СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Домоводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс, вариант2, для детей с ТМНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Домоводство"»



Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрена и принята»

на заседании педагогического совета Протокол № 6

от 07.06.2023 г





«Согласована»

Зам. директора по УР


__________Сергиенко Н.И.

«Утверждаю»

Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат »

_____________Бабкина Н.Н.

Приказ №22/1 от «05» 07.2023г







Рабочая программа учебного предмета

«Домоводство»















Учитель: Тарасова Е.А.

Класс: 5 А

Всего часов в год: 102

Всего часов в неделю: 3

Срок реализации: 1 год












пгт. Тёткино, 2023 г.




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 5 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;

3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года.

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;

приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа - интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 102 часа.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи: 

формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.


  1. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

-Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

-Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

-Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

-Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

-умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

-умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видородовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\

Коммуникативные УД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;


3.Содержание учебного предмета

Наименование разделов

Количество часов,

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Личная гигиена

12ч

Правила личной гигиены. Личные вещи. Уход за личными вещами. Гигиена зрения, слуха. Гигиена чтения. О вреде алкоголя. О вреде курения.

Практическая

работа - 3

Обувь и одежда

14ч

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная

Деловые игры: «Необходимые и важные вещи в гардеробе», «Собираем чемоданы к морю».

Виды головных уборов. Уход за головными уборами.

Виды обуви, их назначение. Уход за обувью, починка обуви. Экскурсия в магазин обуви.

Практическая

работа - 4

Культура поведения

14 ч

Осанка при ходьбе. Осанка сидя, стоя. Формы обращения к старшим. Формы обращения к сверстникам. Формы обращения с просьбой. Формы обращения с вопросом.

Поведение за столом.

Практическая

работа - 1

 

Семья

Понятие о семье. Семья, члены семьи. Семейные обязанности. Взаимоотношения между членами семьи.


Питание

22ч

Продукты питания. Место приготовления пищи, оборудование. Завтрак. Приготовление бутербродов.

Нарезка хлеба. Приготовление салата.

Приготовление блюд из яиц. Рецепты заваривания чая.

Правила заваривания чая.

Сервировка стола к завтраку.

Практическая работа - 6.

Жилище

8 ч

Городское и сельское жилище. Виды жилых помещений.

Размещение семьи в доме. Жилой дом.

Коммунальные удобства, их назначение. Почтовый адрес дома.

Практическая работа - 1.

Транспорт

14 ч

Виды транспортных средств.

Проезд в школу. Поведение в транспорте. Поведение на улице. Экскурсия по улицам города.

Экскурсия по соблюдению ПДД.

Практическая работа - 1.

Торговля

10 ч

Основные виды магазинов. Правила поведения в магазине.

Виды отделов в магазинах.

Специализированные магазины.

Экскурсия в магазин.

Практическая работа - 1.


4.Календарно - тематическое планирование


№п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Личная гигиена человека.



2

Правила личной гигиены.



3

Чистка зубов, мытьё рук. Практическое занятие.



4

Личные вещи.



5

Уход за личными вещами.



6

Глажение белья. Практическая работа.



7

Гигиена одежды и спального места.



8

Гигиена   чтения.



9

Гигиена зрения и слуха.



10

Гигиена зрения, слуха и чтения. Практическая работа.



11

О вреде   алкоголя.



12

О вреде  курения.



13

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя.



14

Виды сезонной одежды: демисезонная.



15

Практическое занятие по уходу за одеждой: стирка.



16

Практическое занятие по уходу за одеждой: чистка, починка.



17

Деловая игра: «Необходимые и важные вещи в гардеробе».



18

Деловая игра: «Собираем чемоданы к морю». Практическая работа.



19

Виды  головных уборов.



20

Уход за  головными уборами.



21

Виды обуви, их назначение.  



22

Обувь зимняя, летняя. Отличие обуви.



23

Уход за обувью.



24

Практическое занятие по уходу за обувью.



25

Экскурсия в магазин обуви.



26

Культура поведения в школе.



27

Культура поведения в столовой.



28

Культура поведения в кинотеатре.



29

Осанка при ходьбе.



30

Осанка  сидя, стоя.



31

Формы обращения к   сверстникам.



32

Формы обращения к старшим.



33

Формы обращения с просьбой.



34

Формы обращения с   вопросом.



35

Формы обращения с родственниками.



36

Поведение за столом.



37

Поведение за столом. Практическая работа.



38

Поведение на улице во время игры.



39

Поведение на улице во время игры. Практическая работа.



40

Понятие о  семье.



41

Семья, члены семьи.



42

Моя семья.



43

Семейные  обязанности родителей.



44

Семейные обязанности бабушки, дедушки.



45

Твои семейные обязанности.



46

Взаимоотношения между членами семьи.



47

Семейные праздники.



48

Продукты питания: молочные.



49

Продукты питания: мясные.



50

Продукты питания: хлебобулочные изделия.



51

Продукты питания: овощи и фрукты.



52

Продукты питания: полуфабрикаты.



53

Место приготовления пищи, оборудование.



54

Место приготовления пищи на кухне.



55

Завтрак.  



56

Нарезка хлеба. Приготовление бутербродов.



57

Приготовление бутербродов с колбасой и сыром.



58

Приготовление салата из свежих овощей. Ингредиенты.



59

Выбор продуктов для салата из вареных овощей. Практическая работа.



60

Блюда из яиц.



61

Приготовление блюд из яиц. Практическая работа.



62

Правила заваривания чая.



63

Чайная посуда.



64

Правила заваривания чая. Практическое занятие.



65

Сервировка стола к завтраку.



66

Столовая посуда.



67

Сервировка стола к завтраку. Практическое занятие.



68

Чистка овощей. Овощечистка.



69

Чистка картофеля овощечисткой. Практическое занятие.



70

Чистка моркови овощечисткой. Практическое занятие.



71

Городское и сельское жилище.



72

Отличие городского жилища от сельского.



73

Виды жилых помещений.



74

Размещение семьи  в доме.



75

Жилой дом.



76

Хозяйственные постройки.



77

Коммунальные удобства, их назначение.



78

Почтовый адрес дома. Практическая работа.



79

Виды транспортных средств: наземный транспорт.



80

Виды транспортных средств: воздушный транспорт.



81

Виды транспортных средств: специальный транспорт.



82

Виды транспортных средств: пассажирский транспорт.



83

Виды транспортных средств: грузовой транспорт.



84

Виды транспортных средств: водный транспорт.



85

Проезд в школу. Практическое занятие.



86

Поведение в транспорте.



87

Поведение   на улице.



88

Поведение в транспорте и на улице.



89

Правила перехода через дорогу.



90

Дорожные знаки.



91

Экскурсия по  улицам поселка.



92

Экскурсия по соблюдению ПДД.



93

Основные виды магазинов: продуктовые.



94

Основные виды магазинов: хозяйственные.



95

Правила поведения в магазине.



96

Виды отделов в магазинах.



97

Супермаркет и его отделы.



98

Специализированные магазины.



99

Экскурсия в продуктовый магазин.



100

Экскурсия в хозяйственный магазин.



101

Покупка хлебобулочных изделий. Практическая работа.



102

Повторение по теме.




5. Методические материалы

1. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы  под редакцией И.М, Бгажноковой. -  Москва,  «Просвещение», 2005 год.  

2. Дополнительная литература для учителя: 

Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А. Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.

Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.

Обучение, воспитание и трудовая подготовка  детей   с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А. Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Средства обучения:

демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения

видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,  

дидактический материал: 

изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;

альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы;

изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!