ЧЕЛОВЕК
Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях, о правилах и нормах культуры поведения и общения в семье.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. При формировании навыков самообслуживания усилия специалистов и родителей объединяется. Работа, проводимая в школе, продолжается дома.
Общая характеристика учебного предмета
Представления о себе. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела и лица. Знание назначения частей тела и лица. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Гигиена тела. Различение направления смесителя с подачей горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта. Очищение полости носа. Расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью. Узнавание (различение) предметов одежды. Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная). Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие (надевание) предмета одежды, обуви. Соблюдение последовательности действий при раздевании, застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете.
Прием пищи. Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана) Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой и вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья. Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по адресована для обучающихся 8 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение отводится 33 часа (1 час в неделю).
С учётом праздничных дней 31 час.
I четверть | 8 часов |
II четверть | 7 часов |
III четверть | 9 часов |
IV четверть | 7 часов |
год | 31 час |
Планируемые результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Соотнесение себя со своим именем. | Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. |
Умение обслуживать себя. | Умение обслуживать себя. Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. |
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня. | Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. - Умение поддерживать режим дня. Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умение соблюдать гигиенические правила. Умение следить за своим внешним видом. |
Узнавание, различение членов семьи | - Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи. |
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Я сам | 12 |
2 | Я и моя семья. | 9 |
3 | Я и другие | 9 |
4 | Повторение | 1 |
5 | Итого | 31 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды деятельности учащегося |
1. | Я сам. | 12 | |
1.1 | Мои данные. | 1 | Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения) |
1.2 | Кто я? | 1 | Идентификация себя как мальчика (девочки). |
1.3 | Вредные привычки. | 2 | Узнавание вредных привычек по изображениям. |
1.4 | Моё самочувствие | 2 | Сообщение о состоянии своего здоровья. |
1.5 | Моё настроение | 2 | Выбор ситуации, когда мне хорошо, а когда плохо. Мои чувства (радость, печаль, страх, гнев, обида, удивление, стыд). Как скрыть плохое настроение. |
1.6 | Мой режим дня. | 2 | Для чего нужен режим дня. Установление последовательности действий |
1.7 | Мои силы, мои возможности. | 2 | Строить высказывания. «Я могу делать…». |
1.8 | Закрепление. | 1 | |
2 | Я и моя семья. | 9 | |
2.1 | Моя семья. | 2 | Узнавание (различение) членов семьи: мама, папа, братья, сёстры. Работа по фотографиям. |
2.2 | Место работы каждого члена семьи. | 2 | Знать место работы, профессию родителей и место учёбы сестёр и братьев. |
2.3 | Правила и обязанности каждого члена семьи. | 2 | Работа по фотографиям. |
2.4 | Помощь родителям. | 2 | Составление презентации о том, как я помогаю маме. |
2.5 | Закрепление | 1 | |
3 | Я и другие | 9 | |
3.1 | Я во дворе | 2 | Соблюдение чистоты, бережное отношение к оборудованию, природе. Места для отдыха и игр |
3.2 | Я в театре | 2 | Посещение театра, обсуждение правил культуры поведения. Анализ поведения школьников в (кино) театре. Правила хорошего тона. |
3.3 | Я в музее | 2 | Речевые формулы выражения приветствия сотрудников музея. Обращение к сотрудникам. Внимательное слушание рассказа. Приемы обращения с вопросами, просьбой. Выполнение требований и просьб сотрудников. Соблюдение чистоты и тишины в музее. Речевые формулы выражения благодарности, прощания. |
3.4 | Я в магазине | 2 | Посещение спортивных состязаний и их анализ с точки зрения культуры поведения спортсменов и зрителей. Как достойно переживать поражение и радоваться победе? Правила состязаний и их соблюдение участниками. Как зрители поддерживают участников? |
3.5 | Закрепление | 1 | |
4 | Повторение | 1 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы; семейный альбом, дидактически раздаточный материал с изображениями контуров для раскрашивания, наклеивания; обучающие компьютерные программы. Компьютер.