Пояснительная записка
Предлагаемая программа по двигательному развитию предназначена для учащихся с РАС. Структура адаптированной образовательной программы для детей с РАС соответствует основной цели их образования ― введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования умственно отсталых обучающихся, как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с РАС как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ребёнку в обыденной жизни, для решения различных практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Цели курса определяются развитием двигательной активности ребенка.
Основными задачами курса являются:
-обучение, обогащение двигательного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
-формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами;
-научить согласовывать движения;
-развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);
-развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
-развивать координацию движений;
-развивать умение слушать музыку;
-развивать творческие способности личности;
-прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Общая характеристика
Двигательное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является двигательный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества двигательного опыта детей. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 3 класса процессы двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов двигательной активности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических действий, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия детей. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по степени сложности, исходя из особенностей физического развития каждого ребёнка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Двигательное развитие» изучается 2 часа в неделю в вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в области коррекционных курсов. Программа рассчитана на 34 недели.
Преподавание курса должно оптимизировать физическое состояние и развитие обучающихся. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с РАС . Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков двигательного развития. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Личностные, базовые и предметные результаты освоения учебного предмета
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
- освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- умение радоваться успехам.
Подготовка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться предметами, сопровождающими действие;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
- осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами;
- бережно относиться к своему здоровью;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- ориентация на партнера, сотрудничество и кооперация (в командных играх);
-выполнение комплексов упражнений, подвижные игры.
Регулятивные учебные действия:
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.
Познавательные учебные действия:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
-применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
1) Осознание себя как гражданина России; чувство гордости за свою Родину; 2) Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) Эстетические потребности, ценности и чувства;
8) Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; готовность к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения курса:
- уметь слушать музыку и звучащие инструменты;
- выполнять несложные движения руками и ногами; - активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя. - уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
Планируемые результаты
1.Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке. 2.Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки. 3.Выполнять правильно имитационные упражнения.
4.Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев. Выполнять простейшие упражнения в вытяжении.
5. Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. 6.Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.
7. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. 8.Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз.
9.Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев. 10.Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.
11.Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.
12.Знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения;
Простейшие способы организации самостоятельных занятий:
-по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности;
- жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами:
1.Коррекция и формирование правильной осанки;
2. Формирование и укрепление мышечного корсета;
3. Коррекция и развитие сенсорной системы;
4.Развитие точности движений пространственной ориентировки.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных способностей обучающихся тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися в ходе освоения материала по математическим представлениям, необходимы им для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Применяются следующие методы обучения
Программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии. Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни. Практическая значимость курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы:
-принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы;
- принцип доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности в обучении;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно.
В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции.
Компонент жизненной компетенции рассматривается, как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как дети с РАС представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы «Двигательное развитие» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д. Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка предлагается использовать метод экспертной группы. Данная группа должна объединять всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц:
- 0 баллов – нет продвижения;
-1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
-3 балла – значительное продвижение.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка.
По предмету «Двигательное развитие» оценки не ставятся.
Методическая литература
1.Издательство «Дрофа», 2009. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. 2.Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.
3. Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО 4.«Издательство Рекпол», 2008.
5. Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..
6. Видеодиски «Уроки хореографии». Авторы: Е. В. Васина, Е. Л. Савченко.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Вводный урок | 1 | | Повторение |
2 | Основные понятия | 1 | | Повторение |
3 | Дыхательные упражнения | 1 | | Повторение |
4 | Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки | 1 | | Повторение |
5 | Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет | 1 | | Повторение |
6 | Правильное исходное положение | 1 | | Повторение |
7 | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | | Повторение |
8 | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | | Повторение |
9 | Изменение длительности дыхания. | 1 | | Повторение |
10 | Дыхание при ходьбе. | 1 | | Повторение |
11 | Движение руками в исходных положениях | 1 | | Повторение |
12 | Движение предплечий и кистей рук. | 1 | | Повторение |
13 | Хлопки в ладоши с изменением темпа | 1 | | Повторение |
14 | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа | 1 | | Повторение |
15 | Повторение материала | 1 | | Повторение |
16 | Наклоны головой | 1 | | Повторение |
17 | Наклоны туловищем | 1 | | Повторение |
18 | Сгибание стопы | 1 | | Повторение |
19 | Перекаты с носков на пятки. | 1 | | Повторение |
20 | Закрепление материала | 1 | | Повторение |
21 | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | 1 | | Повторение |
22 | Отстукивание и отхлопывание разного темпа | 1 | | Повторение |
23 | Ходьба ровным шагом | 1 | | Повторение |
24 | Ходьба по кругу, взявшись за руки. | 1 | | Повторение |
25 | Ходьба по кругу, взявшись за руки | 1 | | Повторение |
26 | Ходьба на носках | 1 | | Повторение |
27 | Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | | Повторение |
28 | Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | | Повторение |
29 | Ходьба по линии | 1 | | Повторение |
30 | Ходьба по линии | 1 | | Повторение |
31 | Ходьба на носках | 1 | | Повторение |
32 | Ходьба на носках | 1 | | Повторение |
33 | Захват предметов | 1 | | Повторение |
34 | Захват предметов | 1 | | Повторение |
35 | Передача предметов | 1 | | Повторение |
36 | Передача предметов | 1 | | Повторение |
37 | Закрепление материала | 1 | | Повторение |
38 | Бросание мячей | 1 | | Повторение |
39 | Бросание мячей | 1 | | Повторение |
40 | Перекатывание мячей | 1 | | Повторение |
41 | Повторение пройденного | 1 | | Повторение |
42 | «Солнышко и дождик». Игра. | 1 | | Повторение |
43 | «Солнышко и дождик». Игра | 1 | | Повторение |
44 | «Воробушки и кот». Игра. | 1 | | Повторение |
45 | «Воробушки и кот». Игра. | 1 | | Повторение |
46 | «Кот и мыши». Игра. | 1 | | Повторение |
47 | «Кот и мыши». Игра | 1 | | Повторение |
48 | «У медведя во бору». Игра. | 1 | | Повторение |
49 | «У медведя во бору». Игра. | 1 | | Повторение |
50 | «Ручеёк». Игра. | 1 | | Повторение |
51 | «Ручеёк». Игра. | 1 | | Повторение |
52 | «Снежинки и ветер». Игра. | 1 | | Повторение |
53 | «Снежинки и ветер». Игра. | 1 | | Повторение |
54 | «Найди пару». Игра | 1 | | Повторение |
55 | «Найди пару». Игра | 1 | | Повторение |
56 | «Хитрая лиса». Игра | 1 | | Повторение |
57 | «Хитрая лиса». Игра. | 1 | | Повторение |
58 | Закрепление материала | 1 | | Повторение |
59 | Подвижная игра «Прокати мяч по дорожке» | 1 | | Повторение |
60 | Подвижная игра «Прокати мяч по дорожке» | 1 | | Повторение |
61 | Закрепление материала | 1 | | Повторение |
62 | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах) | 1 | | Повторение |
63 | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах) | 1 | | Повторение |
64 | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах) | 1 | | Повторение |
65 | Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц | 1 | | Повторение |
66 | Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц | 1 | | Повторение |
67 | Закрепление материала | 1 | | Повторение |
68 | Повторение пройденного | 1 | | Повторение |