СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "География" в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "География" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "География" в 5 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа

город Салават Республики Башкортостан













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

уровень образования: основное общее образование, 5а, 5б, 5в классы

срок реализации: 2018-2019 учебный год

количество часов в неделю: 1 час




Составитель:

__Даминева______________Светлана_______________Сергеевна____________,

ФИО (полностью)

учитель географии _ первой категории















Салават

2018


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе ООП ООО МБОУ «СОШ №7» г. Салавата, программы для общеобразовательных учреждений. География: программа: 5-9 классы / А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин и др. – М.: Вентана- Граф, 2014.-320 с.

УМК: География. Начальный курс. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор: А.А. Летягин; под редакцией В.П. Дронова. – М.: Вентана- Граф, 2015.

Предмет "География" занимает особое положение среди учебных предметов, это единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование мировоззрения учащихся. Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе. Начальная география формирует первоначальные знания из разных областей наук о земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей

  1. формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

  2. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  3. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  5. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  6. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении предмета географии решаются задачи:

Образовательные:

1.Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

2.Актуализация представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

3.Актуализация специфических географических и общеучебных умений;
формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

4.Развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

Воспитательные:

1.воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных традиций народов;

2.воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;

3.формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;

4.коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

1.развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций

2.развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

3.убеждения в возможности решения;

4.стремление к участию в практических делах.

5.развитие интеллектуальных особенностей личности.

Учебный план МБОУ «СОШ №7» г. Салавата отводит 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю) на обязательное изучение географии в 5 классе.

Для достижения планируемых результатов будут использованы групповые и индивидуальные формы обучения, а также словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические методы обучения.

В программе предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: географический и терминологический диктант, фронтальный опрос, использование тестов по отдельным темам.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;



Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)


Предметные результаты освоения предмета географии 5 класса включают в себя :

1)понимание географии как особого предмета изучения нашей планеты, необходимости и полезности ее изучения;

2)Приобщение к терминологическому языку географии и формирование первых пространственных представлений об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

3)знакомство с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

4)умение работать с географическими приборами на местности и в классе;

5)понимание целостности общепланетарного природного комплекса «Земля».



III. Содержание учебного предмета.

Введение (3ч)

Что изучает география. Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.

Пр. р. №1. «Наблюдение за изменением длины тени гномона»(обучающая)

Раздел 1. "Земля как планета Солнечной системы" (4 ч)

Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел 2 Геосферы Земли (27 ч)

Тема 1. "Литосфера". Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Пра. р. №2 Создание конструктора литосферных плит

Пр. р. №3 Определение по карте географического положения гор и равнин.

Тема 2. "Атмосфера". Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Пр. р. №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности

Тема 3."Гидросфера". Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Пр. р. №5 «Определение по картам географических объектов.»

Тема 4. "Биосфера". Биосфера: распространение растений и животных на Земле. Взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

Пр. р. №6 «Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека»



IV. Тематическое планирование



урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечания

План.

Факт.


Введение. 3ч.

1

Инструктаж по ТБ, География — одна из наук о планете Земля.

1

5.09

6.09

5.09





2

Географические объекты, процессы и явления.

1

12.09

13.09

12.09





3.



Наблюдения — метод

географической науки

Практическая работа №1. «Наблюдение за изменением длины тени гномона»(обучающая)

1

19.09

20.09

19.09





Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

4.

Земля среди других планет

Солнечной системы

1

26.09

27.09

26.09





5

Движение Земли по около

солнечной орбите

1

3.10

4.10

3.10





6

Движение Земли по около

солнечной орбите

1

10.10

12.10

10.10





7

Суточное вращение Земли

1

17.10

18.10

17.10





Раздел 2 Геосферы Земли (27 ч)

Тема 1. Литосфера (8 ч)

8

Слои «твёрдой» Земли

1

24.10

25.10

24.10





9.



Вулканы Земли

Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.

1

7.11

8.11

7.11





10

Из чего состоит земная кора.

1

14.11

15.11

14.11





11.

Разнообразие горных пород. Виртуальная экскурсия по теме " Разнообразие горных пород своей местности"

1

21.11

22.11

21.11





12.

Строение земной коры.

Землетрясения

1

28.11

29.11

28.11





13

Рельеф земной поверхности.

1

5.12

6.12

5.12





14

Пр. р. №3 Определение по карте географического положения гор и равнин.

1

12.12

13.12

12.12





15.

Человек и литосфера

1

19.12

20.12

19.12





Тема 2. Атмосфера (5 ч)

16-

Воздушная оболочка Земли

1

26.12

27.12

26.12





17

Повторный инструктаж по ТБ. Состав и строение атмосферы

1

9.01

10.01

9.01





18


Погода и метеорологические

наблюдения.

1

16.01

17.01

16.01





19

Практическая работа №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности

1

23.01

24.01

23.01





20.

Человек и атмосфера

1

30.01

31.01

30.01





Тема 3. Гидросфера (7 ч)

21

Гидросфера и её части


6.02

7.02

6.02





22.

Вода на Земле

1

13.02

14.02

13.02





23.





Мировой океан —главная часть гидросферы

Практическая работа №5 «Определение по картам географических объектов.»

1

27.02

28.02

27.02





24.

Воды суши. Реки

1

6.03

7.03

6.03





25


Озёра. Вода в «земных

кладовых»

2

13.03

14.03

13.03





26

Ледники. Подземные воды.


20.03

21.03

20.03





27.

Человек и гидросфера

1

27.03

28.03

27.03





Тема 4. Биосфера (7ч)

28

Оболочка жизни

1

3.04

4.04

3.04





29

Жизнь в тропическом поясе

1

17.04

18.04

17.04





30

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

24.04

25.04

24.04





31

Практическая работа №6 «Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека»

1

2.05

3.05

2.05





32

Жизнь в полярных поясах и в океане

1

8.05

9.05

8.05





33

Природная среда Охрана природы.

1

15.05

16.05

15.05





34

Обобщающий урок по теме «Геосферы Земли»

1

22.05

23.05

22.05