Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
уровень образования: основное общее образование, 5а, 5б, 5в классы
срок реализации: 2018-2019 учебный год
количество часов в неделю: 1 час
Составитель:
__Даминева______________Светлана_______________Сергеевна____________,
ФИО (полностью)
учитель географии _ первой категории
Салават
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе ООП ООО МБОУ «СОШ №7» г. Салавата, программы для общеобразовательных учреждений. География: программа: 5-9 классы / А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин и др. – М.: Вентана- Граф, 2014.-320 с.
УМК: География. Начальный курс. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор: А.А. Летягин; под редакцией В.П. Дронова. – М.: Вентана- Граф, 2015.
Предмет "География" занимает особое положение среди учебных предметов, это единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование мировоззрения учащихся. Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе. Начальная география формирует первоначальные знания из разных областей наук о земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей
формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении предмета географии решаются задачи:
Образовательные:
1.Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
2.Актуализация представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
3.Актуализация специфических географических и общеучебных умений;
формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
4.Развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Воспитательные:
1.воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных традиций народов;
2.воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;
3.формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;
4.коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
1.развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций
2.развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
3.убеждения в возможности решения;
4.стремление к участию в практических делах.
5.развитие интеллектуальных особенностей личности.
Учебный план МБОУ «СОШ №7» г. Салавата отводит 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю) на обязательное изучение географии в 5 классе.
Для достижения планируемых результатов будут использованы групповые и индивидуальные формы обучения, а также словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические методы обучения.
В программе предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: географический и терминологический диктант, фронтальный опрос, использование тестов по отдельным темам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты освоения предмета географии 5 класса включают в себя :
1)понимание географии как особого предмета изучения нашей планеты, необходимости и полезности ее изучения;
2)Приобщение к терминологическому языку географии и формирование первых пространственных представлений об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
3)знакомство с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
4)умение работать с географическими приборами на местности и в классе;
5)понимание целостности общепланетарного природного комплекса «Земля».
III. Содержание учебного предмета.
Введение (3ч)
Что изучает география. Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.
Пр. р. №1. «Наблюдение за изменением длины тени гномона»(обучающая)
Раздел 1. "Земля как планета Солнечной системы" (4 ч)
Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел 2 Геосферы Земли (27 ч)
Тема 1. "Литосфера". Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.
Пра. р. №2 Создание конструктора литосферных плит
Пр. р. №3 Определение по карте географического положения гор и равнин.
Тема 2. "Атмосфера". Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Пр. р. №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности
Тема 3."Гидросфера". Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
Пр. р. №5 «Определение по картам географических объектов.»
Тема 4. "Биосфера". Биосфера: распространение растений и животных на Земле. Взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.
Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.
Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
Пр. р. №6 «Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека»
IV. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
План. | Факт. |
5а | 5б | 5в | 5а | 5б | 5в | |
Введение. 3ч. |
1 | Инструктаж по ТБ, География — одна из наук о планете Земля. | 1 | 5.09 | 6.09 | 5.09 | | | | |
2 | Географические объекты, процессы и явления. | 1 | 12.09 | 13.09 | 12.09 | | | | |
3. | Наблюдения — метод географической науки Практическая работа №1. «Наблюдение за изменением длины тени гномона»(обучающая) | 1 | 19.09 | 20.09 | 19.09 | | | | |
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4 ч) |
4. | Земля среди других планет Солнечной системы | 1 | 26.09 | 27.09 | 26.09 | | | | |
5 | Движение Земли по около солнечной орбите | 1 | 3.10 | 4.10 | 3.10 | | | | |
6 | Движение Земли по около солнечной орбите | 1 | 10.10 | 12.10 | 10.10 | | | | |
7 | Суточное вращение Земли | 1 | 17.10 | 18.10 | 17.10 | | | | |
Раздел 2 Геосферы Земли (27 ч) Тема 1. Литосфера (8 ч) |
8 | Слои «твёрдой» Земли | 1 | 24.10 | 25.10 | 24.10 | | | | |
9. | Вулканы Земли Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит. | 1 | 7.11 | 8.11 | 7.11 | | | | |
10 | Из чего состоит земная кора. | 1 | 14.11 | 15.11 | 14.11 | | | | |
11. | Разнообразие горных пород. Виртуальная экскурсия по теме " Разнообразие горных пород своей местности" | 1 | 21.11 | 22.11 | 21.11 | | | | |
12. | Строение земной коры. Землетрясения | 1 | 28.11 | 29.11 | 28.11 | | | | |
13 | Рельеф земной поверхности. | 1 | 5.12 | 6.12 | 5.12 | | | | |
14 | Пр. р. №3 Определение по карте географического положения гор и равнин. | 1 | 12.12 | 13.12 | 12.12 | | | | |
15. | Человек и литосфера | 1 | 19.12 | 20.12 | 19.12 | | | | |
Тема 2. Атмосфера (5 ч) |
16- | Воздушная оболочка Земли | 1 | 26.12 | 27.12 | 26.12 | | | | |
17 | Повторный инструктаж по ТБ. Состав и строение атмосферы | 1 | 9.01 | 10.01 | 9.01 | | | | |
18 | Погода и метеорологические наблюдения. | 1 | 16.01 | 17.01 | 16.01 | | | | |
19 | Практическая работа №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности | 1 | 23.01 | 24.01 | 23.01 | | | | |
20. | Человек и атмосфера | 1 | 30.01 | 31.01 | 30.01 | | | | |
Тема 3. Гидросфера (7 ч) |
21 | Гидросфера и её части | | 6.02 | 7.02 | 6.02 | | | | |
22. | Вода на Земле | 1 | 13.02 | 14.02 | 13.02 | | | | |
23. | Мировой океан —главная часть гидросферы Практическая работа №5 «Определение по картам географических объектов.» | 1 | 27.02 | 28.02 | 27.02 | | | | |
24. | Воды суши. Реки | 1 | 6.03 | 7.03 | 6.03 | | | | |
25 | Озёра. Вода в «земных кладовых» | 2 | 13.03 | 14.03 | 13.03 | | | | |
26 | Ледники. Подземные воды. | | 20.03 | 21.03 | 20.03 | | | | |
27. | Человек и гидросфера | 1 | 27.03 | 28.03 | 27.03 | | | | |
Тема 4. Биосфера (7ч) |
28 | Оболочка жизни | 1 | 3.04 | 4.04 | 3.04 | | | | |
29 | Жизнь в тропическом поясе | 1 | 17.04 | 18.04 | 17.04 | | | | |
30 | Растительный и животный мир умеренных поясов | 1 | 24.04 | 25.04 | 24.04 | | | | |
31 | Практическая работа №6 «Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека» | 1 | 2.05 | 3.05 | 2.05 | | | | |
32 | Жизнь в полярных поясах и в океане | 1 | 8.05 | 9.05 | 8.05 | | | | |
33 | Природная среда Охрана природы. | 1 | 15.05 | 16.05 | 15.05 | | | | |
34 | Обобщающий урок по теме «Геосферы Земли» | 1 | 22.05 | 23.05 | 22.05 | | | | |