Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрена и принята» на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 07.06.2023 г | «Согласована» Зам. директора по УР __________Сергиенко Н.И. | «Утверждаю» Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат » _____________Бабкина Н.Н. Приказ №22/1 от «05» 07.2023г | |
Рабочая программа учебного предмета
«Человек»
Учитель: Тарасова Е.А.
Класс: 5 А
Всего часов в год: 68
Всего часов в неделю: 2
Срок реализации: 1 год
пгт. Тёткино, 2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Человек» для 5А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;
3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов.
Цели:
- формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
- осознание общности и различий с другими людьми;
- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.
Задачи:
- формировать представления о возрастных изменениях человека;
- формировать умение жить по режиму дня;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формировать умения обслуживать себя;
- формировать умения следить за своим внешним видом;
- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1)Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
-Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
-Представление о собственном теле.
-Отнесение себя к определенному полу.
-Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
-Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
2)Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
-Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
-Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
-Умение следить за своим внешним видом.
4)Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
-Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
3.Содержание программы
Программа представлена следующими разделами
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Освоение содержания раздела «Прием пищи» включает следующее содержание: Правильное питание, овощи и фрукты в жизни человека, культура поведения в столовой,
правила этикета при приеме пищи, посуда, сервировка стола, «К нам пришли гости, накроем на стол», правила мойки овощей и фруктов, профилактика пищевых отравлений.
Освоение содержания раздела «Туалет» включает следующее содержание: «Туалет» «Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены». Снимание нижнего белья. «Кнопка слива», «Смывание унитаза», «Туалетная бумага», «Отматывание бумаги», «Одевание нижнего белья», «Изнаночная и лицевая сторона», «Раковина. Части раковины. «Гигиенические процедуры после посещение туалета», «Мытье рук, вытирание рук», «Моё личное полотенце».
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Общее знакомство с организмом человека. Части тела человека. | | |
2 | Скелет человека. | | |
3 | Мышцы человека. | | |
4 | Кровообращение. | | |
5 | Дыхание. | | |
6 | Покровы тела. | | |
7 | Познакомимся со своей кожей. | | |
8 | Как сохранить свою кожу здоровой? | | |
9 | Для чего мы ухаживаем за телом. | | |
10 | Какими способами можно очистить свою кожу? | | |
11 | Ванная комната. Мыло, шампунь, предметы личной гигиены. | | |
12 | Мои руки. Уход за руками. | | |
13 | Мои ноги. Уход за ногами. | | |
14 | Мой рот и язык. Уход за полостью рта. | | |
15 | Мои зубы. Уход за зубами. | | |
16 | Мои глаза. Уход за глазами. | | |
17 | Мои уши. Уход за ушами. | | |
18 | Мой нос. Уход за носом. | | |
19 | Умывальная комната в школе. Правила пользования умывальной комнатой в школе. | | |
20 | Что такое микробы? | | |
21 | Нужды человека. Как сообщить о своих желаниях. Я хочу есть, пить, в туалет. | | |
22 | Представления о себе. Семья. | | |
23 | Кто такой я. | | |
24 | Кто такой мальчик? Кто такая девочка? | | |
25 | Возрастные изменения человека. | | |
26 | Я малыш. Я подросток. Взрослые люди. | | |
27 | Что такое режим дня? | | |
28 | Семья. | | |
29 | Обязанности членов семьи. | | |
30 | Родственные отношения. | | |
31 | Виды одежды (нижняя одежда). | | |
32 | Лицевая и изнаночная сторона нижней одежды. | | |
33 | Виды одежды (верхняя одежда). | | |
34 | Лицевая и изнаночная сторона верхней одежды. | | |
35 | Одежда по сезону. | | |
36 | Головные уборы. | | |
37 | Навыки, связанные с гигиеной одежды. | | |
38 | Виды обуви. | | |
39 | Уличная и комнатная обувь. | | |
40 | Обувь по сезону. | | |
41 | Виды застёжек обуви. | | |
42 | Практическое занятие: Застёжки на одежде и обуви. | | |
43 | Обращение с одеждой и обувью. Мой внешний вид. | | |
44 | Гигиена обуви. | | |
45 | Режим дня. Части суток. | | |
46 | Для чего нужен режим дня. | | |
47 | Правильное питание. | | |
48 | Правильное питание. Витамины. | | |
49 | Овощи и фрукты в жизни человека. | | |
50 | Правила мойки овощей и фруктов. Профилактика пищевых отравлений. | | |
51 | Приём пищи. Кто нам готовит еду? | | |
52 | Расстановка посуды во время приёма пищи. | | |
53 | Правила поведения за столом. | | |
54 | Культура поведения в столовой. Добрые слова. | | |
55 | Столовые приборы. | | |
56 | Посуда. Сервировка стола. | | |
57 | Практическое занятие: «К нам пришли гости, накроем на стол». | | |
58 | Этикет за столом. | | |
59 | Мой дом. Мои родственники, друзья. | | |
60 | Как проводить свободное время. | | |
61 | Мои любимые игры, увлечения. | | |
62 | Тренинг: «Как меня зовут, сколько мне лет, где я живу?» | | |
63 | Сообщение о своем состоянии: "Мое самочувствие. Мне больно". | | |
64 | Тренинг: "Что делать, если упал, ударился". | | |
65 | Сообщение о своем состоянии. | | |
66 | Туалет. Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены. | | |
67 | Алгоритм пользования туалетом. | | |
68 | Итоговый урок. | | |
5. Методические материалы
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В.В.Воронкова, С.А.Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2014.