | 1 | 7 | |
42-43 | Домашние дела. | 2 | МД: Просмотр видеороликов, фотографий и картинок о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Выполнение некоторых адаптированных двигательных, танцевальных упражнений по образцу, сопряженно. Выполнение простых поручений типа «Убери…сложи игрушки», «Подай книгу» и т.п. ДД: Участие в беседе о помощи, обязанностях в семье. Просмотр видеороликов, фотографий и картинок о бытовой и досуговой деятельности членов семьи (уборка, отдых, приготовление пищи, уход за одеждой, помощь младшим и старшим), о различных профессиях. Выделение и называние (в т.ч. пиктограммы, имитация) этих действий. Выполнение двигательных, танцевальных упражнений по образцу. Домашние животные, уход за ними. Безопасное поведение с животными. Узнавание своих питомцев на фотографиях. | 9, 14 | |
44 | Гимнастика. | 1 | 16 | |
45-46 | Наши питомцы. | 2 | 21, 28 | |
47-48 | Что умеет человек? | 2 | Март 2, 7 | |
3 НАПРАВЛЕНИЕ — Я И ДРУГИЕ Представления о других людях (взрослые и одноклассники). Узнавание детей и взрослых. Труд взрослых. Помощь окружающим. |
49 | Играем вместе. | 1 | МД: Соотнесение близкого человека с его личной вещью (чей это шарф? Чей телефон? и т.п.). Выражение своих эмоций, предпочтений по отношению к предлагаемым совместным с педагогом видам деятельности (недовольство или радость). Самостоятельный выбор (в доступной форме) желаемого предмета, занятия. Посильное участие в коллективных играх. ДД: Коллективные, групповые игры по интересам детей. Игра «Мы - помощники» — выполнение простых действий по уборке помещений школы. Дифференциация людей по возрасту: взрослые — дети в своем окружении (родители — дети; учителя — ученики), на фотографиях, иллюстрациях. Соотнесение себя с возрастной группой (дети, ученики), педагога и родителей с группой взрослых. Выполнение посильных поручений по помощи (одеться, умыться, сложить одежду), одноклассникам. Наблюдение за трудом уборщицы, дворника, учителя, повара, врача («очное» и в ходе просмотра видеороликов). Распознавание атрибутов данных профессий (одежды, инвентаря). | 9 | |
50 | Дети и взрослые. | 1 | 14 | |
51 | Кем быть? | 1 | 16 | |
IV четверть – 17 часов |
52 | Кем быть? | 1 | | 28 | |
53-54 | Я — ученик. | 2 | МД: - ДД: Дифференциация людей по возрасту в своем окружении (учителя - ученики), на фотографиях, иллюстрациях. Соотнесение себя с возрастной группой (ученики), педагога с группой взрослых. Вызывание интереса к эмоциональному состоянию наблюдаемых людей, персонажей мультфильмов. Различение полярных эмоций на пиктограммах. В доступной мере определение настроения художественного, музыкального произведения. Работа с зеркалом, копирование различных эмоций. Сопереживание эмоциональному состоянию наблюдаемых людей, персонажей мультфильмов, иллюстраций (проявление жалости, восторга). Различение эмоций на пиктограммах. Определение настроения художественного, музыкального произведения. | 20 Апрель 4 | |
55 | Я грустный и веселый. | 1 | 6 | |
4 НАПРАВЛЕНИЕ — ДОМОВОДСТВО Выполнение посильных поручений по уборке в классе. Приготовление и приём пищи. Уход за одеждой и обувью. Действия по самообслуживанию. |
56 | Чистота — залог здоровья! | 1 | МД: Приучение к пользованию бумажным платочком или салфеткой для очищения носа: выбрасывать в ведро мусор, убирать/ставить на место (возвращать) взятые предметы. Выполнение простых манипулятивных действий с игрушками (маракас, кольца, различные сыпучие материалы и т.п.). ДД: Выполнение гигиенических навыков по уходу за своим телом: умывание, причесывание, мытье рук и т.д. Речевое сопровождение (комментирование) своих действий. Помощь другим детям. Выворачивание, расправление и складывание предметов одежды, развешивание на спинку стула, плечики. Аппликация «Ремонт одежды» (подклеивание к куртке «оторванного» рукава, пуговиц к рубашке и т.п.) с подбором подходящих деталей (по цвету, величине) из нескольких предложенных. «Сшивание» (соединение) деталей одежды (плотная ткань, картон) с помощью крупной шнуровки, молний, заклепок и т.п. Чистка щеткой сухих загрязнений. Замена испачканных предметов одежды на чистые. Протирание ботинок влажной салфеткой, губкой. Узнавание различных действий по уходу за одеждой на пиктограммах. | 11 | |
57-58 | Как я выгляжу. Уход за одеждой. | 2 | 13, 18 | |
59-60 | Из чего мы едим? | 2 | МД: Привитие навыка пользования салфеткой после еды, питья, убирать за собой посуду, споласкивать стакан, протирать за собой стол. Формировать умение пить из трубочки (по необходимости возможности). ДД: Различение предметов посуды, их поиск и называние на пиктограммах, сюжетных картинках. Использование обобщающего слова «Посуда». «Сервировка» стола по образцу. Различение посуды по назначению (в чем варят? Чем едят?). Участие в обыгрывании ситуации «Дети в столовой» (с куклами, другими игрушками). Формировать умение пить из трубочки (по необходимости возможности). Составление предложений из пиктограмм. Различение посуды для приготовления и приема пищи. Обыгрывание ситуации «Дети в столовой» (с куклами, другими игрушками). | 20, 25 | |
61 | Напитки. | 1 | 27 | |
62 | Мы умеем помогать. | 1 | МД: Формирование и отработка действий по самообслуживанию: пускать руки в тазик с водой, держать под краном с водой, вытирать полотенцем или салфеткой и др., убирать за собой посуду после еды, полоскать свой стакан после питья. Поощрять и стимулировать потребность в сохранении чистоты рук: (проявлять свой дискомфорт, если руки стали липкими, испачканными после приема пищи, рисования пальчиковыми красками и т.п.) ДД: Качественная отработка навыков выполнения различных доступных операций по уборке помещения класса. Сообщение о своих предпочтениях при выборе вида работ по уборке. Выполнение простых операций по подготовке продуктов к употреблению их в пищу: чистить морковь и вареный картофель безопасным ножом; натирать сыр на терке; готовить бутерброд, следуя алгоритму (в том числе графическому – инструкционной карте); накрывать на стол и убирать с него; мыть посуду (тарелку, кружку, ложку), протирать стол. Находить и узнавать эти операции на фотографиях, пиктограммах. Выполнять действия по пиктограмме, без словесной инструкции (дети получают задания в конвертах). Самостоятельное выявлении «проблемы»: разбросан мусор в классе, сухая земля в цветочном горшке, грязные руки и т.п, предложение способа ее решения в заданной ситуации («Что будем делать?») с последующими практическими действиями. | Май 2 | |
63-64 | «Ждем гостей». | 2 | 4, 11 | |
65-66 | Упражнения с пиктограммами. | 2 | Закрепление знания изученных пиктограмм, выполнение действий, заданных пиктограммами. Составление простых предложений с опорой на пиктограммы и составление простых предложений из пиктограмм. | 16, 18 | |
67-68 | Итоговая аттестация. | 2 | | 23, 25 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
Личностные:
- продолжают продуктивно взаимодействовать с близкими взрослыми, проявляют самостоятельность при выполнении поручений взрослых в разных ситуациях.
Предметные:
- называют общие сведения о себе (имя, фамилию, возраст, домашний адрес);
- имеют элементарные представления о своем эмоциональном состоянии, о своих желаниях потребностях и интересах, обобщают свои действия и состояния словом или другим доступным способом;
- имеют элементарные представления о вещах и предметах для удовлетворения собственных потребностей и желаний, выделяют, называют или показывают среди других;
- умеют решать элементарные бытовые задачи с учетом собственных желаний и потребностей;
- соблюдают режим дня и правила гигиены, следят за своим внешним видом;
- выделяют членов своей семьи среди других людей, имеют элементарные представления об их статусе и профессиональной деятельности;
- воспринимают себя, свои возможности и особенности в соответствии с реальной жизненной ситуацией;
- воспринимают и определяют эмоциональное состояние и переживания человека в повседневной жизни, в художественных и музыкальных произведениях;
- передают в продуктивных видах деятельности переживания человека, его эмоциональное состояние.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа):
Личностные:
- продолжают продуктивно взаимодействовать с близкими взрослыми, действуют по подражанию или проявляют самостоятельность при выполнении поручений взрослых в разных ситуациях.
Предметные:
- имеют общие представления о себе: называют имя, фамилию, адрес, гендерную принадлежность;
- могут выразить доступным способом свое эмоциональное состояние, потребность или желание;
- имеют элементарные представления о вещах и предметах ближнего окружения, практически могут использовать их по назначению (одежда, обувь, посуда и т.д.);
- пользоваться своими вещами (садиться за свою парту, брать свой портфель, надевать свою одежду);
- называть членов своей семьи (называть по имени, узнавать их по фотографиям);
- называть некоторые профессии взрослых, близкие к опыту детей: учитель, дворник;
- могут попросить доступным способом о помощи в ситуации удовлетворения собственных потребностей (желаний);
- принимают помощь взрослого (сверстника) для решения элементарных бытовых задач с учетом собственных желаний и потребностей;
- соблюдают режим дня и элементарные правила гигиены, следят за своим внешним видом;
- выделяют членов своей семьи среди других людей;
- воспринимают себя, свои возможности и особенности в соответствии реальной жизненной ситуацией;
- воспринимают и определяют ярко выраженное эмоциональное состояние и переживания человека в повседневной жизни, в художественных и музыкальных произведениях.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа):
Личностные:
- эмоционально-положительно и двигательно реагируют на взаимодействие, организованное взрослым.
Предметные:
- владеют в доступной форме элементарными умениями приветствия, взаимодействуя в знакомых ситуациях эмоциональными проявлениями со знакомыми людьми,
- выражают доступным способом свое эмоциональное состояние, значимую потребность или желание (хочу, не хочу),
- выделяют (доступным способом: эмоционально, движением, жестом или словом) свою фотографию среди других (выбор из 2-х), выделяют фотографию близкого взрослого (выбор из 2-х).
Базовые учебные действия:
- осознают себя среди других (откликаются на имя, двигательно реагируют, подражают действиям взрослого);
- могут выразить доступным способом свои предпочтения и желания;
- проявляют активность во взаимодействии с близким взрослыми, учитывают их эмоциональное состояние;
- проявляют элементарную самооценку своих поступков и действий;
- замечают изменения настроения близкого взрослого и сверстника;
- уважают труд взрослых, проявляют готовность к выполнению поручений взрослого совместно с другим сверстником.
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |
1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016