Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Содержание учебного материала
Основы знаний.
В раздел «Основы знаний» включено «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» - формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровому образу жизни. Правила поведения и техника безопасности на уроках физической культуры. Самоконтроль при выполнении физических упражнений. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений (пульс). Помощь при травмах. Спортивная терминология.
Лёгкая атлетика.
1.Ходьба: прохождение время отрезков от 100 до 200м. Ходьба с ускорением и замедлением, сменой видов ходьбы на заранее оговорённых участках.
2.Бег: медленный бег до 8-10 минут. Совершенствование техники беговых упражнений (забрасыванием голени назад, с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег прыжками, ускорения до 50м). Совершенствование техники бега с высокого старта, техника согласования работы рук и ног во время бега. Техника стартового разгона, переходящего в спокойный бег. Эстафетный бег (передача эстафетной палочки), встречная эстафета. Повторный бег с ускорениями на отрезках до 50м. Бег на средние дистанции (400м) и длинные дистанции(800-1500м). Кроссовый бег по слабопересечённой местности до 2000м.
3.Прыжки: совершенствование техники запрыгивания на препятствие высотой 60-80см, совершенствование техники прыжка на месте и с продвижением вперёд, в сторону, назад на одной и двух ногах. Прыжки с ноги на ногу до 10-15м с приземлением на две ноги. Прыжки через скакалку на двух, на одной ноге, в приседе и с продвижением вперёд до 15-20 секунд. Прыжок в высоту с места толчком двух ног, доставая баскетбольное кольцо. Подбор индивидуального разбега для прыжка в длину с полного разбега. Совершенствование техники прыжка в длину с места, с укороченного и полного разбега без учёта места отталкивания и с учётом места отталкивания способом « согнув ноги». Изучение техники работы рук и ног во время полёта (фазы полёта).
4.Метание: Броски набивного мяча (3кг), снизу вперёд, снизу через голову назад, стоя и сидя партнёру. Совершенствование техники метания теннисного мяча с места на дальность, с укороченного и полного разбега в коридор 10м.
Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Совершенствование техники выполнения строевых команд. Совершенствование техники выполнения поворотов на месте и в движении, по команде учителя: «направо», «налево», «кругом». Понятие «фланг», «интервал», «дистанция». Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три, четыре), из шеренги в колонну по два-четыре, размыкание в движении на заданную дистанцию и интервал. Фигурная маршировка. Понятие о предварительной и исполнительной командах.
Общеукрепляющие упражнения
1.Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы. Наклоны, повороты туловища вправо, влево в сочетании с движением рук. 2.Упражнения на дыхание. Тренировка дыхания в различных исходных положениях (сидя, стоя, лёжа).
3.Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с предметами
1.С гимнастической палкой: удержание гимнастической палки двумя руками хватом снизу и сверху, над головой, за головой и на уровне верхнего угла лопатки. Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую перед грудью.
2.С малым мячом: перекладывание мяча из одной руки в другую внизу, перед грудью, над головой, за спиной. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками. Разбрасывание и сбор мячей.
3. С большим мячом. Бросок мяча в пол, вверх, в стену и ловля его. Перекатывание мяча вперёд, вправо, влево, стоя, сидя, в парах. Ходьба по гимнастической скамейке парами, с поворотом направо, налево, кругом.
4.Лазание : лазание вверх, вниз по гимнастической стенке, с чередованием различных способов на время.
Лыжная подготовка.
Совершенствование техники выполнения строевых команд и приёмов. Передвижение в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, сохраняя дистанцию. Совершенствование техники выполнения ступающим и скользящим шагом без палок и с палками, соблюдая дистанцию. Совершенствование техники попеременного хода без палок и с палками; согласованность работы рук и ног. Прохождение отрезков на время от 600 до 800м. Совершенствование техники спуска в высокой стойке со склона. Подъём «лесенкой», «ёлочкой», торможение «плугом», повороты переступанием, вправо, влево. Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км.
Коррекционные подвижные игры.
1.Баскетбол: совершенствование раннее изученной техники передвижения, комбинация из основных элементов техники передвижения, техника защитных действий против игрока без мяча и с мячом техника перемещений, владение мячом, ведение мяча с обводкой препятствий. Штрафной бросок. Учебная игра.
2.Волейбол: совершенствование техники передвижений. Совершенствовать приём и передачу мяча снизу двумя руками у стены и в парах, через сетку. Совершенствование нижней прямой подачи и техники приёма мяча с подачи. Изучение техники нападающего удара. Блокирование нападающих ударов. Учебная игра.
3.Футбол: совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Совершенствование техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Техника удара по мячу прямым и внутренним подъёмом правой и левой ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Техника защитных действий против игрока без мяча и с мячом. Учебная игра.
Для оценки исходного уровня развития физической подготовленности учащихся в начале учебного года (сентябрь) проводится тестирование по контрольным заданиям. А в конце учебного года (май) проводится повторное тестирование для определения динамики развития двигательных способностей занимающихся по тем же тестам. Контрольные упражнения и критерии оценивания физической подготовленности учащихся представлены в (приложении 1).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные:
1) оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2) проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
3) проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
4) проявлять взаимоуважение , сплоченность в команде;
5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей;
8)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
1)Формировать умение видеть свои ошибки и их принимать и исправлять.
2) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4)Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
5) Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Предметные:
1)планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
2) излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
3) представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
4) измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
5) оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Учащиеся должны:
Знать: правила техники безопасности на занятиях по лёгкой атлетике. Как выполнять перестроения, уход за лыжным инвентарём, что делать при обморожении. Как влияют подвижные и спортивные игры на организм, правила игры в баскетбол, волейбол, футбол.
Уметь: правильно приземляться при прыжках в длину. Выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги» с укороченного и полного разбега. Метать с укороченного и полного разбега на дальность и с места в цель. Строиться в шеренгу, ходить строем в колонну по одному. Выполнять спуск со склона в высокой стойке и подъём лесенкой. Выполнять защитные действия против игрока без мяча и с мячом, выполнять правила игры. Выполнять передачу снизу двумя руками у стены и в парах. Выполнять ведение футбольного мяча правой, левой ногой, останавливать мяч подошвой. Выполнять правила игры в футбол.
Контрольные упражнения и уровни развития физических качеств.
Контрольные упражнения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
мальчики | девочки |
Прыжок в длину с места (см) | 171-190 | 146-170 | 135-145 | 151-170 | 166-150 | 120-125 |
Бег 60м (сек) | 9,0-9,4 | 9,5-9,7 | 9,8 и больше | 11,9-11,3 | 12,5-12,0 | 12,6 и больше |
Бросок мяча в цель (5 раз) | 5 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 |
Метание мяча на дальность (м) | 35-40 | 25-30 | 20-18 | 22-25 | 18-20 | 12-15 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Теория. Основы знаний. | 4 | | |
| Лёгкая атлетика | 17 | | |
1* | Т.б Значение физической культуры в жизни человека. Упражнения на растягивание. | 1 | 2.09 | |
2 | Т.б Продолжительная ходьба в различном темпе. Беговые упражнения. | 1 | 3.09 | |
3 | Т.б Спортивная ходьба. ОРУ на стадионе. | 1 | 6.09 | |
4 | Т.б Семенящий бег, бег с ускорением до 50м. | 1 | 9.09 | |
5 | Т.б Тестирование ускорение до 60м. | 1 | 10.09 | |
6 | Т.б Тестирование прыжки в длину с места. | 1 | 13.09 | |
7 | Т.б Тестирование метание теннисного мяча на дальность и в цель. | 1 | 16.09 | |
8 | Т.б Медленный бег до 4-5 минут. | 1 | 17.09 | |
9 | Т.б Беговые упражнения (забрасыванием голени назад, с высоким подниманием бедра). | 1 | 20.09 | |
10 | Т.б Семенящий бег, бег прыжками, ускорения до 50м. | 1 | 23.09 | |
11 | Т.б Эстафетный бег (передача эстафетной палочки). | 1 | 24.09 | |
12 | Т.б Встречная эстафета. Повторный бег с ускорениями на отрезках до 50м. | 1 | 27.09 | |
13 | Т.б Прыжок с 3-5 беговых шагов в длину с разбега без учёта места отталкивания. | 1 | 30.09 | |
14 | Т.б Совершенствовать технику высокого старта. | 1 | 1.10 | |
15 | Т.б Кроссовый бег по слабопересечённой местности до 2000м. | 1 | 4.10 | |
16 | Т.б Техника стартового разгона, переходящего в спокойный бег. | 1 | 7.10 | |
17 | Т.б Совершенствовать кроссовый бег. | 1 | 8.10 | |
18 | Т.б Броски набивного мяча (2-3кг) двумя руками из положения стоя. | | 11.10 | |
| Оздоровительная и корригирующая гимнастика | 20 | | |
19* | Т.б Самоконтроль. Первая помощь при травмах. Упражнения на гибкость. | 1 | 14.10 | |
20 | Т.б Совершенствование техники выполнения строевых команд. | 1 | 15.10 | |
21 | Т.б Совершенствование техники выполнения поворотов на месте и в движении, по команде учителя. | 1 | 18.10 | |
22 | Т.б Понятие «фланг», «интервал», «дистанция». | 1 | 21.10 | |
23 | Т.б Размыкание от середины на вытянутые руки приставными шагами вправо, влево. | 1 | 22.10 | |
24 | Т.б Тренировка дыхания вдох носом, выдох ртом в исходном положении сидя. | 1 | 25.10 | |
25 | Т.б Поочерёдные разнонаправленные движения рук. | 1 | 28.10 | |
26 | Т.б Прохождение расстояния до 5м от одного ориентира до другого без контроля зрения. | 1 | 29.10 | |
27 | Т.б Упражнения с гимнастической палкой. | 1 | 8.11 | |
28 | Т.б Упражнения с малыми мячами. | 1 | 11.11 | |
29 | Т.б Совершенствовать технику выполнения упражнений с мячами. | 1 | 12.11 | |
30 | Т.б Лазанье вверх, вниз по гимнастической стенке с предметом в руке. | 1 | 15.11 | |
31 | Т.б Расхождение вдвоём поворотом при встрече на гимнастической скамейке. | 1 | 18.11 | |
32 | Т.б Бег по гимнастической скамейке с предметом в руках. | 1 | 19.11 | |
33 | Т.б Броски набивного мяча от груди. | 1 | 22.11 | |
34 | Т.б Корригирующие упражнения для ног и рук. | 1 | 25.11 | |
35 | Т.б Упражнения, лёжа на животе для мышц спины. | 1 | 26.11 | |
36 | Т.б Упражнения в парах, стоя спиной друг другу. | 1 | 29.11 | |
37 | Т.б Упражнения в расслаблении мышц при переноске груза. | 1 | 2.12 | |
38 | Т.б Упражнения в парах при сопротивлении партнёра. | 1 | 3.12 | |
39 | Т.б Упражнения для формирования точности движения. | 1 | 6.12 | |
40 | Т.б Упражнения в разных плоскостях для рук и ног. | 1 | 9.12 | |
| Лыжная подготовка. | 18 | | |
41* | Одежда и обувь для занятий. Техника безопасности на лыжне. Разминка на лыжах. | 1 | 10.12 | |
42 | Т.б Совершенствование техники выполнения строевых команд и приёмов. | 1 | 13.12 | |
43 | Т.б Передвижение в колонне по одному с лыжами на плече и под рукой, сохраняя дистанцию. | 1 | 16.12 | |
44 | Т.б Совершенствование техники выполнения ступающим и скользящим шагом без палок и с палками. | 1 | 17.12 | |
45 | Т.б Совершенствование техники попеременного хода. | 1 | 20.12 | |
46 | Т.б Повороты способом «переступанием», подъём «лесенкой». | 1 | 23.12 | |
47 | Т.б Совершенствование техники попеременного хода. | 1 | 24.12 | |
48 | Т.б Техника торможения способом «плуг». | 1 | 27.12 | |
49 | Т.б Прохождение отрезков на время от 600-800м. | 1 | 10.01 | |
50 | Т.б Совершенствование техники спуска со склона и подъёма лесенкой. | 1 | 13.01 | |
51 | Т.б Закрепление техники спуска и подъёма «лесенкой» по склону. | 1 | 14.01 | |
52 | Т.б Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км. | 1 | 17.01 | |
53 | Т.б Совершенствовать технику скользящего шага с палками. | 1 | 20.01 | |
54 | Т.б Закрепить технику скользящего шага с палками. | 1 | 21.01 | |
55 | Т.б Совершенствовать технику поворотов, способом «переступания». | 1 | 24.01 | |
56 | Т.б Закрепить технику поворотов, способом «переступания». | 1 | 27.01 | |
57 | Т.б Совершенствовать технику подъёма « лесенкой». | 1 | 28.01 | |
58 | Т.б Закрепить технику выполнения подъёма «лесенкой». | 1 | 31.01 | |
59 | Т.б Техника выполнения подъёма «ёлочкой». | 1 | 3.02 | |
| Коррекционные подвижные игры. | 27 | | |
60* | Т.б Влияние подвижных и спортивных игр на организм человека. Игра « Мяч среднему». | 1 | 4.02 | |
61 | Т.б Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной». | 1 | 7.02 | |
62 | Т.б Игра: «Шишки, жёлуди, орехи», «Верёвочный круг». | 1 | 10.02 | |
63 | Т.б Подвижные игры на развитие внимания: «Точные броски», «Запрещённое движение». | 1 | 11.02 | |
64 | Т.б Игра: «Ногой по мячу», «Найди предмет такого же цвета». | 1 | 14.02 | |
65 | Т.б Игры: «Попади в цель», «Эстафета с обручами». | 1 | 17.02 | |
66 | Т.б Игра: «Прыжки по полоскам», «Снайперы». | 1 | 18.02 | |
67 | Т.б Игра: «Мяч в середину», «Верёвочка под ногами». | 1 | 21.02 | |
68 | Т.б Бросок мяча в баскетбольное кольцо. Игра «Быстро по местам». | 1 | 24.02 | |
69 | Т.б Защитные действия игрока без мяча (отбор). | 1 | 25.02 | |
70 | Т.б Волейбол: совершенствование техники стойки волейболиста. | 1 | 28.02 | |
71 | Т.б Техника приёма мяча с подачи. Учебная игра. Тестирование бросок мяча в цель. | 1 | 3.03 | |
72 | Т.б Техника приёма и передача мяча снизу. | 1 | 4.03 | |
73 | Т.б Совершенствовать технику приёма и передачи мяча снизу. | 1 | 7.03 | |
74 | Т.б Техника приёма и передачи мяча снизу в парах. | 1 | 10.03 | |
75 | Т.б Закрепить передачу мяча двумя руками снизу. | 1 | 11.03 | |
76 | Т.б Техника приёма мяча сверху двумя руками. | 1 | 14.03 | |
77 | Т.б Совершенствовать технику приёма мяча сверху. | 1 | 17.03 | |
78 | Т.б Изучение перехода на площадке после потери мяча. | 1 | 18.03 | |
79 | Т.б Закрепить переход на площадке после потери мяча. | 1 | 1.04 | |
80 | Т.б Совершенствовать технику остановки мяча подошвой. | 1 | 4.04 | |
81 | Т.б Техника удара по мячу прямым и внутренним подъёмом правой, левой ногой. | 1 | 7.04 | |
82 | Т.б Техника удара по мячу головой. Тестирование прыжок в длину с места. | 1 | 8.04 | |
83 | Т.б Техника удара по мячу с передачи. Учебная игра. | 1 | 11.04 | |
84 | Т.б Баскетбол: техника ловли и передачи мяча. | 1 | 14.04 | |
85 | Т.б Техника бросков (без сопротивления). | 1 | 15.04 | |
86 | Т.б Техника бросков ( с сопротивлением). | 1 | 18.04 | |
87 | Т.б Совершенствовать технику бросков с сопротивлением и без сопротивления. | 1 | 21.04 | |
| Лёгкая атлетика | 16 | | |
88 | Т.б Двигательный режим школьника. Беговые упражнения. | 1 | 22.04 | |
89 | Т.б Прыжок в длину с разбега с учётом места отталкивания способом «согнув ноги». | 1 | 25.04 | |
90 | Т.б Броски набивного мяча (1-2кг) снизу из положения стоя. | 1 | 28.04 | |
91 | Т.б Метание мяча в цель. | 1 | 29.04 | |
92 | Т.б Метание теннисного мяча с 3-5 беговых шагов. | 1 | 2.05 | |
93 | Т.б Прыжок в длину с места. | 1 | 5.05 | |
94 | Т.б Подвижная игра «Пятнашки» | 1 | 6.05 | |
95 | Т.б Эстафеты с гимнастическими палками. | 1 | 12.05 | |
96 | Т.б Совершенствовать прыжок в длину с разбега, способом « согнув ноги». | 1 | 13.05 | |
97 | Т.б Броски набивного мяча снизу через голову назад. | 1 | 16.05 | |
98 | Т.б Броски набивного мяча от груди , стоя. (работа в парах). | 1 | 19.05 | |
99 | Т.б Совершенствовать броски набивного мяча в парах. | 1 | 20.05 | |
100 | Т.б Метание теннисного мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель. | 1 | 23.05 | |
101 | Т.б Совершенствовать метание теннисного мяча в горизонтальную цель. | 1 | 26.05 | |
102 | Т.б Эстафетный бег с передачей эстафетной палочки. | 1 | 27.05 | |