СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа
ГБОУ «СОШ № 61 имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61
имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»
РАССМОТРЕНО Председатель МО СОШ № 61 _______ Н.Г. Исаева (ФИО) Протокол № 6 от «18» июня 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора СОШ № 61 _______ Л. А. Селихова (ФИО) «31» августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор СОШ № 61 _______ М.Н. Трощенко (ФИО) Приказ №268от «31» августа2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Физика»
для 9 классов
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Исаева Наталья Геннадьевна,
учитель физики
первой
квалификационной
категории
Севастополь
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физика» соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочей программы
к линии УМК А.В Грачёва «Физика»: 7-9 классы ( А. В. Грачёв, В.А Погожев, П.Ю. Боков и др. - М.:Вентана-Граф 2017. - 86 с.)
В данную программу были внесены следующие изменения:
В данную программу были внесены следующие изменения:
вместо 70 часов планируется 68 часов
Данные изменения обосновываются тем, что по Учебному плану школы 34 учебных недели.
Учебный материал изучается на базовом уровне.
Межпредметные связи: рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и экспериментальных задач, выполняемых учащимися. УМК А.В Грачёва реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира. Курс физики является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, так как физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии.
Для работы по данной программе используется:
Рабочая программа к линии УМК А. В. Грачёва : Физика 7–9
Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика -9. Учебник.- М.Вентана – Граф. 2013.
Сайт издательства«Вентана-Граф»,раздел:Методическая поддержка.Физика. (А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов).Адрес : http://www.vgf.ru
В. И. Лукашик «Сборник задач по физике». – М: Просвещение, 1994г
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часов в неделю. Промежуточная аттестация проводиться по результатам текущих отметок и тематического контроля. Данная программа может быть использована для индивидуального и домашнего обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
• убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• уметь применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• уметь докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
По окончании изучения курса обучающийся научится:
понимать смысл понятий: физический закон, границы применимости физического закона, система отсчёта, механическое движение, относительность механического движения, мгновенная скорость, угловая скорость, механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность инерциальная система отсчёта, силы инерции, взаимодействие, атом, атомное ядро, планетарная модель атома, спектр, квант, фотон, постулаты Бора, энергия связи ядра, критическая масса, выход ядерной реакции, ионизирующее излучение, предельно допустимая доза излучения, радиационной фон; геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира, Солнечная активность, Вселенная.
описывать механическое движение, используя такие понятия и физические величины, как точечное тело, система отсчёта, прямолинейное равномерное и равноускоренное движения, перемещение и скорость при прямолинейном равномерном движении;
Решать основную задачу механики для прямолинейного равномерного и равноускоренного движений. Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, гравитационная постоянная, постоянная Планка, астрономическая единица длины
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, закон Гука, сохранения импульса и механической энергии, первый закон термодинамики, закон радиоактивного распада,
уметь решать основную задачу механики для прямолинейного равномерного и равноускоренного движений. Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности, поглощение и испускание света атомами, явление радиоактивности.
По окончании изучения курса обучающийся научится использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы, атмосферного давления. Различать силу тяжести и вес тела, силу трения покоя и силу трения скольжения. Наблюдать и объяснять явления невесомости, перегрузки. Понимать физический смысл законов отражения света, преломления света; различать их словесную формулировку и математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин .Объяснять смысл таких физических моделей, как точечный источник света, световой луч, тонкая линза; использовать их при изучении световых явлений. Использовать для описания световых явлений такие физические величины, как абсолютный и относительный показатели преломления, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ.
Измерять модули сил упругости, веса тела, трения скольжения с помощью динамометра с учётом погрешностей измерения.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от величины деформации, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники; оценки безопасности радиационного фона.
Квантовые явления
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять основные свойства таких квантовых явлений,
как: радиоактивность, поглощение и испускание света атомами,
дефект масс, радиоактивные излучения, ядерные реакции;
• объяснять смысл таких физических моделей, как: планетарная модель атома, протонно-нейтронная модель атомного ядра,
стационарная орбита, фотон; использовать их при изучении
квантовых явлений, законов физики, воспроизведении научных методов познания природы;
• описывать квантовые явления, используя для этого знание
таких физических величин и физических констант, как: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота излучения, постоянная Планка, атомная масса, зарядовое и массовое
числа, энергия связи атомного ядра, удельная энергия связи
атомного ядра, период полураспада, поглощённая доза излучения; использовать обозначения физических величин и единиц
физических величин в СИ; правильно трактовать смысл используемых физических величин;
• понимать смысл физических законов для квантовых явлений: сохранения энергии, электрического заряда, массового и
зарядового чисел, закона радиоактивного распада, закономерностей излучения и поглощения света атомами; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин;
• указывать основные свойства ядерных сил;
• формулировать правила смещения при альфа- и бета-распадах;
• проводить измерения естественного радиационного фона,
определять знак заряда частиц, движущихся в магнитном поле
по фотографиям их треков;
• понимать принцип действия ядерного реактора, дозиметра;
• обсуждать экологические проблемы, возникающие при
использовании атомных электростанций (АЭС), пути решения этих проблем, перспективы использования атомной энергетики;
• решать физические задачи, используя знание физических
законов и закономерности поглощения и испускания света атомами, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул), выбранных физических моделей.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний
о квантовых явлениях и физических законах, влияния радиоактивных излучений на живые организмы; использовать эти знания в повседневной жизни — в быту, в учебных целях, для сохранения здоровья и соблюдения радиационной безопасности;
• понимать основные принципы работы АЭС, счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, измерительных
дозиметрических приборов, физические основы их работы, использованные при их создании модели и законы физики;
• решать физические задачи, используя знание законов: сохранения электрического заряда, энергии, импульса, массового
и зарядового чисел при ядерных реакциях, радиоактивного распада, правил смещения при альфа- и бета-распадах;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных
формах в целях выполнения проектных работ по квантовым явлений
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Кинематика 13 ч
Механическое движение. Способы описания механического движения. Системы отсчёта. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность механического движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.
Лабораторные работы
1. Изучение равноускоренного прямолинейного движения.
2. Изучение равномерного движения по окружности
Раздел 2. Динамика 12 ч
Инерция. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Материальная точка. Сила. Второй закон Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Движение взаимодействующих тел. Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные спутники. История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Физическая природа Солнца и других звёзд. Строение и эволюция Вселенной. Повторение по теме «Динамика». Решение задач.
Лабораторные работы
1. Измерение плотности твёрдого тела с помощью динамометра и мензурки.
2*. Изучение зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины.
Раздел 3. Импульс. Закон сохранения импульса 3 ч
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса. Решение задач
Раздел 4. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии- 5 ч
Механическая работа. Вычисление работы сил. Мощность. Кинетическая энергия. Система тел. Потенциальная энергия. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии.
Раздел 5. Статика 5 ч
Твёрдое тело. Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Решение задач. Повторение по темам «Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии», «Статика». Решение задач
Лабораторная работа
Определение КПД наклонной плоскости и коэффициента трения скольжения
Раздел 6. Механические колебания и волны 5 ч
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Преобразование энергии при механических колебаниях. Свободные колебания пружинного и математического маятников. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона
Лабораторные работы
1*. Исследование колебаний пружинного маятника.
2. Исследование колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника
Раздел 7. Электромагнитные колебания и волны 3 ч
Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.
Раздел 8. Оптика 8 ч
Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоских зеркалах. Закон преломления света. Преломление света в призме. Дисперсия света. Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими собирающими линзами. Построение изображений, создаваемых тонкими рассеивающими линзами. Решение задач на построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и зрение. Оптические приборы. Границы применимости законов геометрической оптики. Интерференция. Дифракция
Лабораторные работы
1. Наблюдение явления преломления света.
2. Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
3. Получение изображения с помощью собирающей линзы
Раздел 9. Физика атома и атомного ядра 10 ч
Строение атома. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики. Повторение по темам «Механические колебания и волны», «Электромагнитные колебания и волны», «Оптика», «Физика атома и атомного ядра». Решение задач
Лабораторные работы
1. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
2. Определение знака заряда частиц по фотографиям их треков в камере с магнитным полем
[Повторение. Итоговый контроль 2 ч
Условное обозначение: * – дополнительная лабораторная работа, выполнение которой на усмотрение учителя.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1-13 | Кинематика | 13 | 10 | 2 | 1 |
14-25 | Динамика | 12 | 10 | 1 | 1 |
26-27 | Законы сохранения импульса | 2 | 2 |
|
|
28-32 | Закон сохранения механической энергии. | 5 | 5 |
|
|
33-37 | Статика | 5 | 3 | 1 | 1 |
38-42 | Механические колебания и волны | 5 | 4 | 1 |
|
43-45 | Электромагнитные колебания и волны. | 3 | 3 |
|
|
46-55 | Оптика | 10 | 7 | 3 |
|
56-66 | Физика атома и атомного ядра | 11 | 8 | 2 | 1 |
67-68 | Повторение | 2 | 2 |
|
|
Итого: | 68 | 54 | 10 | 4 |
Приложение
к Рабочей программе,
утвержденной приказом
от «30» августа 2020 г. №268
Календарно-тематический план
по предмету «Физика»
для 9 а, б, в класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Исаева Наталья Геннадьевна.
№ | Дата (по плану) | Дата (по факту) | Наименование темы | Кол -во часов | Элементы содержания | Виды деятельности (на уровне УУД) | Формы и виды контроля | Домашнее задание | |||||
Раздел 1. Кинематика - 13 часов. | |||||||||||||
1/1 | 9а-02.09 9б-02.09 9в-02.09
| 9а 9б 9в
| Способы описания механического движения. Система отсчёта. | 1 | Механическое движение. Способы описания механического движения. Системы отсчёта. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность механического движения. Сложение движений. Принцип независимости движений Криволинейное движение. [Движение тела, брошенного под углом к горизонту.] Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности. Повторение по теме «Кинематика». Решение задач. Криволинейное движение Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности. Повторение по теме «Кинематика». Решение задач.
| Работа с инструкцией по ТБ с росписью в журнале. Понимать и объяснять смысл механического движения, системы отсчёта. Научиться выбирать систему отсчёта (тело отсчёта, систему координат) на плоскости. Описывать механическое движение, используя такие понятия и физические величины, как точечное тело, система отсчёта, прямолинейное равномерное и равноускоренное движения, перемещение и скорость при прямолинейном равномерном движении; средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение (для равноускоренного движения). Наблюдать и объяснять относительность механического движения. Использовать принцип независимости движений при сложении движений. Описывать механическое движение на плоскости в графическом и аналитическом видах. Понимать смысл законов прямолинейного равномерного и равноускоренного движений, представлять их в различных видах. Решать основную задачу механики для прямолинейного равномерного и равноускоренного движений. Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности. Понимать и описывать особенности криволинейного движения на плоскости; Определять равномерное движение тела по окружности, используя такие понятия, как радиус-вектор, угловая скорость, период и частота обращения. Понимать и объяснять смысл закона равномерного движения точечного тела по окружности. Выполнять экспериментальные исследования прямолинейного равномерного и равноускоренного | Устный опрос. | §1, Стр. 6-10, Упр. (2, 6) | |||||
2/2 | 9а-07.09 9б-07.09 9в-04.09 | 9а 9б 9в | Прямолинейное движение | 1 | Физический диктант, § 2 (задача из текста, 1, 2); | §2, Стр.12-16 Упр. (3, 4) | |||||||
3/3 | 9а-09.09 9б-09.09 9в-09.09 | 9а 9б 9в | Лабораторная работа №1«Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения» | 1 | Оформление работы, вывод | Повторение | |||||||
4/4 | 9а-14.09 9б-14.09 9в-11.09
| 9а 9б 9в | Прямолинейное равномерное движение по плоскости | 1 | Фронтальный опрос | § 3, Стр.17-21 Упр. (1, 3) | |||||||
5/5 | 9а-16.09 9б-16.09 9в-16.09 | 9а 9б 9в | Перемещение при равномерном прямолинейном движении по плоскости | 1 | Фронтальный опрос | § 4, Стр. 22-26,Упр. (3, 4) | |||||||
6/6 | 9а-21.09 9б-21.09 9в-18.09 | 9а 9б 9в | Скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости | 1 | Самостоятельная работа | § 5, Стр.27-30, Упр. (2, 4); | |||||||
7/7 | 9а-23.09 9б-23.09 9в-23.09
| 9а 9б 9в | Относительное движение. Сложение движений. Принцип независимости движений. | 1 | Работа с таблицами и графиками | § 6 (вопросы 1-3), (1,2); | |||||||
8/8 | 9а-28.09 9б-28.09 9в-25.10 | 9а 9б 9в | Примеры решения задач на сложение движений | 1 | Физический диктант | § 7 (1, 2); | |||||||
9/9 | 9а-30.10 9б-30.10 9в-30.10 | 9а 9б 9в | Криволинейное движение. | 1 | Фронтальный опрос | § 8; Стр.42-47 | |||||||
10/10 | 9а-05.10 9б-05.10 9в-02.10
| 9а 9б 9в | Равномерное движение по окружности. Период и частота вращения. | 1 | Задания на соответствие | § 10 , Упр. (2, 6); Стр.55-60 | |||||||
11/11 | 9а-07.10 9б-07.10 9в-07.10 | 9а 9б 9в | Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности. Лабораторная работа №2 «Изучение равномерного движения по окружности» | 1 | Задания на соответствие | § 11 Упр.(1,5). | |||||||
12/12 | 9а-12.10 9б-12.10 9в-09.10 | 9а 9б 9в | Обобщение и повторение темы «Кинематика» | 1 | Работа по систематизации полученных знаний в форме таблиц | Повторение | |||||||
13/13 | 9а-14.10 9б-14.10 9в-14.10 | 9а 9б 9в | Контрольная работа №1«Кинематика» | 1 | решение задач контр. работы |
| |||||||
Раздел 2. Динамика – 12 часов. | |||||||||||||
14/1 | 9а-19.10 9б-19.10 9в-16.10
| 9а 9б 9в | Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила. |
| Инерция. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Материальная точка. Сила. Второй закон Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Движение взаимодействующих тел. [Движение связанных тел.] Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные спутники. История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Физическая природа Солнца и других звёзд. Строение и эволюция Вселенной. Повторение по теме «Динамика». Решение задач | Понимать и объяснять основные свойства таких явлений, как механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность. Объяснять смысл таких физических моделей, как материальная точка, свободное тело, инерциальная система отсчёта. Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи. Описывать взаимодействие тел, используя такие физические величины, как масса, сила, ускорение; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ. Понимать и объяснять смысл законов: Ньютона, Гука, Кулона, всемирного тяготения; решать задачи на их использование. Проводить прямые и косвенные измерения физических величин: массы, плотности, силы. Находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой и под углом. Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе. Различать силу тяжести и вес тела, силу трения покоя и силу трения скольжения. Наблюдать и объяснять явления невесомости, перегрузки. Измерять модули сил упругости, веса тела, трения скольжения с помощью динамометра с учётом погрешностей измерения. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков и выявлять на их основе зависимости: силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормальной реакции опоры. Вычислять некоторые кинематические и динамические характеристики, определяющие движение небесных тел в гелиоцентрической системе отсчёта. Понимать смысл первой и второй космической скоростей для Земли. Понимать различия между геоцентрической и гелиоцентрической системами мира. Рассматривать строение солнечной атмосферы. Указывать общие свойства и различия планет земной группы и планет-гигантов. Сравнивать звёзды, используя следующие характеристики: размеры, массу, плотность. Обсуждать происхождение Солнечной системы, гипотезу Большого взрыва. Анализировать характер зависимостей между физическими величинами, относящимися к законам динамики, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы. | Работа над ошибками | § 12, Стр.71-77, Упр.3 | |||||
15/2 | 9а-21.10 9б-21.10 9в-21.10 | 9а 9б 9в | Второй закон Ньютона. Решение задач о движении тела под действием нескольких сил |
| Задания на соответствие | § 13 , Стр77-84 Упр.(1); | |||||||
16/3 | 9а-26.10 9б-26.10 9в-23.10 | 9а 9б 9в | Лабораторная работа №3. «Измерение плотности твёрдого тела с помощью динамометра и мензурки» |
| Оформление работы, вывод |
| |||||||
17/4 | 9а-28.10 9б-28.10 9в-28.10
| 9а 9б 9в | Решение задач о движении тела под действием нескольких сил |
| Задания на соответствие |
| |||||||
18/5 | 9а-09.11 9б-09.11 9в-30.10 | 9а 9б 9в | Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Решение задач на движение взаимодействующих тел |
| Задания на соответствие | § 14, Упр. (1, 4); | |||||||
19/6 | 9а-11.11 9б-11.11 9в-11.11 | 9а 9б 9в | Динамика равномерного движения материальной точки по окружности |
| Фронтальный опрос | § 16 Упр. (1); | |||||||
20/7 | 9а-16.11 9б-16.11 9в-13.11
| 9а 9б 9в | Решение задач динамики равномерного движения по окружности |
| Задания на соответствие, самостоятельная работа |
| |||||||
21/8 | 9а-18.11 9б-18.11 9в-18.11 |
| Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения |
| Работа по систематизации полученных знаний | § 18 Упр.(2-4); | |||||||
22/9 | 9а-23.11 9б-23.11 9в-20.11 |
| Движение планет. Искусственные спутники |
| Фронтальный опрос | § 19 (задачи 2, 3 из текста); | |||||||
23/10 | 9а-25.11 9б-25.11 9в-25.11
|
| История развития представлений о Вселенной. |
| Выступление докладчиков, беседа | § 20; | |||||||
24/11 | 9а-30.11 9б-30.11 9в-27.11 |
| Повторение и обобщение |
| Задания, эстафеты | § 12-20, повторить | |||||||
25/12 | 9а-02.12 9б-02.12 9в-02.12 |
| Контрольная работа №2 «Динамика» |
|
|
| |||||||
Раздел 3. Законы сохранения импульса – 2 часа | |||||||||||||
26/1 | 9а-07.12 9б-07.12 9в-04.12
| 9а 9б 9в | Импульс тела. Закон сохранения импульса |
| Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса. Решение задач | Описывать механическое движение, используя для этого знание таких физических величин, как импульс, импульс силы; такие понятия, как система тел, внутренние и внешние силы. Понимать и объяснять смысл законов изменения импульса материальной точки и импульса системы тел, сохранения импульса и проекции импульса на координатную ось ИСО; различать их словесную формулировку и математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин. Решать задачи на использование закона сохранения импульса и закона сохранения проекции импульса. Объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса | Задание на соответствие | §23, Упр.(1-3); | |||||
27/2 | 9а-09.12 9б-09.12 9в-09.12 | 9а 9б 9в | Решение задач «Импульс тела» |
| Работа по систематизации полученных знаний | §24,Упр.(2,3) Стр. 151 | |||||||
Раздел 4. Закон сохранения механической энергии – 5 часов | |||||||||||||
28/1 | 9а-14.12 9б-14.12 9в-11.12
| 9а 9б 9в | Общее определение работы. Мощность.
| 1 | Формулировать законы изменения и сохранения механической энергии; различать их словесную формулировку и математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин.[Объяснять условия применимости законов сохранения импульса и механической энергии.]Решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии | Понимать и объяснять такие понятия, как механическая работа (общий случай), кинетическая энергия тела, система тел, потенциальные силы, потенциальная энергия системы тел, внутренние и внешние силы, механическая энергия системы тел, мощность; давать определения данных понятий. Использовать такие физические величины, как механическая работа, кинетическая энергия тела, потенциальная энергия системы тел, механическая энергия, для объяснения изменения механической энергии системы тел, закона сохранения механической энергии, решения задач. Формулировать законы изменения и сохранения механической энергии; различать их словесную формулировку и математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин. | Выступление докладчиков | § 25, Упр.(2, 3); | |||||
29/2 | 9а-16.12 9б-16.12 9в-16.12 | 9а 9б 9в | Кинетическая энергия. | 1 | Задание на соответствие | § 26, Упр.(1-3); | |||||||
30/3 | 9а-21.12 9б-21.12 9в-18.12 | 9а 9б 9в | Потенциальная энергия. | 1 | Оформление работы, вывод | § 27, Упр.(1-3); | |||||||
31/4 | 9а-23.12 9б-23.01 9в-23.12 | 9а 9б 9в | Механическая энергия системы тел | 1 | Задание на соответствие | § 28, Упр.(1,2); | |||||||
32/5 | 9а-11.01 9б-11.01 9в-25.12 | 9а 9б 9в | Закон сохранения механической энергии | 1 | Физический диктант | § 28, Упр.(3,6); | |||||||
Раздел 5. Статика – 5 часов | |||||||||||||
33/1 | 9а-11.01 9б-11.01 9в-13.01 | 9а 9б 9в | Равновесие тела. Момент силы | 1 | Твёрдое тело. Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Решение задач. Повторение по темам «Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии», «Статика». Решение задач | Понимать и объяснять условие равновесия материальной точки, твёрдого тела, виды равновесия твёрдого тела. Объяснять смысл такой физической модели, как абсолютно твёрдое тело; таких физических величин, как плечо силы, момент силы, КПД простого механизма. Выполнять экспериментальные исследования с целью нахождения центра тяжести плоского тела, определения КПД наклонной плоскости и коэффициента трения скольжения. Решать задачи на применение условий равновесия твёрдого тела, вычислять мощность и КПД простых механизмов. Понимать и объяснять смысл «золотого правила механики» и условия его выполнения. При повторении материала решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии. | Задание на соответствие | § 29, Упр.(1); | |||||
34/2 | 9а-13.01 9б-13.01 9в-15.01 | 9а 9б 9в | Условие равновесия твёрдого тела | 1 | Задание на соответствие | § 29, Упр.(2); | |||||||
35/3 | 9а-18.01 9б-18.01 9в-20.01 | 9а 9б 9в | Применение условий равновесия при решении задач статики | 1 | Задание на соответствие | § 30, Упр.(1); | |||||||
36/4 | 9а-20.01 9б-20.01 9в-22.01 | 9а 9б 9в | Лабораторная работа №4 «Определение КПД наклонной плоскости и коэффициента трения скольжения» | 1 | Задание на соответствие |
| |||||||
37/5 | 9а-25.01 9б-25.02 9в-27.01 | 9а 9б 9в | Контрольная работа № 3 «Законы сохранения. Статика» | 1 |
|
| |||||||
Раздел 6. Механические колебания и волны- 5 часов | |||||||||||||
38/1 | 9а-27.01 9б-27.01 9в-29.01 | 9а 9б 9в | Механические колебания | 1 | Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Преобразование энергии при механических колебаниях. Свободные колебания пружинного и математического маятников. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона | Описывать явления механических колебаний (свободные, затухающие, вынужденные колебания, резонанс) и определять их основные свойства. Использовать для описания явлений такие физические величины, как период, частота, амплитуда колебаний; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ. Объяснять смысл таких физических моделей, как колебательная система, пружинный и математический маятники.Описывать механические колебания пружинного и нитяного маятников. Выполнять экспериментальные исследования колебаний нитяного маятника, проводить измерения периода, частоты и амплитуды колебаний нитяного маятника. Рассматривать преобразования потенциальной и кинетической энергий пружинного и математического маятников при свободных гармонических колебания
| Задание на соответствие | § 31, Стр.202 Упр.(1,3); | |||||
39/2 | 9а-01.02 9б-01.02 9в-03.02 | 9а 9б 9в | Преобразование энергии при механических колебаниях | 1 |
| § 32, Стр.207 Упр.(2,4); | |||||||
40/3 | 9а-03.02 9б-03.02 9в-10.02 | 9а 9б 9в | Лабораторная работа№5 «Определение ускорения свободного падения» | 1 | Оформление работы, вывод |
| |||||||
41/4 | 9а-08.02 9б-08.02 9в-12.02 | 9а 9б 9в | Резонанс | 1
| Задание на соответствие | § 33, Стр.202 Упр.(1); | |||||||
42/5 | 9а-10.02 9б-10.02 9в-17.02 | 9а 9б 9в | Механические волны. Звук. | 1 | Задание на соответствие | § 34,35, Стр.225 Упр.(2,3); | |||||||
Раздел 7. Электромагнитные колебания и волны – 3 часа | |||||||||||||
43/1 | 9а-15.02 9б-15.02 9в-19.02 | 9а 9б 9в | Переменный электрический ток | 1 | Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. [Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы] | Понимать и описывать физические явления, лежащие в основе получения переменного электрического тока, передачи электрической энергии. Рассматривать устройство и принцип действия электрогенератора, [простейшего трансформатора]. Объяснять основные свойства электромагнитных колебаний и волн. Понимать процессы, происходящие в колебательном контуре. Описывать возникновение свободных электромагнитных колебаний в колебательном контуре. Использовать для описания электромагнитных колебаний и волн такие физические величины, как напряжённость электрического поля, индукция магнитного поля, скорость и длина электромагнитной волны | Доклады, презентации | § 36, Стр.233 Упр.(2,3); | |||||
44/2 | 9а-17.02 9б-17.02 9в-24.02 | 9а 9б 9в | Колебательный контур. | 1 | Задание на соответствие | § 37, Стр.238
| |||||||
45/3 | 9а-22.02 9б-22.02 9в-26.02 | 9а 9б 9в | Электромагнитные волны | 1 | Задание на соответствие | § 38, Стр.246 Упр.(2,3,4); | |||||||
Раздел 8. Квантовые явления – 10 часов | |||||||||||||
46/1 | 9а-24.02 9б-24.03 9в-03.03 | 9а 9б 9в | Источники света. Действие света | 1 | Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоских зеркалах. Закон преломления света. Преломление света в призме. Дисперсия света. [Явление полного внутреннего отражения.] Линзы. Тонкие линзы. [Построение изображений, создаваемых тонкими собирающими линзами. Построение изображений, создаваемых тонкими рассеивающими линзами. Решение задач на построение изображений, создаваемых тонкими линзами.] Глаз и зрение. [Оптические приборы. Границы применимости законов геометрической оптики. | Описывать основные свойства таких световых явлений, как прямолинейное распространение света, законы отражения и преломления света, [полное внутреннее отражение света], дисперсия. Понимать физический смысл законов отражения света, преломления света; различать их словесную формулировку и математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин. Объяснять смысл таких физических моделей, как точечный источник света, световой луч, тонкая линза; использовать их при изучении световых явлений. Использовать для описания световых явлений такие физические величины, как абсолютный и относительный показатели преломления, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;. Проводить прямые измерения фокусного расстояния собирающей линзы, оптической силы линзы; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений. Выполнять экспериментальные исследования законов: прямолинейного распространения света, отражения света, преломления света; выявлять эмпирическую зависимость угла преломления пучка света отражения угла падения; объяснять полученные результаты и делать выводы. Понимать и описывать процесс получения зрительного изображения, устройство оптической системы человеческого глаза, особенности человеческого зрения. Понимать принцип действия оптических приборов и устройств: камеры-обскуры, плоских зеркал, призмы, поворотной призмы, уголкового отражателя,[световодов], собирающей и рассеивающей линз,[проекционного аппарата, фотоаппарата], используемые при их работе законы геометрической оптики. Решать физические задачи, используя знание законов геометрической оптики. | Фронтальный опрос | § 39, 40, Стр.257, Упр. (1); | |||||
47/2 | 9а-01.03 9б-01.03 9в-05.03 | 9а 9б 9в | Закон отражения. Построение изображения в зеркалах. | 1 | Фронтальный опрос | § 41, 42, Стр.261, Упр. (1,3); | |||||||
48/3 | 9а-03.03 9б-03.03 9в-10.03 | 9а 9б 9в | Закон преломления света на границе двух однородных прозрачных сред. | 1 | Оформление работы, вывод | § 43.44,45
| |||||||
49/4 | 9а-10.03 9б-10.03 9в-12.03 | 9а 9б 9в | Решение задач. | 1 | Оформление работы, вывод | Стр.278, Упр.(4) | |||||||
50/5 | 9а-15.03 9б-15.03 9в-17.03 | 9а 9б 9в | Лабораторная работа №6 «Наблюдения явления преломления света»
| 1 | Фронтальный опрос | Стр.275,Упр.(3)
| |||||||
51/6 | 9а-17.03 9б-17.03 9в-19.03 | 9а 9б 9в | Линзы. Тонкие линзы. | 1 | Оформление работы, вывод | § 46, 47, Стр.295, Упр. (2,4); | |||||||
52/7 | 9а-29.03 9б-29.03 9в-31.03 | 9а 9б 9в | Решение задач на построение изображений в линзе | 1 | Оформление работы, вывод | Стр.296, Упр(7) | |||||||
53/8 | 9а-31.03 9б-31.03 9в-02.04 | 9а 9б 9в | Лабораторная работа №7 «Определение фокусного расстояния собирающей линзы» | 1 | Задание на соответствие | Повторение | |||||||
54/9 | 9а-05.04 9б-05.04 9в-07.04 | 9а 9б 9в | Лабораторная работа №8«Получение изображения с помощью собирающей линзы» | 1 | Задание на соответствие | Повторение | |||||||
55/10 | 9а-07.04 9б-07.04 9в-09.04 | 9а 9б 9в | Глаз и зрение. Оптические приборы. | 1 | Задание на соответствие | § 50, Стр.304, Упр.; | |||||||
Раздел 9. Физика атома и атомного ядра - 11 часов | |||||||||||||
56/1 | 9а-12.04 9б-12.04 9в-14.04 | 9а 9б 9в 9г | Строение атома | 1 | Строение атома. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Альфа- и бетараспады. Правила смещения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. [Регистрация ядерных излучений.] Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики. Повторение по темам «Механические колебания и волны», «Электромагнитные колебания и волны», «Оптика», «Физика атома и атомного ядра». Решение задач | Объяснять основные свойства таких квантовых явлений, как радиоактивность, поглощение и испускание света атомами, ядерные реакции; давать их определения. Познакомиться с явлением радиоактивности, опытами Резерфорда по исследованию свойств радиоактивности. Понимать и объяснять смысл таких физических моделей, как планетарная модель атома, протонно-нейтронная модель атомного ядра, стационарная орбита; использовать их при изучении квантовых явлений. Описывать квантовые явления, используя такие физические величины и константы, как скорость электромагнитных волн, длина волны и частота излучения, постоянная Планка, атомная масса, зарядовое и массовое числа, энергия связи и удельная энергия связи атомных ядер, период полураспада, поглощённая доза излучения; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ. Понимать смысл физических законов для квантовых явлений: сохранения энергии, электрического заряда, массового и зарядового чисел, радиоактивного распада, закономерностей излучения и поглощения света атомами; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин. Проводить измерения естественного радиационного фона, понимать принцип действия дозиметра.[Определять знак заряда частиц по фотографиям их треков в камере с магнитным полем.] Решать физические задачи, используя знание физических законов и постулатов, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул), выбранных физических моделей.[Приводить примеры практического использования знаний о квантовых явлениях и физических законах; примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; использовать эти знания в повседневной жизни - в быту, в учебных целях. Понимать основные принципы работы АЭС, измерительных дозиметрических приборов, детекторов ионизирующих излучений, описывать использованные при их создании модели и законы физики.] Решать физические задачи, используя знание законов: радиоактивного распада, сохранения электрического заряда, энергии и .импульса при ядерных реакциях; правил смещения при альфа- и бета-распадах. | Фронтальный опрос | § 50, Стр.311;
| |||||
57/2 | 9а-14.04 9б-14.04 9в-16.04 | 9а 9б 9в | Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. | 1 | Задание на соответствие | §52 , стр.312 | |||||||
58/3 | 9а-19.04 9б-19.04 9в-21.04 | 9а 9б 9в | Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое число | 1 | Доклады | §53, стр. 315 | |||||||
59/4 | 9а-21.04 9б-21.04 9в-23.04 | 9а 9б 9в | Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | 1 | Доклады | §54, стр .318 | |||||||
60/5 | 9а-26.04 9б-26.04 9в-28.04 | 9а 9б 9в | Закон радиоактивного распада. | 1 | Задание на соответствие | §55, стр.324 | |||||||
61/6 | 9а-28.04 9б-28.04 9в-30.04 | 9а 9б 9в | Альфа и Бета- распады. Правила смещения. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного рад. фона» | 1 | Оформление работы, вывод | Повторение, §56, стр.327 | |||||||
62/7 | 9а-03.05 9б-03.05 9в-05.05 | 9а 9б 9в | Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. | 1 | Доклады | §57, стр.336, упр.2 | |||||||
63/8 | 9а-05.05 9б-05.05 9в-07.05 | 9а 9б 9в
| Регистрация ядерных излучений. Лабораторная работа №10 «Определение заряда частиц по фотографиям их треков» | 1 | Оформление работы, вывод | §58, стр.336 | |||||||
64/9 | 9а-12.05 9б-12.05 9в-12.05 | 9а 9б 9в
| Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики. | 1 |
| Сообщения, доклады, проекты | §59, стр.338 | ||||||
65/10 | 9а-17.05 9б-17.05 9в-14.05 | 9а 9б 9в
| Повторение и обобщение темы « Физика атома и атомного ядра » | 1 |
|
|
| ||||||
66/11 | 9а-19.05 9б-19.05 9в-19.05 | 9а 9б 9в
| Контрольная работа№4 «Оптика. Физика атома и атомного ядра» | 1 |
|
|
| ||||||
Повторение - 2часа | |||||||||||||
67/1 | 9а- 9б 9в-21.05 | 9а 9б 9в | Итоговое повторение | 1 |
|
|
|
| |||||
68/2 | 9а 9б 9в | 9а 9б 9в | Итоговое повторение | 1 |
|
|
|
|
Приложение
к Рабочей программе,
утвержденной приказом
от «31» августа 2020 г.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Система оценки знаний
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы. При оценивании должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Перечень ошибок:
грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Приложение
к Рабочей программе,
утвержденной приказом
от «31» августа 2020 г.
Темы проектных и исследовательских работ
1. Исследование относительности механического движения.
2. Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения свободного падения тел.
3. Принципы работы приборов для измерения
скоростей и ускорений.
4. Применение явления свободного падения тела для измерения времени реакции человека.
5. Оценка границы погрешностей при измерении времени реакции человека.
6. Исследование сложения движений.
7. Исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту.
8. Изучение равномерного движения тела по окружности
9. Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения
10. История открытия И. Ньютоном законов классической механики.
11. Исследование явления невесомости.
12. История открытия закона всемирного тяготения.
13. Первые искусственные спутники Земли
14. История исследования Луны.
15. Наблюдение за фазами Луны и объяснение природы лунных затмений.
16. История исследования планет Солнечной системы.
17. История и результаты исследования кометы Галлея.
18. Оценка диаметра Солнца с помощью камеры-обскуры.
19. Солнце — ближайшая к нам звезда.
20. Влияние солнечной активности и солнечного света на жизнь на Земле
21. История установления закона сохранения импульса.
22. Реактивное движение в природе и технике.
23. Из истории развития космонавтики
24. Применение простых механизмов в технологиях строительства от древних египтян до наших дней.
25. Исследование конструкции велосипеда.
26. Изучение механического резонанса.
27. Исследование распространения поперечных и продольных волн.
28. Экспериментальное изучение характеристик звука.
29. Практическое использование трансформаторов.
30. Производство и передача электроэнергии.
31. История открытия электромагнитных волн.
32. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
33. Применение электромагнитных волн различных диапазонов.
34. Электромагнитное излучение СВЧ-печи.
35. Физические основы радиосвязи.
36. История изобретения радио.
37. История исследования световых явлений.
38. Изготовление камеры-обскуры и получение изображений с её помощью.
39. Историческая реконструкция телескопа Галилея.
40. Изготовление калейдоскопа.
41. Исследование солнечных ожогов на листьях
растений с помощью капель воды.
42. Исследование влияния режима освещения на живые организмы
43. История изучения атома.
44. История открытия линейчатых спектров.
45. Атомная энергетика: проблемы и перспективы.
46. Детекторы ионизирующих излучений:
устройство, принцип действия, примеры применения.
47. Исследование зависимости радиационного фона от солнечной активности.
48. Определение бета-активности проб различных строительных материалов.
49. Определение бета-активности различных
участков тела человека.
50. Способы уменьшения радонового загрязнения в помещениях
11