ПРОГРАММА ФГОС НОО -
ФИЗКУЛЬТУРА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Физическая культура»
(ФГОС НОО 1 – 4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету разработана на основе
ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
Программы Министерства образования и науки РФ: НОО, авторской программы В. И.Лях «Физическая культура», утвержденной МОН РФ в соответствии с требованиями
ФГОС.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, (баскетбол, волейбол) входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (пришкольные спортивные площадки), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения;
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному»,ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный
компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о
природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью
учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной
направленностью.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы и темы | Количество часов |
Класс |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Базовая часть | 66 | 68 | 68 | 68 |
1 | Знания о физической культуре | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | Способы физкультурной деятельности | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Физическое совершенствование: гимнастика с основами акробатики легкая атлетика волейбол, баскетбол подвижные игры интеллектуальные игры: шашки | 10 14 22 8 6 | 12 16 22 6 6 | 10 16 26 4 6 | 10 16 26 4 6 |
| Вариативная часть (время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается) | 33 | 34 | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями.
Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание. Режим дня и личная гигиена. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, физическую работоспособность. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища.
Физическое совершенствование
Прохождение учебного материала по разделу «Гимнастика»
Строевые упражнения: повороты «Направо!», «Налево!», размыкание и смыкание приставными
шагами, перестроение из одной шеренги в две и обратно, из колонны по одному в
колонну по два.
Ходьба и её разновидности. Беговые и прыжковые упражнения. Общеразвивающие упражнения.
Акробатика: группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, стойка на лопатках с согнутыми ногами, стойка на лопатках с согнутыми ногами, перекатом вперед в упор присев.
Висы и упоры: вис согнувшись, вис прогнувшись, упор стоя, подтягивание из виса лёжа, поднимание туловища.
Прохождение учебного материала по разделу «Легкая атлетика»
Изучение основ техники легкоатлетических упражнений и воспитание двигательных способностей:
прыжок в длину с разбега, многоскоки;
Освоения умений владеть мини-баскетбольным мячом и их закрепление в подвижных играх:
ведение мяча стоя на месте правой, левой рукой и поочерёдно;
ведение мяча правой, левой рукой в полуприседе и в полном приседе;
Освоения умений владеть волейбольным мячом и их закрепление в подвижных играх:
броски и ловля мяча по круг,
броски и ловля мяча отскоком от стены,
Прохождение учебного материала по разделу «Подвижные игры»
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись - разойдись», «Смена мест», «Запрещенные движения».
На материале раздела «Легкая атлетика»:
На материале раздела «Спортивные игры»
Баскетбол: подвижные игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Волейбол: подвижные игры: «Пионербол», «Перестрелка».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие
основных физических качеств.
Интеллектуальные игры: шашки.
2 класс
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Прохождение учебного материала по разделу «Гимнастика».
Строевые упражнения: команды: «Шире шаг!», «Реже шаг!», «На первый, второй расчитайся!», перестроение в две шеренги, передвижение по диагонали, противоходом, змейкой.
Ходьба и её разновидности. Беговые и прыжковые упражнения. Общеразвивающие упражнения.
Акробатика: перекаты в группировке с касанием руками за головой,2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, мост из положения «лежа на спине».
Висы и упоры. Подтягивания из виса и вис стоя. Поднимание туловища из положения лёжа. Упражнения на гибкость. Отжимание в упоре лёжа.
Прохождение учебного материала по разделу «Легкая атлетика»
Изучение и закрепление основ техники легкоатлетических упражнений и воспитание двигательных способностей:
Освоение умений владеть мини-баскетбольным мячом и их закрепление в подвижных играх:
Упражнения с мини-баскетбольным мячом:
Сюжетные игры. Эстафеты: с бегом, с обручем и кеглями, с мячом и скакалками.
Освоение умений владеть волейбольным мячом и их закрепление в подвижных играх:
строевые упражнения;
общеразвивающие упражнения;
беговые и прыжковые упражнения.
Упражнения с волейбольным мячом:
броски и ловля мяча в парах, в кругу, в колоннах;
Эстафеты: с волейбольным мячом, с бегом и прыжками, с кеглями и обручем, с мячами и скакалками.
Прохождение учебного материала по разделу «Подвижные игры»
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты
с обручами». «Запрещенные движения»
На материале раздела «Легкая атлетика»:
На материале раздела «Спортивные игры»:
Баскетбол: подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне», «Охотники и утки», «Перестрелка», игры на внимание.
Волейбол: подвижные игры: «Волна», «Неудобный
бросок», «Снайпер», «Между двух огней», «Пионербол с двумя мячами»
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Интеллектуальные игры: шашки.
3 класс
Знания о физической культуре
Физическая
культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой
деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных
физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в волейбол, баскетбол. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Прохождение учебного материала по разделу «Гимнастика»
Строевые упражнения: повороты кругом на месте, перестроение уступами, перестроение из колонны по одному в колонну 3-4 в движении с поворотом.
Ходьба и её разновидности. Беговые и прыжковые упражнения. Общеразвивающие упражнения.
Акробатика: кувырок вперед, кувырок назад, перекатом назад стойка на лопатках, «мост» с
помощью и самостоятельно, комбинация из освоенных элементов.
Висы и упоры: вис стоя, вис лёжа, вис, согнув ноги, вис прогнувшись, завес двумя на согнутых ногах, вис спиной к гимнастической стенке.
Повторение материала 1-2 классов. Подтягивание в висе (м), в висе лёжа (д). Поднимание туловища. Упражнения на гибкость. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
Прохождение учебного материала по разделу «Легкая атлетика»
Изучение и закрепление основ техники легкоатлетических упражнений и воспитание двигательных способностей:
Освоение умений владеть мини-баскетбольным мячом и их закрепление в подвижных играх:
Мини-баскетбол:
Освоение умений владеть волейбольным мячом и их закрепление в подвижных играх учащимися:
Мини-волейбол:
Эстафеты с элементами волейбола: с бегом и прыжками, с кеглями и обручами, с мячами и скакалками.
Прохождение учебного материала по разделу «Подвижные игры»
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
На материале раздела «Легкая атлетика»:
На материале спортивных игр:
Баскетбол: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей». «Охотники и утки», «Перестрелка», «Между двух огней».
Волейбол: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта», «Пионербол», «Пионербол с двумя мячами», «Снайпер».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Интеллектуальные игры: шашки.
4 класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования
физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах)
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение
нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Прохождение учебного материала по разделу «Гимнастика»
Строевые упражнения: перестроение из колонны по одному в колонну по 4 дроблением и сведением, разведением и слиянием, поворот кругом.
Ходьба и её разновидности. Беговые и прыжковые упражнения. Общеразвивающие упражнения.
Акробатика:
кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, комбинация из освоенных элементов.
Висы и упоры: вис согнувшись, вис прогнувшись, вис стоя, вис лёжа, поднимание прямых ног в висе, комбинация из висов и упоров.
Повторение пройденного материала 1-3 класса. Подтягивания. Поднимание туловища. Упражнения
на гибкость.
Прохождение учебного материала по разделу «Легкая атлетика»
Специальные упражнения легкоатлета:
низкий старт (команды «на старт», «внимание», «марш»);
экспресс-тесты (бег 30 метров, подтягивания, прыжок с места, 6-ти минутный бег);
Прохождение учебного материала по разделу «Баскетбол»
1. Стойка игрока.
2. Перемещение в стойке приставным
шагом боком, лицом и спиной вперёд.
3. Остановка шагом по звуковому
сигналу.
4. Ловля мяча двумя руками на месте и с
выходом навстречу мячу.
5. Передача мяча двумя руками от груди
со сменой мест.
6. Ведение мяча шагом и бегом по прямой
правой и левой рукой.
7. Бросок мяча двумя руками от груди с
места из прямого и бокового положений.
8. Упражнения в парах с набивными
мячами.
9. Прыжки со скакалкой. Челночный бег.
Остановка шагом по звуковому сигналу.
Игры подготовительные к баскетболу.
Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Прохождение учебного материала по разделу «Волейбол»
1. Стойка игрока.
2. Перемещение в стойке приставным
шагом боком.
3. Перемещение лицом и спиной вперед
4. Передача мяча двумя руками сверху на
месте.
5. Передача мяча сверху двумя руками с
выходом под мяч.
6. Приём мяча двумя руками снизу.
7. Нижняя прямая подача.
8. Передача мяча над собой.
9. Игра в «Пионербол».
Упражнения в парах с набивными мячами.
Прыжки со скакалкой.
Игра «Удочка».
Ускорения из различных исходных упражнений.
Подвижные игры с элементами волейбола.
Передача мяча в парах через сетку.
Прохождение учебного материала по разделу «Подвижные игры»
Задания на координацию движений типа:
Интеллектуальные игры: шашки
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за
свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества.
2. Формирование уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
4. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
2. Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
4. Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
5. Выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения.
6. Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
1класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
мальчики | девочки |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, количество раз | 11 – 12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 9 – 10 | 7 – 8 | 5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см | 118 – 120 | 115 – 117 | 105 – 114 | 116 – 118 | 113 – 115 | 95 – 112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30м с высокого старта, сек | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,2 – 7,0 | 6,3 – 6,1 | 6,9 – 6,5 | 7,2 – 7,0 |
Бег 1000 м | без учета времени |
2 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
мальчики | девочки |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, количество раз | 14 – 16 | 8 – 13 | 5 – 7 | 13 – 15 | 8 – 12 | 5 – 7 |
Прыжок в длину с места, см | 143 – 150 | 128 – 142 | 119 – 127 | 136 – 146 | 118 – 135 | 108 – 117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30м с высокого старта, сек | 6,0 – 5,8 | 6,7 – 6,1 | 7,0 – 6,8 | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,0 – 6,8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
3 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
мальчики | девочки |
Подтягивание в висе, количество раз | 5 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, количество раз | | | | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места, см | 150 – 160 | 131 – 149 | 120 – 130 | 143 – 152 | 126 – 142 | 115 – 125 |
Бег 30м с высокого старта, сек | 5,8 – 5,6 | 6,3 – 5,9 | 6,6 – 6,4 | 6,3 – 6,0 | 6,5 – 5,9 | 6,8 – 6,6 |
Бег 1000м, мин. сек | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
4 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
мальчики | девочки |
Подтягивание в висе, количество раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, количество раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, сек | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег 1000 м, мин. сек | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |
Список литературы
1. Лях В. И. «Физическая культура, 1 –