СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Двигательное развитие" для детей с РАС Вариант 8.4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для детей с РАС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Двигательное развитие" для детей с РАС Вариант 8.4»

Пояснительная записка



Предлагаемая программа по двигательному развитию предназначена для учащихся с РАС. Структура адаптированной образовательной программы для детей с РАС соответствует основной цели их образования ― введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития.

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования умственно отсталых обучающихся, как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с РАС как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ребёнку в обыденной жизни, для решения различных практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.



Цели курса определяются развитием двигательной активности ребенка.



Основными задачами курса являются:

-обучение, обогащение двигательного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

-формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами;

-научить согласовывать движения;

-развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);

-развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;

-развивать координацию движений;

-развивать умение слушать музыку;

-развивать творческие способности личности;

-прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.





















Общая характеристика



Двигательное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является двигательный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества двигательного опыта детей. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 3 класса процессы двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов двигательной активности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических действий, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия детей. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по степени сложности, исходя из особенностей физического развития каждого ребёнка.



Описание места учебного предмета в учебном плане



Предмет «Двигательное развитие» изучается 2 часа в неделю в вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в области коррекционных курсов. Программа рассчитана на 34 недели.





Преподавание курса должно оптимизировать физическое состояние и развитие обучающихся. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с РАС . Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков двигательного развития. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

















Личностные, базовые и предметные результаты освоения учебного предмета



Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

- освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;

- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

- умение радоваться успехам.

Подготовка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться предметами, сопровождающими действие;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);

- следовать предложенному плану;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование базовых учебных действий



Личностные учебные действия:

- осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами;

- бережно относиться к своему здоровью;

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

- ориентация на партнера, сотрудничество и кооперация (в командных играх);

-выполнение комплексов упражнений, подвижные игры.

Регулятивные учебные действия:

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

Познавательные учебные действия:

-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

-применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

1) Осознание себя как гражданина России; чувство гордости за свою Родину; 2) Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

4) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

7) Эстетические потребности, ценности и чувства;

8) Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

9) Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; готовность к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения курса:

- уметь слушать музыку и звучащие инструменты;

- выполнять несложные движения руками и ногами; - активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;

- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя. - уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;

- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.























































































Планируемые результаты



1.Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке. 2.Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки. 3.Выполнять правильно имитационные упражнения.

4.Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев. Выполнять простейшие упражнения в вытяжении.

5. Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. 6.Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

7. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. 8.Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз.

9.Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев. 10.Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.

11.Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.

12.Знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения;



Простейшие способы организации самостоятельных занятий:

-по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности;

- жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.

































Содержание учебного предмета



Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами:

1.Коррекция и формирование правильной осанки;

2. Формирование и укрепление мышечного корсета;

3. Коррекция и развитие сенсорной системы;

4.Развитие точности движений пространственной ориентировки.

Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных способностей обучающихся тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися в ходе освоения материала по математическим представлениям, необходимы им для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Применяются следующие методы обучения

Программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии. Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни. Практическая значимость курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

При обучении используются следующие принципы:

-принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип наглядности в обучении;

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно.

В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции.

Компонент жизненной компетенции рассматривается, как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как дети с РАС представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление.

Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Оценка качества реализации программы «Двигательное развитие» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д. Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка предлагается использовать метод экспертной группы. Данная группа должна объединять всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц:

- 0 баллов – нет продвижения;

-1 балл – минимальное продвижение;

- 2 балла – среднее продвижение;

-3 балла – значительное продвижение.

Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка.

По предмету «Двигательное развитие» оценки не ставятся.





















Методическая литература



1.Издательство «Дрофа», 2009. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. 2.Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.

3. Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО 4.«Издательство Рекпол», 2008.

5. Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..

6. Видеодиски «Уроки хореографии». Авторы: Е. В. Васина, Е. Л. Савченко.



























































Календарно-тематическое планирование



урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Вводный урок

1


Повторение

2

Основные понятия

1


Повторение

3

Дыхательные упражнения

1


Повторение

4

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки

1


Повторение

5

Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет

1


Повторение

6

Правильное исходное положение

1


Повторение

7

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях

1


Повторение

8

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях

1


Повторение

9

Изменение длительности дыхания.

1


Повторение

10

Дыхание при ходьбе.

1


Повторение

11

Движение руками в исходных положениях

1


Повторение

12

Движение предплечий и кистей рук.

1


Повторение

13

Хлопки в ладоши с изменением темпа

1


Повторение

14

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа

1


Повторение

15

Повторение материала

1


Повторение

16

Наклоны головой

1


Повторение

17

Наклоны туловищем

1


Повторение

18

Сгибание стопы

1


Повторение

19

Перекаты с носков на пятки.

1


Повторение

20

Закрепление материала

1


Повторение

21

Отстукивание и отхлопывание разного темпа.

1


Повторение

22

Отстукивание и отхлопывание разного темпа

1


Повторение

23

Ходьба ровным шагом

1


Повторение

24

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

1


Повторение

25

Ходьба по кругу, взявшись за руки

1


Повторение

26

Ходьба на носках

1


Повторение

27

Ходьба в медленном и быстром темпе

1


Повторение

28

Ходьба в медленном и быстром темпе

1


Повторение

29

Ходьба по линии

1


Повторение

30

Ходьба по линии

1


Повторение

31

Ходьба на носках

1


Повторение

32

Ходьба на носках

1


Повторение

33

Захват предметов

1


Повторение

34

Захват предметов

1


Повторение

35

Передача предметов

1


Повторение

36

Передача предметов

1


Повторение

37

Закрепление материала

1


Повторение

38

Бросание мячей

1


Повторение

39

Бросание мячей

1


Повторение

40

Перекатывание мячей

1


Повторение

41

Повторение пройденного

1


Повторение

42

«Солнышко и дождик». Игра.

1


Повторение

43

«Солнышко и дождик». Игра

1


Повторение

44

«Воробушки и кот». Игра.

1


Повторение

45

«Воробушки и кот». Игра.

1


Повторение

46

«Кот и мыши». Игра.

1


Повторение

47

«Кот и мыши». Игра

1


Повторение

48

«У медведя во бору». Игра.

1


Повторение

49

«У медведя во бору». Игра.

1


Повторение

50

«Ручеёк». Игра.

1


Повторение

51

«Ручеёк». Игра.

1


Повторение

52

«Снежинки и ветер». Игра.

1


Повторение

53

«Снежинки и ветер». Игра.

1


Повторение

54

«Найди пару». Игра

1


Повторение

55

«Найди пару». Игра

1


Повторение

56

«Хитрая лиса». Игра

1


Повторение

57

«Хитрая лиса». Игра.

1


Повторение

58

Закрепление материала

1


Повторение

59

Подвижная игра «Прокати мяч по дорожке»

1


Повторение

60

Подвижная игра «Прокати мяч по дорожке»

1


Повторение

61

Закрепление материала

1


Повторение

62

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах)

1


Повторение

63

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах)

1


Повторение

64

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах)

1


Повторение

65

Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц

1


Повторение

66

Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц

1


Повторение

67

Закрепление материала

1


Повторение

68

Повторение пройденного

1


Повторение